из опыта работы по экологическому воспитанию
методическая разработка

Сергеева Алевтина Анатольевна

выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx671.09 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Светлячок»

филиал муниципального общеобразовательного учреждения

Новоржевская средняя школа

C:\Users\1\Desktop\экология\hello_html_m3aa30fd7.png

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

по экологическому воспитанию дошкольников

воспитателя 1 кв. категории

 Сергеевой А.А.

        Перед современным обществом остро стоит проблема экологии, причина которой  в  потребительском отношении к природе, безответственности и безнаказанности  людей,  которые веками пользовались  её  дарами, не задумываясь о последствиях.

 Одним из решений данной проблемы является экологическое воспитание человека.

Чем раньше начнётся формирование основ экологической культуры, тем выше         в дальнейшем будет её уровень. Экологическое воспитание  - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Общаясь  с природой,  ребёнок делает множество открытий, у него формируется позитивное отношение к окружающему миру, к себе, другим людям.

Эмоциональность ребёнка – дошкольника, особая восприимчивость и неподдельный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания.

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

  • устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
  • бережного отношения к природе;
  • правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
  • моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
  • эмоциональной отзывчивости к живой природе;
  • положительных эстетических ощущений от любования природой;

умений познавать

  • особенности окружающего мира.

Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.   

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:

  • наблюдения;
  • опыты;
  • исследования;
  • игры;
  • труд;
  • художественно-эстетическая практика;
  • знакомство с природоведческой литературой;
  • занятия физкультурой и спортом.

Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:

  • на обучающих занятиях;
  • в повседневной жизни.

Важно и нужно, чтобы знания, полученные  с первых лет жизни  (теоретические и практические)  в дальнейшем преобразовались в прочные убеждения.  Ведь живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение ребёнка  к природе, окружающему нас миру.  

 Особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка придавал  В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту качество это  нужно прививать с раннего детства. А помочь в этом должны мы, взрослые: педагоги и родители.  В свою очередь я, как педагог, за время работы  с детьми-дошкольниками, старалась  познакомить  их с  элементарными  основами экологии.

Экологическое воспитание в условиях дошкольного учреждения существует не обособленно,  оно  напрямую взаимосвязано с нравственным, трудовым, эстетическим, умственным.  Исходя из этого,  в  работе стараюсь  придерживаться  таких педагогических принципов как системность, наглядность, доступность, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, сезонность,  применять различные формы и методы.  Хочу,  чтобы у детей  формировались  не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.

Цель своей работы я сформулировала так:  

Воспитание гуманного отношения к природе.

 Научить видеть красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определённые знания в области экологии – основные  задачи  моей  работы.

   Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-пространственной развивающей среды.  В  оформлении группы я стараюсь использовать элементы природы: бабочки, птички, деревья и т.п. Это не только создаёт позитивное настроение, радует глаз, но  и учит  замечать красоту природы.  

В группе  оборудован природный уголок, который знакомит детей     с сезонными изменениями, явлениями природы, природными материалами.  С  помощью игрушек, изображающих животных, можно познакомиться  с их внешним видом, особенностями обитания.  Здесь же имеется материал для экспериментальной деятельности, изготовлен макет аквариума, календарь погоды.  Подобрана  художественная и  учебная литература, картотеки опытов, дидактических игр и наглядный материал (плакаты, предметные картинки, тематические альбомы).  Всё находится в свободном доступе для детей.

В утренние  и вечерние часы  стараюсь вовлечь детей в совместную деятельность,  которая    в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.  Это и  дидактические игры, например, «Чей малыш», «Кто, где живёт», «Кто, чем питается»,  «Времена года», и чтение произведений художественной литературы  о природе, и рассматривание иллюстраций, предметных картинок.

