Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему "Новый год".
план-конспект занятия (старшая группа)

Тараканова Олеся Фёдоровна
Тема:" Новый год идет по миру." Цель: формировать представления о празднике новый год, Задачи: •Обогащать представления о праздновании Нового года, о символах и традициях праздника; •Продолжать учить отгадывать загадки; •Учить давать полные и развернутые ответы; •Развивать игровую деятельность детей. Виды детской деятельности: социально – коммуникативная деятельность, познавательная деятельность, чтение художественной литературы. Материалы и оборудование: презентация «Новый год идет по миру», картинки, на картоне с изображением ёлочных игрушек и других предметов. Этапы: 1. Организационный момент. 2. Беседа о появлении Нового года. 3. Пальчиковая гимнастика «Новый год». 4. Беседа о том, как отмечают Новый год в разных странах. 5. Беседа с детьми о новогодней ёлке. 6. Игра «Наряди ёлочку». 7. Отгадывание загадок. 8. Итог. Ход занятия: 1. Организационный момент. Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а когда вы ее отгадаете, то вы узнаете, какая же тема нашего с вами сегодняшнего приключения. «Все на елочке игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. Ребятня подарков ждет. Что за праздник?» (Новый год) (Слайд 1) Воспитатель: Правильно ребята, скоро к нам придет самый любимый праздник Новый год. Вы все ждете его? Правда, ребята? А почему вы ждете этот праздник? Дети: отвечают на вопросы. Воспитатель: А теперь давайте послушаем песню «Что такое Новый год». Воспитатель включает песню. (Слайд 2) 2. Беседа о появлении Нового года. Воспитатель: А вы ребята как думаете, что же такое новый год? Дети: отвечают на вопрос. Воспитатель: Молодцы ребята, оказывается, вы столько всего знаете интересного об этом празднике. Воспитатель: А вы знаете, что в новогоднюю ночь ровно в 12 часов ночи мы с вами прощаемся со старым годом и встречаем новый год? Поэтому этот праздник принято отмечать ночью. А не днем, например. Воспитатель: Трудно найти человека, который бы не любил Новый Год. С раннего детства Новый Год является самым любимым, домашним и теплым праздником для каждого из нас. А между тем, все имеет свое начало. Традиция отмечать Новый год 1 января появилась в России всего триста лет назад. Петр I (Слайд 3) издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января. По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, можжевельника и ели (Слайд 4). Первоначально на Новый год украшали деревья конфетами, фруктами, орехами и даже овощами. Но Деда Мороза и Снегурочки на тот период еще не было. Был Мороз– старик с белой бородой, который повелевал зимними холодами. Именно этот персонаж и стал основой для рождения сказки о новогоднем Деде Морозе (Слайд 5, который приносит подарки. Традиционный костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. Дед Мороз умело прочищал дымоходы, через которые забрасывал детям подарки. Снегурочка тоже появилась немного позже. Впервые о ней узнали из сказки «Снегурочка», но там ее просто вылепили из снега. Все помнят момент в сказке, когда она прыгает через костер и тает. Персонаж так полюбился всем, что постепенно (Слайд 6) Снегурочка стала неизменным символом новогодних празднований. Вот таким образом и появился тот Новый Год, который мы привыкли встречать с самого детства. Воспитатель: А сейчас ребята давай те немного отдохнем и сделаем пальчиковую гимнастику. 3. Пальчиковая гимнастика «Новый год». Наступает Новый год! хлопать в ладоши Дети водят хоровод. кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу Висят на елке шарики, поочередно соединять пальцы на двух руках, образуя шар Светятся фонарики. фонарики Вот сверкают льдинки, сжимать и резко разжимать кулаки по очереди Кружатся снежинки. легко и плавно двигать кистями В гости дед Мороз идет, пальцы шагают по коленям или по столу Всем подарки он несет. трем друг об друга ладони Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: хлопаем по коленям или по столу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем поменять 1,2,3,4,5,б,7,8,9,1О. по очереди сгибать каждый палец 4. Беседа о том, как отмечают Новый год в разных странах. Воспитатель: Как отмечают новый год в разных странах, я вам сейчас расскажу. Английский Санта-Клаус (Слайд 7, путешествует на санях, в которые запряжены шесть оленей. Его все очень ждут, особенно дети. Они вешают на край своей кровати чулок, в который через печную трубу должен попасть подарок. Во Франции (Слайд 8) Французского Деда Мороза (Пэра Ноэля) дети ждут. Он подарки для детей разделяет на две части: некоторые подарки оставляет в новогоднюю ночь, а более ценные кладет в подготовленные туфли (их дети развешивают в доме с вечера) на Рождество. В Германии на Новый год подарки дарит (Слайд 9) немецкий Дед Мороз (Вайнахтсман). В одной руке он держит подарки, а в другой розги. Как и положено, кто вел себя хорошо, получает подарок. Кто вел себя в течение года плохо и много шалил, подарка ему не видать. В Японии каждый ребенок новогодним вечером кладет под подушку рисунок своей “мечты” и они верят, что тогда их мечты обязательно сбудутся. В России же Новый год – это обязательно наряженная ёлка, праздничный ужин, бой курантов, Снегурочка и, конечно же, Дед Мороз, который кладет в новогоднюю ночь подарки для детей под ёлочку. А какие подарки подарить детям на новый год (Слайд 10) Дед Мороз узнает из писем, которые получает от детей перед самым праздником. Воспитатель: Скоро наступит Новый год в нашей стране. А как же вы, ребята обычно отмечаете новый год? Дети: ответы детей. 