Мой опыт работы "Создание мультфильма в технике пластилиновой анимации" для детей средней группы
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Строганова Ольга Аркадиевна

Описание: Самым доступным источником информации для детей дошкольного возраста являются мультфильмы. Создание мультфильма увлекательное направление детского творчества, которое способствует развитию творчества, воображения ребенка, формированию познавательного интереса. Многие очень популярные у детей мультфильмы созданы с помощью очень старой техники: лепки фигур из пластилина. Такие маленькие анимационки можно очень легко создать в домашних условиях самостоятельно.1. Мультипликация обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно - образовательными возможностями;  2. Анимация позволяет продлить «жизнь» пластилиновых творений, которые в отличие от рисунков детей, очень трудно сохранить надолго; 3. Педагогическая ценность пластилиновой анимации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Этому способствует интеграция разных видов изобразительного искусства, которые сосуществуют в здесь на равных: лепка, графика, фотография, скульптура, литература, музыка, дизайн, декоративно-прикладное творчество, театр.


Цель работы: создать мультфильм, используя возможности информационно - коммуникационных технологий (ИКТ)                                                                                                                            Задачи: создание условий для развития творческого воображения и творческих способностей; - развитие мелкой моторики, координации, глазомера, развитие восприятия (зрительного, тактильного, слухового); - активизация познавательной и речевой активности; - обучение навыкам создания мультипликационных фильмов; - вовлечение дошкольников в коллективную творческую деятельность; - формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.

Мультфильмы оказывают значительное влияние на развитие детей сренего возраста. Они являются еще и мощным средством воспитания. Мультфильмы формируют у детей первые представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения, развивают воображение и мышление.
Персонажи любимых мультфильмов учат ребенка взаимодействовать с внешним миром, помогают справиться с трудностями. Дети всегда ассоциируют себя с главным героем мультфильмов, перенимают душевные качества героя, его манеру поведения.
Поэтому мультфильмы должны способствовать нравственному развитию ребенка. А это возможно только при условии целенаправленной работы с детьми на основе специально отобранных, «полезных» мультфильмов. Те, которые учат добру, любви, дружбе, несут моральные ценности.
В последнее время, к сожалению, огромное количество иностранных мультфильмов наводнило телевидение и интернет, которые не несут никакой смысловой нагрузки, не дают примеров добра, порядочности. А иногда просто вредны и опасны для психики детей. Различные спецэффекты, компьютерная графика вызывают много нареканий.
Решить эти вопросы поможет совместное с детьми создание мультфильмов. Благодаря развитию информационных технологий стало возможно широкое применение детской анимации. Раньше процесс производства мультфильмов был очень трудоемким и требовал специально оборудованной студии. Сейчас для этого достаточно обычного фотоаппарата со штативом, диктофона и компьютера с программой монтажа.
Особенности детской анимации заключаются в том, что она не так подробна и эстетична, как профессиональная. Зато она привлекает своей непосредственностью и детским взглядом на мир. Пусть она и проигрывает по техническому исполнению, в них присутствует специфика детства. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы максимально раскрыть творческое воображение ребенка и помочь его идеям, которые могут показаться взрослому абсурдными и нелепыми, воплотить в формате мультфильма. 
Процесс создания мультфильма – это занимательное занятие для каждого ребенка, так как он делается не только мастером и ваятелем этого творения, но и сам занимается озвучкой мультфильма.
В процессе производства мультфильмов – главные герои, выдуманные детьми обладают конкретным, наглядным характером.
Совместное творчество детей и взрослых оказывает положительное влияние на развитие ребенка, формирует доверительные отношения между ними. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка. Формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Лепка развивает мелкую моторику, что в свою очередь повлияет на развитие внимания, памяти, речи и мышления, способствует развитию трёхмерного восприятия формы, Кроме всего прочего, совместная творческая деятельность – это интересное времяпрепровождение.
Такая совместная деятельность позволяет решать многие                                                                                                                                                                                             задачи:
– речевое развитие детей (знакомство с детской литературой, обогащение словаря);
– познавательное развитие (способствует развитию воображения и мышления);
– социально-коммуникативное развитие (общение ребенка с взрослым и со сверстниками);
– художественно-эстетическое развития (восприятие художественных произведений, художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления героев);
– физического развитие (развитие мелкой моторики рук).
Создание мультфильма в технике пластилиновой анимации у нас состояло из следующих этапов:

1 Определение общей идеи мультфильма. Сначала дети обсуждают сценарий будущего мультфильма. Тема, сюжет могут быть предложены какпедагогом, так и детьми. Для создания сюжетов ребенку необходимо приобретать знания о входящих в них предметах и явлениях – этоспособствует развитию познавательных компетенций.

Все мультфильмы, создаваемые в студии, можно условно разделить на

три группы:

- экранизация известных литературных произведений;

- ремейк (обновление, новая версия) мультфильма, сказки, песни и т.д.;

- авторские мультфильмы, снятые по сюжетам, придуманными детьми.

2 Разработка сценария мультфильма. Обсуждение сюжета будущего мультфильма, раскадровка. Придумывание сценария – это развитие речевого творчествасвязной

речи, воплощение задуманного –это развитие планирующей деятельности дошкольников. В ходе совместной работы над мультфильмом дети рассуждают о последовательности действий, характере каждого героя, его образе, придумывают диалоги между персонажами (это может происходить также и в рамках НОД по речевому развитию). В процессе выстраивания последовательности событии и необходимых действий развивается логика, целеполагание, планирование. Создавая персонаж, ребенок наделяет его особым характером, присваивает ему собственные ценности, или, наоборот, дает герою отрицательные качества. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, учится точно выражать мысли и чувства.

3 Изготовление персонажей и декораций для всех сцен мультфильма. Данному этапу отводится много времени (это может происходить также и в рамках НОД по продуктивной деятельности). Дети распределяют, каких персонажей будет каждый лепить. При изготовлении героев дети осваивают или закрепляют различные способы (скульптурный, конструктивный или комбинированный) и приемы лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, скручивание и т.д.). Изготавливая декорации, дети осваивают новый вид продуктивной деятельности – пластилинографию. В процессе совместной продуктивной деятельности мы проговариваем с детьми сценарий, разучиваем этюды, учимся с помощью голоса показывать настроение и характер героев.

4 Покадровая съёмка мультфильма. Очень кропотливый этап работы. При всей кажущейся простоте этой техники детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки персонажей на минимальное расстояние, убирать руки из кадра, делать множество кадров, не смещая фотоаппарат с установленной точки.                                                                                                              5 Монтаж.

Соединение кадров в мультфильм при компьютерной программы. Все части мультфильма монтирую я сама сиспользованием специальных программ. Данный этап проводится без участия детей. Но в дальнейшем, я планирую, что дети будут участвовать в монтаже.

6 Озвучивание мультфильма. Вместе с детьми подбираем музыку, шумовые эффекты, распределяем роли и озвучиваем мультфильм. При работе над музыкальным решением появляется представление о музыкальнойкомпозиции, природе звука, музыкальных инструментах. На данном этапе в индивидуальной работе отрабатывается выразительность речи, темп и тембр голоса. Ребёнок приобретает актерские навыки, учится передавать голосом характер и настроение героев.

7 Окончательная обработка мультфильма.

8 Совместный просмотр и презентация родителям и другим детям. Родители стали нашими активными помощниками и участниками, а также самыми заинтересованными зрителями. Они с удовольствием приходят на родительские собрания, зная, что увидят очередной мультипликационный «шедевр» своих чад.

Перспективность. Я считаю, что представленный мною педагогический опыт перспективен и может быть использован в массовой педагогической практике:

- во-первых, специальное оборудование, необходимое для создания мультфильма, доступно любому педагогу или родителю;

- во-вторых, пластилиновая анимация дает широкие возможности для активизации творческого потенциала, речевой активности и когнитивных процессов дошкольников;

- в-третьих, материал (пластилин) не требует больших материальных вложений;                                                                                                                                                                                                                          -в  четвертых, организация работынетребует проведение дополнительных занятий, а предусматривает интеграцию содержания работы во все виды деятельности с учетом комплексно-тематического планирования.

