Проект "Работа с музыкально одаренными детьми"
проект

Гракова Алеся Станиславовна

План-проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzykalnaya_odarennost.docx22.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 86 «Сударушка»

Педагогический проект на тему:

«Работа с музыкально одаренными детьми»

Музыкальный руководитель:

Гракова А.С.

2021-2022 учебный год

«…Способности всегда  являются  результатом развития, нельзя говорить о способности, возникшей до начала развития, и о способности, достигшей вершины развития…»   Б.М.Теплов

Актуальность проекта.

     Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется  яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

    Дошкольный возраст - самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребенка. Музыкальное оборудование дает большие возможности для развития детской одаренности и чем раньше у ребенка обнаружатся музыкальные способности к той или иной музыкальной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию,  тем легче ему будет найти свое призвание.

      Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом,  который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

        Невероятно важно, чтобы  дар ребенка  был  сразу же замечен, оценен.  Ребенок должен почувствовать,  что его талант  важен для всех.  Одаренный  ребенок может  хорошо себя чувствовать лишь в том случае. Если его талант  востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом.  Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка.

      Проблема выявления, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

      Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения. В рамках этой работы в течении учебного года реализуются различные мероприятия, к участию в которых привлекаются дети с дошкольного возраста, что в свою очередь будет способствовать раскрытию и развитию личностного потенциала способных и одаренных детей.

Объект проектирования:

педагогическое сопровождение  музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста.

Предмет проектирования:

психолого-педагогические условия развития творческого потенциала музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта:

   Создание  условий  для  развития  творческого потенциала  музыкально одаренных  детей, раскрытия  их  индивидуальности и педагогическое сопровождение в контексте современных  концепций детства.

Задачи:

  • Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте.
  • Разработать систему методов для выявления музыкально одаренных  детей,  раскрытия  их  индивидуальности.
  • Организовать кружковую и индивидуальную  работу с детьми с выраженной  музыкальностью.
  • Вовлечь родителей  в процесс  музыкального  развития и воспитания детей в качестве активных участников и партнеров.
  • Разработать план мероприятий для реализации творческого потенциала детей с музыкальными способностями.
  • Способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой  протекает процесс музыкального воспитания детей.

Гипотеза:

Организация  педагогического сопровождения музыкально одаренных дошкольников  будет способствовать реализации и развитию их творческого потенциала.

Условия формирования музыкальной одаренности у дошкольников.

  • Взаимодействие всех специалистов ДОУ
  • Богатая развивающая предметно-пространственная среда.
  • Образовательная система.
  • Личностно-ориентированный подход.

Реализация проекта осуществляется в следующих направлениях:

  • Работа с детьми.
  • Работа с педагогами и родителями.

Участниками проекта являются воспитанники МБДОУ «Детский сад № 86» Сударушка», педагоги, родители.

Проект рассчитан на 1 год.

Методологическая основа проекта:

Проект основывается на ведущих принципах обучения и воспитания: гуманизации, проблемности, активности и самостоятельности, а также на специфических принципах, касающихся хореографической деятельности: организация предметно-развивающей среды, художественного  общения и взаимодействия, совместного сопереживания.

  • Принцип деятельности ( дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие в игре – способ познания, переживания, сопричастности как со стороны педагога, так и со стороны ребенка.);
  • Принцип вариативности (пройденный, накопленный материал постоянно варьируется, представляя тем самым новизну, эффект сюрпризности);
  • Принцип непрерывности (процесс  развития не  заканчивается на занятиях, дети с удовольствием продолжают творить в других условиях, обстановке);
  • Принцип  креативности (организуется  творческая деятельность, провоцируется и поощряется творческая активность детей, создаются ситуации, в которых ребенок становится художником, поэтом, музыкантом, артистом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность);
  • Принцип гуманности (любовь к жизни, искусству, ребенку- эти три единства, которые лежат в основе формирования личности);
  • Принцип индивидуального  подхода ( каждый ребенок- отдельный субъект со своими задатками и возможностями. И это надо всегда учитывать.);
  • Принцип от простого к сложному (постепенное развитие способностей);
  • Учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса.

Структура модели развития музыкальной одаренности дошкольников включает:

систему  методов  и приемов  работы с одаренными детьми – формы взаимодействия  детей  и взрослых в процесс  музыкально-художественной деятельности – интеграцию всех специалистов детского сада.

