Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Предметы быта»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хвойницкая Вилена Александровна

- обогащать представления об устройстве жилища русского человека;

- способствовать установлению связей между уровнем развития культуры и благосостоянием человека;

- воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;

- формировать навыки практического применения информации в игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utvar_na_sayt.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Предметы быта»

Цель:

- формирование осознанного отношения к роли человека в развитии условий быта.

Задачи:

- обогащать представления об устройстве жилища русского человека;

- способствовать установлению связей между уровнем развития культуры и благосостоянием человека;

- воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;

- формировать навыки практического применения информации в игровой деятельности.

Воспитатель:

- ребята, к нам в группу пришло письмо: 

«Ребята! К вам за помощью обращается воспитатель подготовительной к школе группы соседнего детского сада Ирина Вячеславовна. Я недавно была в вашем детском саду, и знаю, что у вас собраны разные предметы, посуда, мебель русского человека. Когда я рассказала об этом детям своей группы и предложила организовать в нашем детском саду музей, они очень обрадовались. В нашем саду  нет отдельной комнаты для музея старинных вещей, поэтому мы решили сделать маленький музей в группе. Мы выделили для него специальное место, рассказали о своей задумке родителям, с помощью которых мы хотим собрать разные старинные вещи. Мы хотели бы подобрать такие предметы, которые расскажут о том, как со временем менялись посуда русского человека, отдельные предметы мебели. Я вспомнила, что в вашей группе есть много альбомов, картинок, книг, энциклопедий, в которых говорится о жизни русских людей. Я знаю, что вам много рассказывали, как со временем менялось жилище русского человека, и вы сможете помочь нам правильно подобрать предметы для нашего музея».

Воспитатель:

- ребята, вы готовы помочь Ирине Вячеславовне  и  детям подготовительной к школе группы в создании музея в группе?

Дети:

- да.

Воспитатель:

- а как мы сможем им помочь?

Дети:

- мы расскажем им, как менялся быт русского человека, подберем картинки, наши рисунки, игры, фотографии посуды и мебели, которые есть в нашей группе и отправить им.

Воспитатель:

- я очень рада, что вы готовы помочь ребятам из другого детского сада. Но чтобы ваши рассказы получились интересными, предлагаю вам вспомнить все, что вы знаете о том, как со временем менялось жилище русского человека. Ваши рассказы я запишу на диктофон. Как вы думаете, на чем сидели наши далекие предки?

Дети:

- на лавках.

Воспитатель:

- сначала лавки делались из неструганого дерева. (Показывает изображение неструганой доски.)

 - какие получались лавки из такого дерева?

Дети:

- некрасивые, с занозами.

Воспитатель:

- удобно ли было сидеть на такой лавке?

Дети:

- нет.

Воспитатель:

 - человек узнавал новые свойства дерева, учился новым способам его обработки, поэтому доски для лавок научились обстругивать. (Показывает изображение струганой доски.)

- как вы думаете, на какой лавке было удобнее сидеть? Почему?

Дети:

- удобнее было сидеть на лавке из струганых досок, потому что она гладкая, красивая.

Воспитатель:

- русский человек стремился не только к удобству, но и красоте. Как украшали лавки, чтобы они стали красивыми?

Дети:

- на них выпиливали узоры.

(Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций)

Воспитатель:

- человек стремился к большему удобству, поэтому он придумал вот такую лавку.

(Воспитатель показывает картинку с изображением лавки со спинкой и боковыми ручками)

Воспитатель:

- ребята, как вы думаете, на какой лавке удобнее сидеть? (Дети отвечают)

- ребята, как вы думаете, почему стали делать стулья и табуретки?

Дети:

- чтобы человек мог сидеть один.

Воспитатель:

 - правильно, чтобы любой человек мог сидеть отдельно от других, стали делать табурет, стул. Стул долгое время был только для уважаемых людей. Давайте  вспомним  русскую народную сказку, в которой упоминается о стульях.

Дети:

- сказка «Три медведя».

(Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций с изображением стульев из сказки «Три медведя»)

Воспитатель:

- посмотрите, какие разные стулья в этой сказке. Чем они отличаются друг от друга?

Дети:

 - у Михаила Ивановича стул был большим, у Настасьи Петровны - поменьше, а у Мишутки -самый маленький.

Воспитатель:

- почему Машеньке очень понравилось сидеть на Мишуткином стуле?

Дети:

- он был маленький, с подушкой, чтобы мягко было сидеть. На нем можно было покачаться, у этого стула были боковые ручки.

Воспитатель:

 - ребята, кто из вас любит сидеть в кресле?

(Дети отвечают)

- почему?

Дети:

- на нем мягко сидеть, удобно.

Воспитатель:

- чтобы сидеть было мягко, удобно, человек придумал кресло. Ребята, а на чем сидели цари?

Дети:

- на троне.

Воспитатель:

- вспомните сказки, в которых упоминается трон.

Дети:

- «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Сказка о рыбаке и рыбке».

(Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций с изображением трона из сказок)

Воспитатель:

- чтобы подчеркнуть свои могущество и власть, правитель сидел на троне. Ребята, с давних времен очень изменилась не только мебель, но и посуда. Давайте вспомним о том, какая была посуда у русских людей  и поиграем в игру.

