проект "Родной свой край люби и знай"
проект

Свиридова Людмила Петровна

Направлен на формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, стране, природе на основе историко-национальных и природных особенностей родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rodnoy_svoy_kray_lyubi_i_znay_22-23_god.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Родной свой край, люби и знай".

Воспитатель: Свиридова Л.П. МБДОУ «Пограничный детский сад».

 

«Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо голубое-

Это все мое, родное!

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!»

                                (В. Орлов)

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

 

 

ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

  

 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Проект направлен на формирование нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

•         воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;

•         расширение представлений о городах России;

•         знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

•         развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

•         развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

•         формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

•         формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;

•         формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

 

Тип  проекта:  тематический.

 

Срок проекта:  долгосрочный

 

Участники проекта: педагоги, дети, родители

 

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
-Семья 
- Детский сад 
- Родная улица 
- Родной город 
- Страна, ее столица, символика 
- Права ребенка


Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

 

Формы работы

с детьми:

Беседы;

занятия;

 рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;

заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

 творческая речевая деятельность;

утренники, развлечения, конкурсы;

 дидактические и сюжетно-ролевые игры «Вместе дружная семья»;  

 сочинение рассказов и сказок о семье;

создание мини-проектов;

с родителями.

Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;

 анкетирование;

праздники;

 

 

Сентябрь

«Моя семья»

1 Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».

2 Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».

3 Рисование на тему «Я и моя семья».

4 Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.

5 Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии»

Октябрь

«Я люблю свой детский сад.

1 Беседа на тему «Наши добрые дела»

2 Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории

3 Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»

4 Составление схемы «Я иду в свой детский сад»

5 Работа с родителями: собрание на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника»

Ноябрь

«Я живу на земле Калининградской»

1 Игра – путешествие «Я живу на земле Калининградской»

2 Рассматривание картинок  город Калининград. Архитектура.

3 Беседа на тему «Красная книга области»

4 Прогулка «Белая берёза под моим окном»

5 Работа с родителями: Консультация на тему "Мама, папа, я - дружная семья"

Декабрь

«Наша Родина – Россия»

1 Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»

2 Дидактическая игра «Кто живёт в нашем крае»

3 Беседа «Государственная символика России»

4 Рассматривание иллюстраций «Москва – столица нашей Родины»

Январь

«Краса ненаглядная»

1 Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»

2 Лепка дымковской игрушки «Свистулька»

3 Рисование «Матрёшка»

4 Беседа " С днем рождения родной посёлок"

 

Февраль

«День защитника Отечества»

1 Беседа на тему «Нет - войне »

2 Рассматривание иллюстраций «Военная техника на боевом посту»

3 Занятие на тему : "Солдатом быть - Родине служить"

4 Ручной труд : «Подарок для пап и дедушек»

Март

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

1 Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»

2 Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»

3 Рисование «Портрет моей мамы»

4 Чтение стихов о маме

5 Работа с родителями: праздник  8 марта.

Апрель

« Учимся украшать свой посёлок».

1 Беседа о красотах посёлка (озёра, места отдыха, территории детского сада).

2 Рисование на тему «Наше красивое озеро»

3 Аппликация «Подводное царство»

4 Беседа на тему «Как мы отдыхали на озере»

5 Работа с родителями: благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми

Май

«Этот день победы»

1 Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»

2 Экскурсия к памятнику погибших воинов во время В. О. В. В п. Пятидорожное

3 Ручной труд  «Изготовление поздравительных открыток к 9 мая»

4 Слушание и пение фронтовых песен.

7 Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Формирование патриотических чувств  проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".

Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина"  поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...

конспект "Родной свой край люби и знай"

В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

познавательное занятие "Свой край люби и знай"

Знакомство с родным краем, историей его рождения, богатствами Ненецкого автономного округа, с достопримечательностями и др. одна из главных задач формирования любви к малой Родине....

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"

Конспект занятия по нравственному   воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....