«КАК ПРАВИЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ ЗАДАЧИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Левчук Оксана Николаевна

Организованная образовательная деятельность - основная форма обучения в детском саду. Конспект ООД – основной документ воспитателя, без которого не может состояться ни одна организованная деятельность. В материале представлено как правильно составить конспект и грамотно сформулировать цели и задачи. Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

«КАК ПРАВИЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ ЗАДАЧИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 Цель – это желаемый, ожидаемый результат мероприятия. Когда говорят о целях, подразумевается общее предназначение. Это означает, что, в то время как «цель» может выражать ожидаемый исход, именно «задача» описывает то, каким образом и когда мы к нему придем. Задачи – это шаги по достижению поставленной цели. Из этого следует, что задачи необходимо формулировать достаточно четко и ясно, если мы хотим, чтобы наша деятельность была эффективной.

Цель всегда одна. Выражена отглагольным существительным («формирование», «развитие», «обобщение», «закрепления»).

Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать обучающую, развивающуювоспитательную направленность.

1.Формулирование обучающих задач должно отвечать современным требованиям ФГОС по реализации задач образовательных областей, этапам развития психических процессов, речевых умений и навыков, возрастным программным задачам. Их обязательно начинать с глагола.

Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер ООД (организованная образовательная деятельность) планируется: по сообщению нового материала, тренировочный или итоговый; от вида ООД: комплексная, интегрированная, традиционная и т.д.

         Примерные формулировки обучающих задач ООД по сообщению нового материала:

1.Расширить знания о..

2.Обогатить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира….

3.Закрепить, уточнить, обобщить, систематизировать, совершенствовать и т.д. (какие-либо программные знания, умения, навыки)…..

4. «Актуализировать знания детей о …»

- «Создать условия для получения детьми знания о …»

- «Мотивировать детей к самостоятельному изучению..»

- «Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …»

- «Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения…..»

- «Стимулировать детей к…»

Примерные формулировки обучающих задач ООД тренировочного и итогового характера:

1. «Актуализировать знания детей о …»

- «Закрепить в самостоятельной деятельности умение...»

- «Дать возможность применить на практике полученные знания о…»

2. «Расширить знания детей … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»

- «Содействовать усвоению.. ……. овладению…..

Примерные формулировки развивающих задач ООД:

Развивающие задачи направлены на развитие высших психических функций, (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания, на развитие интереса к предмету разговора, на развитие творческих способностей, поисковой активности, на развитие стремления к новизне.

Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой педагог хочет поработать, или ее компоненты, надо сделать выбор глагола:

- если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов«начать работу по развитию» и т.д.

если функция недостаточно сформирована, необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор глагола будет следующий «продолжать развивать …», «продолжать формировать…», «совершенствовать …», «способствовать…» и т.д.

-«Развивать умение...»

-«Развивать слуховое внимание при определении слов со звуком….».

-«Способствовать развитию плавности речи…»

-«Продолжать развивать умение …»

Примерные формулировки воспитательных задач ООД:

Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.

Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым педагог работает, будет сделан выбор глагола:

  • если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» и т.д.
  • если качество (свойство) недостаточно сформировано либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий - «продолжать формировать ..», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …» и т.д.

При планировании хода ООД необходимо помнить:

ООД должна включать в себя следующие основные этапы:

- организационный момент;

- актуализацию имеющихся знаний;

- сообщение цели ООД (в доступной для детей форме) для того, чтобы мотивировать детей к активной деятельности в ходе образовательного процесса;

- сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера ООД);

- итог ООД.

Включение выделенных физминуток в ход ООД необязательно, если в ходе ООД наблюдается постоянная смена видов деятельности (музыкальная,         физическая деятельность, если вместо физминутки используется подвижная игра).

В ходе ООД надо помнить:

В любой момент дети могут предложить педагогу такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в плане. Нельзя упускать ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намного лучше.

Не торопите детей с ответами!!! Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из-за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.

Никогда не задавать вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно.

Не спешить отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент.

Можно спровоцировать детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем-то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого- нибудь») Спросите меня!»

При подведении итога ООД надо помнить:

Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия: «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.

Использовать больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь медвежонку?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Катя?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.

Не хвалить каждый раз всех детей (кроме младшей группы) словами «Вы все молодцы!». Отмечать конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Саша, ты очень здорово придумал, как надо перейти через речку героям в твоей сказке..», «Мне было очень приятно видеть, как Настя и Миша договорились сами, кто первым будет говорить», «Аделина замечательно выполнила трудное задание-составила свою сказку…», «Порадовал сегодня Вова. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки. Конспект организованной образовательной деятельности тема: «Козлятки и волк».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 Василеостровского района Санкт-Петербурга     Конспект организованной образовательной деятельно...

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по физическому развитию " Наша группа"

Сформировать  у детей  младшего дошкольного возраста  эмоциональный отклик  и желание участвовать в игровом занятии. Побуждать детей выполнять действия  по показу взрослого...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Знатоки правильного питания" (Образовательная область «Физическое развитие») Форма проведения: Шоу - игра "Поле чудес"

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Знатоки правильного питания" (Образовательная область «Физи...

Методическая разработка конспект организованной образовательной деятельности на тему:«Знания — сила» для детей подготовительной группы

Цель: Создать условия для развития формирование элементарных математических представлений....

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Предлог «НА».

Методическая разработка конспекта организованной образовательной деятельности по формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в средней группе компенсирующей направленност...

Учебно – методическая разработка «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет». ...