Игра «Посуда русских людей»

На большом листе нарисован стол в избе. Вокруг него нужно разложить маленькие карточки, на которых изображена посуда русских людей: миска, блюдо, ваза, чашка, кринка, горшок, ложки. При выполнении задания детьми уточняется название посуды.

Воспитатель:

- ребята, из каких материалов была сделана посуда русского человека?

(Воспитатель показывает  изображения посуды русских людей в такой последовательности: ложки и миски из дерева, затем солонки, хлебницы из бересты, после - кувшины из глины, чугунки.

Дети отвечают.

- человек познавал новые свойства глины, металла, других материалов, научился новым способам их обработки, поэтому посуда становилась все более разнообразной и удобной.

Воспитатель показывает картинки с изображением посуды (кружка, чашка для чая, чашка для кофе, стакан, бокал, фужер) и предлагает детям вспомнить ее название.

- а из каких материалов сейчас делают посуду?

Дети:

- из пластмассы, фарфора, стекла, хрусталя, глины.

Воспитатель:

- со временем посуда становилась не только более разнообразной и удобной, но и красивой, ее украшали различными рисунками, деталями. Чтобы вспомнить о русской посуде, которая очень ценится по всему миру, предлагаю поиграть в игру.

Игра «Русская посуда»

На трех больших листах нарисована русская посуда: на первой — золотая хохлома (чашки, ложки, ковши), на второй — изделия гжельских мастеров (кувшины, кружки, блюда), на третьей — посуда из г. Гусь-Хрустальный (стеклянные вазы, графины, бокалы). Дети делятся на три подгруппы и располагают вокруг каждого большого листа  маленькие карточки, на которых нарисованы отдельные предметы знаменитой русской посуды.

В ходе выполнения задания детьми уточняется название посуды.

Воспитатель показывает изображение хохломской посуды.

Воспитатель:

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка, мастерица —

Золотая Хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чашки и ковши,

И чего ж здесь только нет:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета,

И ромашки луговин.

Зорь червонные лучи,

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи!

                      П. Синявский

Воспитатель:

- с большим старанием делают хохломчане свою посуду, которая нравится людям своей яркостью, узорами. Много фантазии и выдумки проявляют мастера, они ищут вдохновение в окружающей природе. Вспомните пословицы и поговорки, в которых говорится о труде мастеров росписи.

Дети:

 «Мастер на все руки», «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства», «Землю красит солнце, а человека труд», «Умелые руки не знают скуки», «Есть терпенье — будет и уменье», «Судят не по словам, а по делам».

Воспитатель показывает изображение посуды Гжели.

Воспитатель:

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки — быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка — глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье —

Русская звонкая Гжель!

                                  П. Синявский

Воспитатель:

- ребята, почему в этом стихотворении руки мастеров называют золотыми?

Дети:

- золотые - значит, умелые, трудолюбивые.

Воспитатель:

- правильно, ребята, очень нарядная получается посуда у гжельских мастеров. И сейчас стоит недалеко от Москвы среди лесов и полей старинный городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию - лепят и расписывают гжельскую посуду. Так и повелось на Руси, что каждый своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. На весь мир прославили мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Воспитатель демонстрирует изображения знаменитых на весь мир стеклянных ваз, графинов, бокалов из г. Гусь-Хрустальный. Звучит русская народная мелодия.

Ребята, мы сегодня посмотрели много предметов, которые рассказывают о том, как со временем менялся быт русских людей. Помогите мне выбрать те из них, которые нужно будет сфотографировать.

Дети выполняют задание.

Ребята, запись ваших рассказов о том, как менялось со временем жилище русских людей, рисунки, картинки, на которых нарисована посуда и мебель, фотографии мы отправим воспитателю Ирине Вячеславовне  и детям ее группы. Я думаю, что это поможет им правильно подобрать предметы для музея, который они расположат в своей группе.

Автор: воспитатель Хвойницкая В.А. (ГБДОУ д/с №65 комбинированного вида, г. Санкт-Петербург)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья".

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.Цели: - дать детям  представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе На тему «Правила дорожного движения»

Расширить представления детей о правилах дорожного движения.Рассказать о поведении детей, пешеходов и водителей на улице и дороге, о работе регулировщика. Уточнить и закрепить знания детей о наз...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Путешествие на Черное море» (с элементами технологии ИКТ).

Программное содержание. 1. Способствовать расширению кругозора детей о Чёрном море, ознакомление с животным миром Черного моря. 2.  Обогащать словарный запас детей новыми терминами, спо...

конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему "Животные жарких стран" (с презентацией)

Конспект занятия в старшей группе на тему "Животные жарких стран" с указанием задач, целей, словаря, картинок для самостоятельной практической деятельности детей. Для поддержания интере...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему «Собираем урожай»

Закрепление с детьми понятие - урожай. Активизация речи по теме. Дидактические игры на закрепление данной темы....

Конспект ООД по ФЦКМ в старшей группе "Предметы быта"

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.Цели: расширить познавательные интересы детей.Планируемые резул...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Как животные помогают людям"

Домашние животные и птицы, их польза для людей...