самообразование
опыты и эксперименты по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Лескова Оксана Николаевна

работа по самообразованию "Роль тестопластики в общем развитии старших дошкольников с речевыми нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx366.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Цветик-семицветик» п. Беркакит, Нерюнгринского района

                                     САМООБРАЗОВАНИЕ

Тема: «Роль тестопластики в общем развитии старших дошкольников с речевыми нарушениями»

C:\Users\Cat\Desktop\st62.jpg

        2011-2012гг

Воспитатель:

Лескова О.Н.

                                                     2014г

Актуальность проблемы:

   1.    В настоящее время доказано, что мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речь, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память, концентрацию и воображение.

Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Из опыта своей работы я также сделала вывод, что среди детей с приблизительно одинаковыми показателями нервно- психического развития обычно раньше начинают говорить те у кого лучше развита мелкая моторика (те дети, кто чаще и с большим удовольствием занимаются с сенсорным ковриком:застёгивают, растёгивают замок, шнуруют, лепят и т. д.)

Существует множество занятий по развитию мелкой моторики пальцев рук. В комплексе этих занятий, занятия лепкой для детей старше двух лет занимают своё достойное место. Во время лепки развивается не только мелкая моторика, также формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт: чувство пластики, формы, веса, цвета.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи., так как в процессе создания различных изделий, обыгрывания сюжетов ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей способствует расширению пассивного и активного словаря детей.

Как отмечают психологи, и я с ними полностью согласна, лепка благотворно влияет на снятие психо- эмоционального напряжения у детей.

Занимаясь лепкой ребенок вкладывает волевые усилия, испытывает мышечное и психологическое напряжение, а затем когда достигнут результат, успокаивается. Особенно полезна лепка для детей, которые не могут выразить свои чувства словесно., что делает её особенно актуальной в условиях Дома ребенка, так как у большинства наших детей развитие речи запаздывает.

2. Достоинства солёного теста.

-1. В состав солёного теста входят только пищевые продукты: мука, соль, вода, растительное масло. Поэтому солёное тесто -это экологически безвредный и неаллергенный материал. Так как дети этого возраста любят всё пробовать на зубок, то в отличие от пластилина, даже если ребёнок потянет солёное тесто в рот это абсолютно безопастно.

-2. Солёное тесто легко можно замесить в любое время в течение 2-3 минут и хранить на дверце холодильника до 15 дней.

-3. При соблюденни технологии изготовления, тесто не липнет к рукам, легко отмывается, не оставляет следов.

-4. Занятия лепкой из разного материала, как уже было сказано ранее, хорошо влияют на снятие психо-эмоционального напряжения. При занятиях с соленым тестом этот эффект усиливается, потомучто данный материал на 30% состоит из соли. Соль обладает успокаивающим действием, снимает усталость, повышает настроение.

-5. Солёное тесто является очень пластичным, приятным на ощупь материалом и

как всё живое оно обладает своей целительной аурой.

    Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работы из соленого теста доставляют удовольствие и радость. 

         Изучение приемов лепки осуществляется в процессе реализации творческих идей. Лепка из соленого теста имеет свои особенности –

  • формируется навык планирования своей деятельности, умение работать в коллективе, самостоятельно решать возникающие проблемы.
  •  Обогащаются знания ребенка о свойствах материалов и возможностях их применения;
  • Дети получают возможность устанавливать физические закономерности, экспериментировать с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами;
  •  Развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук; ¬ Повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
  •  Развиваются моторные функции;

          Развитие мелкой моторики тесносвязано с речевым развитием. Поэтому была поставлена цель: познакомить детей с элементами тестопластики, как одним из способов развития мелкой моторики.

Цель:

 Развитие у детей мелкой моторики  при помощи тестопластики.

Задачи:

• Изучить методику тестопластики. Освоить разные способы и приёмы работы с соленым тестом.

• Разработать и реализовать  занятия  с использованием тестопластики

• Провести наблюдения (динамику) изменения уровня развития мелкой моторики у детей.

Оборудование: аудио-кассеты со спокойной музыкой, набор специальных инструментов для работы с тестом (стеки, формы, приспособления для раскатывания теста и т.д.), дополнительные нетрадиционные материалы (вермишель в виде цветов, звезд, ракушек, букв; бусины, бисер, пуговицы, конфетные ячейки, гороховые хлопья, куски пластиковых бутылок различных цветов, скорлупа орехов и прочее) для развития тактильных ощущений и использования в создании как индивидуальных произведений из теста, так и совместных больших картин и композиций.

