Конспект занятия "Знакомство с традициями русского народа и бытом"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Пульянова Елена Ивановна

Конспект занятия "Знакомство с традициями русского народа  и бытом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческое занятие  «Знакомство с традициями русского народа  и бытом»  

Конспект составлен с учётом  образовательных областей, определённых ФГОС ДО:

          -  познавательное развитие

          - социально – коммуникативное развитие

- речевое развитие

- художественно – эстетическое развитие

- физическое развитие

Цель: познакомить детей с бытом и традициями русского народа, развивать их речь при помощи потешек,  обогащения словарного запаса новыми терминами, воспитание нравственного поведения детей и привитие им любви к Родине, а также необходимость, ощутить себя частью великого русского народа.

Задачи:

  Образовательные

- Расширять представления детей о русском народном быте, вызвать  интерес к русской народной традиции – встречать гостей угощением

 - Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь новыми словами.

- активизировать познавательную деятельность

- расширять творческое воображение и творческое мышление

  Развивающие

 - Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам.

- поддерживать творческое начало в собственной продуктивной деятельности

 - Обогатить творческий опыт ребенка техникой тестопластики.

  Воспитательные

- прививать любовь к русским народным традициям,

- воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа.

Словарная работа: 

Обогащать и активизировать словарь детей словами: горница, изба, прялка, рушник, чугунок, ухват.

Оборудование:

   - Проектор, ноутбук

   - Материалы для работы с соленым тестом;

   - Музыкальный ряд: русские народные песни.

    - Коробка – макет избы

    - Картонные куклы в русских народных костюмах

Приёмы и методы:

-  наглядный – показ, демонстрация,

- словесный -, беседа, пояснения, художественное слово, обсуждение

- игровой -  русские народные игры

- компьютерные технологии

Предварительная работа:

- чтение русских народных сказок

- рассматривание иллюстраций

- слушание русских народных хороводных песен

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычное путешествие – путешествие в прошлое, к корням русского народа.

Игра «Поздороваемся»

- Здравствуй, солнце золотое, (поднимают руки вверх)

- Здравствуй, небо голубое,

- Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками из стороны в сторону)

- Здравствуй, маленький цветок, (приседают и начинают потихоньку подниматься)

- Здравствуй, утро, (правую руку в сторону)

- Здравствуй, день, (левую руку в сторону)

- Нам здороваться не лень. (обнимают друг друга)

2. Основная часть

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель: (Вносит кукол – дедушку, бабушку, девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)

Куклы: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

(Дети приветствуют гостей)

Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты странно, и здороваются по – особенному.  Как вы думаете, почему они так одеты?

(Ответы детей)

Ребята, гости наши одеты в старинные русские костюмы. Вам они нравятся? (презентация слайд 1). Когда – то страна наша называлась Русь. И одевались на Руси как наши гости и приветствовали друг друга с поклоном, низко кланяясь в пояс. (Показ)

Воспитатель.  Дети, давайте, и мы поздороваемся  с гостями так, как здоровались на Руси.

Куклы. Меня зовут Аленушка, дед – Федот, бабка Авдотья.

Воспитатель.  Аленушка…

-Что можно сказать про имена наших гостей? Какие они?

(Ответы детей) 

Воспитатель. Имена звучат ласково,  они чисто русские. Давайте и мы им представимся.       Поиграем в игру «Колечко». Кому колечко упадет – тот свое имя ласково назовет.  Напрмер: Полина – Полинушка, Полиночка.

Воспитатель: Ребята, хотели бы вы побывать в настоящей деревне, посмотреть как там живут, какие там традиции - давайте туда отправимся,  а поможет нам в этом волшебная считалочка.

  Дети: Раз, два, три, четыре, пять – хотим мы  в прошлом побывать.

Воспитатель: Все внимание на экран, мы будем путешествовать в прошлом с помощью виртуальной экскурсии ( презентация слайды 4-9)

 Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и посуда и мебель. А вот и  самая красивая комната – Горница! В Горнице  принимают гостей. Что вы здесь видите? (Ответы детей)

 Обычно в этой комнате накрывался большой стол, за которым собиралась вся семья. Главное место – Хозяину дома. Оно называется  - большое место.

