Программа кружка
план-конспект занятия (средняя группа)

Попова Валентина Эмануиловна

Содержание

 

1. Пояснительная записка

2. Список детей

3. График работы кружка «Логоритмика»

4. Учебно-тематический план

5. Содержание изучаемого курса

6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

7. Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

«Логоритмика»




Возраст детей: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

Составитель: Попова В.Э.

                                                                                             Воспитатель

МАДОУГ ЦРР д/с №

Голышманово

                                                   Содержание

1. Пояснительная записка

2. Список детей

3. График работы кружка «Логоритмика»

4. Учебно-тематический план

5. Содержание изучаемого курса

6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

7. Список литературы

                                                   

                                             

                                               

                                            Пояснительная записка

                                                                                 Возможно, самое  лучшее,  самое радостное,

                                                                                 что  есть  в  жизни  - это  красивая речь

                                                                          и  свободное  движение  под  музыку.

                                                                          И  ребенка можно    этому   научить.

                                                                                                                 А. И. Буренина.

Речь – одна из важных сторон развития ребенка.  Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, овладение двигательными навыками, совершенствование его речи, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.

  На логоритмических занятиях детей знакомят с окружающим миром, различными музыкальными инструментами, учат правильно дышать, ходить, отстукивать ритм, правильно артикулировать звуки. Также дети разучивают стихи с движениями, песни, танцы.

Логопедическая ритмика развивает у детей двигательную сферу: тренирует чувство равновесия при ходьбе, беге и прыжках, способность ориентироваться в пространстве, развивает быстроту, силу, ловкость, движения кистей и пальцев рук.

Логоритмика развивает внимание и память: тренирует способность запоминать предметы и картинки, инструкции-просьбы, последовательность действий во время различных игр, развивает детский слух: формирует слуховой восприятие и слуховую память с помощью музыкальных игрушек (колокольчиков, погремушек, барабана), узнавание звуков окружающей среды (кошачье мяуканье, скрип дверей, щебетанье птичек).

Логоритмика – относительно молодой, но уже успевший стать популярным комплекс занятий по развитию речи детей. Логоритмические занятия дарят радость, положительное общение, повышение самооценки и жизненного тонуса малыша, а на положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно, способствуют интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребенка.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые,  речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Направленность программы: тематическая направленность  и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное  отношение  детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

     Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она разработана с учетом современных образовательных технологий, которые находят свое отражение в:

     – принципах обучения: постепенное приобретение навыков (усложнение выполняемых заданий); посильность заданий для воспитанников; системность проведения занятий; соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники; единства процессов обучения и воспитания.

     – формах и методах обучения: словесные – объяснение, беседа, советы, звукоподражание; наглядные – краткое объяснение, показ с пояснением, указание при воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета, вопросы по последовательности движений, команды, образный сюжетный рассказ; показ, игровой метод; практические – выполнение работы.

     – методах контроля и управления образовательным процессом: индивидуальные консультации родителей.

     Цели программы:

- развивать музыкально-речевые способности у детей 3-4 лет;

- преодолеть речевые нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребенка через музыку и движение;

- воспитать эмоционально-волевые качества личности ребенка.

     Задачи:

образовательные: 

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой.

воспитательные:

 - воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

коррекционные: 

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

     Отличительные особенности  данной образовательной программы   от уже существующих в этой области заключается в том, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного  представления  о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье,  развитии коммуникативных способностей.

     Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 3 до 4 лет.

     Срок реализации образовательной программы  - 1 год.

     Форма занятий – групповая. Формой проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения - базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности. При составлении занятий по логопедической ритмике также учитываются следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку.

     Занятия проводятся во вторую половину  дня, один раз в неделю. Продолжительность занятия 15 – 20 минут. Тема берется на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. 

     Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Ожидаемые  результаты:

     Воспитанник будет уметь:

- ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

- правильно выполнять артикуляции звуков;

- ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении,  петь протяжно, подвижно, передавая характер музыки;

- брать дыхание между короткими музыкальными фразами;

- подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане.

     Воспитанник способен проявлять бережное отношение к природе и животным; уважение к культуре и традициям родного края, труду людей; также будет сформированно правильное речевое и физиологическое дыхание.

Форма подведения итогов: 1 раз в квартал итоговое занятие.

Структура  логоритмического занятия

1.Вводная часть длится 3-5минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

2.Основная часть занимает 10-15 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные м малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счетные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

3.Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.

 

                                                             

                                                         Тематический план

№ п/п

Тема занятия

Продолжительность занятий (в минутах)

теоретическая часть

практическая часть

1

Солнышко и дождик

8

7

2

Осенние листья

8

7

3

Осень в лесу

10

10

4

Веселый огород

11

9

5

Репка

12

8

6

Осенние подарки

8

7

7

До свиданья, птицы

10

10

8

Холодно

8

7

9

Зима в лесу

7

8

10

Дед Мороз спешит на елку

12

8

11

Украшаем елочку

8

12

12

Наступает Новый год

11

9

13

Снеговик

9

6

14

Кошка и котята

8

7

15

Котята и щенок

8

7

16

У бабушки в гостях

10

10

17

Как снеговики солнце искали

8

7

18

Армейская карусель

8

7

19

Как цыплята солнце будили

12

8

20

Новая столовая

8

7

21

В гости к нам пришли матрешки

7

8

22

Весеннее солнышко

11

9

23

Весенняя капель

8

7

24

Прилетайте, птицы

11

9

25

Весенний ручеек

11

9

26

Кораблик

8

7

27

Утренние лучи

8

7

28

Петушок и его семья

11

9

29

Колечко

8

7

30

Бобровый пруд

8

7

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

     Дидактический материал: дидактические карточки, музыкальные произведения, песни, танцы, аудиозаписи, иллюстрации, картины, раздаточный материал.

     Техническое оснащение занятий: телевизор музыкальный центр, музыкальные инструменты, декорации, костюмы и др.

ЛИТЕРАТУРА

  • Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
  • Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
  • Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...