Диагностика духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
учебно-методический материал

Диагностика духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста представлена в виде таблицы с основными критериями для оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_duh-nr_vosp.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Возраст

Индикатор оценки

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Младший возраст

Добро и зло (на основе сюжетных картинок)

Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

Правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

Ребенок обосновывает свой выбор; эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.п.

Послушание

Не слушается старших

Не всегда слушается старших, нуждается в руководстве

Слушается старших

Уважение старших

Не уважает старших

К старшим не всегда уважителен, нуждается в руководстве

Уважает старших

Культура поведения

Нормы и правила поведения не соблюдает        

Культуру поведения соблюдает при наличии контроля

Добровольно соблюдает культуру поведения.

Средний возраст

Добро и зло

Эмоциональные реакции на добро и зло неадекватны или отсутствуют.

Ребенок различает добро и зло, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

Ребенок эмоционально обосновывает выбор «добро или зло»,  реакция на выбор яркая, проявляется в мимике и жестах, обосновывая свой выбор, ребенок называет моральную норму.

Послушание

Не слушается старших

Не всегда слушается старших, нуждается в руководстве

Слушается старших, не терпит непослушания старших со стороны сверстников

Уважение старших

Не уважает старших

К старшим не всегда уважителен, нуждается в руководстве

Уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников

Осознание нравственных норм

Ребенок не может оценить поступки детей

Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Терпимое отношение детей к поступкам других

Проявляет нетерпимое отношение, импульсивность в поведении, агрессию.

Проявляет ситуативную терпимость.

Проявляет терпимое отношение.

Культура поведения

Нормы и правила поведения не соблюдает        

Культуру поведения соблюдает при наличии контроля

Добровольно соблюдает культуру поведения.

Умение прощать, сопереживать, сочувствовать

(оценивается в сумме по каждому пункту)

Оказание помощи: Не осознает необходимости оказания помощи, все делает ради себя.

Отношение к сверстникам: Недоброжелательное, злое отношение к сверстникам.

Забота о животных: Отсутствует проявление заботы.

Реакция на успех и неудачу других: Не может смириться с тем, что кто-то лучше него; ставит себя на первое место.

Реакция на эмоциональное состояние других: Не обращает внимания на эмоциональное состояние окружающих. Не способен радоваться и переживать за других.

Оказание помощи: Помощь оказывает во всех случаях, иногда прибегает к помощи взрослых.

Отношение к сверстникам: К сверстникам относится неоднозначно, в зависимости от ситуации. Проявляет чувство жадности.

Забота о животных: Проявляет заботу о животных во всех случаях, но иногда стараются возложить ответственность за животных на других (родителей, друзей, ветеринаров).

Реакция на успех и неудачу других: Проявляет заботу без особой радости, потому, что «так надо».

Реакция на эмоциональное состояние других: Различает эмоциональное состояние других людей в зависимости от ситуации, если это выгодно для субъекта. Иногда переживает за товарищей.

Оказание помощи: Помощь оказывает во всех случаях по собственному желанию, но не мотивируют свое поведение.

Отношение к сверстникам: Доброжелательное отношение к сверстникам. Пытается объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Вежливо обращается друг к другу.

Забота о животных: Проявляет заботу и чуткость, но не всегда мотивируют свое поведение.

Реакция на успех и неудачу других: Признает удачу других, радуется за товарищей, в случае неудачи поддерживают друг друга, проявляет сочувствие, но не мотивирует свое поведение.

Реакция на эмоциональное состояние других: Умеет определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживает или вместе радуется в зависимости от ситуации, но не мотивирует свое поведение.

Старший возраст

Добро и зло

Ребенок ситуативно различает добро и зло, эмоциональные реакции отсутствуют. Проявляет эгоизм и жадность.

Ребенок различает добро и зло, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. Нуждается в контроле взрослого.

Ребенок умеет оценивать поступки окружающих с точки зрения добра и зла. Осознает, что «добро и зло» -  понятия, определяемые общением с окружающими людьми и социально приемлемым поведением. Поощряет других детей совершать добрые поступки.

Послушание

Не слушается старших

Не всегда слушается старших, нуждается в руководстве

Слушается старших, не терпит непослушания старших со стороны сверстников

Уважение старших

Не уважает старших

К старшим не всегда уважителен, нуждается в руководстве

Уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников

Осознание нравственных норм

Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Выдержка, терпимое отношение детей к поступкам других

Проявляет нетерпимое отношение, импульсивность в поведении, агрессию.

Проявляет  ситуативную терпимость.

Проявляет выдержку, умение владеть собой, терпимое отношение.

Самообладание, сила воли

Силой волей не обладает и не стремится ее развивать.        

Развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других.

Проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других.

Культура поведения

Нормы и правила не соблюдает        

Добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других.

Добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других.

Умение прощать, сопереживать, сочувствовать (оценивается в сумме по каждому пункту)

Оказание помощи: Не осознает необходимости оказания помощи, все делает ради себя.

Отношение к сверстникам: Недоброжелательное, злое отношение к сверстникам.

Забота о животных: Отсутствует проявление заботы.

Реакция на успех и неудачу других: Не может смириться с тем, что кто-то лучше него; ставит себя на первое место.

Реакция на эмоциональное состояние других: Не обращает внимания на эмоциональное состояние окружающих. Не способен радоваться и переживать за других.

Оказание помощи: Помощь оказывает во всех случаях, иногда прибегает к помощи взрослых.

Отношение к сверстникам: К сверстникам относится неоднозначно, в зависимости от ситуации. Проявляет чувство жадности.

Забота о животных: Проявляет заботу о животных во всех случаях, но иногда старается возложить ответственность за животных на других (родителей, друзей, ветеринаров).

Реакция на успех и неудачу других: Проявляет заботу без особой радости, потому, что «так надо».

Реакция на эмоциональное состояние других: Различает эмоциональное состояние других людей в зависимости от ситуации, если это выгодно для субъекта. Иногда переживает за товарищей.

Оказание помощи: Помощь оказывает во всех случаях по собственному желанию. Мотивирует свое поведение добрым отношением к своим сверстникам, чувством товарищества.

Отношение к сверстникам: Доброжелательное отношение к сверстникам. Пытается объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Вежливо обращается друг к другу; всегда готов уступить товарищу. Мотивирует свое поведение.

Забота о животных: Проявляет заботу и чуткость во всех случаях по собственному желанию. Мотивирует свое поведение.

Реакция на успех и неудачу других: Признает удачу других, радуются за товарищей. В случае неудачи поддерживает друг друга, проявляет сочувствие. Может мотивировать свое поведение.

Реакция на эмоциональное состояние других: Умеет определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживает или вместе радуется. Мотивирует свое поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...