Результативность.

Использование пластилиновой анимации в работе с дошкольниками дало хорошие результаты во всех видах деятельности детей моей группы: у детей активизировалась познавательная мотивация; они лучше взаимодействуют, проявляют инициативу; повысилась речевая активность детей; развиты фантазия ивоображение; улучшилась общая и мелкая моторика координация.

Таким образом, результат работы очевиден – развитие творческого потенциала, активизация поискового поведения ребенка, преодоление стереотипов, а также получение положительных эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_opyt_raboty.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №4 Копейского городского округа Опыт работы Воспитателя высшей квалификационной категории Строгановой Ольги Аркадиевны « Пластилиновая анимация как средство развития творческого потенциала ребенка-дошкольника»

Слайд 2

Актуальность темы моего опыта опыта В процессе создания анимационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

Слайд 3

Искусство анимации в первую очередь воздействует на воображение и фантазию детей.

Слайд 4

Цель: данного опыта работы состоит в развитии творческого потенциала ребёнка в процессе создания собственного мультфильма в технике пластилиновой анимации . Задачи : - создание условий для развития творческого воображения и творческих способностей; - развитие мелкой моторики, координации, глазомера, развитие восприятия (зрительного, тактильного, слухового); - активизация познавательной и речевой активности; - обучение навыкам создания мультипликационных фильмов; - вовлечение дошкольников в коллективную творческую деятельность; - формирование навыков сотрудничества, взаимодействия.

Слайд 5

Создание мультфильма в технике пластилиновой анимации состоит из следующих этапов:

Слайд 6

Разработка сценария мультфильма. Обсуждение сюжета будущего мультфильма, раскадровка . Придумывание сценария – это развитие речевого творчества, связной речи, воплощение задуманного – это развитие планирующей деятельности дошкольников.

Слайд 7

Изготовление персонажей и декораций для всех сцен мультфильма.

Слайд 8

Покадровая съёмка мультфильма.

Слайд 9

Монтаж. Соединение кадров в мультфильм при помощи компьютерной программы.

Слайд 10

Совместный просмотр и презентация родителям и другим детям.

Слайд 11

Перспективность и Результативность Использование пластилиновой анимации в работе с дошкольниками дало хорошие результаты во всех видах деятельности детей моей группы: у детей активизировалась познавательная мотивация; они лучше взаимодействуют, проявляют инициативу; повысилась речевая активность детей; улучшилась мелкая моторика рук, развивается фантазия и воображение. Таким образом, результат работы очевиден – развитие творческого потенциала, активизация поискового поведения ребенка, преодоление стереотипов, а также получение положительных эмоций. Детям всегда интересно открывать что-то новое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимние узоры. Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования для детей средней группы.

Познакомить детей с рисованием гуашью, способом - эстамп.Развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге.Способствовать возникновения интереса к экспериментированию.   Развивать по...

НОД по нетрадиционной технике рисования для детей средней группы "Зимние узоры"

Цель: Учить детей создавать изображение зимнего узора с помощью нетрадиционной техники рисования «Насыпка».Задачи:1.Приобщать детей к изобразительному творчеству через нетрадиционные техники рисования...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию (с использованием ИКТ) в нетрадиционной технике рисования для детей средней группы на тему: «Желтый одуванчик»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию (с использованием ИКТ)в нетрадиционной технике рисованиядля детей средней группы на тему:«Желтый одуванчик»...

Конспект НОД с применением нетрадиционных техник рисования для детей средней группы "Рыбка золотая".

Конспект НОД "Рыбка золотая" знакомит с лехникой печатания ладошкой (дети учатся опускать в гуашь лодошку и делать отпечатки, доводят их до образа рыбки)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию (с использованием ИКТ) в нетрадиционной технике рисования для детей средней группы на тему: «Синие башмачки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию (с использованием ИКТ)в нетрадиционной технике рисованиядля детей средней группы на тему:«Синие башмачки»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования для детей средней группы "Раскрасим Жар-птицу"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования для детей средней группы "Раскрасим Жар-птицу"...