Конспект НОД по изобразительной деятельности.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Бурова Ирина Владимировна

В конспекте представлена методика ознакомления детей старшей группы с национально-региональным компонентом воронежской области. в частности ознакомление с народной игрушкой матрешкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronezhskaya_matreshka.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по лепке в старшей группе.

Автор. Бурова И.В., воспитатель МКДОУ БГО Детский сад № 7 комбинированного вида. 

Тема. Воронежская матрешка.

Задачи:

-  познакомить с происхождением  Воронежской матрешки;

- знакомить с народными прикладными промыслами по производству матрёшек; обогащать представления о материале характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, их цвет, связь формы предмета и его назначения);

- формировать чувство гордости за русский народ, за свою Родину;

-  формировать духовно – нравственные чувства на основе изучения традиций родного края.

- быть терпеливым и аккуратным в процессе изготовления игрушки;

-  продолжать формировать навыки организации и уборки рабочего места.

- продолжать учить лепить пластическим способом, использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания;

- добиваться передачи выразительности образа с помощью стеки.

- закреплять умение соблюдать необходимые правила безопасности во время работы со стекой

- выполнять пластичные движения под музыку.

Материал:  матрешки, хохломские ложки, миски, пластилин, стеки, клеенки, тряпочки, презентация «Матрешки России».

Содержание.

Дети и воспитатель стоят около выставки посуды.

В: посмотрите на нашу выставку и назовите знакомые вам предметы? (Дети перечисляют: ложки, миски, доска, солонка и пр.)

В: как вы думаете, что общего у всех этих предметов, таких разных? ( Ответы детей: это посуда. Она расписная, сделана руками человека.)

В: все эти предметы когда-то давным-давно придумали русские мастера. У них было много учеников, ученики становились мастерами и учили других людей своему мастерству. Так и дошло до наших времен искусство делать такие замечательные предметы, которыми восхищаются не только в нашей стране, но и в других странах мира.

- А вот что мы будем делать сегодня, вы узнаете из загадки:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке, 

В этой молодице        

Прячутся сестрицы.

 Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

(Матрешка)

Как вы догадались, что это матрешка?

Что значит – темница?

- Что вам известно про эту игрушку? ( Ответы детей: она сделана из дерева. В большой матрешке много маленьких. Матрешка раскрашена красками).

В: все верно, ребята!

Просмотр слайдов.

Считается, что русская матрешка родилась в конце 19 века в Москве в мастерской, которая принадлежит Анатолию Мамонтову. Однажды ему привезли в подарок фигурку мудреца Фукурумы. У мудреца была вытянута голова от множества дум. А внутри него пряталось ещё несколько фигур. Кукла настолько понравилась, что сразу решили создать свой образ. В мастерской работал художник Малютин, которому показали эту фигурку. Он и сделал эскиз первой куклы – это была девочка, одетая в сарафан, с черным петухом на руке. Куклу назвали Матреной. Оттуда и пошло название «матрешка». Она сразу приобрела популярность, и в каждой области стали делать свои фигурки. Так появились: сергиево-посадская матрешка, полхов – майдановская, тверская, вятская, семеновская. И, конечно же, матрешка наша, родная, Воронежская. Она появилась не так давно, «мамой воронежской матрешки» стала Елена Геннадиевна Матвеева. Наша воронежская матрешка имеет форму яйца.  Елена Геннадьевна случайно увидела бракованную заготовку – слишком округлую и с торчащим сучком. У художницы сразу появилась идея одеть эту деревяшку в народный костюм, а сучок изобразить как прядку непослушных волос, выпадающих из-под платка. Матрешка одета в традиционный воронежский костюм. На голове – большой ситцевый красный с яркими цветами платок. Черная понева (юбка), прорисованная красными линиями, образующая клетки, символизирует чернозем и земельные наделы. Ромб – это символ солнца.

В:

Давайте немножко отдохнем и станцуем танец матрешек!

«Мы веселые матрешки,

ладушки-ладушки!»

 (Дети выполняют танцевальные движения под слова песни)

В: а хотите сами слепить матрешку? Проходите за столы. Возьмите матрешку в левую руку, проведите по ней пальчиком. (Дети садятся за столы. Берут в руки матрешек, проводят обследовательские действия).

-  Какая матрешка?  (матрешка гладкая, скользкая, твердая, без углов).

- Правильно, у матрешки обтекаемая форма, яйцеобразная, внизу круглая, вверху заостренная.

-Для того чтобы слепить матрешку, надо подумать из какой формы легче будет лепить матрешку? ( выставляю  шар, куб, цилиндр)

- Как вы думаете? (Дети высказывают предположения)

- Изготавливать форму матрешки легче из шара. Сначала разминаю глину, затем скатываю шар между ладонями вот так (показ). Из шарика вытягиваю форму яйца.  

- Скажите, что еще нужно сделать? (украсить матрешку, нарисовать ей лицо).

- Да. Затем стекой прорисовываю лицо.

 ( Дети приступают к работе, педагог следит за последовательностью лепки, за правильностью использования стеки)

Давайте посмотрим, какие у нас получились матрешки. Для этого поставим их в хоровод.

Как вы думаете, какая матрешка самая веселая? Устойчивая?

Теперь эти изделия оставим до полного высыхания. Затем обожжем в печи и только потом разукрасим их.

Вы замечательно сегодня потрудились. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе детского сада

Конспект занятия по изобразительной деятельности п первой младшей группе детского сада. "Весенний коврик для куклы" - выполнение весеннего коврика разбито на три занятия и заканчивается на весеннем пр...

"Сказочная птица" конспект занятия по изобразительной деятельности с применением элементов нетрадиционного рисования

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности с старшей логопедической группе с применением элементов неирадиционного рисования...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в интегрированной схеме

Воспитатель подготовительной группы: Торопова Ольгав Федоровна.Тема:   « ИСКУССТВО  ВИДЕТЬ»Занятие по изобразительной  деятельности.Задание: рисование цветов на ткани (астры)....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в старшей группе «УКРАСИМ ЛИСТЬЯ КЛЕНА»

Занятие для детей старшей логопедической группы по изобразительной деятельности. Детям предлагается украсить листики клена разными способами: рисование - способ по -мокрому, лепка- размазывание пласти...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.

Конспект занятия по изобразительной  деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.Для детей старшего дошкольного возраста...

Инновационная деятельность.Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе : «Я - Художник»

Конспект районного  НОД по изобразительной деятельности в старшей группе :«Я - Художник» в рамках инновационной деятельности по нравственному-эстетическому развитию дошкольников...