ТЕСТОПЛАСТИКА ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:

  • Коррекционно-развиеающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
  • Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
  • Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
  • Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
  • Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Формы работы с детьми:

Цель:

Познакомить дошкольников с рукоделием, традициями русского народа, используя элементы лепки из соленого теста

Задачи:

  1. Расширить представление детей об окружающем мире.
  2. Повысить интерес к народному творчеству.
  3. Усилить работу детей по мелкой моторике с использованием тестопластики.

Основные формы организации обучения детей с использованием тестопластики:

  1. Занятия тестопластикой.
  2. Знакомство с народным творчеством.
  3. Использование пальчиковой гимнастики.
  4. Календарно-тематическое планирование с учетом дат народного календаря (знаменательных дат, праздников- 23 февраля, 8 марта и.т.д).

Сотрудничество с родителями

Цель:

 Повысить интерес родителей к использованию тестопластики совместно с детьми в домашних условиях, как решение многих проблем.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с этапами работы в учреждении.
  2. Привлечь родителей к помощи:

-Пополнение материала для использование лепки из соленого теста.

- привлечь к оформлению выставки для детей младших групп.

Формы работы

  • Беседы, индивидуальные беседы.
  • Консультации.
  • Совместное проведение работы
  • Анкетирование родителей.

Литература

  1. Берсенева, Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие [Текст] / Г.К. Берсенева.- М.: Астрель, 2001.- 210 с.
  2. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина.- Ярославль: Академия развития, 1998.- 86 с.
  3. Данкевич, Е.В. Лепим из соленого теста [Текст]/ Е.В. Данкевич.- СПб: Кристалл, 2001.- 64 с.
  4. Каралашвили, Е.А. Физкультурная минутка [Текст]/ Е.А. Каралашвили. – М., 2001.- 88 с.
  5. Кискальт Изольда Соленое тесто [Текст]/ Кискальт Изольда. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  6. Ковалько, В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников [Текст] / В.И. Ковалько. – М., 2005.- 126с.
  7. Роенко, Д.Т. Лепка из солёного теста [Текст] / Д.Т. Роенко. М.: Просвещение, 1999. – 65 с.
  8. Хоменко, В.А. Солёное тесто. Шаг за шагом [Текст] / В.А. Хоменко.- Харьков: Книжный клуб семейного досуга, 2007.- 64 с.
  9. Лыкова, И. Лепка из соленого теста. Подарки. 5-8 лет [Текст] / И. Лыкова.-Карапуз, 2007.- 116 с.
  10. Сысоева, О.С. Приобщение к русской национальной культуре через ознакомление детей с тестопластикой [Текст]/ О.С. Сысоева [Электронный ресурс] / http://www.puzikov.com/rgratis/?i=2944
  11. Поделки из соленого теста, изделия из соленого теста, лепка из соленого теста [Электронный ресурс] / http://5ballov.qip.ru/referats/preview/91278/5

Перспективное планирование

Сентябрь.

1. Самоонализ и самооценка своей педагогической деятельности .

2. Повышение собственного уровня знаний путем изучения литературы и интернет ресурсов по теме самообразования.

3. Выступление на родительском собрании «Тестопластика – это полезное и занимательное занятие для детей дошкольного возраста».

Октябрь.

1. Подбор материала, необходимого для работы с детьми, родителями, коллегами.

2. Разработка перспективного плана для старшей группы по теме самообразования.

Ноябрь.

1. Анкетирование для родителей «Как вы развиваете творческие способности своих детей дома».

2. Рекомендации в уголке для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в домашних условиях».

3. Оформление центра активности «Мукосолька».

Декабрь.

1. Практикум для родителей «Чудеса тестопластики».

2. Выставка совместных (дети и родители) работ из соленого теста «Елочные украшения».

Январь.

1. Проведение недели тестопластики. Подведение итогов.

2. Проведение открытого просмотра по теме самообразования.

Февраль.

1. Приобретение материалов и оборудования для изготовления полуобъемных изделий и мелких орнаментальных деталей.

2. Изготовление дидактических игр, наглядного материала из соленого теста.

Март.

1. Создание информационного стенда «Мир тестопластики».

2. Проведение семинара-практикума для воспитателей «Цветы из соленого теста».

Апрель.

1. Создание мини-библиотеки литературы и альбомов по тестопластике.

2. Проведение развлечения для детей «Бал во дворце короля Соленое Тесто».

3. Оформление мини-музея, работами детей из соленого теста.


C:\Users\Cat\Desktop\3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...