5. Беседа с детьми о новогодней ёлке. Воспитатель: Ребята, а у кого дома уже стоит нарядная елка? Дети: Ответы детей. Воспитатель: А скажите мне ребята, чем можно украшать елку? Какими игрушками и украшениями? Дети: Ответы детей. (Слайд 11) 6. Игра «Наряди ёлочку». Воспитатель: Сейчас мы, ребята поиграем в игру «Наряди ёлочку» и узнаем, кто умеет правильно и быстро наряжать новогоднюю ёлку. Воспитатель делит группу на 2 команды и открывает доску, на которой нарисованы 2 елки. Перед командами на столах картинки, вырезанные из картона с изображениями разных предметов. Команда №1: шарики, звезды, сосульки, лисичка, зайчик, табуретка, гвоздь, коньки. Команда №2: шарики, звезды, дед мороз, снегурочка, конфеты, молоток, тарелка, брюки. Воспитатель: Ваша задача, ребята, как можно быстрее украсить ёлку. Картинки нужно прикреплять к ёлке магнитами, которые вы увидите на доске рядом с ёлкой. Побеждает та команда, которая не только быстрее украсит ёлку, но и правильно. Не все предметы, которые вы видите перед собой, подходят для украшения ёлки. Будьте внимательны. Проводится игра. Итоги игры ребята подводят сами. 7. Отгадывание загадок. Воспитатель: Молодцы ребята, вы все хорошо справились с заданием, вижу, вы все умеете наряжать ёлку. А теперь давайте посмотрим, также хорошо ли вы умеете отгадывать загадки? «Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его - всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год». (месяц декабрь) (Слайд 12) «Что за звездочкисквозные На пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, А возьмешь - вода в руке»? (снежинка) (Слайд 13) «Ёжик на неё похож, Листьев вовсе не найдёшь. Как красавица, стройна, А на Новый год – важна». (Елка) (Слайд 14) «В снег – на улице стоит, В дождик исчезает вмиг, Из дорожек белых свит, Толстый очень». (Снеговик) (Слайд 15) «Что под елочкой лежит В праздничной обертке яркой? Только раз в году бывают Новогодние (подарки)». (Слайд 16) «На елочке она висит И огонечками мигает, То вдруг погаснет ненадолго, То снова ярко засияет». (Гирлянда) (Слайд 17) 8. Итог. Воспитатель: Ой, какие вы молодцы, и загадки вы тоже очень хорошо умеете отгадывать. Как вы думаете, почему тема нашего сегодняшнего приключения - Новый год идет по миру? Дети: Потому что мы узнали, какие бывают Деды Морозы в разных странах мира. Воспитатель: А что еще интересного вы сегодня узнали ребята? Дети: Как появился праздник Новый год в России. Ну а наше с вами новогоднее приключение подошло к концу. Всех с наступающим Новым годом вас! (Слайд 18)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья".

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.Цели: - дать детям  представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе На тему «Правила дорожного движения»

Расширить представления детей о правилах дорожного движения.Рассказать о поведении детей, пешеходов и водителей на улице и дороге, о работе регулировщика. Уточнить и закрепить знания детей о наз...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Путешествие на Черное море» (с элементами технологии ИКТ).

Программное содержание. 1. Способствовать расширению кругозора детей о Чёрном море, ознакомление с животным миром Черного моря. 2.  Обогащать словарный запас детей новыми терминами, спо...

конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему "Животные жарких стран" (с презентацией)

Конспект занятия в старшей группе на тему "Животные жарких стран" с указанием задач, целей, словаря, картинок для самостоятельной практической деятельности детей. Для поддержания интере...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему «Собираем урожай»

Закрепление с детьми понятие - урожай. Активизация речи по теме. Дидактические игры на закрепление данной темы....

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Предметы быта»

- обогащать представления об устройстве жилища русского человека;- способствовать установлению связей между уровнем развития культуры и благосостоянием человека;- воспитывать познавательный интерес к ...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Как животные помогают людям"

Домашние животные и птицы, их польза для людей...