"Воспитание защитника"
консультация

Торовец Елена Анатольевна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_zashchitnika.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад№39 Красносельского района Санкт – Петербурга

                                                                                          Статью составила Торовец Елена Анатольевна

«Воспитание защитника».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.

Цель и задачи ФГОС направлены на реализацию патриотического воспитания.

- В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, любознательны, эмоциональны. Они легко откликаются на все инициативы, начинания, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Именно в этом возрасте они открыты и способны неподдельно сопереживать, сочувствовать. Для воспитателя это время благодатной почвы, этот период взросления дошкольника в плане восприимчивости и эмоциональной отзывчивости. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей, в этот период жизни происходит приобретение знаний, умений, навыков. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В это время осуществляется закладывание нравственных основ ребёнка, чувств, процессов адаптации в социальной сфере. Формируется мышление, начинается процесс осознанности себя, как субъекта в рамках близкого окружения.

Этот период жизни ребёнка оказывается наиболее подходящим с точки зрения эмоционального воздействия, так как его образное восприятие ярко и сильно. Поэтому они остаются в памяти долго, а иногда на всю жизнь. Это является важным компонентом воспитанием чувств патриотизма. В нынешнее, современное время происходит снижение уровня испытания подрастающего поколения, так как информационные источники заполнены негативной рекламой, мультфильмами, фильмами, которые не несут в себе смысловую нагрузку и не направлены на воспитание доброго, бережного, толерантного отношения к своим близким, сверстникам и окружающим. Это приводит к снижению уровня личного развития подрастающего поколения и не сформированности личностных качеств ребёнка, как гражданина и патриота своей страны, умеющего отстаивать свои интересы. Эта проблема является актуальной на современном этапе развития нашего общества.

- За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения.

Самая большая опасность, которая подстерегает наше общество сегодня - это разрушение личности. Материальные ценности в настоящее время доминируют над духовными. Поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности.

 Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

- Патриотическое воспитание ребенка - это основа формирования будущего гражданина.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Духовно – нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью по воспитанию ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения культуры. Качественное духовно – нравственное воспитание в детском саду является интеграция повседневной жизни ребёнка во всех видах детской деятельности.

«Что мы знаем о патриотизме».

1. Что означает термин “Патриотизм”.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

2. Что же такое патриотическое воспитание?

Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

3. Почему на ваш взгляд, патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

4. Определите задачи патриотического воспитания.

Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.

Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.

Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.

Воспитывать уважение к труду разных профессий.

Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.

Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.

Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.

Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.

Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.

Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.

Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей.

5. Роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника.

Патриотическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области нравственно-патриотического воспитания, сам является патриотом. Он преподносит комплекс патриотических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

6. Организованные формы обучения и совместная деятельность воспитателя и детей.

1. Организованные:

- экскурсии на известные объекты; (Мемориал)

- занятия (познавательные, комбинированные, комплексные);

- наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т. п.)

2. Совместная деятельность:

- рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

- беседы с детьми о стране, родном городе;

- использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение);

- разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

- знакомство детей с народной декоративной росписью;-привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. п.);

- поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

- личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самый сильнодействующий фактор воспитания);

- акции;

- игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН).

7. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.

- Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, формирующий и расширяющий его кругозор. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь воспитателя с родителями. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципов: единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности; совместной деятельности воспитателей и семьи, действовать сообща.

- Мы с родителями можем проводить:

- собрания;

- консультации;

- семинары;

- Дни открытых дверей;

- праздники и досуги;

- оформлять фото-стенды о достопримечательностях.

Нужно приобщать детей к культуре своего народа, воспитывать уважение, гордость за землю на которой живёшь. Поэтому детям необходимо изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории своей культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Формирование личности ребёнка, его воспитании начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, обеспечения духовной и интеллектуальной пищи, которые являются важнейшей задачей дошкольных учреждений.

Важнейшей задачей дошкольного учреждения является формирования у детей духовно – нравственных и патриотических целей через воспитание любви к семье и родному краю. Патриотическое воспитание – это сложный процесс. Патриотов может воспитать человек, который сам любит свою родину. Признающий права других людей, делающий всё для того, чтобы родной страной можно было гордиться по праву. Роль педагога в этой связи неизмеримо возрастает.

- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»                                            

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к Родине, родному краю, семье.

Поэтому при подготовке занятия очень важно грамотно отобрать музыкальные произведения, чтобы они были доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста.

Большое нравственно-патриотического воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах, важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.  

На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен, работа с музыкально – шумовыми инструментами. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а также художественный образ в движении. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок.

Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников.

Праздник помогает детям научиться творчески само выражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

- Одним из условий реализации системы патриотического образования в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо создать в своей группе все необходимые условия для проведения системной работы.

Оформление патриотического уголка.

- Патриотический уголок в детском саду помогает педагогам познакомить детей: с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями других народов. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.

- Правильное оформление патриотического уголка в детском саду позволит привлечь к изучению каждого ребенка, поможет подобрать материал по силам и интересам, а также наладить совместную работу с педагогом и сверстниками.

Материалы в уголке должны отражать основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества».

Создание предметной развивающей среды

Трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.  В группах могут быть оборудованы специальные зоны:                                                                        -для детей младшего дошкольного возраста: уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город, ребенок и сверстники: тематические папки о детях, о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо-плохо»);  

-для детей среднего возраста: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры: предметы старины, русские игрушки, макеты крестьянской избы, комнаты; литература по фольклору (сказки, песенки, пословицы, поговорки);                                                                   -для детей старшего возраста: уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, вышивка, работа по дереву), куклы в национальных костюмах, карта России, художественная литература о защитниках Отечества, портреты великих соотечественников.   Хорошо, если в уголках изобразительной деятельности будет выделено место для полочки красоты, где можно выставлять предметы народного декоративно-прикладного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект для подготовительной группы по патриотическому воспитанию "Защитники Отечества"

проект поможет заплпнировать деятельность с детьми подготовительной группы по патриотическому воспитанию. Данный проект составлен с учетом интеграции образовательных областей....

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»...

ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию «Защитники Отечества»

Любовь к Отчизне необходимо закладывать с самого раннего детства. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Но из п...