Направления работы с музыкально одаренными детьми

  • Индивидуальная работа.
  • Кружковая работа.
  •  Участие детей в фестивалях, конкурсных программах, концертах и проектах на местном, муниципальном уровне, а также всероссийском.
  • Подготовка  сольных  номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих  тому  или иному  календарному празднику, проводимых в детском саду.
  • Совместная работа со специалистами ДОУ.
  • Работа с родителями.

Формы взаимодействия ДОУ с семьей

  • Анкетирование,  опрос, индивидуальные консультации.
  • Консультации.
  • Семинары, мастер-классы.
  • Наглядная информаия.
  • Сайт  учреждения.
  • Календарные, семейные, музыкальные  праздники.
  • Фестивали, конкурсы, концерты.

Инновационность проекта

  • Активизация исполнительского потенциала  детей.
  • Участие в международных и российских интернет видео конкурсах.

Развивающая предметная  среда

- это система  условий, обеспечивающих  всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, проявления его одаренности:

  • Костюмы, шапки-маски, атрибуты для танцев и др.выступлений.
  • Музыкальные  уголки в группах.

Ожидаемые результаты:

  • Раскрытие творческих двигательных способностей;
  • Овладение детьми новыми двигательными навыками;
  • Повышение уровня музыкально-ритмической подготовленности и развития психофизических качеств;
  • Формирование интереса к занятиям музыкой и танцами, потребности в ежедневной двигательной деятельности;
  • Формирование моральных, волевых и эстетических качеств детей.
  • Педагоги детского сада и родителя знают об особенностях развития, проблемах и потребностях одаренных детей и способствуют реализации и развитию их творческого потенциала.

          Для оценки эффективности реализации проекта необходимо на протяжении проектного периода вести мониторинг участия воспитанников в детских фестивальных и конкурсных движениях на муниципальном, областном и федеральном уровнях, а так же мониторинг развития музыкальных способностей воспитанников. Итоговые результаты реализации проекта, обобщенный педагогический опыт будут представлены педагогическому сообществу.

Этапы  реализация проекта:

  • Подготовительный. (1-2 неделя сентября)

Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте.

  • Диагностический ( 3-4 неделя сентября)        

- Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса.

- Выявить детей с выраженной музыкальностью.

  • Практический (октябрь – апрель)

- Организовать индивидуальную работу с музыкально одаренными детьми.

      - Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.

  • Аналитический (май)

- Анализ созданных педагогических условий для развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.

           В течение реализации проекта промежуточные результаты, достижения воспитанников будут отражаться в выступлениях на городских конкурсах. Яркие мероприятия проекта и наиболее значимые достижения воспитанников будут представлены на сайте ДОУ. Итоговые результаты реализации проекта, обобщенный педагогический опыт будут представлены педагогическому сообществу.

Диагностика:

Уровень сформированности основ музыкальной культуры

Критерии

средний

высокий

  1

Музыкальность

  2

Креативность (восприятие, исполнительство,творчество)

  3

Отношение к музыке (интерес, вкус)

  4

Основы музыкальной грамотности

  5

Основы сценического движения и ритмики

Литература:

  1. Программа «Одаренный ребенок» .МБДОУ «Детский сад № 86 «Сударушка»
  2. «Одаренный ребенок»/ под ред. О.М.Дьяченко – М.,1997г.
  3. «Психология одаренности детей и подростков» под ред. Ю.Д.Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М.Марюгина-М;2000г.
  4. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать»- М.,1998г.
  5. «Рабочая концепция одаренности» Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В.,  под ред. Шадрикова В.Д.,М,1998г.
  6. «О формировании музыкально-двигательного творчества  в танце» Дошкольное воспитание, 1991 №12
  7. «Музыкальная психология» Готсдинер А., М.,1993г.
  8. «Детский сад и семья» Виноградова Н.Ф.,Година Г.Н.,Загик Л.В. и др. под ред. Марковой Т.А.- М:Просвещение , 198


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с музыкально одаренными детьми

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни....

Работа с музыкально одаренными детьми

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной ж...

6-3 Работа с музыкально одаренными детьми.

Работа с музыкально одаренными детьми(индивидуальная программа обучения ребенка дошкольного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии)....

"Работа с музыкально одаренными детьми дошкольного возраста"

Методические рекомендации для музыкальных руководителей по работе с одарёнными детьми по музыкально-художественной деятельности...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

Консультация для родителей «Работа с музыкально одаренными детьми»

Музыкальность – это единое, неделимое свойство, данное ребенку от природы. Одаренные дети – те, кто наделен способностями от природы, с возможностью развивать эти способности без огра...

2 Протокол Методического объединения музыкальных руководителей от24 апреля 2017г. Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "

Протокол  Методического объединения музыкальных  руководителей от24 апреля 2017г  Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "...