Методическая разработка «Целебная музыкальная доза»
методическая разработка

Батурина Наталья Александровна

Методическая разработка

«Целебная музыкальная доза»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dlya_roditeley.docx21.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 г.Ярцева Смоленской области

Методическая разработка

«Целебная музыкальная доза»

Разработала: Батурина Наталья Александровна

музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад №10

г.Ярцево

2021 год

Тема методической разработки: «Целебная музыкальная доза»

Методическая разработка предназначена в помощь музыкальным руководителям, воспитателям ДОУ.

Место хранения материала:  методический кабинет МБДОУ детский сад №10 

        О благоприятном влиянии музыки на человека известно с древних времен. Звуки исцеляют и укрепляют дух, возвышают и воодушевляют, волнуют и радуют, успокаивают и умиротворяют. С помощью музыки человек передает свои эмоции и настроения, чувства и ощущения.

        Музыка влияет на дыхание, пульс, кровяное давление энергетику. Музыка снимает стресс и повышает иммунитет.  Музыка поднимает силу духа. Музыка способна вдохновить на творчество. Музыка изменяет восприятие времени и пространства. Музыка помогает понять глубокий смысл жизни.

        Уже много лет врачи всего мира лечат пациентов музыкой, которая, как теперь выяснилось, может не только предупреждать болезнь, но и останавливать её развитие.

        Лечение музыкой известно с глубокой древности. Египетские жрецы музыкой врачевали бессонницу, а шаманская музыка зарубцовывала полученные в сражениях раны. Современная наука приняла эстафету у древности и служит здоровью людей, являясь сильнейшим средством воздействия на недуги, применяемым в современных центрах музыкотерапии.

        Точный механизм влияния музыки на человеческое здоровье пока что не установлен. Известно лишь, что вибрация звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма, в результате чего изменяются физиологические процессы, протекающие в организме, которые под влиянием музык могут и ускоряться, и тормозиться, и даже поворачивать вспять (диссоциация-синтез). Каждый орган человеческого тела - печень, почки, мозг, легкие и другие, имеют свои собственные тона и ритмы звучания, взаимодействующие между собой и с музыкальными волнами, оказывающими на них регулирующее воздействие. В древние времена целители и шаманы могли определить какого, ритма или тона не хватает человеку, поэтому лечение словами, музыкой и голосовым пением было очень эффективным. В настоящее время некоторые из этих знаний восстановлены и с успехом используются при лечении различных болезней.

        «Музыка в качестве чисто акустического феномена оказывает физиологическое и психологическое воздействие, о чем свидетельствует ряд научных исследований. Так, некоторые ритмы и определенные частоты могут ускорять или замедлять обмен веществ в организме, вызывать гипнотическое состояние и пр. Специалист в области бихевиоральной физиологии Дж. Даймонд установил, что в зависимости от характера музыки у слушателя изменяется сила мускулов. Некоторые виды классической и африканской музыки, которые совпадают с биоритмами человека, улучшают самочувствие и имеют лечебный характер.

Музыка тесно связана как с гармоническим развитием личности (оно необходимо для творчества), так и с ее деструкцией, проявляющейся в насилии. Тот же рок ярко показывает связь музыки и насилия: он доводит человека до экстаза, когда ему хочется все крушить и ломать. Насилие проявляется также в рэпе, джазе, поп-музыке, оно содержится и в произведениях классической музыки. В связи с этим Л. Леймари пишет: «Порождает ли музыка насилие или же она является его отражением? Или если она выражает насилие, то играет ли она очистительную роль, сублимируя низменные порывы и снимая напряженность?»
        Дугими словами, способна ли она «усмирить зверя»? По словам Аттали, «музыка — это облеченные в звуки колебания и символы общества”. Конечно, она основана на коллективной психике: рок, рэп, джаз, регги выражают то насилие, которое присуще культуре, их породившей. Но человек и среда составляют неразрывное целое: затаенная ненависть человека оказывает влияние на общество — и наоборот. И если музыка отражает менталитет данного общества, его уклад, то она выражает и чувства музыканта».

        Когда музыка близка к совершенству, она дает возможность прикоснуться к божественному, становится, по уверению буддистов, самым возвышенным из всех искусств, ведущим к озарению. По словам даосского мудреца Чжуанцзы, «музыка позволяет человеку остаться простым, чистым и искренним и вернуться к своему начальному состоянию». Великий скрипач Иегуди Менухих как-то сказал, что «музыка создает порядок из хаоса». Здесь следует заметить, что статус искусства-творчества в общей картине мира определяется тем, что оно является продолжающимся мировоззрением: творчество же в первую очередь и есть музыкальное бытие, т.е. объект постижения. И если естественные науки - естественные, математические - предъестественные, то художественное творчество - «постъестественное».

