Аппликация "Перо Жар-птицы"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Дрынкина Елена Алексеевна

Задачи: учить детей сочетать в одном художественном образе аппликативные, графические и каллиграфические элементы. Вызвать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств. Продолжать освоение художественного приёма «наложение» при создании накладной многоцветной аппликации. Познакомить с приёмами штриховки и тушёвки цветными карандашами. Готовить руку к письму. Развивать согласованность в работе глаза и руки. Воспитывать художественный вкус.

Предварительная работа: рассматривание перьев павлина (натура или изображение). Дидактические упражнения на цветовой модели «Радуга». Беседа о сказочных птицах, рассматривание иллюстраций в книгах. Чтение русских народных сказок.

Материалы, инструменты, оборудование: цветная бумага, бумажные прямоугольники разного размера и цвета для накладной аппликации, ножницы, клей, клеевые кисточки, цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги разного формата (прямоугольники и полосы) для фона.

Содержание: воспитатель читает детям стихотворение В. Набокова «Перо»

Зелёненьким юрким внучатам

Наказывал леший в бору:

«По чёрным ветвям, по зубчатым,

Жар-птица порхнёт ввечеру;

Поймайте её, лешенёчки,

И клетку из лунных лучей

Возьмите у ключницы-ночки,

Да так, чтоб не видел Кощей.

Далече от чащи брусничной

Умчите добычу свою,

Найдите вы домик кирпичный

В заморском туманном краю.

Оставьте её на пороге:

Там кроткий изгнанник живёт,

- Любил он лесные дороги

И вольный зелёный народ».

Так дедушка-леший на ели

Шушукал, и вот ввечеру,

Как струны, стволы зазвенели,

И что-то мелькнуло в бору.

Маячило, билось, блестело.

Заохал, нахохлился дед...

Родимые, знать, улетела

Жар-птица из пёстрых тенёт.

Но утром, как пламя живое,

На пыльном пороге моём

Лежало перо огневое

С цветным удлинённым глазком.

Воспитатель показывает детям перо павлина (настоящее или изображение), просит детей описать его красивыми точными словами. Особое внимание обращает на многоцветный «глаз» и предлагает подумать, как его можно изобразить. После высказываний детей показывает несколько вариантов аппликативного, живописного и графического решения образа (см. рисунки). Поясняет отдельные художественные приёмы изображения «глаза» на пере Жар-птицы (или павлина): •• можно вырезать несколько овалов разной величины и наклеивать их по порядку: сначала самое большое, затем поменьше и т.д. до самого маленького; при этом нужно смотреть, чтобы подбиралось красивое цветосочетание (светло-красный на тёмно-красном «потеряется», так же, как синий на фиолетовом, зато на жёлтом или зелёном «заиграет»); •• можно нарисовать павлиний глаз восковым карандашом: большой овал, внутри другой, внутри второго, в свою очередь, еще один - поменьше... а потом «залить» (как говорят художники) красками, восковая линия защитит один слой краски от другой, не даст им смешиваться; а если рисовать не восковым карандашом, а обычным и также раскрашивать красками, то цвет будет вливаться в цвет - это тоже красиво; •• можно рисовать перо цветными карандашами и раскрашивать способом тушёвки или штриховки (тушёвка - это быстрое безотрывное движение карандаша «туда-сюда», а штриховка - это тоже быстрое многократное движение карандаша, но с отрывом от бумаги). Воспитатель уточняет представление детей о строении пера жар-птицы или павлина (длинный стержень, голый на одном конце, с красивым многоцветным «глазом» на другом и с волосками по всей длине - длинными или короткими, прямыми или волнистыми). Подсказывает, что волоски на перышке можно нарисовать цветным карандашом приёмом штриховка - сначала с одной стороны стержня пера, потом с другой. Дети выбирают материалы, бумагу для фона и создают образ сказочного пера по замыслу.

После занятия. Оформление выставки детских работ «Здесь пролетала Жар-птица» или коллективного альбома с таким же названием. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....