Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество»
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Денисова Луиза Леонидовна

Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество» в старшей разновозрастной  группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

Кафедра дошкольного образования

Рабочая программа по образовательной области

«Художественное творчество» в старшей разновозрастной  группе

на период с 1 сентября 2012 года по 25 мая  2013 года

Выполнила: Денисова Луиза Леонидовна

слушатель курсов повышения квалификации

воспитателей  с 18 февраля по 4 марта 2013 г.

по программе «Современные методики взаимодействия  

педагога и семьи»

Научный руководитель: кандидат педагогических наук,

доцент кафедры дошкольного образования-

 Романова Ирина Владиславовна

Чебоксары

2013г.


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Пояснительная записка

4

Содержание рабочей программы

5

Календарно – тематический план

10

Результаты освоения содержания программы детьми

22

Система мониторинга достижения детьми результатов освоения программы

30

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

31

Список литературы

32

Яльчикский районный отдел образования и молодежной политики

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение «Шемалаковская   основная общеобразовательная

                   школа Яльчикского района Чувашской Республики»

                       Рассмотрена                                                                                     Утверждена

                       на заседании                                                                                    Директор школы

                       педагогического совета                                                                _______________Дементьева Г.В.                            

                       протокол №                                                                                    Приказ №

                       от «27» августа 2012                                                                     от «30 »  августа 2012

Рабочая программа

 по образовательной области

«Художественное творчество» в старшей разновозрастной группе (4-6лет)

на период с 1 сентября 2012 года по 25 мая  2013 года

на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Составитель: Денисова Луиза Леонидовна

                           воспитатель 2 категории

село Шемалаково 2012

Пояснительная записка

     Дошкольная группа при муниципальном бюджетном  образовательном учреждении «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики» работает по  примерной общеобразовательной программе  дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

     В настоящее время функционируют две  возрастные группы: младшая разновозрастная (от 1,5 – 4 лет), старшая разновозрастная (4-6 лет). Количество детей в старшей разновозрастной группе -25; из них: 12 девочек, 13 мальчиков.

    С точки зрения современного развития дошкольного образования данная программа разработана  для детей старшей разновозрастной группы (4-6 лет) и составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

          В программу введены дополнения по развитию изобразительного искусства чувашского народа.

          Цель рабочей программы формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

        Задачи рабочей программы:

  1.  развитие продуктивной деятельности детей (1.1рисование,1.2 лепка,1.3 аппликация,1.4 художественный труд);

    2.   развитие детского творчества;

    3.  приобщение к изобразительному искусству.

    4.  приобщение детей к искусству народа, проживающих в Чувашской Республике.

           В соответствии с современными требованиями для реализации задач предусматривается две формы организация обучения детей:      

                      - совместная деятельность взрослых и детей;

                      - самостоятельная деятельность детей

            Национально – региональные особенности осуществления образовательного процесса обеспечивается через реализацию:

 Программы художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства (Сост. Л. Г. Васильева, г. Чебоксары, 1994).

          Образовательная область «Художественное творчество» интегрируется с образовательными областями «Коммуникация» «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Труд», «Безопасность».

          Количество тем – 110, игровых ситуаций -

          Дополнительные образовательные услуги не предусматриваются.

          Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы в соответствии с федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования проводится два раза в год:

           - с 14 по 21 января;

           - с 13 по 20 мая.

         

Содержание рабочей программы 

Раздел 1.1 Развитие продуктивной деятельности (рисование)

Обязательная часть содержания образования

Предметное рисование (средняя группа 4-5 лет)

Помощь детям в расположении изображений на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами при передаче сюжета. Привлечение  внимания детей к передаче соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Закрепление и обогащение представлений детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. Знакомство с новыми цветами и оттенками окружающих предметов (коричневый, оранжевый, светло-зеленый). Формирование  представлений о том, как можно получить эти цвета. Развитие умения смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

Развития желания использовать в рисовании, аппликации разнообразных цветов, привлечение внимания детей на многоцветию окружающего мира.

Закрепление умения правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.

Формирование умения закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии точки — концом ворса кисти. Закрепление умения чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формирование умения получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

Формирование умения правильно передавать расположение частей сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине. Предметное рисование (старшая группа  5-6 лет)

Совершенствование умения передавать в рисунках образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Привлечение внимания детей к отличиям предметов по форме, величине, пропорциям частей; к передаче этих отличий в рисунках.

Закрепление умения передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги. Привлечение внимания детей к тому, что предметы могут по- разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т.д.). Формирование умения передавать в рисунке движения фигур.

Овладение композиционными умениями: располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, его следует расположив на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом — по горизонтали). Закрепление способов и приемов рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).

Формирование навыка рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Закрепление умения рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).

Совершенствование умения рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Знакомство с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развитие чувства цвета. Формирование умения смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью); умения при рисовании карандашами передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш (до трех оттенков цвета).

Сюжетное рисование. Подведений детей к созданию сюжетных композиций на темы окружающей жизни литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?» и др.).

Развитие композиционных умений, умения располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.

Привлечение внимания детей к соотношению по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развитие умения располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья частично загораживают его и т.п.).

Декоративное рисование (средняя группа 4-5 лет)

Формирование умения создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использование дымковских и филимоновских изделий для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).

Знакомство детей с городецкими изделиями. Развитие умения выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть называть цвета, используемые в росписи.

 Декоративное рисование (старшая группа  5-6лет)

Продолжение знакомства детей с изделиями народных промыслов, закрепление и углубление знаний о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи. Побуждение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомство с ее цветовым строем и элементами композиции, разнообразием элементов. Продолжение знакомства с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой со здания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков). Формирование умения использовать для украшения оживки.

Знакомство с росписью Полхов-Майдана. Включение городецкой и полхов-майданской росписи в творческую работу детей, помощь в освоении специфики этих видов росписи. Знакомство с региональным (местным) декоративным искусством.

Побуждение составлять узоры по мотивам городецкой. полхов-майданской, гжельской росписи; знакомство с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).

Формирование желания создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).

Использование детьми декоративных тканей для развития творчества в декоративной деятельности. Предоставление для работы бумаги в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.). предметов быта (салфетка, полотенце).

Закрепление умения ритмично располагать узор: расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры..

Содержание, формируемое участниками образовательного процесса

(средняя группа 4-5 лет)

Учить составлять декоративные композиции по мотивам чувашской керамики.