Применение: Несмотря на то, что лечение музыкой является безвредным и довольно мягким способом исцеления, необходимо придерживаться следующих несложных, правил применения музыкотерапии:

- лечебные сеансы наиболее эффективны ранним утром или поздним вечером;

- успокаивающие и профилактические сеансы проводить по потребности в удобное для вас время;

- перед прослушиванием удалить чувство голода, но не переедать;

- одеться в удобную одежду и расположиться в удобной позе;

- на начальном этапе сеансы не должны превышать 20-30 минут, в последствии можно увеличить время прослушивания предлагаемых композиций, но не доводить себя до утомления;

- рекомендуется ежедневно проводить 1-2 сеанса с перерывом не менее 3-4 часов;

- громкость прослушивания музыки - не выше средней комфортной;

- при записи некоторых композиций используются специальные технические приёмы, поэтому у тех файлов имеется отметка о прослушивании только в наушниках;

- прослушивайте музыку таким образом, чтобы это не мешало другим людям; 

- музыкотерапия не мешает лечению медицинскими средствами, а прием медикаментов не мешает музыкотерапии, поэтому, если врач назначил вам какие-то лекарства, то прекращать их прием не следует. Приступайте к музыкотерапии и, когда наступит улучшение, врач сам отменит свое назначение за ненадобностью;

- если для решения вашей проблемы в пакете много музыкальных произведений, то для обеспечении выше рекомендуемой продолжительности сеанса:

  • музыку для прослушивания выбирайте не по её художественным достоинствам, а по вашим ощущениям;
  • при выборе музыки ориентируйтесь только на собственные ощущения и не ищите совета у других людей. Дать дельный совет вам никто не сможет, поскольку никто не в силах прочувствовать вашу проблему лучше вас, а критические замечания вам повредят;
  • старайтесь выбирать музыку «на лету», по первому впечатлению от прослушивания. Весьма часто люди с высокой чувствительностью делают наиболее правильный выбор, просто прочтя название музыкального произведения, даже ещё не слыша его («отзывается в душе»);
  • разнообразьте прослушиваемые мелодии, если вы не склонны к определённому выбору.

        Сеансы музыкотерапии, направленные на повышение тонуса, корректировку настроения, нормализацию давления и другие подобного воздействия, обычно начинают давать результат уже в течение нескольких минут после начала прослушивания соответствующего музыкального произведения, тогда как для лечения более серьезных заболеваний как язва желудка и похожих требуется воздействие в течение нескольких недель. В этом смысле, музыкотерапия действует подобно гомеопатии, наращивая свой эффект не быстро, но делая это наиболее экологичным для здоровья образом.

Литература:

1. Программа по музыке 1-3 класс трёхлетней начальной школы. Под научным руководством Кабалевского Д. Б..

2. Музыка в начальных классах: методическое пособие для учителя/Э. Б. Абдуллин, Т. А. Бейдер, Т. Е. Вендрова и др. М.: Просвещение, 1985

3. Надолинская Т. В. Методические рекомендации к комплекту «Музыка» (1 – 3 классы): Книга для учителя. Таганрог: Айкон, 1998

4. Клёнов А.С. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

5. ПоликарповВ.С., Поликарпова А.М..Феномен человека – вчера и завтра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной музыкально-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Музыкальный альбом"

В методической разработке  представлен опыт работы музыкального руководителя дошкольного учреждения по использованию информационно-коммуникационных технологий в совместной музыкально-...

Методическая разработка совместной музыкально-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"Музыкальный альбом"

"Музыкальный альбом" - методическая разработка совместной музыкально-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Цель данного мероприятия - выполнение детьми различных видов м...

Методическая разработка конспекта "Музыкальное путешествие" образовательная область музыка в соответствии с ФГОС ( для воспитателей и музыкальных руководителей)

Введение ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно-игровые впечатления, синтез искусств – музыку и графику; развитие в ребенке личностного высказывания, индивидуальности....

методические разработки по музыкальным, музыкально-ритмическим, музыкально-дидактическим играм для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальные, музыкально-ритмические, музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка (для музыкальных руководителей) "Элементы проектирования в музыкальном воспитании дошкольников"

Конспект методического объединения музыкальных руководителей района по теме: «Элементы проектирования в музыкальном воспитании дошкольников»...

Методическая разработка "Роль музыкального руководителя и воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр "

Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии.Чтобы игра была успешно усвоена детьми,музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю.На з...