Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество» (рисование)
рабочая программа по рисованию (младшая группа) по теме

Чернявская Екатерина Николаевна

Содержание образовательной области «Художественное творчество»  направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie-lepka.docx61.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 10

 ст. Михайловской муниципального образования Курганинский район

         СОГЛАСОВАНО:                                                   УТВЕРЖДЕНО:

         Заведующая МАДОУ № 10                                    на педагогическом совете

         ст. Михайловской                                                    МАДОУ № 10

         ____________   О.Г.Писарева                                протокол________________

                                                                                             От _____________________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА                по образовательной области «Художественное творчество» (рисование)

Ступень обучения: дошкольная

Возраст детей: 2-3 года

Срок реализации программы: 1 года

Количество часов: 34 часа

Воспитатель: Арцимович Е. Н.

2013-2014г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка……………………………………………….……………..2

          1.1. Цели и задачи  программы ...........................................................................2

          1.2. Принципы программы ………………………….………...………..…………2

           1.3. Формы организации педагогического процесса …………………………....3

           1.4.Основные методы, используемые при реализации программы ……………3

           1.5. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

                  программы……………………………………………………….……………….3                

           1.6.Реализация образовательной области «Художественное  творчество»……... 3

  1.      Учебный план…………………………………………………………………………5
  2.      Календарное планирование……………………………………………..……………6
  3.      Перспективное планирование………………………………………………..…...6-10
  4.      Диагностическая карта……………………………………………………………...11
  5.      Уровень усвоения программы………………………………………...…………….12
  6.      Методическое обеспечение………………………………….………….………..…13
  7.      Библиография……………………………………………………………………..…14

  1. Пояснительная записка.

Содержание образовательной области «Художественное творчество»  направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении.

1.1. Цели:

-Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,

художественный труд).

- Развитие детского творчества.

- Приобщение к изобразительному искусству.

       Задачи:

1. Учить следить за движением карандаша по бумаге.

2. Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным

    линиям, конфигурациям.

3. Побуждать задумываться над тем, что нарисовали, на что это похоже.

    Побуждать к дополнению нарисованного и названного изображения  

характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся

    штрихов, линий, пятен, форм.

4.Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть  их.

Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные,  

горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам:

ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др.

5. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

6. Учить правильно держать карандаш и кисть; карандаш - тремя пальцами

    выше отточенного конца, кисть - за железным наконечником; набирать

    краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску,

    прикасаясь ворсом к краю баночки.  

1.2. В основе  программы лежат следующие принципы:

  • Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
  • Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
  • Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
  • принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
  • принцип доступности и посильности: реализуется в делении  изучаемого материала на этапы и в преподнесении  его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

1.3. Формы организации педагогического процесса:

- Специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;

- Совместная деятельность взрослого с детьми;

1.4. Основные методы, используемые при реализации программы:

- наглядные - рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов, показ образца, демонстрационные материалы.

- практические - упражнения, игровой метод;

- словесные – рассказ, чтение худ. литературы.

1.5. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- игровая деятельность, развлечение.

1.6.Реализация образовательной области «Художественное творчество».

 Основные задачи

1.Развитие продуктивной деятельности

-подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.

-обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти).

-поощрять желание следить за движением карандаша по бумаге.

-учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать различные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам : ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, заборчику и т.д.

-формировать умение бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, хорошо промыв кисточку в воде.

-приучать держать карандаш и кисть свободно: карандаш тремя пальцами выше отточенного конца, кисть-чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

2.Развитие детского творчества

-вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной. Формировать представление о том, что карандашами и фломастерами рисуют, а из глины лепят.

-побуждать детей задумываться над тем, что они слепили (нарисовали), подводить к простейшим ассоциациям: на что похоже.

-вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами.

-побуждать дополнять изображение характерными деталями; осознанно повторять ранее получившиеся штрихи, линии, пятна, формы.

3.Приобщение к изобразительному искусству

-рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.

-знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрёшкой и другими, соответствующими возрасту детей.

-обращать внимание детей на характер игрушек (весёлая, забавная и др.).

4.Эстетическая развивающая среда

-развивать интерес детей к окружающему: обращать внимание на то, в какой чистой, светлой комнате они играют и занимаются, как много в ней ярких, красивых игрушек.

-на прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха.

 Содержание образовательной работы

 -рисование знакомых предметов.

 -экспериментирование с художественными материалами(красками, карандашами, фло-мастерами, восковыми мелками).

