Статья на конференцию "Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста посредством коллективной аппликации"
статья по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Маничева Галина Алексеевна

Статья для 11-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Развитие личности в образовательном пространстве» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_filina_g.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для 11-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Развитие личности в образовательном пространстве»

Г. Филина,

воспитатель,

МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 81» № (г. Бийск)

Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста

посредством коллективной аппликации

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов у дошкольников и нахождения путей их оптимизации.

Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.

Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта.

Таким образом, характеристики развития воображения у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что в дошкольном возрасте воображение ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны — непроизвольным характером. Воображение в старшем дошкольном возрасте становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов; воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию.

Непосредственная образовательная деятельность аппликацией имеют большое значение для всестороннего развития дошкольников. Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.

Очень велики потенциальные возможности аппликации — для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса, развития воображения.

Для изучения развития воображения детей старшего дошкольного возраста была проведена экспериментальная работа с 1 ноября 2011 года по 31 мая 2012 года. Работа осуществлялась на базе МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 81» города Бийска.

Основной этап, направленный на повышение уровня развития воображения детей – формирующий, в ходе которого была организована кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста по коллективной аппликации. Было проведено 15 занятий по коллективной аппликации в различных техниках её выполнения – обрывная, плоскостная, с использованием крашеного песка, сюжетная, мозаичная, многослойная, силуэтная. По окончанию формирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе была проведена диагностика уровня развития воображения детей старшего дошкольного возраста «Дорисовывание» Э.П. Торренса. Цель методики: выявить уровень развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

Полученные результаты подтверждают эффективность коллективной аппликации в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования «по мокрому»

В процессе своей работы я не ставила целью повысить уровень технических навыков и умений детей и поэтому из множества изобразительных техник  способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно....

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Как разные виды деятелности, такие как игры с цветом, лепка и рисование влияют на развите творческого воображения....

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством флористики»...

Статья «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок».

Статья ,посвященная воспитанию нравственных качеств старших дошкольников с помощью сказок....

Статья "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"

Статья "Развитие интеллектуальных способностей   детей  старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы"...

методическая разработка«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства.»

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития с...

Консультация для воспитателей «Развитие и активизация творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Консультация для воспитателей «Развитие и активизация творческого воображения детей старшего дошкольного возраста  посредством нетрадиционных техник рисования»...