Путешествие к Озеру Байкал
план-конспект занятия (средняя группа)

Шифрина Елена Давидовна

Озеро Байкал».

Форма проведенияигра-путешествие.

Возрастная группасредняя группа.

Цель:  продолжать формировать знания детей среднего дошкольного возраста о Байкальских животных (нерпе, и о важности чистой воды в природе.

Задачи:

Образовательные:

1.Совершенствовать знания о свойствах воды: не имеет цвета, запаха, пресная, соленая

2. Формировать у детей целостное представление об уникальных животных озера Байкал

Развивающие:

1.Формирование активного словаря у детей: нерпа, белек.

2. Мотивировать познавательную деятельность детей средствами экспериментирования.

3. Развивать любознательность, мышление и речь детей; умение делать простейшие умозаключения.

Воспитательные:

1. Формировать умение работать в коллективе, группе; координировать свои действия с действиями других детей, принимать их точку зрения.

2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, желание беречь и сохранять красоту природы и чистоту воды.

3. Воспитывать аккуратность в работе, настойчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

Образовательная область: познавательное развитие.

Основные виды детской деятельности: Познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, двигательная.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozero_baykal.doc53.5 КБ
Office presentation icon ozero_baykal2.ppt2.23 МБ

Предварительный просмотр:

                                       «Озеро Байкал».

Форма проведенияигра-путешествие.

Возрастная группасредняя группа.

Цель:  продолжать формировать знания детей среднего дошкольного возраста о Байкальских животных (нерпе, и о важности чистой воды в природе.

Задачи:

Образовательные:

1.Совершенствовать знания о свойствах воды: не имеет цвета, запаха, пресная, соленая

2. Формировать у детей целостное представление об уникальных животных озера Байкал

Развивающие:

1.Формирование активного словаря у детей: нерпа, белек.

2. Мотивировать познавательную деятельность детей средствами экспериментирования.

3. Развивать любознательность, мышление и речь детей; умение делать простейшие умозаключения.

Воспитательные:

1. Формировать умение работать в коллективе, группе; координировать свои действия с действиями других детей, принимать их точку зрения.

2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, желание беречь и сохранять красоту природы и чистоту воды.

3. Воспитывать аккуратность в работе, настойчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

Образовательная область: познавательное развитие.

Основные виды детской деятельности: Познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, двигательная.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята сегодня к нам в гости пришел гость. Его зовут Басик, и он очень хочет отправиться с нами в путешествие.

Итак, мы отправляемся в путешествие на берег самого большого озера нашего края, и самого большого источника пресной воды на планете. Это озеро  Байкал! начинаем наше путешествие к озеру? Скорее отправляемся в путь. А отправимся мы, на чем мы отправимся, в путешествие вы поймете, отгадав загадку.

Воспитатель:

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что же это? (дети отвечают - самолет)Самолёт — это транспорт.

Воспитатель:

- Где передвигается самолёт? (ответы детей: в небе, правильно, это воздушный вид транспорта. Самолет летит в небе. Давайте покажем, как летит и гудит.

Игра на развитие речевого дыхания:

«Самолёт летит, гудит. (Губы слегка вытянуты, на выдохе у-у-у, с движением рук вверх).

Воспитатель: 

Дети, вставайте друг за другом, отправляемся в полет, (дети друг за другом бегут).

Пролетает самолёт, собираемся в полет

(смотрят на картинку самолёта)

Правое крыло отвел, посмотрел,

(отвели правую руку в сторону, посмотреть)

Левое крыло отвёл, посмотрел.

(отвели левую руку в сторону, посмотрели)

Я мотор завожу, поднимаюсь ввысь, лечу.

(руки согнуты в локтях перед грудью,

вращательные движения).

 Воспитатель: И вот мы с вами на месте (макет озера).

Вы слышите, как шумят воды Байкала? закройте глаза, послушайте.

(Звучит шум воды).

Воспитатель: Соленая вода содержится в морях и океанах.  Люди, животные и растения не могут, употребляют такую воду.

Воспитатель:  Все люди, животные и растения употребляют пресную воду. Пресная вода находится– реках, ручьях, озерах, прудах.

Воспитатель: Байкал – самое большое природное хранилище пресной воды. Его запасов хватило бы напоить в 10 миллионов раз больше человек, чем живёт на Земле. То есть, озеро Байкал – это достояние всей России. И мы должны бережно относиться к нему.

Плещут волны, слышно, как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и тихонько откатываются назад. Ярко светит солнышко, его теплые лучи ласкают наши лица, яркими бликами играют на воде.

Байкал озеро – священный дар природы. Я хочу рассказать вам о Байкале, чтобы вы могли гордиться, таким замечательным озером. Вода в озере настолько чиста, что можно разглядеть камушки на его дне и плавающих рыбок. Байкал – одно из древнейших озёр планеты. Часто Байкал в песнях и сказках называют «Батюшкой», и мы представляем себе озеро этаким старцем. И хотя его возраст 25 миллионов лет, он ещё молод. Со всех сторон озеро окружают горы и нагорья с многообразием растительности – тайгой. Тайгу населяют различные животные: медведи, волки, козы, соболь и так далее. И все эти животные утоляют жажду в Байкале или в ручьях, реках и речушках, впадающих в него».

Воспитатель: Послушайте  «Легенду о Байкале и Ангаре».

В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман-камнем».

Воспитатель: Да, так случилось, что всего одна река вытекает из Байкала, а впадает в него 336 рек. 

Пока мы шли с вами к озеру, по пути я нашла записку.

