Главные вкладки

    Работа с музыкально одаренными детьми
    методическая разработка на тему

     

    Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabota_s_muzykalno_odarennymi_detmi.doc95.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление дошкольного образования администрации

    муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

    Ресурсный центр

    по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребёнка – детский сад № 116»

    г. Сыктывкара

    Работа с музыкально одаренными детьми

    Опыт работы

    музыкального руководителя

    МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г. Сыктывкара

    Балковой Татьяны Николаевны

    г. Сыктывкар, 2015

    Работа с музыкально одаренными детьми

    Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

    Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

    • выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
    • подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
    • актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

    Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.

    Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности:

    1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

    2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

    3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

    Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.  У  большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

    Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

    Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль  за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

    Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов).                       Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

    Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.

    1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;

    2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;

    3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):

    · Выраженное стремление к музыкальной деятельности

    1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

    2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

    3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества

    · Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:

    1. инициативность - безынициативность;

    2. креативность, эвристичность - репродуктивность;

    3. образность, эмоциональность - рациональность, понятийность;

    4. спонтанность - аккуратизм;

    5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность

    · Характер общения и поведения на музыкальных занятиях

    1. заинтересованность

    2. инициативность

    3. активность

    4. творческость

    · Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики)

    1. Высокий

    2. Средний

    3. Низкий

    · Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики)

    1. Высокий

    2. Средний

    3. Низкий

    Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись.

    Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.

    Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали  дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:

    • участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
    • подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

    Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным  мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

    В нашем ДОУ организована работа с музыкально одаренными детьми в пении и разработана программа по данному направлению.

    Цель программы: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений.

    Задачи:

    1. Расширять диапазоны голосов детей дошкольного возраста и  формировать их естественное звучание;
    2. Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;
    3. Совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении;
    4. Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через пение;
    5. Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении.

    Структура занятий:

    1 . Артикуляционная гимнастика.

    Цель: Совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогать правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы;

    2. Интонационно – фонетические упражнения.

    3. Упражнения на дыхание.

    Цель: Укреплять лёгкие и голосовой аппарат дошкольников, формировать правильное дыхание;

    4. Основная часть - вокально-хоровая работа.

    4.1. Распевание;

    4.2. Пальчиковые и подвижные игры;

    4.3. Работа над песней:

    4.3.1. Знакомство с песней (1 – 2 занятия);

    4.3.2. Прослушивание;

    4.3.3. Беседа, разъяснение текста;

    4.3.4. Повторное исполнение;

    4.4. Разучивание песни (3 – 4 занятия):

    4.4.1. Работа над звукообразованием;

    4.4.2. Работа над звуковедением;

    4.4.3. Работа над дыханием;

    4.4.4. Работа над ансамблем;

    4.4.5. Работа над дикцией;

    4.5. Закрепление (1 – 2 занятия).

    4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением песни.

    Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

    Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

    Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

    Перспективный план работы

    Период прохождения материала

    Программное содержание

    Репертуар

    Сентябрь - октябрь

    - Расширять диапазон детского голоса;                                                         - Закреплять у детей умение точно переда-вать ритмический рисунок хлопками и на металлофоне;                                                                          - Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх-вниз) и различные интервалы;                                                                                        - Учить детей точно попадать на первый звук мелодии песни;                                                         - Учить детей петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией;                                                   - Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;                                                  - Учить слушать и слышать себя и товарищей по пению;                                                                          - Учить петь хором, небольшими ансамбля-ми, по одному, с музыкальным сопровожде-нием и без него;                                                                   - Учить петь ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук;                                                - Добиваться выразительного исполнения песен;                                                                               - Учить детей передавать характер и смысл каждой песни;                                                                          - Стимулировать сочинение собственных мелодий, марша, колыбельной (без текста);                                                                                                - Совершенствовать умение правильно сидеть  и стоять во время пения.                                                  

    Дыхательные упражнения:         «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Маятник», «Повороты головы».                                                   Артикуляционные упражнения: Iблок.                                   Подвижные игры: «Ёлочка», «Синий шар», «Каша».                 Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Кукушка»Е.Тиличеевой,             «Бубенчики»Е.Тиличеевой,          «Качели» Е.Тиличеевой.                Песни:                                              «Кукушка» А.Варламова,               «Если добрый ты» Б.Савельева,                      «Мама» Н.Тимофеевой, «Улыбка» В.Шаинского.                Творческие задания:                     «Самолёт» Т.Бырченко,                  сочинение марша, колыбельной.                             

