Приемы работы с пластилином
статья

Сайфутдинова Эльвира Нагимовна

представлены основные приемы работы с пластилином для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty_s_plastilinom.docx181.14 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство 

Пусть ребёнок самостоятельно познакомится с материалом и его свойствами. Дайте ему глину или пластилин. Ничего не показывайте и не навязывайте, пусть все делает сам, движимый естественным любопытством.

Оказывается, это очень интересный материал, который легко, без больших усилий изменяется, он очень «послушный» и отзывается на любое движение рук, на нём остаются следы прикосновений. Можно обогатить опыт ребёнка, если расширить границы этого открытия. Дайте ему возможность действовать с различными материалами. Он убедится, что некоторые из них - тесто, липкий снег, влажный песок, жевательная резинка - обладают похожими свойствами, как глина и пластилин. Их можно легко изменить по своему желанию, придав любую форму. В то же время многие другие материалы - сухой песок или снег, манка, мука - не имеют форму вне какой-либо емкости. Им невозможно придать форму с помощью рук.

http://master-of-happy.ucoz.ru/Kinders-lepka/plastilin2.jpg

Экспериментирование 

Ребёнок осваивает пластичные материалы и делает новые «открытия». Теперь он исследует не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал. Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек глины или пластилина, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его нужно смять, или расплющить, или скатать, или вытянуть, или сделать что-нибудь ещё. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадёт, будет держаться, он легко размазывается на бумаге или на дощечке. На нём можно что-нибудь нацарапать или нарисовать, а потом загладить, и процарапанный рисунок исчезнет. В экспериментировании ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания и освоения.

http://master-of-happy.ucoz.ru/Kinders-lepka/plastilin2-1.jpg

Переход к изображению 

Отпечатки ног на снегу и песке дают ребёнку первое наглядное представление о том, что некоторые вещества и материалы могут сохранить образ как определённую информацию. Вспомните блуждания Винни-Пуха и Пятачка в поисках ответа на вопрос: «Кто же это здесь бродил? Страшный он или не очень?» Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если её вдавить в пластилин плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой брусок пластилина или комок глины? Отпечатки разных предметов - пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек - вызывают желание угадывать и загадывать для других: «Что это такое?» «На что это похоже?» «Чем ещё можно оставить такой «след»?»

http://master-of-happy.ucoz.ru/Kinders-lepka/plastilin2-2.jpg

После ознакомления с пластичными материалами дальнейшие шаги в освоении лепки могут быть маленькими или большими, даже «вприпрыжку». Ребёнок делает их самостоятельно с деликатной помощью и поддержкой взрослого. У каждого ребёнка свой темп и своя «дорожка», даже если она протаптывается в детском саду рядом с другими детьми.

Общее для всех детей, принципиально важное достижение - появление в лепке образа. Образное начало - специфика любого вида художественной деятельности, в том числе и лепки.
Представление о том, что разные формы создаются разными способами, разными движениями рук

Это представление формируется постепенно как своего рода теоретическая основа освоения техники. Желательно время от времени создавать проблемные ситуации, чтобы активизировать поисковую деятельность ребёнка. Например, можно показать помидор и длинный огурец (или другую пару различных по форме предметов) и предложить вылепить. Или попросить задумать и вылепить два разных изображения, чтобы можно было угадать, кто есть кто и что есть что (жук и гусеница, яблоко и банан). Такие задания закрепляют стихийно формулирующееся у детей представление о том, что разные образы создаются разными способами. В дальнейшем на основе этого ребёнок приходит к своеобразной системе эмпирических, часто интуитивно выявленных представлений о том, что и как можно вылепить.

Как создать цилиндрическую форму и как её можно изменить
 

«Колбаска» или валик - первая форма, которую ребёнок может вылепить самостоятельно уже в 1 -1,5 года.

В дальнейшем он совершенствует своё умение - раскатывает длинные и короткие, толстые и тоненькие, одноцветные и многоцветные валики. И, конечно, лепит не просто так, а потому, что это карандаши, палочки, гвоздики, конфеты, заборчик, деревья и многое другое. К 2,5-3 годам ребёнок начинает более внимательно относиться к форме и старается точнее её передать. Он видоизменяет цилиндр всеми доступными ему способами и превращает его то в бублик, то в улитку, то в пирамидку.

Как получить цилиндрическую форму 

* раскатать кусочек пластилина (глины, теста) в ладонях продольными движениями туда-обратно;
* раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твёрдой поверхности прямыми движениями;
* раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики.

http://master-of-happy.ucoz.ru/Kinders-lepka/plastilin3-1.jpg

Как преобразовать форму цилиндра 

* свернуть в кольцо (бублик, баранка, кольца для пирамидки, колесики, обруч);
* скрутить в спираль (клубочки, улитка, цветок, змея);
* сплющить в ленту (листок, шарфик);
* раскатать в конус (морковка, колпачок);
* свить или сплести 2-3 «колбаски» (коса, растение, колонна).

http://master-of-happy.ucoz.ru/Kinders-lepka/plastilin3-2.jpg

Как создать шарообразную форму и как её можно изменить

Шар - ещё одна форма, которую ребёнок осваивает в раннем детстве. Малыши с удовольствием лепят конфеты, ягоды, яблоки и «угощают» ими свои игрушки. Нужно заметить, что техника получения шара сложнее, чем создание цилиндрической формы, так как требует более точной и согласованной координации движений обеих рук.

Как получить шарообразную форму 

* раскатать кусочек пластилина (глины, теста) круговыми движениями;
* раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твёрдой поверхности;
* раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев; при таком способе получаются очень маленькие шарики («глазки», «носик» и т.д.).

http://master-of-happy.ucoz.ru/Kinders-lepka/plastilin3-3.jpg

Как преобразовать форму шара 

* слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать овоид или эллипс (киндер-сюрприз, воздушный шарик, дыня);
* оттянуть с одной стороны (груша, матрёшка);
* раскатать и по необходимости согнуть (банан, огурец); сплющить между ладонями в диск (колесо, лепёшка);
* раскатать в конус (мороженое, пирамида);
* некоторые формы, например, конус, можно создать как из цилиндра, так и из шара;
* сплющить с одной стороны в полусферу (пряники, жуки);
* сделать углубление пальцами или карандашом (шляпка гриба, чашка, ваза).

http://master-of-happy.ucoz.ru/Kinders-lepka/plastilin3-4.jpg

Формы шара, цилиндра и производные от них формы - это своеобразная «азбука» лепки, на основе которой ребёнок начинает «читать» и самостоятельно создавать любые «произведения», постепенно осваивая технику лепки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с пластилином: методы арттерапии в логокоррекции».

В статье описан один из методов арттерапии в логокоррекции»....

Опыт работы: "Психолого-педагогические условия развития творческого воображения у младших дошкольников при работе с пластилином, тестом"

Актуальность темы исследования состоит в том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального формир...

Мастер-класс для педагогов: «Использование в образовательной деятельности приемов мотивации детей и приемов работы в парах»

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе «Что такое праздник?»...

Консультация для родителей «Приемы лепки из пластилина для дошкольников»

Консультация для родителей «Приемы лепки из пластилина для дошкольников»...

Опыт работы: "Психолого-педагогические условия развития творческого воображения у младших дошкольников при работе с пластилином, тестом"

Актуальность темы исследования состоит в том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию ученых, возрастом стремительного физического развития ребенка; первоначального ф...