Позитивные отношения дошкольника к сверстникам.
методическая разработка

Пухтинова Светлана Владимировна

Позитивное отношение — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.Наиболее актуальными являются различные образовательные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozitivye_otnosheniya.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА К СВЕРСТНИКАМ.

 

Позитивное отношение — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивного отношения — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Элементами позитивных отношений являются:

— эмоциональное благополучие ребенка;

— положительное отношение к окружающим людям;

— коммуникативная компетентность дошкольника;

— развитие социальных навыков детей.

Задачи:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Направление деятельности в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» достаточно широкое и разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень много.

Наиболее актуальными являются различные образовательные ситуации, которые включают:

1.Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества.

Например:

— культурное поведение ребёнка (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т. д.);

— мы – друзья и помощники природы;

— общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем такси и т. д.).

2.Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели позитивных отношений, а именно практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых.

Например:

— как помочь заболевшей кукле;

— поможем найти потерянную вещь;

— как помочь девочке, которая потерялась.

3.Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы позитивно - приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Например:

— картинки с правилами дорожного движения;

— сюжетные картинки на нравственно-этические темы;

— персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи которых разыгрываются ситуации, где ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.

4.Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными впечатлениями.

Например:

— украшаем детский сад к празднику;

— сажаем «Зеленый огород» на подоконнике;

— готовим пособия для занятий (вырезаем, клеим и т. д.);

— научим детей младшей группы «лепить пирожки» в песочнице.

5.Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества.

Например:

— рисуем свою семью;

— лепим морковку для зайчика;

— сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта.

Создаваемые педагогом ситуации ориентированы на личностное развитие, предусматривают формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, способствуют эмоциональному благополучию дошкольников и положительному отношению к окружающей действительности.

Так же есть игры, которые способствуют формированию позитивных межличностных отношений в коллективе.

1. Игра «Комплименты»

Участники игры располагаются по кругу. Необходимо внимательно посмотреть на соседа справа и мысленно определить положительные качества его личности. Игра начинается со слов «Мне нравится в тебе...». Каждый говорит комплимент своему соседу справа. После окончания игры участники обсуждают, что они чувствовали, что неожиданного о себе узнали, понравилось ли им говорить и принимать комплименты.

2. Игра « Я люблю..»

Цель: Развивать внимание к другому, умение выражать свои чувства.

Играющие сидят по кругу на стульчиках. Начиная с ведущего, игроки по очереди представляются, называя себя по имени, называют то, чего или кого они любят. Например: « Меня зовут Галина. Я люблю путешествовать» и т.д.

3. Игра «Компот»

Участники располагаются в кругу. Их задача - приготовить некий "компот". Сделать это можно следующим образом: первый участник называет какой-либо фрукт (или ягоду), который он кладет в "коллективный компот", при этом называемый им фрукт (или ягода) должен начинаться на ту же букву, что и его имя (или фамилия), например, Ира - ирга, Гена - груша, Лена - лимон и т.д. Каждый участник должен сначала назвать имена тех, кто уже положили в "компот" что-либо и что именно они туда положили, а потом уже назвать своё имя и тот фрукт (или ягоду), который он собирается положить, например: "Сергей положил смородину, Аня - абрикос, Кирилл - калину, Илья - изюм, меня зовут Антон и я положу в "компот" алычу".

4. Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»: Задает вопросы, взрослые отвечают хором.

Сильные руки бросятся в драку? (Нет)

Добрые руки погладят собаку? (Да)

Умные руки умеют играть? (Да)

Добрые руки будут обижать? (Нет)

Ласковые руки умеют лечить? (Да)

Сильные руки будут вместе мастерить? (Да)

Будем крепко мы дружить? (Да)

5. «Клубочек ласковых имен»

Воспитатель и родители стоят в кругу. Ведущий показывает клубок ниток яркого цвета с наклеенными глазами и ртом и говорит, что этот клубок поможет им найти лаковое имя для своего соседа. Друг за другом передают его по кругу и называют друг друга ласковыми именами.

Клубочек передаю,

И ласково имя его назову- …

Игры и игровые упражнения

«Передай привет по кругу» - каждый участник здоровается тем способом, который показал взрослый, или придумывает свой способ, отличный от других.

«Назови соседа ласково» - перекидывая мяч из рук в руки, надо посмотреть на соседа и назвать его ласково по имени.

«Мы одно большое животное» - все игроки берутся за руки, образуя тело большого животного, и двигаются в едином ритме: так дышит животное, так оно перемещается и т. д.

«Волшебные очки» - каждый игрок, который надевает волшебные очки, всё и всех видит только с хорошей стороны, о чем и рассказывает всем.

«Бездомный заяц» - водящий — волк. Остальные дети — зайцы. По сигналу «волк идет» зайцы должны спрятаться в условные домики. Домиков для зайцев на один меньше, чем самих зайцев. Ситуация с бездомным зайцем побуждает детей оказать ему поддержку.

«Договорись глазами» - игроки располагаются по периметру комнаты. Они молча, подмигивая друг другу, ищут пару и меняются местами.

«На мостике» - игроки разбиваются на пары и проходят по мостику навстречу друг другу. Задача каждого перейти на другую сторону, не заступив за черту и не уронив партнера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка игр на развитие общения дошкольников со сверстниками и игры направленные на доброжелательное отношение со сверстниками

Данные игры направлены на развитие общения дошкольников со сверстниками и  на доброжелательное отношение со сверстниками....

Картотека игр,направленных на формирование позитивного общения дошкольников со сверстниками

Представлена картотека игр,направленных на формирование позитивного общения дошкольников со сверстниками...

Формирование у детей позитивного отношения к сверстникам через игру.

Повышенная агрессивность - одна из частых проблем детского коллектива.Агрессивный ребёнок приносит массу проблем  не только окружающим, но и самому себе: сужаются возможности полноценного общения...

Планирование работы по формированию у детей позитивного отношения к сверстникам через игру.

Планирование - основа содержания в работе с детьми. Планирование помогает воспитателю сосредоточить внимание на главных задачах, планомерно распределить программный материал в течение года (от простог...

Статья: "Развитие общения и межличностных отношений дошкольников со сверстниками."

   Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себ...

ПРОЕКТ «Формирование доброжелательных отношений дошкольников к сверстникам средствами народной педагогики»

Важную роль в воспитании доброжелательного отношения к сверстникам у детей играет народная педагогика....