Воспитатель: Самое главное в деревенской избе - это печь. Затрещит мороз на дворе, зашумит ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

Ой, ты печка – сударушка,

Помоги нам, боярушка!

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети!

В дом богатство принеси!

    Русская печь отапливает избу, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду. Топят печь дровами и лучшими считаются берёзовые и дубовые. На печке можно даже спать. Зимой под печкой кур держали.

Ребята, а в каких сказках встречается русская печка?

(Ответы детей). Правильно, «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».

Воспитатель:

В углу напротив печки  стояли большой стол и лавки, висела икона. За столом собиралась вся семья, посмотрите какая посуда на столе: из глины – глиняная (повтор детей), из дерева – деревянная (повтор детей). А вот и осветительные приборы: свечи и керосиновая лампа. Все они давали тусклый, не яркий свет, но и при нём девушки вечерами пряли  и вязали.

 В каждой избе на столе стоял самовар. Хозяйка дома вставала рано: топила печь, приносила воду и раздувала угли в самоваре. Угли тлели, вода грелась. Пили чай, не спеша с сушками, плюшками и пирожками.

А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Это чугунок.  В нем готовили щи да кашу. Печь горячая, огонь пышит. Как вы думаете, как поставить туда  чугунок?

Ответ детей.

Воспитатель: Ребята, а я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем?

Ответ детей. Игра «Старинное словечко»

 (Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаза) (презентация слайд 12 - 13)

Ребята, вот мы и познакомились с бытом русских людей. Я предлагаю вам сделать свой макет избы. Необходимо детали – окно, лавка, ведро, полка с посудой, печка, коврик, столик расположить по нашей комнате – коробке путём наклеивания деталей. Изготовление макета горницы.

А теперь ребята познакомимся с некоторыми традициями русского народа.

Много разных праздников у русского народа: Пасха, Рождество, Масленица, Иван Купала и другие.   На праздники любили жители деревень водить хороводы, все нарядно одевались. На головы девушки венки надевали и шли с песней по кругу. Давайте и мы прикоснёмся к народным традициям. Встанем в хоровод и песню споём « Как у наших у ворот»  (Презентация слайд 11)

 Ещё одной из традиций русского народа на праздники является  приготовление пирогов  в печи и угощение душистым чаем из самовара.

Так как у нас на дворе красна – весна, жаворонки уже прилетели, так и мы будем  жаворонков лепить. Хотите, я вас  научу?

Дети садятся за столы.

Перед началом работы давайте разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика « Пальчик, пальчик – непоседа». Молодцы, теперь можно приступать к работе.

3. Лепка из солёного теста.

Каждому ребёнку раздаётся кусок соленого теста, лепится колбаска, потом придаётся форма жаворонка, ножичком для пластилина ставится оперение, оформляется голова и клюв. Затем фломастерами украшается.

Воспитатель:  Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте ещё раз посмотрим на все предметы, которые мы видели в русской избе, повторим с какими традициями мы познакомились. (Ответы детей).

 Затем дети встают в круг и говорят считалочку.

Дети: Раз, два, три, четыре, пять - возвращаемся в своё время опять.

4. Рефлексия:

Воспитатель: Вот мы и побывали в прошлом. Узнали, как жили наши предки, какие предметы их окружали, какие у них традиции. Ребятки, скажите, что вам больше всего понравилось в русской избе, давайте сравним, как жили тогда и как мы живём теперь, в чём сходство, в чём различие (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с бытом , традициями русского народа.»

             Конспект образовательной деятельности в средней группе  «Знакомство с бытом , традициями русского народаЗнакомство с Русской печью».Эт...

Конспект ИОС в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»

Конспект ИОС  в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа «В гостях Бабушки- Забавушки»...

Конспект ООД "Чай пить - здоровым быть "с ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ по познавательному развитию Обогащение знаний детей о целебных свойствах чая и традиций русского чаепития.

    Конспект ООД С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ по познавательному развитиюОбогащение знаний  детей о целебных свойствах чая и традиций русского чаепития. 1.Поддержать у детей интерес к о...