Игровая ситуация «Загадка»

В снежном логове родится,

Простудиться не боится,

Подрастут, начнут нырять,

Шубки белые менять.

Догадайтесь сами,

Что за зверь с усами? (нерпа)

- На берегах Байкала около воды, и действительно на каменных берегах острова находятся лежбища нерпы. Уникальность этого животного, что оно может жить и в воде, и на суше. Взрослые нерпы питаются рыбой. Своих детенышей - бельков они кормят молоком. А как вы думаете, может ли нерпа прожить без воды?

- И тут вы правы, без воды, не может прожить наша нерпа.

-Но вот какая должна быть вода для обитания этих животных? Это мы можем узнать после проведения опытов.

У нас на Байкале даже есть мини – лаборатория и тут мы можем провести опыты.

Воспитатель: Это макет озера Байкал. Теперь закройте глаза и представьте, что мы оказались все в большой лодке. На этой лодке поплывем по озеру Байкалу.

Дети встают и с воспитателем подходят к макету и, на котором в хаотичном порядке разбросан бытовой мусор.

2. Ориентировочный этап

Воспитатель: «Кто же оставил этот мусор? Что нам делать? Как нужно поступать с отходами, которые остаются после отдыха на природе? Кому или чему могут навредить мусорные отходы?»

Дети: «Мусор оставили люди. Нельзя оставлять мусор на отдыхе. Его нужно собрать и отнести до ближайшего мусорного контейнера. Отходы вредят рыбам, животным, природе».

(Воспитатель с детьми собирают мусор в мешок)

Воспитатель: «Мы собрали весь мусор. Заберем его с собой в город и сдадим на утилизацию. Стала ли река чище из-за того, что мы убрали мусор?»

Дети: «Да!»

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, если бы мы оставили мусор в озере, что могло бы случиться?»

Дети: «Погибли бы обитатели реки и озера. Погибли бы деревья, птицы. Озеро Байкал превратилось бы в грязный водоем с водой, непригодной для питья».

3. Исполнительский этап

Воспитатель: Можно ли мыть руки этой водой или пить эту воду из озера? Почему?»

Дети:    Этой водой руки мыть можно, а пить нельзя. Воду нужно очистить».

Воспитатель: «Дети, я предлагаю причалить к берегу. Здесь находится станция по очистке воды. Мы с вами можем попробовать, как настоящие ученые, очисть воду».

Воспитатель предлагает детям подойти к столам, на которых стоят емкости с чистой соленой и пресной водой, емкость с грязной водой, фильтры для очистки воды, емкости с песком, лежат камни, пластиковые ложки.

Воспитатель: «Чтобы пить воду из рек и озер, что нужно сделать?»

Дети: «Очистить ее»

Воспитатель: «Перед нами емкость с грязной водой. Как можно ее очистить от песка, камней, грязи? С помощью чего?»

Дети: «С помощью фильтра»

Воспитатель: «Действительно, дома практически у каждого есть фильтр для очистки воды. Сегодня я принесла кувшин с фильтром для очистки воды. Нальем в него грязную воду и через некоторое время посмотрим, что произойдет».

Воспитатель или ребенок наливают 1 литр грязной воды в кувшин с фильтром для очистки воды и убирают его на время в сторону.

Воспитатель: «А если мы отдыхаем на природе, забыли взять с собой воду, но поблизости есть озеро, как очистить воду, чтобы использовать ее для питья?» (ответы детей)

Воспитатель: «Предлагаю нам самим смастерить фильтр для воды. Возьмите пластиковый стаканчик, сверху поставьте воронку. В воронку положите ватный диск. Налейте грязной воды до края воронки. Теперь немного подождем».

Дети и воспитатель наблюдают, как чистая вода постепенно просачивается сквозь ватный диск, а на нем остается грязь.

Воспитатель: «Дети, обратите внимание, что в кувшине с фильтром для очистки воды и в ваших устройствах происходит один и тот же процесс – очистка воды от грязи. В походных условиях мы можем ее использовать для питья. А для того, чтобы в наши дома поступала чистая вода, существуют очистные станции, где работники не только удаляют грязь, но и специальными средствами уничтожают вредные микробы, которые живут в воде».

Воспитатель: «На станции мы тоже не будем оставлять мусор, выльем воду, а пластиковую посуду соберем в мусорный мешок для дальнейшей утилизации»

Воспитатель и дети освобождают стаканы от воды, собирают ложки, ватные диски, стаканы в мешок.

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы говорили о Байкале, о том, что нужно беречь природу, не оставлять мусор, чтобы обитатели озера не погибли. 

И, напоследок, Батюшка – Байкал за ваши добрые дела решил угостить вас своей чистой, прозрачной и полезной водицей, чтобы вы росли здоровыми, умными, бережливыми.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Путешествие на озеро Байкал"

Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе (6-7 лет) по формированию у дошкольников целостной картины мира с использованием информационных технологий по теме: «Путешестви...

Презентация для детей "Путешествие по озеру Байкал"

Познакомить детей с флорой и фауной озера Байкал....

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по озеру Байкал»

Цель: Способствовать развитию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром Прибайкалья, помочь усвоению словаря по теме....

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОЗЕРО БАЙКАЛ

Цель: Способствовать развитию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром Прибайкалья, помочь усвоению словаря по теме....

ООД "Путешествие на озеро Байкал"

Данное занятие проводится в подготовительной группе по теме "Байкал - жемчужина Сибири"Проводя данное занятие мы закрепляем знания детей об озере Байкал, развиваем  познавательный интер...