Учить создавать узоры по образцу чувашской народной вышивки и узорного ткачества из простейших элементов чувашского орнамента, смысловое назначение ,которых детям известно:

а) развивать композиционные умения в ритмичном и симметричном расположении элементов чувашского орнамента на полосе, квадрате;

б)формировать чувство цвета.

(старшая группа  5-6 лет)

Продолжать  обучать составлять декоративные композиции по мотивам чувашского прикладного искусства:

а) используя геометрические и геометризированные орнаменты, растительные и зооморфные элементы;

б) составляя многоцветные гаммы на белом и цветном фонах;

в) осваивая композиционные приемы составления узора на различных формах (полосе, квадрате, прямоугольнике, силуэтных и обьемных формах).        

Обучать  рисовать по сюжетам чувашских народных сказок («Лиса-плясунья», «Дети ветра», «Качакапа упа» и др.), стихов (В. Романов «Кампара», Р. Сарби «Ташлать Илемпи…» и другие), рассказов (А. Васильева «Сакар писет» и другие), песен.

                                       

  Раздел 1.2. Развитие продуктивной деятельности (лепка)

Обязательная часть содержания образования 

(средняя группа 4-5 лет)

Развитие интереса детей к лепке; совершенствование умения лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закрепление приемов лепки, освоенных в предыдущих группах. Формирование умения прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутый шар, вытягивать отдельные части из целого куска, прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички); сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Упражнения в использовании приема вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Знакомство с приемами использования стеки. Поощрение стремления украшать вылепленные изделия узором помощи стеки.

Закрепление приемов аккуратной лепки.

(старшая группа 5-6 лет)

Продолжение знакомства детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.

Развитие умения лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки передавать их характерные особенности. Совершенствование умения лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.

Закрепление умения лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Формирование умения сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

Закрепление умения передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.

Формирование умения лепить по представлению героев литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т.п.). Развитие творчества, инициативы.

Формирование умения лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыб, обозначать глаза, шерсть животных, перышки птиц, узор, складки на одежде людей и т. п.

Формирование технических умений и навыков работы с разнообразными материалами для лепки; побуждение к использованию дополнительных материалов (косточек, зернышек, бусинок и т.д.).

Закрепление навыков аккуратной лепки.

Закрепление привычки тщательно мыть руки по окончании лепки 

Декоративная лепка. Продолжение знакомства детей с особенностями декоративной лепки. Формирование интереса и эстетического отношения к предметам народного декоративно-прикладного искусства.

Закрепление умения лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.), передавая их характерные особенности.

Формирование умения украшать узорами предметы декоративного искусства; расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом, использовать стеку.

Формирование умения сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа.

Содержание, формируемое участниками образовательного процесса.

  (средняя группа 4-5 лет)

  1. Учить лепить посуду по мотивам чувашских глиняных и деревянных изделий.

2.Учить создавать несложные украшения и декоративно оформлять их.

(старшая группа 5-6 лет)

1.Обучать лепить посуду разной формы по мотивам чувашской керамики и изделий из дерева.

2.Обучать лепить декоративные пластины по мотивам чувашских изразцов.

3.Продолжать обучать лепить разные украшения по типу чувашских народных умельцев.

4.Обучать создавать глиняные расписные игрушки в стиле чувашских народных мастеров.

5.Обучать окрашивать вылепленные изделия гуашевыми, эмульсионными и темперными белилами и расписывать гуашевыми, темперными, глазурными красками и ангобом.

       

                                           

                                            Раздел 1.3. Развитие продуктивной деятельности (аппликация)

Обязательная часть содержания образования 

(средняя группа  4-5 лет).

Развитие  интереса к аппликации, усложнение ее содержания и расширение возможностей создания разнообразных изображений.

Формирование умения правильно держать ножницы и пользоваться ими. Формирование навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Развитие  умения составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).

Упражнения в вырезания круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путем скругления углов, использование этого приема изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т.п.

Увеличение количества  изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Формирование умения преобразовывать готовые формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т.д.).

Закрепление навыков аккуратного вырезывания и наклеивания.

Поощрение проявлений активности и творчества.

Формирование желания взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных композиций.

 (старшая группа  5-6 лет). 

Закрепление умения разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (квадрат — в 2 - 4 треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Формирование умения вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). Знакомство с приемом обрывания с целью создания выразительных образов.

Привлечение детей к созданию предметных и сюжетных композиций, побуждение к дополнению их деталями, обогащающими изображения.

Формирование аккуратного и бережного отношение к материалам.

Содержание формируемое участниками образовательного процесса.

(средняя группа 4 -5 лет)

1.Учить составлять декоративные композиции народного искусства из однородных и разнородных элементов(квадратов, различных видов треугольников) на полосе, квадрате.

(старшая группа 5-6 лет)

1.Продолжать обучать составлять орнаментальные композиции в стиле чувашского народного искусства из геометрических, растительных и зооморфных форм на полосе, квадрате, прямоугольнике и силуэтах с разным цветом фона.

2.Обучать использовать работе различные изобразительные материалы: угольный и жировой карандаши, фломастеры, цветной тушь, гуашь для передачи четкости и тонкости чувашского узора.

                   Раздел 1. 4.  Развитие продуктивной деятельности (художественный труд).

Обязательная часть содержания образования.

(старшая группа 5-6 лет)

Совершенствование умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек).

Закрепление умения создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).

Закрепление умения делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других  материалов (катушки, проволка в  цветной обмотки, пустые коробки и другие), прочно соединяя части.

Формирование умения самостоятельно создавать игрушки для сюжетно – ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и другие); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, елочные украшения.

Привлечение детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр

Закрепление умения детей экономно и рационально расходовать материал.

Содержание формируемое участниками образовательного процесса. 

(старшая группа 5-6 лет)

1.Обучать изготавливать декоративные композиции по мотивам чувашской народной вышевки и узорного ткачества из бумажных лент.

2. Обучать изготавливать поделки из широких бумажных и берестяных полосок и украшать их элементами чувашского орнамента.

                       

Раздел 2. Развитие детского творчества.

Обязательная часть содержания образования.

( средняя группа 4-5 лет)

 Развитие интереса у детей к изобразительной деятельности; положительного эмоционального отклика на предложения рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

 Развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, эстетических чувств, художественно-творческих способностей.

Формирование умения  рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

Обогащение представлений детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества.

Развитие умения выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.

 Формирование умения создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

Закрепление умения сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь.

Формирование умения проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

( Развитие детей 5-6 лет)

Развитие интереса детей к изобразительной деятельности. Обогащение сенсорного опыта, развитие органов восприятия (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус); закрепление знаний об основных формах предметов и объектов природы.

Развитие эстетического восприятия, умения созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение). Формирование умения передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Развитие способности наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).

Совершенствование изобразительных навыков и умений, формирование художественно-творческих способностей.

Развитие чувства формы, цвета, пропорций.

Продолжение знакомства с народным декоративно-прикладным искусством (городец, полхов-майдан, гжель), расширение представлений о народных игрушках (матрешки — городецкая, богородская; бирюльки).

Знакомство с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развитие декоративного творчества детей (в том числе коллективного).

Совершенствование умения детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.

Содержание формируемое участниками образовательного процесса.

(средняя группа 4-5 лет)

Развивать активность, самостоятельность в обдумывании цветовой трактовки, установлении последовательности компоновки элементов чувашского орнамента.

(старшая группа 5-6 лет)

Обучать придумывать собственные декоративные композиции по мотивам чувашского декоративно- прикладного искусства, передавая его характерные особенности.                   

Раздел  3. Приобщение к изобразительному искусству (декоративно-прикладное)

Обязательная часть содержания образования.

(детей 4-5 лет) 

Приобщение детей к восприятию искусства, развитие интереса к нему. Поощрение выражения  эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора.

Знакомство  детей с профессиями артиста, художника, композитора.

Формирование умения понимать содержание произведений искусства.

Побуждение узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).

Закрепление умения  различать  жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура).

Формирование  умения  выделять  и называть основные средства  выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности).

Знакомство  детей с архитектурой.  Формирование представления  о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), — это архитектурные сооружения. Знакомство  с тем, что дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т.д.

Формирование  интереса  к различным строениям, находящимся вокруг детского сада (дом, в котором живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр).

Привлечение  внимания  детей к сходству и различиям  разных зданий, поощрение  самостоятельного  выделения  частей здания, его особенностей.

Закрепление  умения  замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).

Поощрение  стремления  детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.

Организация  первого  посещения музея (совместно с родителями), рассказывание  о назначении музея. Развитие  интереса  к посещению кукольного театра, выставок.

Закрепление  знаний  детей о книгах, книжных иллюстрациях.

Знакомство  с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами.

Знакомство детей с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно - прикладного искусства).

Воспитание бережного  отношения  к произведениям искусства.

(детей 5-6 лет)

Формирование умения выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).

Знакомство с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Формирование умения выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности.

Знакомство с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширение представлений о графике (ее выразительных средствах). Знакомство с творчеством художников - иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).

Продолжение знакомства детей с архитектурой. Закрепление знаний о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.

Привлечение внимания детей к сходству и различиям архитектурных сооружений одинакового назначения: форме, пропорциям (высота, длина, украшения — декор и т.д.). Подведение к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т.д.

Развитие наблюдательности, формирование умения внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей. Привлечение внимания детей к описанию сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов при чтении литературных произведений, сказок.

Развитие эстетических чувств, эмоций, эстетического вкуса, эстетического восприятия, интереса к искусству. Формирование умения соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.

Знакомство с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширение представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Развитие интереса к участию в фольклорных праздниках.

Содержание формируемое участниками образовательного процесса.

(средняя группа 4-5 лет)

Дать первоначальные представления и знания о чувашском декоративно-прикладном искусстве.

1.Знакомить с образным языком искусства:

а) развивать эмоциональное восприятие цвета, вызывать ассоциативные образы, связанные с цветами в чувашском прикладном искусстве.     Подводить к пониманию того. Что цвета в народном искусстве раскрывают определенное содержание;

б) дать доступные сведения о чувашском узоре. Учить видеть и выделять отдельные элементы чувашского узора.

Познакомить со смысловым назначением чувашского орнамента.

в) учить замечать расположение элементов узора.

(старшая группа 5-6 лет)

1.Формировать элементарные представления и знания о художественном образе произведений чувашского декоративно-прикладного искусства:

1.1.Дать представление о чувашском орнаменте:

     а) его основных видах и типах;

     б) характерных чертах, функциональных связях с формой и назначением украшаемого предмета;

     в) познакомить с новыми элементами чувашского орнамента и их семантикой.

1.2.Формировать знания о цветовом решении произведении чувашского прикладного искусства:

     а) развивать ассоциативное и образное мышление;

б) продолжать знакомить с языком цвета в народном декоративно-прикладном искусстве, дать сведение о глубинном содержании цветов чувашского народного искусства (красного, маренового, белого, желтого, синего).

1.3 Дать представление о симметричности ритмичности построения чувашского орнамента. Познакомить с терминами «ритм, симметрия».

1.4.Обучать понимать смысл чувашского орнамента, художественно-образный язык декоративно-прикладного искусства.

2.Водить детей в мир связи народного искусства с природой, бытом, трудом и жизнью человека и общества.

3.Подводить детей к выделению видов чувашского декоративно-прикладного искусства (вышивка, узорное и ковровое ткачество, резьба и роспись по дереву, шитье бисером и серебром, плетение и т.д.)

4.Знакомить с искусством других народов проживающих на территории края (русских, татар, мордвы, мари и др.).

5. Знакомство с творчеством художника – иллюстратора  детских книг Чувашского книжного издательства Сергеева П.Н.

Календарно-тематический план

Месяц

Тема недели

(месяца)

Основные направления работы

(группы задач образовательной области в соответствии с ФГТ)

Тема и форма, средства, методы и приемы организации   образовательной деятельности

Обязательная часть содержания образования

Содержание,  формируемое  участниками образовательного  процесса

Взаимодействие с семьей

Интеграция  с  другими  образовательными  областями

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимные моменты (в календарном плане)

Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная деятельность детей

март

Международный

День 8 марта

 

до 10 марта

Развитие продуктивной деятельности

(аппликация)

Панно «Красивые цветы»

(работа в творческой мастерской)

13(а), стр.68

13(б), стр.90

1.03.13

(Средняя группа)

Воспитывать желание порадовать окружающих, создать для них что-то красивое. Расширять образные представления детей, развивать умение создавать изображение. Формирование умения преобразовывать готовые формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т.д.).  Продолжать формировать навыки коллективного творчества.

(Старшая группа)

Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение и творчество, умение использовать усвоенные приемы аппликации.

Д/и «Один - много», беседа о значении цветов.

Слушание песни «Мамочка моя» С. Антоновой,

Рассматривание фотография мамы

Привлечь родителей  организацию выставок:

«Моя любимая мама» (рисунки детей),

«Мамины руки не знают скуки»

(ручные изделия родителей)

«Коммуникация»

«Безопасность»

«Труд»

март

Развитие продуктивной деятельности

(рисование)

Портрет мамы

(работа в творческой мастерской)

18, стр61

4.03.13

(Средняя группа)

Формирование умения правильно передавать черты лица  человека и соотносить их по величине. (Старшая группа)  Развивать художественное восприятие образа человека. Продолжать обучать передавать в рисунке черты лица. Обучать рисовать по памяти портрет мамы (голову и плечи).

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

март

-

Развитие продуктивной деятельности

(художествен

ный труд)

«Шкатулка»

(работа в творческой мастерской)

19. стр.38

6.03.13

(Старшая группа)

Обучить  придумывать оформление шкатулки. Формировать художественный вкус и умение подбирать красивое сочетание материалов.

 

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

«Труд»

«Безопасность»

март

Народная культура и традиции

С 11 по 31 марта

Приобщение к изобразительному искусству

(чувашскому декоративно-прикладному)

Путешествие в страну красивых вещей

(экскурсия в мини-музей ДОУ)

15, стр79

11.03.13

(Средняя и старшая группа)

Познакомить детей старинными вещами чувашей.

Попросить родителей принести старинные вещи бабушек.

«Познание»

«Коммуникация»

март

-

Развитие продуктивной деятельности

(рисование)

«Животные, повернувшие назад головы» (работа в творческой мастерской)

17, стр.58

13.03.13        

Рассматривание  вышитых полотенец местных мастеров-умелец

Познакомить с изображением солнца в чувашском народном искусстве.

 (Старшая группа)

Обучать создавать образы-символы чувашских узоров

,изображающих животных.

«Познание»

«Коммуникация»

март

Развитие продуктивной деятельности детей (лепка)

Развитие детского творчества

«Красивая посуда для Мухи – Цокотухи» (игровая ситуация)

15.03.13.

 (Старшая группа)

Учить создавать изображение посуды (кувшин) из целого куска ленточным способом. Учить сглаживать поверхность изделия пальцами (при лепке из глины смачивать пальцы в воде).

(Средняя группа)

Учить лепить предметы из целого куска, используя уже знакомые приемы (раскатывание шара, сплющивание)

Чтение стихотворений: «Праздник мам» В.Берестова, «Мамин день» И.Токмаковой

Беседа о маме.

«Труд»

«Коммуникация»

«Познание»

«Чтение художественной литературы»

март

-

Развитие продуктивной деятельности

(рисование)

«А у солнышка лучи ясные»

(работа в творческой мастерской)

17, стр.38

18.03.13

Средняя и старшая группа:

Учить создавать образ-символ чувашского узора, изображающего солнце или звезду, в технике рисования. Поощрять самостоятельность в подборе цветов.

Рассматривание тканых изделий.

Д\и «Найди такой же узор»

«Познание»

«Коммуникация»

март

Приобщение к изобразительному искусству (чувашскому декоративно-прикладному)

 «Красота земного мира на головной повязке масмак

(избушка бабушки Елюк) (работа в творческой мастерской)

15, стр.93

20.03.13

Д\и «О чем рассказывают узоры?»

(Старшая группа)

Продолжать подводить детей к пониманию того, что в чувашской головной повязке «масмак» отображены представления древних людей о красоте природы( радуга, небесное светило- солнце с яркими лучами, крутые горы, множество животных); о небесном (радуга, солнце) и земном (гора, животные).Познакомить смысловым значением чувашских узоров..

«Познание»

«Коммуникация»

                          март

       -

Развитие продуктивной деятельности

(рисование)

«Знакомство с искусством гжельской росписи» (работа в творческой мастерской)

13(а), стр.95

22.03.13.

Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов. Учить рисовать несложный узор (дуги, волнистые линии, листики)

Рассматривание узоров гжельской росписи, обращая внимание детей на их цветовое решение.

«Познание»

«Коммуникация»

Март

Развитие продуктивной деятельности

(рисование)

«Нарисуй, какой хочешь узор»

(работа в творческой мастерской)

13(б) стр.96

25.03.13

Учить детей задумывать и выполнять узор в стиле народной росписи (дымковской, городецкой, гжельской), передавая ее колорит, элементы. Закреплять умение строить узор. Развивать эстетические чувства. Воспитывать любовь к народным мастерам.

Рассматривание дымковских, городецких, гжельских, хохломских изделий.

«Познание»

«Коммуникация»

март

-

Развитие продуктивной деятельности

(рисование)

Д\и «О чем рассказывают узоры?»

(Старшая группа)

Обучать создавать орнаментальный образ путем повторения и чередования образов-символов узоров в строгой их очередности в четырех частях полосы бумаги.

Продолжать обучать рисовать чувашские узоры, изображающие горы ,

животных

«Познание»

«Коммуникация»

март

-

Развитие продуктивной деятельности

(рисование)

«Вспаханная земля»

(работа в творческой мастерской)

17, стр.67

29.03.13

Рассматривание репродукции картин

 Обучить рисовать образ-символ чувашского узора

        .

«Познание»

«Коммуникация»

март

-

Развитие продуктивной деятельности

(рисование)

«Много солнц обогревает вспаханную землю»

(работа в творческой мастерской)

16, стр.68

29.03.13

(Старшая группа)

Продолжать обучать создавать линейный орнамент из художественных элементов, заключенных между двумя линиями, путем повторения и чередования их в строгой очередности в четырех частях полосы бумаги:

 дети 6-го года жизни.

«Познание»

«Коммуникация»

апрель

Весна

С 1 по 14

Развитие продуктивной деятельности

(рисование)

«Радуга  –дуга»

(игровая ситуация)

18, стр71

1.04.13

(Средняя группа)

(Старшая группа)

Продолжить знакомить с цветовым спектром, состоящим из семи цветов.

Закреплять понятие «холодные и теплые тона». Обучать рисовать радугу и весеннее небо пастельными мелками

Наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок.

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

апрель

  Развитие продуктивной деятельности

(рисование)

«Ледоход на реке»

(работа в творческой мастерской)

18, стр.106

3.04.13

(Старшая группа)

Обучать создавать пейзажную композицию, добиваться воплощения замысла, используя яичную скорлупу изображать весенний ледоход на реке.

Рассматривание  иллюстраций к художественным  книгам.

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

апрель

Развитие продуктивной деятельности

(аппликация)

«Скворечник для скворца»

(игровая ситуация)

22, стр.99,

19 стр.43.

5.04.13

Средняя группа:

Учить вырезать части скворечника (прямоугольные и круглые), наклеивать их определенной последовательности. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Старшая группа. Обучать составлять задуманную сюжетную композицию. Закреплять умение вырезать из цветной бумаги разные формы, в том числе и по нарисованным контурам.

Наблюдения на прогулке, как птицы на деревьях строят гнезда, как люди устраивают скворечники.

Предложить папам сделать скворечники для скворцов.

«Музыка»

«Коммуникация»

«Труд»

«Безопасность»

апрель

-

Развитие детского творчества

«Весенний лес»

(работа в творческой мастерской)

20, стр.45

8.04.13

(Средняя группа)

(Старшая группа)

Продолжать обучать детей сочетать в поделке природный материал (сосновые шишки, веточки и т. д.) и пластилин. Закреплять умение задумывать содержание коллективной работы и доводить начатое до конца.

Наблюдения на прогулках (деревья бывают высокие и низкие, как дерево в ветреный день — наклоняться, из почек появляются зеленные листочки) рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

«Труд»

апрель

Развитие продуктивной деятельности (рисование)

«Ракета в космосе»

(работа в творческой мастерской)

18, стр.68

10.04.13

(Старшая группа)

Обучить рисовать восковыми карандашами ракету.

Познакомить с новым способом рисования - набрызгиванием. Обучать набирать краску на зубную щетку и проводить ею вперед-назад по расческе, разбрызгивая краску на бумагу.

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

апрель

-

Развитие продуктивной деятельности (аппликация)

Космический корабль летит к звездам

(работа в творческой мастерской)

22, стр137

12.04.13

 Средняя группа

Развитие  интереса к аппликации, обучать создания космического корабля. Формирование умения преобразовывать готовые формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т.д.)

(Старшая группа)

Обучать вырезать космический корабль, складывая прямоугольник пополам; украшать его иллюминаторами и другими деталями, помещая среди небесных светил.

«Коммуникация»

«Труд»

«Безопасность»

апрель

    Театр

С  15 по21

Развитие продуктивной деятельности

(лепка)

«Клоун»

(игровая ситуация)

20, стр24

(Средняя группа) (Старшая группа)

Обучить  использовать в своей работе комбинированный способ лепки; передавать форму головы, туловища, ног, рук, пропорциональное соотношение частей; плотно скреплять части; создавать устойчивую фигурку. Обучать использовать цветной и смешанный пластилин, показывая особенности яркой необычной одежды. Закреплять умение украшать одежду налепами.

Посещение кукольного театра.

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

апрель

-

Приобщение к изобразительному искусству

(архитектура»

«Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы  -ледяная»

(работа в творческой мастерской)

13,  стр.91

17.04.13.

(Старшая группа)

Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения.

Наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений.

Д.и. «Строим дом» учитывать национальные традиции в оформлении фа сада здания, развитие чувства взаимопомощи.

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

апрель

-

Развитие продуктивной деятельности

«Теремок»

(работа в творческой мастерской)

18, стр.37

13 (а) стр. 76

19.04.13.

(Средняя группа)

Формировать умения передавать в рисунке образ сказки. Развивать образные представления, воображение, творчество в изображении и украшении сказочного домика.

(Старшая группа)

Продолжать формировать умение самостоятельно выбирать сюжет сказки и делать иллюстрации.

«Коммуникация»

апрель

Неделя чувашского языка

С 22 по28

Приобщение к изобразительному искусству

(чувашскому декоративно-прикладному)

«Что мы знаем о чувашском головном уборе масмак»

(викторина)

15, стр.89-96

22.04.13

Рассмотреть изделия чувашского декоративно-прикладного искусства, отметить их красоту…

Закрепить полученные знания детей о представлениях древних людей, о гармонии  и строении мира, а в головном уборе

«масмаке»- представления о небосводе, земного мира.

«Коммуникация»

«Познание»

апрель

Развитие продуктивной деятельности

(рисование)

«Ветви деревьев тянутся вверх, к солнцу»

(работа в творческой мастерской)

24.04.13

Старшая группа

Обучать создавать линейный орнамент из двух художественных элементов, различных по форме:

дети 6-го года жизни; путем чередования их друг с другом в строгой очередности на 6 частях полосы бумаги.

«Коммуникация»

апрель

Развитие продуктивной деятельности

(рисование)

«Звери у крутой горы»

(работа в творческой мастерской)

16, стр.64

27.03.13

Д\и «О чем рассказывают узоры?»

(Старшая группа)

Обучать создавать орнаментальный образ путем повторения и чередования образов-символов узоров в строгой их очередности в четырех частях полосы бумаги.

Продолжать обучать рисовать чувашские узоры, изображающие горы ,

Животных

«Коммуникация»

«Познание»

апрель

День Победы

С 29 апреля по 12 мая -

Развитие детского творчества.

Развитие продуктивной деятельности (аппликация)

Пригласительный билет родителям на празднование Дня Победы. (работа в творческой мастерской)

13 (б) стр.102

29.04.13.

Закреплять умение задумывать содержание своей работы.

Упражнять в использовании знакомых способов работы ножницами.

Учить подбирать цвета, правильно передавать соотношение по величине

Организация выставок праздничных открыток в группе

«Коммуникация»

май

Развитие продуктивной деятельности (рисование)

«Салют над городом в честь праздника Победы»

(работа в творческой мастерской)

13(б) стр.106

6.05.13.

Средняя группа:

Учить передавать впечатления  от празднично украшенного села (школа, д\с, СДК, витрины магазина).

Закреплять умение в рисунке украшать его цветными огнями.

(Старшая группа)

Обучить отражать в рисунке впечатления от праздника Победы.

Слушание песен, чтение стихотворений на патриотическую тему; рассматривание празднично украшенных домов и игровой комнаты д\с

«Коммуникация»

«Музыка»

май

Развитие продуктивной деятельности

(аппликация)

«Венок к обелиску Славы»

(работа в творческой мастерской)

8.05.13.

(Старшая группа)

Закреплять умение вырезать цветы и листья путем складывания заготовки пополам (тюльпаны, ландыши и др.) и составлять из них узорную композицию в виде венка.

Беседы, рассматривание иллюстраций, игры детей на патриотическую тему.

Экскурсия к обелиску Славы.

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

май

Лето

С 13 по 25 мая

Проведение мониторинговых исследований

Развитие продуктивной деятельности

(аппликация)

«Загадки»

(работа в творческой мастерской)

13(а) стр77

13(б) стр. 111

13.05.13.

(Средняя группа)

Закрепить умение детей соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов, составлять изображение из готовых частей, самостоятельно вырезать мелкие детали. Упражнять в аккуратном наклеивании. Развивать творчество, образное восприятие, образные представления, воображение.

(Старшая группа)

Развивать образные представления, воображение и творчество. Упражнять в создании изображений различных предметов из разных геометрических фигур, преобразовании фигур путем разрезания по прямой по диагонали на несколько частей

«Коммуникация»

«Познание»

май

Приобщение к изобразительному искусству

(живописи)

Жанры живописи

(викторина)

18, стр.77

15.05.13.

(Старшая группа)

Обобщить и расширить знания о жанрах живописи: пейзаже, натюрморте и портрете. Продолжать учить различать картины по жанру.

Проведение мониторинговых исследований

Посещение картинной галереи в библиотеке.

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

«Познание»

май

-

Развитие детского творчества

«Летний солнечный день с чувашскими узорами» (работа в творческой мастерской)

20.05.13

 

Наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций .Д/и «На что похоже?»

Упражнять в рисовании знакомых чувашских орнаментов.

«Коммуникация»

май

Развитие детского творчества

«Бабочки летают над лугом» (работа в творческой мастерской)

13 (б) стр.110

22.05.13.

Старшая группа

Обучить детей отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе, предавать колорит того или иного явления на основе наблюдений. Развивать цветовое восприятие. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве.

Наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций.

«Коммуникация»

май

-

Развитие продуктивной деятельности

(лепка)

«Красная Шапочка несет бабушке гостинцы»

(игровая ситуация)

13, стр. 108

24.05.13.

(Средняя группа)

Обучить детей создавать в лепке фигуру человека, правильно передавая соотношение частей по величине.

(Старшая группа)  

Обучить создавать в лепке образы сказочных героев. Закреплять умение изображать фигуру человека, передавая характерные особенности и детали образа.

Д/и «На что похоже?»

«Подбери цвет» и т. д. (Различать  форму, цвет, величину предметов)

Предложить родителям чтение детям произведения «Красная шапочка» Ш.Перро, умение слушать.

«Коммуникация»

май

-

Развитие продуктивной деятельности

(рисование)

«Цветут сады» (работа в творческой мастерской) 13(а), стр.85

13(б), стр.109

27.05.13

(Средняя группа) Закреплять умение передавать в рисунке впечатления от весны. Развивать умение удачно располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании красками (хорошо промывать кисть, осушать ее, набирать краску на кисть по мере надобности).

(Старшая группа)

Закреплять умение детей изображать картины природы, передавая ее характерные особенности.

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

май

-

Приобщение к изобразительному искусству

(книжная графика)

«Любимые герои» (Экскурсия на выставку СБ. Знакомство творчеством учителя рисования, художника-иллюстратора Чувашского книжного издательства Сергеева П.Н)

29.05.13.

 Старшая группа

Расширения представления детей о книжной графике, ее выразительных средствах. Знакомство с местным учителем, художником-иллюстратором Сергеевым П.Н.

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

Результаты освоения содержания программы детьми

Компоненты структуры личности

Критерии результативности

Показатели освоения содержания программы

Обязательная часть программы

Содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса

Эмоционально - волевой

У воспитанников сформировано эмоционально – ценностное отношение к познаваемому

 Старшая группа

Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.

Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости на произведения народного прикладного искусства.

Деятельностно – практический

Воспитанники владеют способами деятельности (умениями навыками)

Рисование.

Средняя группа:

Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов. Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Старшая группа:

Создает изображение предметов (с натуры, по представлению) сюжетные изображения.

Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

Лепка.

Средняя группа:

Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.

Старшая группа:

Лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы лепки.

Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

Создает изображения по мотивам народных игрушек.

Аппликация.

Средняя группа:

Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал- из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Старшая группа:

Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.

Средняя группа:

Ребенок передает в рисунке образы предметов чувашского национального костюма посредством освоения простейшего ритма; составления узора с повторяющимися элементами на полосе( головные повязки «масмак» «сурпан» ит.д)

Ребенок создает декоративные композиции в симметричном построении на квадрате, размещая элементы узора по углам, в середине ( поясное украшение «сара», небесное украшение «яркач», скатерть «сетел ситти», салфетка платок «тутар» и др),При  составлении декоративных узоров ребенок красиво сочетает цвета, использует традиционные для чувашского декоративно-прикладного искусства цветовые сочетания.

Старшая группа:

  Ребенок передает в декоративной композиции образы предметов изделий чувашского прикладного искусства на основе овладения способами рисования знакомых по смысловому назначению геометрических и геометризированных орнаментов, использования в качестве элементов декоративного узора растительных и зооморфных орнаментов (листьев, лепестков цветов, ягод, стилизованных образов животных).

Ребенок находит красивые сочетания красок, используя фоны белого, красного и маренового, желтого различных оттенков, зеленого, синего цветов.

Ребенок создает декоративные композиции путем передачи чувства ритма как пространственно-организующего начала (головная повязка «масмак» и др.).

Ребенок владеет умением составлять симметричные узоры на бумаге и ткани квадратной и прямоугольной форм, выделяя углы, середину (платок,»Тутар», скатерть «сетел ситти», поясное украшение «сара», надбедренник «яркач», плясовой платок «селке», нагрудная розетка «кеске» и др.).

Ребенок составляет узоры на силуэтах, изображающих предметы быта и одежды (платье «кепе», аврежки «алсиш»).Ребенок орнаментирует силуэты и объемные формы посуды следующими характерными элементами в в виде: параллельных зигзагов; соединяющихся углами ромбов, заполненных штриховкой; треугольников, покрытых горизонтальными параллельными линиями; вырезанных угольничков.

Ребенок украшает силуэтные и объемные формы посуды слудующими видами орнаментов: однорядной волной между глубокими и широкими витками линейного орнамента;многорядной волной между группами прочерченных горизонтальных линий; ямочным орнаментом, состоящим из неглубоких, округлой формы ямок, заключенных между двумя полосами линейного или волнистого орнамента; орнаментом перекрестного лощения, дающего рисунок в виде прямых  или косых клеток.

Ребенок передает в рисунке внешние национнальные признаки героев сказок, стихов, песен.

Ребенок создает декоративные аппликации на основе чувашского декоративно-прикладного искусства из геометрических, растительных и зооморфных форм,  пользуясь разнообразными приемами вырезания элементов чувашского орнамента: по прямой в разных направлениях; из бумаги, сложенной гармошкой для тиражирования одинаковых форм.

Ребенок составляет несложные ленточные композиции узора повторением элементов  (наплечная вышевка «хулси»,  головная повязка «масмак» и др),  правильно и гармонично распологает составные элементы узора на квадратных (скатерть «сетел ситти», салфетка «печек сетел ситти», нагрудный узор «кеске» и др.), прямоугольных (заготовки к поясным украшениям «Сара», «яркач» конец головной повязки  «сурпан», наплечный узор «хултармач», полотенце «питшалли» и др) и силуэтыных формах.

Ребенок  решает композицию исходя из национальных особенностей в определенной цветовой гамме, правильно подбирая и сочетая цвета элементов с окраской фона.

Ребенок создает выразительные декоративные композиции используя различные изобразительные материалы.

Ребенок передает выразительность форм и характерные признаки посуды чувашского быта следующими приемами:

- лепка из целого куска глины (ложка «кашак», половник «сапала», ковшь-«конь» « («ут-курка), ковш-«утка» («кавакал»-курка), ковш-«великан» («улап»курка),  Братина «алтар» и др.);

- соединение дискообраной формы с ленточнообразной (кружка «курка», кадушечка «печек катка», масло-бойка «уйран супси», ушат для хранения и переноса воды и др.).

Ребенок изготавливает декоративные пластины из глины, гипса, создавая на них рельефные и барельевные изображения путем:

- написания рисунка-узора палочкой или кистью (на плитке);

-прикладывания комочков глины к рельефному рисунку узора.

Ребенок создает украшения по мотивам изделий чувашских народных мастеров (ожерелье из бус «мая», брошь, кулоны разной формы и др.).

Ребенок передает выразительность  образа глиняных игрушек, изображающих птиц (синица, снегирь, утенок курочка, петушок), животных (собачка, конь), человека (старикиШурсухалы и Хурсухалы и др.)

Ребенок создает выразительные работы:

- применяя росписи в виде раскраски, рисования отдельных элементов чувашского орнамента (глиняные игрушки, бусы, броши, посуда и др.), орнаментальных композиций геометрического характера;

-используя дополнительные детали (скульптурные изображения животных и птиц в различных вариантах на концах рукояток ковшей, кольца и отверстия на рукоятках посуды, две ручки на ковшах и т.д.)

Ребенок создает простейшие орнаментальные композиции из полуобъемных геометрических фигур, полученных из узких полосок цветной бумаги разной длины путем их сгибания и наклеивания на белую или цветные основы.

Совместно с педагогом ребенок состаяляет поделки из прямоугольных бумажных и берестяных полос путем их сворачивания, присоединения к ним других деталей(дна, ручки т.д.) посредством продергивания суровой нити или тесьмы в отверстия в краях форм и оформления полученного изделия элементами чувашского орнамента с помощью рисования гуашью или аппликации из цветной бумаги (коробочка, кружка «курка», ведерко «печек вире», туесок «каскач» и др.).

Когнитивный

Воспитанники имеют знания

Старшая группа:

Различает произведения изобразительного искусства

 (живопись,  книжная графика,

 народное декоративное искусство, скульптура).

Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

Знает особенности изобразительных материалов.

Средняя группа:

Ребенок замечает яркость, выразительность цветовых образов в предметах чувашского декоративно-прикладного искусства, картинках, иллюстрациях, фотографиях, слайдах.

С помощью педагога ребенок отмечает красоту орнамента чувашского узора, выделяет его элементы, называет его сочетание цветов, элементов узора и фона, расположение узора.

Старшая группа:

Ребенок понимает значение термина «орнамент» (орнамент – это узор, элементы которого повторяются), различает чувашский орнамент по видам: геометрический, растительный, зооморфный, смешанный (в узоре объединены элементы различного происхождения); по типам: орнамент, который вписан в геометрическую фигуру (треугольник, квадрат, многоугольник); ленточный орнамент, располагающийся в виде полосы; сетчатый орнамент, заполняющий повторяющимся рисунком целую плоскость.

Ребенок знает, что орнамент не имеет самостоятельного значения, назначение его – украшать предмет, и что он всегда находится в прямой зависимости от назначения и формы предмета.

Ребенок знает об орнаменте как об обереге,  о закономерностях расположения его на той или иной части костюма, предмета.

Ребенок выделяет, различает и назывет в дополнение к уже известным смысловое содержание следующих элементов чувашского орнамента:

(1)– знак жизни (пурнас палли), волнистая линия (2) – крючок для котла (хуран секли), ломанная линия  (3)– вода (шыв0, крестообразные элементы, многоугольники (4, 5) – солнце и звезды (хевелпе салтар паллисем), завитки (6) – дом (пурт-сурт), полузавиток  (7)–двор (килкарти),  На рисунках 8-11: дерево (йывас), колос (тыра, пучах), собака (йыта), животные.

Ребенок связывает цвета чувашских народных изделий с какими-либо образами и характеристиками предметов.

Ребенок владеет знаниями о характерных изделий с какими-либо образами и характеристиками предметов.

Ребенок владеет знаниями о характерных цветах чувашских народных изделий: красный, мареновый связаны с понятиями «красивый», «прекрасный»,  белый – с понятиями «чистота», «правдивость», «мудрость», значения синего и желтого цветов неизвестны.

Ребенок замечает красоту чувашского орнамента, видит явления ритма и симметрии на изделиях чувашского декоративно-прикладного искусства, знает, что это такое ритм- это повторение одинаковых элементов на равных расстояниях друг друга, симметрия – это простой ритм).

Ребенок «читает» с помощью воспитателя художественное изделие, рассказывает о его содержании.

Ребенок владеет некоторыми сведениями о том, что народные мастера в произведениях передают свое отражение к природе и явлениям окружающей действительности, рассказывают о своей жизни и деятельности.

Ребенок классифицирует изделия народных мастеров по материалам, способу изготовления и виду применения и называет эту группу изделий одним словом.

Рефлексивно - творческий

У воспитанников развито творчество и способности

Средняя и старшая группы.

Проявляет устойчивый интерес  к изобразительной деятельности.

Средняя группа:

Ребенок создает свой вариант комбинаций элементов узора по цвету.

Старшая группа:

Ребенок  с помощью элементов чувашского орнамента и характерного ему цветового строя передает определенное конкретное содержание, заданное педагогом («придумай чувашский узор, чтобы по нему можно было сказать, как восходит  солнце», «нарисуй чувашскими узорами улицу, на которой ты живешь» и др.).

Ребенок осуществляет выбор изобразительных материалов  в соответствии с задуманным формата и цвета бумаги – в зависимости от желания и замысла.

Система мониторинга достижения детьми результатов освоения программы

Показатели освоения программы

Уровни освоения программы

Методы мониторинга

Названия пособия

Сроки проведения

низко формализованные

высоко формализованные

  1. Самостоятельность замысла.
  2. Оригинальность изображения.
  3.  Стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

1-высокий 3 балла

2-средний 2 балла

3-низкий 1 балл

Анализ продуктов деятельности

Темы:

«Зимние забавы»

«Загадки»

«Летний солнечный день с чувашскими узорами»

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность  и  в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008

Стр.176

Л.Г.Васильева

Программа художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства г.Чебоксары 1994

14 – 21 января

14-20

 мая

                                   

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Название разделов учебного предмета или тематических блоков, (циклов) занятий

Материалы, оборудование

Учебно – наглядные пособия

Информационные и технические средства обучения

  • Развитие продуктивной деятельности (рисование)
  • Развитие продуктивной деятельности (лепка)
  • Развитие продуктивной деятельности (аппликация)
  • Развитие продуктивной деятельности (ручной труд)
  • Развитие детского творчества
  • Приобщение к изобразительному искусству (декоративно – прикладное )
  • Приобщение к изобразительному искусству (живопись)
  • Приобщение к изобразительному искусству (архитектура)
  • Приобщение к изобразительному искусству (книжная графика)

Фланелеграф

Мольберт

Доска, мел,  магнитная доска, мольберт.

Карандаши цветные и простые, гуашь, акварельные краски,  листы бумаги, альбомы для рисования, кисточки, восковые карандаши.

Глина, пластилин, доски для лепки.

Цветная бумага, картон, клейстер, кисточки, салфетки, клеенки.

Серии предметных картин: «Домашние птицы», «Овощи», «Фрукты»,  «Посуда», «Дикие животные», Домашние животные», Эмоции», «Продукты питания», «Транспорт», «Перелетные птицы», «Природные явления», «Лето», «Осень», «Зима», «Весна», «Мебель», «Одежда», «Головные уборы».

Плакаты: «Геометрические фигуры», «Цвет», «Форма», «Декоративно-прикладное искусство», «Времена года».

Демонстрационный материал по изобразительному искусству «Учимся рисовать. Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», «Гжель», «Золотая хохлома», «Аппликация в детском саду»

Репродукции картин русских и чувашских художников (Ю. Васнецов, Н. В. Овчинников, А. Миттов, В. Петров и др.).

Иллюстрации к русским и чувашским сказкам, литературным произведениям.

Комплекты технологических карт по рисованию, лепке, аппликации.

Компьютер

Музыкальный центр

Теле-, видео-  аппаратура

Интерактивная доска.

Проектор.

Слайды «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись» (составитель Петрова О.В.)

Список литературы

  1. Закон РФ «Об Образовании» от  10.07.1992 N 3266-1;
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 г. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655;
  5. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от  20 июля 2011 г. N 2151 г.;
  6. СанПиН 2.4.1.2660-10;
  7. Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10;
  8. Васильева Л.Г.

      Рабочая программа педагога детского сада //Народная школа.2012.№3.с.66;

  1. Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения. Авторы- составители Л.Г. Васильева, И. В. Махалова. – Чебоксары: «Новое Время», 2010;

    10. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.

     Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Москва, МОЗАИКА –  СИНТЕЗ, 2011

     11.Программа художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского прикладного искусства. Л. Г. Васильева,    

           Чебоксары, 1994;

     12. Т. С. Комарова

      Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006;                                                                                                                      

     13.Т.С.Комарова

а)Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010 года

а)Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009 года    

     14.О. А. Соломенникова

            Радость творчества – М.: Мозаика-Синтез, 2008 ;

     15. Л. Г. Васильева

           Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Чебоксары, 2002;

     16.Васильева Л.Г.

            Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей

           5-7 лет. - Чебоксары: «Новое время» , 2006;

     17.Васильева Л.Г.

           Загадочный мир народных узоров - Чебоксары: «Новое время», 2005;

     18. Колдина Д.Н.

           Рисование с детьми 5-6 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010;

     19. Колдина Д.Н.

            Аппликация с детьми 5-6 лет – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010;

     20. Колдина Д.Н.

            Лепка с детьми 5-6 лет – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010;

     21. Р. М. Чумичева  «Дошкольникам о живописи» - М.: Просвещение, 1992.

   

     22. Богатеев З..А.           Занятия аппликацией в детском саду: -М.: Просвещение, 1988

   

    23.Т.С.Комарова «Детское художественное творчество» (метод.пособие для работы с детьми 2-7 лет)

     М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006г.

     

   24.Л.В.Куцакова «Творим и мастерим» ( ручной труд в детском саду» М.: Мозаика-Синтез, 2008 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Художественное творчество» (вторая младшая группа)

Рабочая программа расчитана на детей 3-4 лет, определяя для них содержание и организацию образовательног процесса с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно-эстетическому на...

Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество» во второй младшей группе на период с 3.09.12г. по 30.11.12г.

Разработанная рабочая программа составлена для II младшей группы муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 «Ручеек» общеразвивающего вида с приоритетным ...

Рабочая программа по образовательной области "Художественное творчество" 1-ая младшая группа

Данная рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество» разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 200...

Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество», образовательному компоненту «Лепка» для групп раннего возраста (от 1г.6м. до 3 лет)

Рабочая программа  по образовательной  области «Художественное творчество», образовательному компоненту «Лепка»для  групп раннего возраста (от 1г.6м. до 3 лет)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественное творчество"

Рабочая программа по образовательной области "Художественное творчество" содержит:Календарно-тематическое планирование непосредствено-образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации.Персп...

Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество» (рисование)

Содержание образовательной области «Художественное творчество»  направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности...