Конспект-занятия Ознакомление с предметным миром детей старшего дошкольного возраста по социально-бытовой ориентировке
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель исследования: изучение предметного мира детьми   старшего дошкольного возраста на занятиях по социально- бытовой ориентировке.

       Объект исследования: процесс ознакомление ребенка с окружающим окружением.

       Предмет исследования: ознакомление с предметно миром детей старшего дошкольного возраста по социально бытовой ориентировке.

       Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специально разработанная система работы по социально –бытовой ориентировке  способствует эффективному ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с предметным миром.

     Методы исследования:

- теоретические методы исследования: анализ психологических  и педагогических источников по проблеме исследования.

- эмпирические методы исследования: «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»

- количественный и качественный анализ результатов исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_bytovaya_herek.docx40.45 КБ

Предварительный просмотр:

       

       Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир . Большое значение для развития и социализации детей имеют предметы. Предметный мир окружает детей с момента рождения и сопровождает всю жизнь.

        Через действия с предметами закладывается первоначальные основы для возможности последующего развития у детей устойчивого интереса к окружающему миру.

        Задача воспитателя на занятиях по ознакомлению детей с предметным миром – помочь дошкольнику свободно и правильно ориентироваться среди множества окружающих его вещей, использовать их по назначению, бережно относиться к предметам материальной культуры, которые сопровождают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице.

       Цель исследования: изучение предметного мира детьми   старшего дошкольного возраста на занятиях по социально- бытовой ориентировке.

       Объект исследования: процесс ознакомление ребенка с окружающим окружением.

       Предмет исследования: ознакомление с предметно миром детей старшего дошкольного возраста по социально бытовой ориентировке.

       Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специально разработанная система работы по социально –бытовой ориентировке  способствует эффективному ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с предметным миром.

     Методы исследования:

- теоретические методы исследования: анализ психологических  и педагогических источников по проблеме исследования.

- эмпирические методы исследования: «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»

- количественный и качественный анализ результатов исследования.

     Экспериментальная база исследования: экспериментальные исследование приходило в МБДОУ детский сад «ЧЕЛЭЭШ» Овюрский кожуун с Саглы.

    В первой главе .

1. Теоретическое основы изучения предметного мира дошкольника. Мы рассмотрели :  - проблему изучения предметного мира дошкольника  в психолого – педагогических  литературе;

- современные концепции, их особенности и принципы создания предметно –развивающей среды;

- предметный мир детей старшего дошкольного возраста на занятиях по социально –бытовой ориентировке.

     Формирующий во второй главе.

2.Мы провели эмпирическое исследование предметного мира дошкольника. Опросник «Общая ориентация детей  в окружающем мире и запас бытовых знаний».

Цель: расширить знания детей о назначении предметов, которые нас окружает в быту.

    Этот методика представляет собой опросник, предназначается для оценки общей ориентировки в окружающем мире и для выяснения запаса бытовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.

1. Как тебя зовут?

2. Какие электроприборы ты знаешь?

3. Какие электроприборы у вас есть дома?

4. Для чего нужна телефон?

5. Для чего нужна утюг?

6. для чего нужна холодильник?

7. Для чего нужна телевизор?

8 Для чего нужна электроплита?

9. Для чего нужна электрочайник?

10. для чего нужна стиральная машина?

     Результат опросника «Общая ориентация детей а окружающем мире и запас бытовых знаний» показала что, из 18 детей:

     Высокий ориентация в окружающем мире и запас бытовых знаний проявляется  у 5 детей (30%) – они называют свое имя, перечисляют электроприборы, которые находится у них в доме (телевизор, холодильник, микроволновая печь, утюг, электрочайник и т.д.)  телефон нужен, для того, чтобы позвонить родственникам и знакомым; утюг нужен для того чтобы погладить белье; холодильник нужен чтобы хранить в нем продукты; телевизор нужен, чтобы смотреть по нему мультики и интересные фильмы; электроплита нужна, чтобы чтобы приготовить еду на ней; Электрочайник  нужен, чтобы кипятить воду; стиральная машина нужна, чтобы стирать грязные вещи.

    Средняя ориентация в окружающем мире и запас бытовых знаний проявляется  у 8 детей (45%) – они называют свое имя, перечисляют электроприборы, которые находится у них в доме, но не все у некоторых они не знают называние . телефон нужен, для того, чтобы позвонить родственникам и знакомым; утюг нужен для того чтобы погладить белье; холодильник нужен чтобы хранить в нем продукты; телевизор нужен, чтобы смотреть по нему мультики и интересные фильмы; электроплита нужна, чтобы чтобы приготовить еду на ней;

     Низкая в окружающем мире и запас бытовых знаний проявляется  у 5 детей (30%) – они называют свое имя, перечисляют электроприборы, которые находится у них в доме (телевизор, холодильник, микроволновая печь, утюг, электрочайник и т.д.), но не знают их назывании.

     Еще провели беседу на выявление представлений у детей старшего дошкольного возраста запас бытовых знаний.

   Выходе беседы воспитатель рассматривает  с детьми предмет в группе, просит их называть. (Игрушки: холодильник, телевизор, утюг, вентилятор, электроплита и д.т) и спрашивает для чего они нужны, как правильно ими пользуются, из какого материала они состоят, какими  они бывают; какие меры безопасности при общении с электроприборами  нужно  соблюдать.

   На вопрос – для нужны электроприборы ? – дети отвечают, что без них невозможно  жить, они помогают нам в быту.

- Какие электроприборы вы знаете ? – дети отвечают, телевизор, утюг, холодильник, пылесос, электрочайник, телефон и т.д.

   На вопрос – как правильно им пользоваться – дети отвечают,  по телефону нужно звонить. Холодильник нужно класть продукты, чтобы они не испортились, ведь там холодно. Утюгом нужно гладить мятые вещи, а потом только их  одевать. По телевизору показывают много интересного, особенно нравиться смотреть мультики и сказки. На электроплитке можно приготовить очень вкусную еду.

    Из какого материала они состоят – дети отвечают, в основном  из пластмассы, но формы.

 На вопрос – какие меры безопасности при обращении с электроприборами нужно соблюдать – дети отвечают, не включать утюг, если нет взрослых  дома; аккуратно класть телефонную трубку  на место; уходя из дома, нельзя оставлять телевизор включенным ; дверку холодильника  нужно постоянно закрывать, чтоб из не ушел холод.

   Таким образом, по результатом исследования, видно, что дети не достаточно хорошо ориентируются в окружающем мир, запас бытовых знаний на  низком уровне. С этой целью мы предлагаем  систему работы, направленную ознакомление с предметным миром детей старшего дошкольного возраста на занятиях по социально- бытовой ориентировке.

Содержание системы работы

Занятие

Задачи

Методы и средства

Упражнение и игры

1

Телефон

Формировать знание детей о телефоне, его строении и значении;  закреплять в речи слова «Телефон», «трубка»; научить пользоваться отдельными выражениями  диалога; воспитывать культуры речи.

Телефон, рассказ и беседа воспитателя

Упражнении в обучении диалогу; Разыгрывание ситуации «звонок другу». Упражнение «Поздравь бабушку по телефону» Рефлексия.

2

Утюг

Формировать у детей отчетливое представление  о назначении  строении электроутюга; учить умению выделять его части, видеть особенности строения; развивать речи память, мышления, восприятие, мелкую моторику рук; закрепить знания детей о технике безопасности при обращении с утюгом; учить навыкам правильного обращения с электроприборами.

Рассказ и беседа воспитателя. Утюг мелкие вещи.

Лексические упражнения Рефлексия..

3

Телевизор

Продолжать обогащать представления детей о мире предметов; телевизоре и его назначении; закрепить в слово «телевизор»; учить умению и навыками правильного обращения с электроприборами.

Рассказ и беседа воспитателя. Телевизор, пульт к телевизору, аудиозапись сказки, опросные схемы.

Правила пользования телевизором Рефлексия...

4

Электроплита

Формировать представление детей об электроплите, ее назначении; закреплять в речи слово «Электроплита» развивать  мышление, речь, память, воспитывать правильное отношение к электроприборам

Рассказ и беседа воспитателя

Загадки, лексическое упражнение. Рефлексия..

5

Стиральная машина

Формировать представление детей о стиральной машине ,ее предназначении; развивать перспективный взгляд на предметы.

Рассказ и беседа воспитателя стиральная машина картинки

Викторина «Из какой сказки?» Игра «конструкторская деятельность»

6

Пылесос

Познакомить детей с назначением и функциями пылесоса; развивать мышление, память, внимание, формировать речи.

Рассказ и беседа воспитателя

Веник ,пылесос, щетка.

Игра «Назовите три предмета», упражнение «Опиши предмет» Рефлексия..

7

Электрочайник

Формировать представление детей об электрочайнике, его назначении; учить детей умению и навыкам правильного обращения.

Рассказ и беседа воспитателя Электрочайник, самовар, картинки с изображением.

Игра «У кого лучше получится?». Упражнение «скажи наоборот » Рефлексия.

8

Холодильник

Познакомить детей с назначением и функциями холодильника.

Рассказ и беседа воспитателя.

Картинки изображением холодильника.

Упражнение «Называй и не зевай», «Посмотри и скажи», «Найди отличия». Рефлексия.

9

Магнитофон

Формировать у детей понятие о магнитофоне, его назначении и функциях; воспитывать интерес к электротехнике.

Рассказ и беседа воспитателя.

Магнитофон, разрезные картинки.

Игра « соберите картинку», «Кто быстрее?». Мини – шоу «Мы артисты» Рефлексия.

