«Игры по нравственно-патриотическому воспитанию», выступление
консультация

Ермишкина Вера Сергеевна

Муниципальный уровень, практический семинар по обмену опытом: «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста», посвященный акции «Россия это я», АОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 15.03.2018г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno-patriotichekoe_vospitanie.docx351.37 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО

ДЕТСКИЙ САД № 10 «ЛУЧИК»

                                                         (АОУ детский сад № 10 «Лучик»)

 

Городской семинар

«Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Доклад на тему:

«Игры по нравственно-патриотическому воспитанию»

C:\Users\Дом\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\Панкова В.С\АТТЕСТАЦИЯ\3.3.2. Выступления на научно-практических конференциях\Нравственно-патриотическое воспитание\2.jpg

Подготовила:

воспитатель Панкова Вера Сергеевна

г. Долгопрудный

15.03.2018г.

Доклад на тему:

«Игры по нравственно-патриотическому воспитанию»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника.  Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом. Дошкольный возраст: время растить патриотов Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм.

В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.

Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанием духовно-нравственным. Нормативно-правовая база Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС строится в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой. Её основу составляет Конституция, регламентирующая государственные символы, их описание и правила использования флага, герба и гимна РФ, а также определяющая общечеловеческие ценности, среди которых наряду с ценностями демократии, нравственности, российской государственности провозглашены патриотизм и интернационализм. Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», она ориентирована на период до 2020 года.

Базовые ценности и воспитательный идеал на национальном уровне регламентируются «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отдельные российские законы направлены на практическое решение вопросов патриотической направленности, а именно: увековечена память воинов, которые погибли при защите Отечества, определены дни воинской славы. Обозначенные в государственных документах приоритеты и направления деятельности, перекликаясь с основными положениями законов и стандартов, касающихся образовательной сферы, предопределяют патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС, то есть социализацию, формирование нравственно-патриотического сознания, инициативы и творчества детей младшего возраста.

Условия формирования патриотических качеств в дошкольном возрасте ФГОС ДО определяет: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина. Для этого ребёнок должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических. Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его.

Игры по нравственно-патриотическому воспитанию

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как дидактической, так и народной.

В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

Много словесных игр используем при воспитании нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово, “Река вежливости” (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару, “Кто больше скажет? ” (волшебных слов, “Поделись улыбкой”, “Меняемся местами” (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т. д., “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Вот так мы используем дидактические и народные игры в воспитании нравственно-патриотических качеств у дошкольника. Хочу закончить свое выступление словами К. Зурабовой, потому что они перекликаются моими мыслями “… добро и зло, долг и предательство, правда и клевета определяются не модой на них, есть живая жизнь, а в ней – мама, ребенок, родной язык; город, в котором живешь Научить это любить! ”


КАРТОТЕКА ИГР

(нравственно-патриотические)

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний.

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.

Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы.

Игра «Ласковые имена»

Игра воспитывает в детях доброжелательное отношение друг к другу.

Все встают в круг. Ведущий бросает игроку мяч, ласково называя его по имени. Побеждает игрок, назвавший больше ласковых имен.


«Разноцветный букет»

Эта игра учит детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Ведущий предлагает детям под музыку превратиться в осенние листочки (снежинки, бабочек и т. д.) и покружиться. Потом каждый листочек выбирает себе пару, объясняя, почему этот листочек нравится ему больше всех. Воспитатель должен следить за тем, чтобы в танце не осталось «одиноких листочков».

Игра «Комплименты»

Игра развивает в детях чувство сопереживания и поддержки, учит устранять конфликты мирным путем.

Дети садятся в круг, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить его. Игрок, принимающий комплимент, говорит: «Спасибо, мне очень приятно», затем он говорит комплимент своему соседу и т. д. Если ребенок затрудняется подобрать нужные слова, воспитатель должен подбодрить его и помочь.

«Семейный альбом»

Игра укрепляет у детей семейные связи и привязанности, уважение к семейным ценностям.

Игра проводится индивидуальное каждым ребенком. Воспитатель вместе с ребенком рассматриваю? Семейный альбом малыша. Воспитатель задает ребенку вопросы: «Кто это? Как зовут твоих близких? Где вы отдыхали летом? Кого ты любишь больше всех? ».

«Солнечный зайчик»

Эта игра воспитывает в детях дружелюбное отношение друг к другу, способствует созданию в группе атмосферы тепла и взаимопонимания.

Ведущий с помощью зеркала в солнечный день пускает по группе солнечного зайчика, предлагая детям поймать его. Затем ведущий говорит, что он тоже поймал зайчика, и просит передавать его по кругу, чтобы каждый ребенок мог приласкать его, согреть теплом. Когда зайчик возвращается к ведущему, он обращает внимание детей на то, что зайчик, обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. Зайчика выпускают, но каждый ловит частички его тепла.

Упражнение-тренинг «Свеча»

Тренинг помогает детям расслабиться, рассказать о своих чувствах и переживаниях. Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5-8 секунд смотрят на пламя, слушают спокойную, мелодичную музыку. Затем закрывают глаза, свеча гаснет. Открыв глаза, они рассказывают, о чем думали, пока смотрели на свечу, что чувствовали при этом. Воспитатель помогает всем детям высказаться.