    Ноябрь - декабрь

    - Уточнять умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции;                                                                                                               - Упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз;                                         - Упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии;                                                                     - Закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки;                                                                                                                                            

    Дыхательные упражне-ния:        

    «Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Рок-н-ролл», «Мячик», «Песня волка», «Песня ветра», «Ниточка».                                     Артикуляционные упражнения:I и II блок. Подвижные игры: «Тарелка»,     «Чашка», «Утки».                           

     

    Ноябрь - декабрь

    - Учить детей удерживать интонацию на одном звуке;                                                                      - Продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом;                                                                                                             - Удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко;                                                                                           - Правильно выполнять логические ударения;                                              - Продолжать учить детей чисто интониро-вать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вверх вниз на квинту и кварту;                                                                      - Упражнять в точном интонировании трезвучий (фа-ля-до, ре-фа-ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на сексту вверх;                                                                    - Петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая и т.д.);                                     - Побуждать детей импровизировать простейшие мотивы определённого характера, жанра (вальс, марш, полька);                             - Контролировать певческую установку во время пения.    

    Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Барабан» Е.Тиличеевой,               «Как под наши ворота» (р.н.п.),    «Вальс» Е.Тиличеевой.                   Песни:                                              «Голубой вагон» В.Шаинского,                    «Спляшем Ваня» А.Варламова,                             «Гномики» К.Костина.               Творческие задания:                     «Снежок» Т.Бырченко,                   «Вальс», «Полька», «Марш», «Плясовая».                                                               

     

    Январь - февраль

    - Продолжать учить различать и самостоя-тельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки;                                                                      - Упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии;                                                                                          - Упражнять в чёткой дикции;                                                                        - Формировать хорошую артикуляцию;                                                        - Уметь показать рукой движение мелодии вверх и вниз, чередование долгих и коротких звуков;                                                                               - Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;                                     - Чисто интонировать в заданном диапазоне;                                                - Учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием;                                                                          - Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания;                                      - Добиваться выразительного исполнения песен различного характера;                                                                                                                    

    Дыхательные упражнения:         «Восход-заход», «Стокатто», «Удивлялки», «Знакомство», «Веточка», «Кукушонок», «Певец».           Артикуляционные упражнения: I, II, III блоки. Подвижные игры: «Конь», «Мамочка», «Ворона», «Петух».                                           Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Небо синее» Е.Тиличеевой,          «Бубенчики» Е.Тиличеевой,          «Труба» Е. Тиличеевой.   Песни:                                              «Где водятся волшебники?» М.Минкова,                                     «Дождь пойдёт по улице» В.Шаинского,                                                            

    Январь - февраль

    - Петь с музыкальным сопровождением и без него;                                                                                                - Подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение;                                                        - Продолжать стимулировать и развивать песенное творчество детей;                                                  - Учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст;                                                     - Развивать ладотональный слух, используя интонационно-фонетические упражнения (Приложение №2).

    «Три весёлых зайчика» К.Костина,                                                      «Бабочка» А.Варламова.                                       Творческие задания:                     «Зайка, зайка, где бывал?» М.Скребковой.       