-самостоятельный выбор материалов, фона листа бумаги,

-осваивание технических навыков рисования.

-знакомство с пластическими материалами: глина, пластилин, масса для моделирования и их свойствами.

-совместно с воспитателем создание и видоизменение простых форм, сравнение их с реальными предметами.

-формирование у детей интереса к продуктивной деятельности.

-рассматривание детьми созданных ими рисунков, лепки, аппликации, сравнение с реальными предмета-ми.

-использование игровых приёмов с целью вызова эмоционального отклика детей на создаваемые образы.

-создание простейших композиций из мазков, пятен, штрихов, линий, форм; В сотворчестве с воспитателем дополнение готовых изображений ритмом мазков, цветовых пятен.

-ознакомление с иллюстрациями книжной графики художника Ю. Васнецова.

-ознакомление с пред-метами и явлениями окружающей действи-тельности: народная игрушка.

-формирование у детей эмоционального отклика на красоту природы, декоративность игрушек, одежды, убранства бытовых и игровых интерьеров, празднеств и развлечений.

  1. Учебный план

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в первой половине дня.

Основной формой работы с детьми является игра - занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:

 –1 раз в неделю по 5-7 минут

 Количество занятий в год 36 часов.

  1. Календарное планирование

Месяц

Количество занятий

Сентябрь

 с 1 - 2 занятие

Октябрь

 с 3 – 6 занятие

Ноябрь

 с 7 – 10 занятие

Декабрь

 с 11 – 14 занятие

Январь

 с 15 – 18 занятие

Февраль

 с 19 – 22 занятие

Март

 с 23 – 26 занятие

Апрель

 с 27 – 30 занятие

Май

 с 31 – 34 занятие

Итого:

                                34 занятия


Вид НОД

Продуктивная

Интеграция образовательных областей

«Художественное творчество» (Рисование), «»Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Социализация».

Тема

Цель

Дата проведения

Итоговое мероприятие

Литература

«Адаптационный период» (период обследования) «Здравствуй, детский сад!»

 Познакомить детей с элементарной этикой приветствия, развивать коммуникативные способности по отношению к взрослым и сверстникам, воспитывать навык культурного общения

сентябрь

1-14.09.

Бондаренко стр.8

  1. «Наша группа»

Учить детей  создавать изображение солнца, рисуя лучики карандашами , мелками восковыми или фломастерами желтого или оранжевого цвета. Создать у малышей благодатное доброе настроение.

сентябрь

Т. М. Бондаренко  стр. 30

  1. «Игрушки»

Продолжать вызывать интерес к работе краской. Добиваться насыщенности ворса  кисти краской и свободно равномерно наложения мазков

сентябрь

Т. М. Бондаренко стр. 44

  1. «Мы знакомимся»

Познакомить детей со стихотворениями  на тему добрые дела. Формировать познавательную активность.

октябрь

Т. М. Бондаренко стр.41

  1. «Осень»

.Развивать у детей умение переключать слуховое внимание.

2. Вызвать у детей эмоциональный отклик, ритмом штрихов передавать капельки дождя, учить держать карандаш в правой руке искл.левша.

октябрь

Т. М. Бондаренко стр. 37

  1. «Овощи»

Знакомство с морковью картофелем.

2. Учить различать морковь

И картофель; знать и называть их сенсорные характеристики.

2.Способствовать формированию умению рисовать предметы  круглой формы.

октябрь

Стр.58, Т. М. Бондаренко

  1. «Фрукты».

Учить рисовать пальчиком ягодки винограда, плотно прижимая, их друг к другу.

октябрь

Стр. 76,Т. М. Бондаренко.

  1. «Мамин день»

«Угостим маму вкусным соком».1.Учить детей слушать стихотворение воспитывать любовь к художественной литературе.2. Учить детей узнавать предметы по характерным при знакам.3. Продолжать вызывать интерес по работе с краской. Добиваться насыщенности ворса кисти краской и свободного равномерного наложения мазков.

ноябрь

Стр. 131,Т. М. Бондаренко.

  1. «Труд помощника воспитателя».

Стимулировать развитие чувственного восприятия, мелкой моторики пальцев рук. Рисование пальчиком по крупе.

ноябрь

Бондаренко стр.66

  1. «Дикие животные».

Учить малышей рисовать круглые орешки фломастером и восковым оранжевым мелком. Способствовать проявлению заботы, чуткого отношения к белочкам.

ноябрь

Т.М. Бондаренко, стр. 210

  1. «Домашние животные»

Стимулировать развитие чувственного восприятия, мелкой моторики пальцев рук. Рисование пальчиком по крупе.

ноябрь

Стр. 57 Т.М. Бондаренко

  1. «Зима»

Учить детей воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию.

Учить ритмично наносить мазки на бумагу, вызывать у детей радость от восприятия белого снега.

декабрь

Бондаренко стр.48

  1. «Зимующие птицы»

Учить детей понимать сюжет, развивать умение слушать пояснения воспитателя, высказываться по поводу изображенного.

декабрь

Бондаренко стр. 40

  1. «Зимние развлечения»

Учить детей рисовать разные по длине линии, мазками.

декабрь

Бондаренко стр. 44

  1. «Новый год»

Воспитывать  желание слушать, понимать содержание рассказа; создать у детей радостное настроение, «зажечь» на ветках елки огоньки, учить рисовать мазками огоньки, фонарики, используя яркие краски. Развивать подвижность пальцев.

декабрь

Бондаренко стр. 50


  1. «У кого какие шубки»

Заинтересовать сплошным закрашиванием листа бумаги размашистыми мазками. Вызвать интерес к работе с краской гуашь. Способствовать возникновению у детей радости от полученного результата.

январь

Т.М. Бондаренко, стр.47

  1. «Домашние птицы»

Стимулировать развитие  чувственного восприятия мелкой моторики пальцев рук.

январь

Т.М. Бондаренко стр.57; конспект

  1. «Труд врача»

Учись рисовать прямые и волнистые линии синим восковым мелком.

январь

Т.М. Бондаренко стр.48

  1. «Я вырасту здоровым»

Нетрадиционная техника рисования. Учить рисовать пальчиком маленькие желтые витаминки.

январь

конспект

  1. «Труд повара»

Учить рисовать карандашами круги, ориентируясь на внешнюю опору в виде круглого листа бумаги.

февраль

Т.М. Бондаренко стр.49

  1. «Моя семья»

Продолжать вызывать интерес к работе с красками. Добиваться насыщенности ворса кисти краской и свободного наложения мазков.

февраль

Т.М. Бондаренко стр.59

  1. «Мой дом»

Создать у детей праздничное настроение, учить рисовать пятном солнечных зайчиков.

февраль

Т.М. Бондаренко стр.68

  1. «Мой папа»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Воспитывать аккуратность во время работы.

февраль

конспект

  1. «Моя мамочка»

Развивать у детей сюжетно-игровой замысел, передавать форму контура, пятном. Или использовать нетрадиционную технику рисования.

Готовить подарок для мамы своими руками.

март

конспект

  1. «Весна»

Учить детей создавать изображение солнца, рисовать лучики карандашом, восковыми мелками или фломастерами желтого и оранжевого цвета.

март

Т.М. Бондаренко стр.62


  1. «Весенние цветы»

Учить рисовать цветы пальчиком разноцветными красками на тонированном листе бумаги.

март

конспект

  1. «Эти удивительные животные»

Учить рисовать сушки и печенье, продолжать воспитывать интерес к рисованию.

март

Т.М. Бондаренко стр.54

  1. «Человек и мир вещей»

Упражнять в ритмичном расположении коротких линий сверху вниз, продолжать вызывать интерес к работе с красками.

апрель

Т.М. Бондаренко стр.136

  1. «Пожарная безопасность»

Учить рисовать огонь красными пятнами на окошках домика. Добивать насыщенности ворса кисти.

апрель

Т.М. Бондаренко стр.

  1. «Транспорт»

Знакомство малышей с транспортом, расширение словарного запаса.

Продолжать учить рисовать и закрашивать круги.

Развивать интерес к изобретательной деятельности.

апрель

Т.М. Бондаренко, стр.61

  1. «Народная игрушка»

Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями.

Формировать познавательную активность.

Вызывать интерес у с детей к процессу рисования, учить держать карандаш в правой руке, замечать следы карандаша на бумаге.

апрель

конспект

  1. «Домашние обитатели»

«Полосатый коврик для щенят.»

1.Познакомить с собачкой , ее детенышами, учить узнавать их на картинке , подражать их « речи».

2.Учить детей украшать коврик цветными полосками, чередуя их; развивать чувство доброты, умение заботится о животных.

май

Стр.237, Т.М. Бондаренко

  1. «Во саду ли в огороде»

Знакомство с морковью картофелем. Учить различать морковь

И картофель; знать и называть их сенсорные характеристики.

Способствовать формированию умению рисовать предметы  круглой формы. Воспитывать заботливое отношения ко взрослым.

май

Стр 186, Т. М. Бондаренко

  1. «Мир насекомых»

Развивать чувство ритма, тренировать в произношении звука [ж].

Продолжить вызывать интерес к рисованию травы цветными карандашами.

Развивать элементарные навыки передвижения в горизонтальном и вертикальном положении

май

Т.М. Бондаренко, стр.42

  1. «Скоро лето»

Учить рисовать карандашами траву короткими штрихами по всему листу свободно, продолжать знакомство с зеленым цветом.

май

Т.М. Бондаренко, стр.38


  1. Уровень усвоения программы.

  Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе.

Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации.

Возможные достижения ребенка в изобразительной деятельности

1.Ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности, стремится

заниматься ею не только по предложению, но и по собственной инициативе,

рассказывать о своих интересах в рисунке.

2.Видит образ в своих рисунках, рассказывает, что рисует,

обыгрывает рисунки; радуется тому, что у него получается. Лучше осознает

связь своих рисунков с окружающим миром.

3.Знает, где лежит материал. Умеет пользоваться изобразительным материалом:

держать карандаш, кисть и действовать ими и красками (набирать краску,

промывать, осушать кисть).

4.Достаточно смело и уверенно выполняет доступные изобразительные действия:

рисует ритмичные линии (прямые, замкнутые), штрихи, пятна;

владеет элементарными техническими приемами работы с материалом.

5.Начинает выполнять изображение, узнаваемое другими людьми.

6.Не боится показать свои рисунки и поделки ребятам и взрослым, доволен

собою, когда рисует и лепит; стремится к общению с окружающими по поводу

содержания рисунка.


ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

             (младшая группа)

Ф.И.ребенка

Образовательная область «Художественное творчество»

Итоговый результат

Рисование

Лепка

Изображает отдельные предметы, простые композиции

Подбирает цвета, соответствующие предметам

Правильно пользуется карандашом, фломастерами, кистью и красками

Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями

Лепит различные предметы из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки

1.Андреева Лиза

Н                         К

Н                      К

Н                     К

Н                      К

Н                      К

Н               К

2.Беленкова Лера

3.Белоусова Маша

4.Булавинов Артем

5.Бузина Варвара

6.Вавилова Алена

7.Дубровина Аня

8.Киктенко Варвара

9.Костенко Славик

10.Лащин Андрей

11.Масалкин Ярик

12.Остриков Женя

13.Попова Варвара

14.Рожнов Рома

15.Сидорина Кира

16.Скибин Валя

17.Суделовская К.

18.Шацкий Данил

19.Шацкий Костя

20.Щеглова Вика

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.


  1. Методическое обеспечение.

1.Демонстрационный материал: картинки:  «Посуда», «Домашние и дикие животные», «Овощи и фрукты», «Одежда», «Мебель»; сюжетные картины по темам: «Времена года», «Семья».

2. Дидактические игры: «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», «День рождения Машеньки (куклы)», «Оденем куклу на прогулку» и др.

3. Раздаточный материал: Тонированная  бумага, бумага, кисточки, салфетки, вода, гуашь.

  1. Библиография.

1. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи ».

2. Н. А. Карпухина «Конспект занятий в ясельной группе».

3. О. А. Соломенникова  «Занятия по формированию элементарных экологических представлений».

4. Конспект занятия  Сутеев «Мишка невежа».

5. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «Художественное творчество» (вторая младшая группа)

Рабочая программа расчитана на детей 3-4 лет, определяя для них содержание и организацию образовательног процесса с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно-эстетическому на...

Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество» во второй младшей группе на период с 3.09.12г. по 30.11.12г.

Разработанная рабочая программа составлена для II младшей группы муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 «Ручеек» общеразвивающего вида с приоритетным ...

Рабочая программа по образовательной области "Художественное творчество" 1-ая младшая группа

Данная рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество» разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 200...

Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество», образовательному компоненту «Лепка» для групп раннего возраста (от 1г.6м. до 3 лет)

Рабочая программа  по образовательной  области «Художественное творчество», образовательному компоненту «Лепка»для  групп раннего возраста (от 1г.6м. до 3 лет)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественное творчество"

Рабочая программа по образовательной области "Художественное творчество" содержит:Календарно-тематическое планирование непосредствено-образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации.Персп...

Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество»

Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество» в старшей разновозрастной  группе ...