Конспект НОД
план-конспект занятия (старшая группа)

Джангутаева Ума Мирзабековна

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_tropinka_maloy_rodiny.docx339.13 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Росинка»

Муниципальное дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7 городского округа Стрежевой

https://hobbyndom.ru/wp-content/uploads/a/7/d/a7d9d4cdad85a9dfce0a3251a9a45d88.jpeg

Тема: «Тропинками малой Родины»

«Город мастеров коренных народов Сибири».

                                                                                                                                           Воспитатель:

Джангутаева У.М.

2023г.

Актуальность –  Каждый регион России богат своей историей, традициями и обычаями. Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия огромная многонациональная страна.  Актуальность заключается в том, что мы мало знаем о своей истории, культуре, о прошлом наших предков, об истории тех вещей, которые нас окружают.

Цель - Познакомить детей с народными промыслами коренных народов Сибири.

Задачи - формировать у детей желание узнать больше о культуре, традициях своего народа, народах родного края

Развивать мышление, творческое воображение, интерес к познанию нового, развивать связную речь, память, внимание, эмоциональную отзывчивость, собственное мнение об окружающей действительности.

Воспитывать любовь к своему краю, воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей, любовь к малой родине.

Ход занятие:

Послушайте стихотворение о нашем Родном крае:

Сибирь! Сибирь моя родная!
Мы навсегда душой в тебя вросли!
От лютых зим мы иногда страдаем,
Но нет, Сибирь, родней тебя земли!

Ни бури, ни метели, ни морозы
Не запугают, нас, сибиряков.
В садах растут прекраснейшие розы,
Разнообразие плодовых и цветов!

Ты нас пугаешь долгою зимою,
А мы тебе любовь всю отдаём,
Считая тебя самою родною,
Гордимся, что в Сибири мы живём!

Твои просторы и поля без края,
И запахи черёмух по весне,
Сирень и «огоньки» нас восхищают:
На всей Земле природы нет нижней!

Сибирь моя! Земля моя родная!
Ты, словно мать, сурова и нежна!
Тебя мы не сменяем на Канары,
Ведь ты, Сибирь, как мать, у нас одна!

Сидорова Екатерина

Слайд 3,4,5

Как вы думаете, а кто проживал на территории Сибири в древние времена?  

В древние времена эти земли населял народ Сомалийцы, в современном мире называется Ненцы, этот народ и сейчас проживает, но уже на берегах Севера – ледовитого океана. Это были ближайшие родственники селькупов, Хантов и Манси. Они были рыбаками и охотниками, занимались скотоводством и оленеводством. (Слайд 3,4,5)

Слайд 6,7

А так как земля всегда считалась самым дорогим достоянием народа, очень многие хотели владеть этой территорией и в 15 веке племена, проживавшие на территории Сибирь, захватил монгольский хан Чингисхан.

Он и назвал эту территорию Шибер, что с монгольского обозначает болотистая местность, поросшая лесом.

Слайд 8

За это время Ненцы, Ханты и Манси перекочевали к Севера –Ледовитому океану и на их место пришли Сибирские татары.  Сибирские татар до сих пор проживают на территории Новосибирской области в Барабинском районе.

Слайд 9

Целых 200 лет подчинялись народы, жившие на территории Шибере монгольскому хану, пока не устали от постоянной войны и нападений. Они наняли казаков для защиты и тогда небольшой казачий отряд во главе с атаманом Алининым Василием Тимофеевичем, вошедшим в историю под именем Ермак, начал свой легендарный поход за хребет.

После прихода русского атамана Ермака, Шибер переименовали в Сибирь и стали появляться русские поселения.

Слайд 10,11  

 Так чем же занимались народы, населявшие Сибирь?  Какие промыслы развивались в Сибири?

Ханты, Манси и Ненцы вынуждены были заниматься охотой, рыбалкой, и разводили оленей, а из шкур шили одежду и обувь, для детей делали игрушки, для женщин украшения и различные поделки для убранства дома.

В комплект традиционной одежды входит малица с капюшоном и пришитыми рукавицами, штаны, сапоги (пимы) из кампуса мехом наружу и чулки (либт) мехом внутрь. Для предохранения от сырости поверх малицы надевают сорочку из ситца и подпоясывают ремнем. В холодную погоду поверх малицы надевают совик — одежду с капюшоном.

Слайд 12,13

Одежда женщин богато украшена меховой аппликацией, плетут украшения из бисера, вышивают подшейным волосом оленя. Так же украшения делали из рога оленя и бисера.

Слайд 14

Игрушечный олень обычно представляет собой деревянный брусочек с выступом на одном конце (хвост), косым срезом на другом (голова) и отколотыми не до конца, слегка загнутыми лучинками, изображающими рога. Иногда игрушечная упряжка оленей делается из кусочков оленьего меха. Для девочек делали куколок из бересты и кусочков меха.

Слайд 15

Посуду северные народы делали из бересты, пропитывали смолой, и она служила долго своим хозяевам. Черпаки и ложки выстругивали из мягких пород дерева, таких как липа, береза или ольха.