Наблюдения - еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года, т.к. является  составляющей частью прогулки.  В разное время года мы встречали  на участке много интересных объектов:  деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы, пни, земля, покрытая мхом, грибы, муравьиные дорожки и их ходы, скопление "солдатиков", цветки  одуванчика, тысячелистник, чистотел  и  разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, пауки. На высоких деревьях - скворечники. Конечно, это не оставалось незамеченным, вызывало у детей интерес и восторг.

Наблюдать старались не только на прогулке, но и входе режимных моментов. Например, при мытье рук  (как вода смывает грязь с рук – растворяет частички и уносит с собой, при этом становится мутная, грязная);   при приёме пищи (пар – это вода) и т.д.

На прогулках  дети знакомились с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организовывались  игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используются  песочница, совочки, формочки.      На прогулке дети  знакомились  со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.  Кроме этого, используя игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Чудесный мешочек", "Угадай животное",  "Когда это бывает?"  мы могли закрепить изученный материал.

Систематически проводились наблюдения за погодой  - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода. Состояние погоды отмечали в календаре.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Чтобы у ребёнка возникло положительное чувство, нужно чтобы он сам  непосредственно прикоснулся к ней. Здесь хотелось бы отметить немаловажную роль  создание мини - огорода.  На протяжении нескольких лет,  при участии родителей,  мы устраивали огород на подоконнике. Дети (под присмотром воспитателя) сажали лук,  сеяли укроп, салат, редис, зерновые культуры, высевали семена цветов  на рассаду для клумбы,   Дети, увидев,  как из семян вырастают  чудесные цветы, появляются ростки  осознавали, что это результаты их труда, испытывали чувство радости,  гордости, удовлетворения.

 В холодный период  (поздняя осень, зима, ранняя весна) была организована  «птичья столовая». Причём корм для птиц ребята насыпали в кормушку не только на прогулке, но и с родителями по дороге в детский сад.

   Свои впечатления от общения с природой дети  передавали в рисунках, лепке.  Это могли быть как отдельный  предмет, так и сюжет.

Вопросы экологического воспитания я  стараюсь затрагивать  и в проектной деятельности. Например, при работе над проектом «Добрая книга»,  мы с ребятами говорили о способах производства бумаги  (один из них – дерево), и выяснили, почему нужно беречь книги (бумага из дерева дороже, а деревья источник кислорода). Работая над проектом «Мнемотехника как средство развития речи», использовала произведения художественной литературы и фольклора  в содержании которых присутствовали объекты природы.

В образовательных ситуациях, помимо знакомства с окружающим миром, и самостоятельной деятельности детей,  я стараюсь использовать предметы природы     в качестве  игрового, наглядного и счётного материала.

В работе с родителями использую индивидуальные беседы, консультации, папки-передвижки «Берегите природу», «Расскажите детям»,  «Зелёная аптека» и др.  Родители оказывают помощь в создании огорода, сборе природных материалов для уголка природы, изготовлении кормушек для птиц.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по экологическому воспитанию детей. Тема: "Мы - Земляне"

Из опыта работы по экологическому воспитанию детей....

Из опыта работы по экологическому воспитанию.

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В. Сухомлинский...

Сообщение из опыта работы по экологическому воспитанию.

Много лет я работаю по экологическому воспитанию.Свою работу начала проводить у младших дошкольников.Утром детей привлекаю к поливу цветов и протиранию листьев у больших цветов, затем всё это закрепля...

Материал из опыта работы по экологическому воспитанию: наблюдение "Невидимка ветер"

конспект проведения наблюдения в природе в старшей группе...

Материал из опыта работы по экологическому воспитанию: занятие «Чей ты друг, червячок».

Конспект занятия по экспериментированию в природе. В ходе занятия доступно и наглядно формируются у детей понятия о том, что в природе все взаимосвязано, а так же  представления об условиях...

Материал из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников: развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День Земли".

Данный материал поможет углубить экологические знания детей, формируя гуманное отношение к природе....

1. Презентация опыта работы по экологическому воспитанию (14.04.2013)

обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей...