Развивающие игры. упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста. (с 1 года до 3 лет)
картотека

 В данной статье представлены игры и упражнения для детей раннего возраста, которые составят основу занятий, позволяющих развить мелкую и крупную моторику, координацию движений, восприятие, активную речь и мышление, память и внимание, навыки правильного дыхания и укрепление мышц лица, навыки изобразительной и игровой деятельности, а также навыки произвольного поведения, оптимизировать детско-родительские отношения. Также в пособии даны комплексные развивающие занятия для детей 1—3 лет. Представленные материалы позволят педагогам и родителям правильно оценить уровень нервно-психического развития ребенка, а также определить линию развивающей работы с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ,

КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (с 1года до 3 лет)

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК.

Следует поощрять работу ребенка и правой, и левой руками: двумя руками одновременно и поочередно — это развивает мелкую моторику рук и координацию движений. Если в игре от ребенка требуется брать что-либо мелкое (зерна, косточки, бусины, пуговицы), действовать пинцетом, следует учить его делать это тремя пальцами (большим, указательным и средним; безымянный и мизинец прижаты к ладони). Это движение готовит руку малыша к письму.

Игры с крупами

Используя крупу (манку, гречку, рис, пшено), предложите ребенку сенсорную ванночку. Покажите, как из крупы можно насыпать горку, выровнять поверхность, «покормить птичку» (движения щепотью — тремя пальцами). затем, рассыпав крупу тонким ровным слоем по яркому подносу, предложите порисовать. После того как малыш самостоятельно нарисовал хаотичные линии, покажите ему, как можно выполнить узоры: дорожки, волны, дождик, заборчик, колобок, солнышко, рельсы, спираль, тучу, домик...

Крупы можно использовать для пересыпания из одной емкости в другую. Бобы, орехи, фасоль можно перекладывать с помощью маленькой ложки из одной емкости в другую, сравнивая их объем и развивая координацию движений ребенка.

Не меньший интерес вызовут у ребенка пересыпание круп с помощью молочника (соусницы) или через воронку, перекладывание и сортировка крупных зерен (в том числе пластиковым пинцетом из игрового набора «Доктор»), просеивание через сито (отделение риса от манки).

Ребенку будет интересно найти в глубокой емкости с крупой маленький сюрприз.

Игры с песком

Совместные игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

— при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;

— развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозгу ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;

— с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Используя влажный песок, покажите ребенку, как можно сделать отпечаток кистей рук (внутренней и внешней сторон). Во время игры расскажите о своих ощущениях.

Можно выполнить следующие упражнения.

  1. Поскользить ладонями по поверхности песка зигзагообразными и круговыми движениями.
  2. Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро.
  3. Создать на поверхности песка узоры отпечатками ладоней, кулачков, ребер ладоней, костяшек кистей рук, найти сходство этих узоров с объектами окружающего мира (дождик, трава, ежик, цветочек и т. п.).

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

«Что как звучит?»

В коробку или корзинку сложите предметы, с помощью которых можно получать разные звуки (лист бумаги, целлофан, фольгу, погремушки и т. п.). Дайте ребенку возможность исследовать содержимое емкости, послушать звуки.

«Слушаем звуки»

Предложите ребенку посидеть в тишине и послушать: «Послушай, как тикают часы» (шумит закипающий чайник, едут машины на улице и т. п.). Когда малыш научится прислушиваться, достаточно предложить послушать звуки, а затем, когда он нарушит тишину, спросить, что он услышал.

Безусловно, это упражнение возможно только при наличии желания ребенка, и длиться оно должно столько, сколько захочет малыш.

«Кто как кричит»

Для этой игры используются фигурки животных (игрушки).

«Кто это пришел? Кошка пришла. Давай позовем кошку. Кис-кис-кис! Как кошка мяукает? Мяу-мяу. а это кто пришел? Собачка пришла. Как собачка лает? «Гав-гав-гав». (И т. п.) Так мы добиваемся запоминания ребенком названий зверей и соответствующих звукосочетаний, учим звукоподражанию.

Для более старших детей можно использовать вариант игры «Кто спрятался?»:

предложить по звукам угадать и назвать животное.

«Повтори звук»

Предложите ребенку повторять характерные звуки:

— ж-ж-ж (жужжит пчела);

— с-с-с (льется вода);

— ф-ф-ф (фырчит ежик);

— цоканье лошадки. (И т. п.)

«Отгадай звуки»

Учите ребенка определять характер звука, шума.

В игре используются записанные на аудиокассету различные знакомые ребенку звуки: голоса близких, звонок телефона и звонок в дверь, тиканье часов, звук льющейся воды, лай собаки, мурлыканье кошки и т. п.

Послушав запись, ребенок говорит, кому принадлежат эти звуки.

«Звуковые коробочки»

Непрозрачные коробочки (контейнеры от «киндер-сюрпризов» или фотопленки) в двух экземплярах заполняем на 1/3 различным содержимым: солью, рисом, горохом, бобами, скрепками и т. п.

Познакомив ребенка с различным (резко отличающимся) звучанием коробочек, предложите найти пару каждой из них. Сначала предложите послушать звучание и найти 1 пару среди трех емкостей (1 пара + 1 емкость из другой пары), затем 2 пары и т. д. — в зависимости от возможностей ребенка.

«Действуй по звуку»

Объясните ребенку правила игры. На определенный звук он должен выполнять определенные движения: звонит колокольчик — бежать; удары в бубен — идти; хлопки в ладоши — сидеть и т. д.

Начинать игру следует с двух движений, увеличивая их количество по мере усвоения ребенком правила.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ, УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ ЛИЦА

В играх на дыхание важно научить ребенка правильно вдыхать воздух (через нос) и выдыхать (через рот). Подобные игры развивают дыхание, способствуют укреплению сопротивляемости организма вирусным инфекциям, развивают правильную артикуляцию звуков (а впоследствии — произношение шипящих), правильное звукопроизношение.

Игры с выдуванием

Для занятия подготовьте легкое перышко (или ватный комочек), детали строительного материала для постройки ворот, свечу, мыльные пузыри.

  1. Положите перед ребенком перышко и покажите, как нужно подуть на него. затем предложите сдвинуть перышко своим дыханием. Учите малыша с силой выдыхать воздух через рот, поддерживая перышко на лету и не давая ему упасть, наблюдать за движением.
  2. Перышко можно закрепить на нитке, что позволит ему раскачиваться от дуновения.
  3. Можно построить из строительного материала ворота и задувать перышко в них.
  4. Под чутким контролем взрослого ребенок дует на свечку. Взрослый показывает, как играет пламя свечи в зависимости от силы выдувания.
  5. С помощью специальной палочки ребенок выдувает мыльные пузыри.

Игры с мыльными пузырями

Научите ребенка выдувать мыльные пузыри. Подскажите, как можно с ними поиграть: побегать за ними, поймать их, хлопнув в ладоши.

«Пастушок»

Вдыхая воздух через нос и резко выдыхая в рожок или дудочку, ребенок («пастушок») «созывает коров, коз, овечек».

Попросите малыша подуть как можно сильнее. Пока ребенок упражняется, достаньте «разбежавшихся животных».

«Кораблик»

Подготовьте тазик с водой и бумажный кораблик. Научите ребенка выдыхать воздух через рот медленно и длительно, не надувая щек.

Сначала заставляем кораблик двигаться, а затем подгоняем его к определенному месту.

«Ветерок»

Для игры понадобятся вертушка и подвешенные воздушные шарики.

Научите ребенка правильно выдувать воздух, заставляя двигаться вертушку и шарики. Можно организовать соревнование: у кого дольше вертится вертушка или выше отлетел шарик.

«Бульканье»

Подготовьте стакан, на треть наполненный водой, и коктейльную трубочку.

Покажите ребенку, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье (булькающий звук).

ИГРЫ-ЗАБАВЫ И ИГРУШКИ-ЗАБАВЫ

Русские игрушки-забавы — неваляшка, погремушки с различным наполнителем, гремелки, «лялька», курочки, клюющие зернышки, звенящие деревянные шары, волчки, кувыркающиеся акробаты, игрушки-вертушки, самоходные игрушки (белочка, бычок), движущиеся богородские игрушки, ведерки, горки, свистульки — это игрушки, в основе которых лежат движение, неожиданность.

Эти забавные игрушки поднимают настроение, пробуждают беззаботное веселье, радость, позволяют детям получить чувственный опыт, учат регулировать свои чувства, рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти, развивают мелкую моторику рук, навыки игрового общения.

Детям от 5 до 9 месяцев следует показывать игрушки, стимулирующие ползание: яркие неваляшки, игрушки-дергунчики, звучащие волчки, игрушки-пищалки.

Детям от 1 года до 2 лет можно предложить книжки-игрушки (со звучащим устройством), игрушки для игр в воде. В 1,5 года малышу по силам запустить маленький волчок — это хорошо развивает мелкую моторику. Ребенок с удовольствием учится правильно рассчитывать силу, точность движения пальцев рук и кисти.

Для детей 2—3 лет интересны забавно звучащие, двигающиеся игрушки, например металлическая шарманка с сюрпризом, способствующая эстетическому развитию ребенка и улучшающая эмоциональный фон.

Игры-забавы не только приносят много радости и беззаботного веселья малышам (и взрослым, конечно), но и оказывают благотворное воздействие на их развитие, помогают устанавливать теплые и близкие отношения с окружающими.

«Ку-ку»

Это самая первая игра, в которую с удовольствием играют совсем маленькие дети (с 3 месяцев до конца первого года, а иногда и дольше). Они с интересом смотрят, веселятся, когда взрослый закрывает ладонями глаза и говорит: «Ку-ку, меня нет!» затем тут же открывает лицо и, с улыбкой глядя на малыша, произносит: «Вот я!»

Спрятавшегося в разных местах взрослого ребенок будет отыскивать, ориентируясь на звуки его голоса и радостно вскрикивая при его появлении.

Позже можно прятать личико ребенка под платочком, который он сам со смехом будет сдергивать.

«Коза»

Это также очень популярная игра-забава с детьми первого полугодия жизни. Оттопырив мизинец и указательный палец («рога») и приближая «бодающую» руку к животику ребенка, взрослый приговаривает: «Идет коза рогатая за малыми ребятами... забодаю, забодаю!» — и легонько щекочет его.

«Баран-баран»

Во время игры взрослый «бодает» ребенка головой в животик.

«Ехали, ехали»

Взрослый сажает малыша на колени лицом к себе и, слегка подбрасывая его, приговаривает: «Ехали, ехали в рощу за орехами. Ехали, ехали... В ямку — бух!» С этими словами надо развести колени и слегка «провалить» ребенка между ними. Сначала «падение» следует изобразить с осторожностью, чтобы не напугать ребенка. Со временем резкое «падение» будет вызывать особенную радость и бурное веселье.

«По кочкам»

Эта игра похожа на предыдущую. «По ровненькой дорожке. По ровненькой дорожке (взрослый покачивает малыша, поочередно приподнимая колени). По кочкам, по кочкам. В ямку — бух!»

Во время игр «Ехали, ехали» и «По кочкам» дети, научившиеся твердо стоять на ногах, с удовольствием пружинят на коленях взрослого. Им так нравятся эти забавы, что терпение взрослых иссякает гораздо быстрее, чем интерес малыша.

«Баба сеяла горох»

Взрослый произносит слова, помогая ребенку выполнять действия в такт тексту: «Баба сеяла горох. Прыг-скок, прыг-скок (приподнимает ребенка над своими коленями). Обвалился потолок. Прыг-скок, прыг-скок (приподнимает ребенка над своими коленями). Баба шла, шла, шла, пирожок нашла. Села, поела (сажает), опять пошла (ставит на ножки и начинает все сначала)».

Эта старинная игра-забава не только радует ребенка, но и способствует развитию чувства ритма, пониманию слов, умению согласовывать движения со словами и ритмом.

«Ладушки» и «Сорока-белобока»

Текст и действия этих игр-забав описаны выше — в разделе «Пальчиковые игры и массаж». Игры способствуют развитию тонких движений кистей рук, подражательных действий, точных движений, пониманию речи.

Научившись самостоятельно воспроизводить пальчиками действия, малыш вскоре проявит желание производить их на руке взрослого.

«Бум! Бух!»

Это игра вызывает у ребенка эмоциональный отклик, развивает тактильные ощущения.

Взрослый сажает ребенка к себе на колени (лицом к лицу). Со словами «Раз... два... бум!» осторожно прижимается своим носом (лбом, щекой...) к носу (лбу, щеке) ребенка.

«Мыльные пузыри»

Это не только игра на развитие навыков правильного дыхания, но и любимое детское развлечение, которое учит малыша наблюдать (см. раздел «Игры на развитие навыков правильного дыхания, укрепление мышц лица»).

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лепка

Работа с материалом для лепки (глиной, пластилином, тестом) оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться. Ошибки в действиях ребенка легко устраняются, что снижает уровень его тревожности.

занятия лепкой позволяют снять стресс, помогают ребенку восстановить эмоцио нальное равновесие, выразить чувства, избавиться от избытка слов (если малыш болтлив), приобщить к социальной активности необщительных детей.

Сначала познакомьте ребенка с материалом: дайте потрогать, помять, почувствовать его («Какой он? Гладкий? Ровный? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Тяжелый? легкий?»), покажите, как отрывать маленькие кусочки, раскатывать их, делать палочки, шарики, вдавливать и прижимать, соединять кусочки вместе.

Ребенку обязательно будет интересно смешать кусочки пластилина разного цвета.

По мере освоения детьми свойств материала переходите к лепке простых предметов — колобка, тарелки, бублика. Свой показ обязательно сопровождайте словами и выполняйте некоторые действия руками ребенка.

Детям особенно нравится лепить из теста: оно более мягкое, пластичное и не пачкает руки. Можно подготовить тесто для лепки по специальному рецепту: 2 стакана муки, 0,5 стакана воды, 0,5 стакана соли, по желанию добавить пищевой краситель.

Вылепленные из теста фигурки запекаются как обычно — в духовке. После остывания их можно раскрасить гуашью.

Похвалите ребенка за старание и обязательно сохраните его поделки.

Рисование

Рисование красками успокаивает и расслабляет. С помощью красок ребенок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, наступает успокоение. Рисование помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. Это прекрасно видно в детских работах.

Когда ребенок будет рисовать, начните вместе с ним, покажите, как это делать.

Сначала познакомьте малыша с пальчиковыми красками. Процесс рисования пальцами, ладошками увлекает и завораживает любого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие для детей раннего возраста (адаптационное)

Поступление в детский сад детей раннего возраста соправаждается определёнными трудностями прохождения адаптационного периода. И для того чтобы облегчить пребывание малышей в детском саду предлагаю про...

Конспект комплексного занятия для детей раннего возраста «Коробка с сюрпризами»

Конспект комплексного занятия для детей раннего возраста «Коробка с сюрпризами»Программное содержание: - Вызвать у ребенка эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем.- ис...

Конспект комплексного занятия для детей раннего возраста Тема: «Вкусные прянички»

Конспект комплексного занятия для детей раннего возрастаТема: «Вкусные прянички»Цель: Развитие тактильных ощущений.Задачи: получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание...

Комплексное занятие для детей раннего возраста по теме "Деревья"

Формирование представлений об окружающем мире, в том числе и природном, является частью познавательного развития детей раннего возраста. В данном конспекте в игровой форме  педставлен один из воз...

Конспект комплексного занятия для детей раннего возраста с элементами интеграции образовательных областей: "Зимняя Елочка"

Целью занятия является развитие эмоционально положительной отзывчивости детей  в процессе художественно-эстетической деятельности.  Создание  ярких художественных образов, связанных с з...

Конспект комплексного занятия для детей раннего возраста «Курочка и цыплята»

Цель: Продолжать развивать речь посредством фольклорного произведения, потешки; развивать познания детей об окружающем мире;  мелкую моторику. Задачи:— знакомить с фольклорными произве...