Игра «Пирамида любви»

Игра воспитывает уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности.

Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях. Воспитатель предлагает детям построить пирамиду любви. «Я назову что-то любимое и положу в центр свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть руку сверху, так наша пирамида будет расти. Когда пирамида становится очень большой, ведущий спрашивает детей: «Вы чувствуете тепло наших рук? Большая у нас получилась пирамида? А почему? Потому что мы очень многих и многое любим»

Игра «Согласование действий»

Дети разбиваются на пары или выбирают в пару одного из родителей. Ведущий предлагает им выполнять различные действия. Остальные игроки угадывают, что именно они изображают.

Примерные варианты:

• пилка дров;

• перемотка клубка ниток;

• перетягивание каната;

• парный танец;

• гребля веслами в лодке.

Игра «Жизнь в лесу»

Педагог (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись. Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

Игра «Муравьи»

Педагог (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.

Педагог и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

Игра «Театр теней»

Педагог: Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете - она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали!

Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.

Народные игры.

Цели:

• закрепить навыки игры в народные подвижные игры: «А мы просо сеяли», «Курочки-петушки».

• развивать увертливость в беге, умение действовать по сигналу воспитателя;

• интерес к народным играм;

• воспитывать выдержку.

Игра «Курочки – петушки».

В тарелочках смешаны горох и фасоль. Какая команда быстрее их разделит.

Дети, сидя на коврике, надевают на голову короны курочки и петушки и играют в игру.

"А мы просо сеяли"

Ход игры: дети поочередно, девочки и мальчики, стоя напротив друг друга говорят слова и выполняют движения по тексту.

Девочки:

- А мы просо сеяли, сеяли, сеяли.

Мальчики:

- А мы просо вытопчем, вытопчем, вытопчем!

Девочки:

- Мы дадим вам сто рублей, сто рублей, сто рублей.

Мальчики:

- Нам не надо сто рублей, сто рублей, сто рублей, а нам надо девицу, девицу красавицу!

Девочки:

- Мы дадим вам девицу, мы дадим красавицу. Вот такую кривую, вот такую косую!

Мальчики:

- Нам не надо кривую, нам не надо косую, а мы возьмём любую! (мальчики ловят девочек).

Игра “Золото”.

Одна из играющих берёт какую-нибудь вещь (палочку, колечко, остальные становятся в круг, держа перед собой руки сжатые в кулаки. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев:

Я золото прихораниваю! Я чистое прихораниваю!

Моё золото пропало, чистым порохом запало,

Метелицей замело. Угадывай у кого? ”

Все: “Гадай, гадай, девица,

В какой руке перица? ”

Стоящая в кругу девочка опускает руку с “золотом” в руки играющих с тем, чтобы оставить его в какой- нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей “золото” при словах: ”Угадывай у кого? - та выступает вперёд и угадывает. Если угадает, то следует женитьба, которая обыкновенно состоит в том, что у девочки спрашивают, в какой стороне живёт жених, как его зовут и прочее, после чего она снова хоронит “золото”



Анкета для воспитателей

«Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию» 

Уважаемые коллеги!

Пожалуйста, ответьте на вопросы данной анкеты. Полученная информация поможет выстроить работу воспитателей

«Ваше отношение к нравственно - патриотическому воспитанию»

по нравственно - патриотическому воспитанию детей.

1. Какие признаки или высказывания, на ваш взгляд присущи нравственно - патриотическому воспитанию

• Национальное самосознание, гордость за семью и свой народ;

• Непримиримость к представителям других народов;

• Интернационализм;

• Духовность – удел ограниченных людей;

• Бескорыстная любовь и уважение к Родине;

• Любовь к родной станице, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;

• Стремление трудиться для процветания Родины.

2. Почему вы участвуете в работе нравственно - патриотического воспитания?

• Интересно общаться с коллегами;

• Волнует будущее страны;

• Больше нечем заняться.

3. На сколько баллов вы оцениваете свою работу по нравственно – патриотическому воспитанию (до 5 баллов) ___

4. Я считаю, что нравственно - патриотическое воспитание

• Необходимо молодым людям для общего развития

• Для становления их личности

• Нужна Родине

• Не нужна никому.

5. Я живу в Долгопрудном и не уезжаю за границу потому, что…

• Люблю свою Родину

• Не могу материально

• Не люблю перемены

• Время не пришло

Спасибо за сотрудничество!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в нравственно-патриотическом воспитании

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способ...

Русские народные игры в нравственно – патриотическом воспитании детей.

занятие по окружающему миру, знакомящий детей с традициями русского народа...

Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию Средняя группа

Данное пособие предназначено для педагогов Средней группы....

Подвижные игры по нравственно-патриотическому воспитанию

авторская разработка игр по НПВ для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация дидактической игры по нравственно-патриотическому воспитанию

Презентация по нравственно-патриотическому воспитанию...

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Роль игры в нравственно-патриотическом воспитании»

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Роль игры в нравственно-патриотическом воспитании»...