    Март – апрель - май

    - Закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки, выкладыванием ритмичес-кого рисунка мелодии на фланелеграфе;                                                                - Продолжать упражнять в умении удержи-вать интонацию на одном повторяющемся звуке;                                                                                     - Закреплять навык звуковысотной ориенти-ровки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мело-дического оборота выше – ниже;                                                           - Учить детей распознавать на слух движения мелодии, определять повторность звуков, наличие скачка в начале;                                              - Упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке (до2, ре2);                                                                                                                    - Петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом произведения;                                                           - Закреплять навык естественного звукообразо-вания, умение петь легко, свободно, без напряжения;                                                                  - Следить за правильным дыханием;                                                              - Удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую;                                                                                                              - Продолжать учить детей импровизировать мелодии различного характера на заданный текст и придуманный самостоятельно (по картинке, исходя из словесного образа и т.д.);                                             - Добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций дети использовали свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи, сочиняя песню – марш, песню – вальс, песню – польку, грустную и весёлую песни и т.д.;                                                                                                  

    Дыхательные упражнения:        «Свечи», «Воздушный шарик», «Сова», «Аист», «Шапка», «Гармошка», «Деревья», «Зоосад».                 Артикуляционные упражнения: I, II, III блок. Подвижные игры: «Зайка», «Звери», «Медвежонок», «Грузовик», «Бабочка».                  Интонационно-фонетические упражнения.                      Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Смелый пилот» Е.Тиличеевой, «Скок-поскок» р.н.попевка,           «Вальс» Е.Тиличеевой.                   Песни:                                              «Самая счастливая» Ю.Чичкова,                                    «Дорога добра» М.Минкова,          «Кот Мурлыка» Л.Олифировой,    «Кашалотик» Р.Паулса.                  Творческие задания:                     «Осенью», «Весной» Г.Зингера,    «Весёлая песенка», «Грустная песенка» В Агафонникова.  

    Для определения направлений и форм  работы с детьми используются некоторые виды контроля как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников.

    Предварительный контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявление исходного уровня подготовки воспитанников.

    Формы контроля:

    - собеседование – выявляются интересы и творческий уровень детей;

    - прослушивание – выявляются музыкальные данные ребенка: музыкальная память, музыкальный слух, ритм; вокальные данные ребенка – тембр, диапазон, четкость произношения.

    Текущий контроль определяет степень усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала.

    Форма контроля:

    - творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанников на конец года и рекомендации на следующий год.

    Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение.

    Форма контроля:

    - отчетный концерт в конце учебного года, который способствует развитию музыкальных способностей детей, демонстрирует творческий рост, является видом поощрения и стимулирования воспитанников.

    Самоконтроль воспитанника выражается в самодисциплине, четкой организации выполнения домашнего задания, ответственности перед выступлением.

    Используемые формы, методы, приемы организации музыкально-эстетической деятельности позволят создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса, эстетической культуры воспитанников, обогатить процесс эстетического воспитания в целом.

    Планируемый результат.

    • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в концертах);
    • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
    • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);                                      
    • уметь двигаться под музыку,  не бояться сцены, культура поведения на сцене;
    • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;                                                              
    • умение исполнять  длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);
    • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

    Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

    Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:

    • разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью
    • осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;
    • организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;
    • способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;
    • организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа с музыкально одаренными детьми

    Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни....

    6-3 Работа с музыкально одаренными детьми.

    Работа с музыкально одаренными детьми(индивидуальная программа обучения ребенка дошкольного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии)....

    "Работа с музыкально одаренными детьми дошкольного возраста"

    Методические рекомендации для музыкальных руководителей по работе с одарёнными детьми по музыкально-художественной деятельности...

    Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

    1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

    Консультация для родителей «Работа с музыкально одаренными детьми»

    Музыкальность – это единое, неделимое свойство, данное ребенку от природы. Одаренные дети – те, кто наделен способностями от природы, с возможностью развивать эти способности без огра...

    Система работы с музыкально - одаренными детьми в ДОУ.

    Система работы с музыкально - одаренными детьми в ДОУ. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосы...

    2 Протокол Методического объединения музыкальных руководителей от24 апреля 2017г. Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "

    Протокол  Методического объединения музыкальных  руководителей от24 апреля 2017г  Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "...