Будущие художники Подмосковья. Развитие творческих способностей дошкольников через русское народное и мировое культурное наследие.
проект по рисованию на тему

Симонова Лариса Алексеевна

Когда мы только начинали работу над этим проектом в 2014 году, ― как это бывает всегда, ― существовала доля опасения, что та доля усилий, которую дети потратят на участие в нем, может несколько негативно отразиться на их повседневной, плановой деятельности в рамках ДОУ. Однако наша искренняя вера в то, что необходим постоянный поиск новых подходов, форм, содержания и методов в образовании, ― вслед за постоянно меняющимся миром, ― вера в то, что открытое сознание ребенка, «впитывающее» в себя все позитивное, красивое, достойное, преодолеет все технические трудности в пользу живого интереса, творческого задора и совместных позитивных переживаний.

И, к нашей огромной радости, проект получился. Получился, с одной стороны, основанным на традиционных принципах воспитательной деятельности, включив в себя весь обязательный комплекс методов, инструментов воспитания; с другой стороны, инновационным ― в основном, за счет удачной адаптации (наверное, в этом заключена одна из главных частей всей работы) совершенно, казалось бы, недоступных для дошкольников методик художественного творчества ― сложных, «взрослых», профессиональных техник.

Вид проекта: развивающий, творческий, формирующий.

Продолжительность: долгосрочный.

Дата старта проекта: 01.09.2014.

Гипотеза: Расширение воспитательного пространства за счет инновационных методов и видов творческого познания дошкольником новых адаптированных технологий может существенно повысить уровень развития множества видов деятельностной и поведенческой активности будущего члена социума и накопление результатов УУД, необходимых для дальнейшего развития ребенка в условиях школы.

Задачи: Показать детям считающиеся сложными художественные техники (адаптированные к возрастным и индивидуальным особенностям) ― роспись «дымковская игрушка» по глине, элементы росписи «гжель», «хохлома», тагильская роспись (также называемую one-stroke), декупаж, рисование тычком, рисование пальцами, эбру, сицилийское кружево, картины из шерсти («шерстяная акварель»), комбинированные аппликативные техники и многое другое; научить дошкольников верить в свои силы, неуклонно повышая их самооценку при создании красивых, социально востребованных, творчески опосредованных каждым ребенком художественных изделий.

Подзадачи: развивать познавательную активность как в сфере исконно русских народных промыслов, так и промыслов, входящих в мировое культурное наследие; знакомить дошкольников с историческим опытом художественных ремесел России и мира; задать долговременный вектор на развитие мотивации творческих способностей дошкольников, поддерживаемой в будущем родителями и самими детьми; воспитывать и связать воедино комплекс качеств, необходимых для гармоничного и активного развития личности ― уважение к своему и чужому труду, умение доводить дело до конца, умение работать в команде, трудолюбие, интеллект.


 

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
143966, Московская область, г. Реутов ИНН/КПП: 5012080056/504101001 Проспект Мира, д.15 ОГРН: 1135012005446 тел./факс: 8(495)528-1575 e-mail: yagodka.16@rambler.ru Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вида №9 «Светлячок »

Слайд 2
(для участия в конкурсе в рамках присуждения ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье») ПРОЕКТ « Будущие художники Подмосковья. Развитие творческих способностей дошкольников через русское народное и мировое культурное наследие» город Реутов, 2016 год

Слайд 3
Автор и исполнитель проекта: воспитатель высшей квалификационной категор ии Симонова Лариса Алексеевна

Слайд 4
Вид проекта: развивающий , творческий, формирующий. Продолжительность: долгосрочный. Цель проекта: Раскрыть у дошкольников существующие скрытые творческие способности, активно развить и закрепить уже выявленные и воспитанные родителями и воспитателями УНН, связанные с творческой деятельностью; формировать стремление к самосовершенству в будущем. Задачи проекта: Показать детям считающиеся сложными художественные техники (адаптированные к возрастным и индивидуальным особенностям) ― роспись «дымковская игрушка» по глине, росписи «гжель», «хохлома», тагильская роспись (также называемая one-stroke ), декупаж , рисование тычком, рисование руками, эбру , сицилийское кружево, картины из шерсти, комбинированные аппликативные техники и многое другое; научить дошкольников верить в свои силы, неуклонно повышая их самооценку при создании красивых, социально востребованных, творчески опосредованных каждым ребенком художественных изделий.

Слайд 5
Методы: Специализированные наблюдательно-познавательные занятия с элементами истории культурного наследия (1-дошкольники), специализированные занятия по конкретным художественным техникам (1-дошкольники, 2‑родители, 3-совместно, 4-коллеги-воспитатели), мастер-классы по изготовлению изделий в полном объеме (1-дошкольники, 2‑родители, 3-совместно, 4-коллеги-воспитатели).

Слайд 6
Этап I : Ознакомление детей с необычной историко-культурной традицией, рассказы об изобретателях техники, о первых мастерах, исторических фактах, связанных с техникой; о дошедших до нас секретах ― прививание интереса к особенностям и возможностям конкретной техники , ее художественным возможностям; Этап II: Специализированные занятия (дети) по конкретной технике, формирование специфических приемов работы , их отработка на примерах в сочетании с рассказами о секретах правильного использования инструментов и приемов работы; Специализированные занятия (родители) по конкретной технике, акцент на будущую совместную деятельность внутри семьи, элементы соревновательности с детьми. Этап III: Расширение творческого поля с помощью мастер-классов, опирающихся на ранее приобретенные знания о различных художественных техниках; Опросы, анкетирование родителей и беседы с детьми для контроля развития совместной семейной деятельности, творческого развития, повышение интереса ребенка к занятиям творчеством. Этапы:

Слайд 7
Структурная схема проекта: ОЗНАКОМЛЕНИЕ Специализированные занятия, нивелирование возможных страхов, знакомство с основными навыками, рождение и закрепление положительной мотивации ЗАКРЕПЛЕНИЕ Специализированные занятия, достижение основных навыков и раскрепощенности творческого процесса, усиление мотивации за счет положительной обратной связи ТВОРЧЕСТВО Мастер-классы, расширение художественного поля, свободное творчество в рамках конкретного изделия, совместное творчество детей и родителей, участие в выставках и конкурсах

Слайд 8
Стратегия: Проект осуществляется в рамках педагогического плана МАДОУ д /с №9 «Светлячок»; Занятия, проводимые в совместной деятельности с детьми и родителями, направлены на повышение (главным образом, для дошкольника) значения семьи, как основного воспитателя творческой активности и эстетических ценностей ребенка; опровержение практическими действиями мифа о недоступности старшим дошкольникам сложных художественных техник и соответствующих форм их донесения ― с помощью технологии адаптации и формирования у детей главных векторов мотивации, соответствующих их возрасту и пониманию;

Слайд 9
Фотоматериалы: Маки ― шерстяная акварель (Лиза Кудинова, 5 лет 8 месяцев)

Слайд 10
Рисуем цветок

Слайд 11
Рисуем мелками

Слайд 12
Бабочка ( пластилинография )

Слайд 13
Городской конкурс объемного макета

Слайд 14
Елка (тычок и комбинированные техники)

Слайд 15
«Кошка на окошке»

Слайд 16

Слайд 17
Педагоги в творчестве

Слайд 18
Рисование тычком

Слайд 19

Слайд 20
Вместе с мамами и папами…

Слайд 21
Пальчиковое рисование

Слайд 22

Слайд 23
Пальчиковое рисование

Слайд 24
Выставка объемных макетов (совместное творчество детей и воспитателя )

Слайд 25
Декупаж с педагогами

Слайд 26
«Космос »

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31
«Божья коровка »

Слайд 32

Слайд 33
Муниципальный художественный фестиваль

Слайд 34
Пасхальные крашенки (детские работы)

Слайд 35
Итоги проекта : Работа в рамках проекта подтвердила, что амплификация (обогащение) творческой деятельности дошкольников через знакомство с нетрадиционными художественными техниками с последующей фиксацией результата (выставки, конкурсы, праздники и т.п.) существенно обогащает мотивацию и познавательную активность детей в направлениях общего развития способностей, желании совместно с взрослыми (и, как часть этого, ― с родителями внутри семьи) познавать мир , добиваться результатов в любом деле, не бояться сложностей и, главное, ― верить в себя, с каждым новым шагом в познании повышая собственную самооценку . Кроме этого, желающих принять участие в творческом процессе после каждого занятия или мастер-класса становится все больше .

Слайд 36
Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"

В данном материале представлен опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через  нетрадиционные техники изобразительной деятельности"....

Доклад "Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству

Проблема развития речевого общения стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника шко...

Развитие творческих способностей дошкольника через художественно-творческую деятельность.

Рисование для ребенка - это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставл...

«Развитие творческих способностей дошкольников через ознакомление с народным костюмом».

Здравствуйте, коллеги.  Мне хотелось бы познакомить вас со своим опытом работы по теме «Развитие творческих способностей дошкольников через ознакомление с народным костюмом».В настоящ...

Творческий проект для детей средней группы «Развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию и ручной труд»

Дошкольник – большой исследователь, изобретатель и экспериментатор. Окружающий мир он познает благодаря именно этим способностям. Взрослому следует развивать познавательную деятельность детей, ч...