Музыкально-дидактические игры и методика их проведения
консультация

Капитунова Татьяна Викторовна

        Музыкально-дидактические игры и методика их проведения

      Музыкально-дидактические игры в зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий подразделяют на три вида:

1.Спокойное музицирование.

2.Игры типа подвижных, где элемент соревнования  в ловкости  отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.

3.Игры, построенные  по типу хороводных.

    В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Элемент соревновательности  заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение. Эти игры проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания ребенок или подгруппа детей награждается фишкой или фишкой.  В процессе игры дети выполняют правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии  со звучанием произведения флажки разных цветов.

    Дидактические игры второго вида характеризует динамика действий. Игры похожи на подвижные. Разделенные на подгруппы дети вслушиваются в звучание музыки и реагируют на нее движениями. Под звучание громкой музыки в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, под тихое звучание – другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-didakticheskie_igry.docx15.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Музыкально-дидактические игры и методика их проведения

      Музыкально-дидактические игры в зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий подразделяют на три вида:

1.Спокойное музицирование.

2.Игры типа подвижных, где элемент соревнования  в ловкости  отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.

3.Игры, построенные  по типу хороводных.

    В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Элемент соревновательности  заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение. Эти игры проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания ребенок или подгруппа детей награждается фишкой или фишкой.  В процессе игры дети выполняют правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии  со звучанием произведения флажки разных цветов.

    Дидактические игры второго вида характеризует динамика действий. Игры похожи на подвижные. Разделенные на подгруппы дети вслушиваются в звучание музыки и реагируют на нее движениями. Под звучание громкой музыки в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, под тихое звучание – другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.

     В дидактических играх, построенных по типу хороводных, активность детей ограничена. Между собой могут соревноваться  два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго. На звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания.

     Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия.  В ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучания  и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание.

     Во всех видах музыкально-дидактических игр их  правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших. Ребенок всегда эмоционально воспринимает звучание музыки, на каком бы уровне возрастного развития не находился. Развитый музыкальный слух позволяет ему узнавать, различать, сопоставлять  и воспроизводить звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические компоненты этого звучания.

     Дети младшего дошкольного возраста легче воспринимают звуковысотные соотношения, т.к.их музыкальная деятельность связана с вокальным репертуаром, исполнением мелодий песен. Музыкально-дидактические упражнения с ними удобно начинать с различения высоты звуков: «На чем играю?», « Птицы и птенчики», « Какой колокольчик звучит?», «Кто кричит?».

     С детьми средней группы последовательно проводятся все виды игр, включая музыкально-дидактические упражнения, задания и самостоятельные действия  с музыкально-дидактическим игровым материалом (музыкальным ящиком, музыкальными часами, неозвученными инструментами и др.) Игры типы хороводных затруднений у детей обычно не вызывают, за исключением игр на различение силы звука Например, «Тише-громче запоем»,- по правилам которой ребенок должен найти спрятанный предмет, ориентируясь на динамику (громче-тише) звучания песни или инструментального произведения, исполняемого педагогом.

      В старшей группе дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических  действиях, а дети подготовительной к школе группы самостоятельно проводить друг с другом и коллективом игры первого и второго видов, составлять их, объяснять последовательность игровых действий, формулировать правила игры, подбирать необходимые пособия.

     Музыкально-дидактические игры всех трех видов проводятся в повседневной жизни детского сада, на прогулках в теплое время года, на комплексных музыкальных занятиях, в часы, отведенные для игровой деятельности. Группы необходимо оснащать пособиями, инструментами и игрушками, кроме того воспитателям следует самим делать пособия для дидактических игр, разрабатывать их содержание. Это игры «Спой песенку», «Музыкальное лото», «Музыкальное домино» и др.

     При помощи наглядных пособий, музыкальных инструментов и игрушек дети седьмого года жизни учатся  сами  и обучают других – производят обучающие  и самообучающие действия в их самых образовательных инструментах («Я начну, а ты закончил», «Повтори за мной», «Знаешь ли ты музыку», «Догадайся, чья музыка звучит» и т.п.

    В самостоятельно придуманные игры дети играют с особым удовольствием.

Педагоги используют для таких игр народные мелодии, фрагменты авторских произведений, сами сочиняют несложные пьесы. Музыкально-дидактические игры могут проводиться и без использования фортепиано – под пение, звуки различных музыкальных инструментов: погремушек, бубна, барабана, дудочки и т.п. Музыкально-дидактическим материалом для игр являются:

-песни, инструментальные произведения;

-набор музыкальных инструментов;

-наборы музыкальных игрушек;

Таким образом, в процессе систематической работы, дети учатся самостоятельно действовать, у них развиваются сенсорные способности и музыкально-эстетические представления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...

Пальчиковые игры и методика их проведения с детьми дошкольного возраста.

 Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприяти...

Дидактические игры по экологии для детей 3 – 5 лет. (Экологические игры и методика их проведения)

Дидактические игры по экологии для детей 3 – 5 лет.(Экологические игры и методика их проведения)...

Дидактические игры по экологии для детей 5 - 7 лет. (Экологические игры и методика их проведения)

Дидактические игры по экологии для детей 5 - 7 лет.(Экологические игры и методика их проведения)...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...

"Детские спортивные игры и методика их проведения"

Сообщение из опыта работы о том,как важно заниматься с детьми,играя с ними в спортивные игры....