О познавательном интересе у младших дошкольников.
учебно-методический материал

Мутина Елена Владимировна

О познавательном интересе у младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_poznavatelnom_interese_u_mladshih_doshkolnikov.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

 О познавательном интересе у младших дошкольников.

Опыт показывает, что интерес к занятию в большой мере связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применения. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью. Специалисты в области возрастной психологии выделяют 3 основных двигателя познавательной активности.

Интерес

Любознательность и интерес – основа познавательной активности. Названные качества формируют потребность к узнаванию неизведанного, исследованию новизны предмета. Данный двигатель особенно ярко проявляется у младших дошкольников — в 3-4 года. Первые признаки: постоянные вопросы на самые неожиданные темы. Подчас, сферы интереса ставят родителей и воспитателей в тупик, но именно данная фаза наиболее важна. Игнорирование заинтересованности ребенка с высокой долей вероятности приведет к утрате любознательности и затуханию познавательной деятельности.

Самостоятельность

Самостоятельность проявляется у детей с опережающим уровнем развития. Они не ограничиваются выполнением заданий старших. Опередив сверстников, дошкольники сохраняют работоспособность, что побуждает к дополнительной деятельности:

  • Получение новых заданий, особенно творческих;
  • Комментирование собственных действий;
  • Повторение работы при неудачном результате.

Наблюдательность

Наблюдательность ребенка тесно связана с восприятием. Данная функция развивает внимание, воображение, способность запоминать мелочи. В 3-4 года малыш пока не умеет намеренно изучать тот или иной предмет.Его внимание привязывает то, что кажется интересным: падение снежинок, сильный дождь, брызги луж, яркая одежда на кукле или на человеке. Поэтому для развития наблюдательности используется игровая деятельность. При наличии предметов, привлекающих малыша, он заметит именно то, что кажется наиболее важным именно ему: необычную форму игрушки, особенный вкус кубика из дерева, оранжевый цвет апельсина.

Изначально замеченные признаки неотделимы от предмета. Только позже ребенок научится отделять свойство от предмета. Например, брызги воды на улице могут быть потому, что папа поливает огород из шланга, а кубик совершенно не обязательно имеет вкус, да и вообще не относится к съедобным предметам.

Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства.

 Показателем активной мыслительной деятельности дошкольника на занятиях является:

  • наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения;
  • умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, проводить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать и т. д.;
  • умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;
  • умение замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их;
  • умение выдвигать новую познавательную задачу;
  • способность относительно долго проявлять интерес к проблеме,   самостоятельно применять найденные способы ее решения в практической деятельности .

Согласно мнению возрастных психологов, познавательная активность дошкольника проявляется в виде следующих признаков:

  • Выраженная заинтересованность по отношению к определенному явлению или предмету;
  • Наличие не просто интереса к предмету, а выраженная эмоциональная окраска – изумление, огорчение, радость, удивление;
  • Увлеченность историей, сказкой или игрой;
  • Ярко проявляемое стремление выполнять задания, которые даются взрослыми;
  • Проявление самостоятельности в выборе игры или занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии детско-взрослого проектирования, как одного из способов повышения познавательного интереса у старших дошкольников

МДОУ ЦРР Детский сад № 142 воспитатель Миролюбова О.В. Тема: « Использование технологии детско-взрослого проектирования, как одного из способов повышения познавательного интереса у старших дошкольник...

Развитие познавательного интереса и интеллекта дошкольников

Ум человеческий отмечается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну…»Я.А. Коменский.Интерес!Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытл...

Развитие познавательных интересов у старших дошкольников посредством создания электронных пособий в совместной деятельности

Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом. Для того чтоб поддержать и стимулировать инте...

Выявление уровня сформированности познавательных интересов у старших дошкольников

Материал будет полезен для педагогов при определении уровня познавательного интереса к предметному миру у старших дошкольников....

« Экспериментирование как метод формирования познавательного интереса у детей – дошкольников»

В статье рассматривается такой метод обучения, как экспериментирование, который применяется для передачи детям новых знаний. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще на...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья посвящена развитию познавательно-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте через организацию экспериментирования. Рассматривается создание экспериментальной развивающей предм...