Слайд 16, 17

Орнамент Ненцев, Хантов и Манси напоминал то, что они видели и с чем сталкивались в обыденной жизни. В основе орнамента лежит геометрический рисунок, после геометрического узора, используют растительный мотив, но чаще его всего его используют в резьбе по дереву.

А теперь представим вам названия орнаментов на языке северного народа:

  • полоска (тун пант);
  • треугольник (пав);
  • ромб (тун пант);
  • крест (перна);
  • волна (зигзаг);
  • хантыйский орнамент «головка» (кит пис пуххопи).
  1. «Заячьи ушки». Применяется для украшения детских вещей и связан с плодородием.
  2. «Глухарь». Эта птица считается хранительницей сна ребенка и его здоровья.
  3. «Выводок утят».
  4. «Лапа лисы».
  5. «Малая рябь воды».
  6. «Крыло гуся».
  7. «Заячьи уши».
  8. «След белки».
  9. «Выдра».
  10. «Человек на лошади».
  11. «Кедровая шишка».
  12. «Лягушка».
  13. «Жук».
  14. «Рога оленя».
  15. «Березовая ветвь».
  16. «Медвежий след».
  17. «Цветущий куст».
  18. «Накаты волн».

Слайд 18, 19

В то время как Ненцы перекочевали на север на территорию Сибири переселились Сибирские татары. Они перекочевали с более южных земель и принесли с собой более яркие краски и другой уклад жизни. Если северные народы занимались разведением оленей, татары пригнали овец. Овцеводство – традиционное занятие сибирских татар. Не менее популярным было разведение лошадей, которые для татар являлись особыми животными – помощниками, соратниками в бою и источником пищи.

Многие семьи держали отары овец. За счёт них можно было получить необходимое количество шерсти и шкур. Из них делали одежду, обувь, предметы быта. Для изготовления шалей татарские мастерицы особенно ценят козий пух.

Слайд 20

В повседневной одежде носили шаровары и рубашку, поверх которой надевали своеобразны удлинённый пиджак. Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

По богато отделанному мехом костюму считалось положение в обществе и богатство человека. Ценными породами меха были; соболь, бобер, куница, лиса.

Слайд 21

Основным элементом национального костюма Сибирских татар является головной убор. Девочки и молодые девушки носили на голове многослойную конструкцию: ткань, покрывало, обруч, шапка, платок. С помощью платка все это фиксировалось.

У мужчин головной убор состоял из двух частей: для домашней носки тюбетейка, которую надевали только на макушку и бурек, матерчатая или меховая шапочка, надеваемая поверх тюбетейки. Головные уборы украшали разнообразными вышивками с растительным орнаментом. У богатых людей головные уборы вышиты золотой ниткой перекрученной и конским волосом, что считалось оберегом от злых духов и голову от дурных мыслей.

Слайд 22

Красиво украшали Сибирские татары не только одежду, головные уборы, но и обувь. И мужчины, и женщины носили кожаные сапожки из бараньей или козлиной кожи. И отличались только высотой каблука: у женщин он был чуть выше, чем у мужчин. И кожа на сапогах была мягче и называлась сафьян. Отсюда пошло название сафьяновые сапоги, что обозначало красные сапожки. Летом женщины носили короткие сапожки на каблуке, больше похожие на туфли.

Слайд 23

Одним из широко распространённых прикладных искусств у Сибирских татар было изготовление ювелирных украшений. Ювелирные украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни - печатки, кольца, пряжки.

Женщины носили серьги, накостники. Они были разнообразны по форме и способу ношения и отделки.

Самые древние украшения у женщин считаются серьги. Их начинали носить чуть ли не с младенчества и до самой старости.

Также у женщин татарок были такие украшения как нагрудники, которые исполняли роль пуговиц и соединяли две части одежды.

Слайд 24

Для самых маленьких детей Сибирские татары издавна делали куклы – обереги. Такие куколки - кувадки делали прям перед самым рождением и вешали у входа в юрту, а позднее и в дом. Куколки делали из тряпицы и конского волоса, но кукла была без лица, что бы, злые духи не добрались до ребенка через куклу.  Дети еще потом долго играли этой куколкой.  Куклы обереги изготавливали и называли по-разному, например, куколка –коза: для привлечения богатства и удачи в дом; куколка- кубышка- травница, для очищения воздуха и профилактики болезней; кукла – десяти ручка - должна была помогать молодой девушке по дому и готовить приданной перед свадьбой.

Слайд 25

К семи годам мальчики и девочки играли уже отдельно и если девочки играли на игру в будущих матерей и на женский труд. То мальчики подражали взрослым мужчинам и мастерили игрушки из дерева, косточек птицы, полых костей домашних животных и конского волоса: оружие: лук, меч или земледельческие орудия труда – бороны, соху; сани, телеги. Для изготовления которых требовались терпение, знание свойств материала, умение владеть ножом и другими инструментами. Конечно, им детям помогали старшие, учили овладевать инструментами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....