10

Электрическая лампочка

Формировать у детей понятие об электрической лампе; развивать умение и навыки правильного общения с электрооборудование

Рассказ и беседа воспитателя. Лампочка, лучина, свеча, керосиновая лампа.

Игра со словами загадки, упражнение «Сравни предметы», «День и ночь» Рефлексия.

11

Вентилятор

Познакомить детей с назначением и функцией вентилятор.

Рассказ и беседа воспитателя Вентилятор, картинки  с  изображением вентилятора, веер.

Упражнение «Вертолет» «Вентилятор», «Опиши словами».

12

Микроволновая печь

Познакомить детей с микроволновую печью, назначением и функциями.

Рассказ и беседа воспитателя  картинки  с  изображением микроволновой печи..

Игра «Гуси- Лебеди». Упражнение по картинками «В чем изготовлено?», «Из чего изготовлены электроприборы?», «Скажи, куда мы положим?», «Что за чем?». Рефлексия

 Таким образом, на этапе формирующего эксперимента нами был разработана и апробирована система работы, направления на ознакомление с предметным миром детей старшого дошкольного возраста по социально – бытовой ориентировке.

 Для проверки эффективности проделанной  работы, мы провели контрольный эксперимент.

    Цель: определение эффективности использования системы работы по ознакомление с предметным миром детей старшего дошкольного возраста по социально – бытовой ориентировке.

         Для реализации задач нами были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования. Результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, сравнилось с результатами констатирующего эксперимента.

При проведении контрольного эксперимента нами были получены следующие данные;

       Высокая  ориентация в окружающем мире и запас бытовых знаний проявляется  у 8детей (44%) – они называют свое имя, перечисляют электроприборы, которые находится у них в доме (телевизор, холодильник, микроволновая печь, утюг, электрочайник и т.д.)  телефон нужен, для того, чтобы позвонить родственникам и знакомым; утюг нужен для того чтобы погладить белье; холодильник нужен чтобы хранить в нем продукты; телевизор нужен, чтобы смотреть по нему мультики и интересные фильмы; электроплита нужна, чтобы чтобы приготовить еду на ней; Электрочайник  нужен, чтобы кипятить воду; стиральная машина нужна, чтобы стирать грязные вещи.

    Средняя ориентация в окружающем мире и запас бытовых знаний проявляется  у 8 детей (64%) – они называют свое имя, перечисляют электроприборы, которые находится у них в доме, но не все у некоторых они не знают называние . телефон нужен, для того, чтобы позвонить родственникам и знакомым; утюг нужен для того чтобы погладить белье; холодильник нужен чтобы хранить в нем продукты; телевизор нужен, чтобы смотреть по нему мультики и интересные фильмы; электроплита нужна, чтобы чтобы приготовить еду на ней;

     Низкая в окружающем мире и запас бытовых знаний проявляется  у 1 детей (6%) – они называют свое имя, перечисляют электроприборы, которые находится у них в доме (телевизор, холодильник, микроволновая печь, утюг, электрочайник и т.д.), но не знают их назывании.

    Результаты контрольного эксперимента отображены на рисунке 2.

     Рис. 2.2 Результаты контрольного эксперимента.

    Сравнительные результаты по констатирующему и контрольному этапам исследования. Результаты отображены на рисунке 3.

    Рис. 2.3. Сравнительные результаты по констатирующему и контрольному исследования.

   Таким образом, при сравнении полученных данных можно сделать вывод о более значительном повышении уровня ознакомление с предметным миром детей старшего дошкольного возраста по социально- бытовой ориентировке.

    Разработанная нами система работы, направленная ознакомление с предметным миром детей старшего дошкольного возраста на занятиях по социально- бытовой  ориентировке имеет практическую значимость для воспитателей.


Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение детский сад «ЧЕЛЭЭШ» с Саглы Овюрского кожууна

Ознакомление с предметным миром детей старшего дошкольного возраста по социально-бытовой ориентировке

                                                               

             Воспитатель: Монгуш С.Т

Саглы -2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие с капелькой»

Цели:Учить детей проводить несложные опыты с водой.Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.Продолжать зна...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста.Тема: Где вода – там жизнь.

Конспект итогового открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром. Цель данной  НОД : Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного пов...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте Викторина «Цветущая весна»

Викторина «Цветущая весна»(организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста)Цель: закрепить и систематизировать знания по теме «цветы»Инт...

Конспект-занятия Ознакомление с предметным миром детей старшего дошкольного возраста по социально-бытовой ориентировке

     Цель исследования: изучение предметного мира детьми   старшего дошкольного возраста на занятиях по социально- бытовой ориентировке....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Золотой луг"

Программное содержание:Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг».Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.Познакомить с понятиями: промысел, идти в пя...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Насекомые" старший дошкольный возраст

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ (СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ) «НАСЕКОМЫЕ» Подготовила воспитатель Фатеева Ольга НиколаевнаЦель: Расширять представление дошколь...