Программа «И тонкой нити кружева...»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Маринина Антонина Фёдоровна

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе занятий декоративно – прикладным искусством на примере кружевоплетения с применением инновационных  методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_i_tonkoy_niti_kruzheva.docx194.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад присмотра и оздоровления № 41 «Звездочка»

города Южно-Сахалинска

_______________________________________________________________________

  город Южно – Сахалинск, ул.  Пограничная, д.  22 – а, телефон/факс (22 – 34 - 42)

 СОГЛАСОВАНО                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

Заместитель заведующей по ВМР                                                Заведующая МБДОУ №41

Лалетина Т.И. _________________                                               Кон О.А.____________

                                                                                                           Протокол заседания

                                                                                                           Педагогического совета №

                                                                                                            от «___» _________2016г.

                                        Программа

                        «И тонкой нити кружева»...

                                        вологодское кружево

                                        2016 год                Разработала: воспитатель                                                                 высшей категории                                                                                        Маринина А. Ф.

                                        Южно - Сахалинск

        

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Цель и задачи программы.

3. Принципы и подходы по формированию программы.

4. Ожидаемые результаты.

5. Содержание и реализация программы.

6. Тематическое планирование.

7.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

8. Литература.

9. Приложение.

Содержание программы

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Планируемые результаты

  1. Содержательный раздел

Описание образовательной деятельности

Описание форм, методов и средств реализации программы

Взаимодействие с семьей

  1. Организационный раздел

Материально-техническое обеспечение

Организация развивающей предметно-пространственной среды

                        Целевой раздел

                

                Пояснительная записка

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.(В.А.Сухомлинский)

Программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.12 (в редакции от 21.07.2014), ФГОС ДО и представляет собой локальный акт образовательного учреждения. Гуманистическая направленность воспитания обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую дейсвительность.  При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Художественно творческая деятельность (лепка, рисование , аппликация) – очень интересна для ребенка, так как удовлетворяет его. 

Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки, позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей , делает его более увлекательным и интересным, что  очень важно для работы с детьми. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.

 Работа с кружевом дает возможность проявить детям терпение, упорство, фантазию и  художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя  самостоятельность. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармоничной личности, позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в творчество детей, делает его увлекательным  и интересным.

Для развития у детей мелкой моторики, речевой активности , творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия я разработала программу «И тонкой нити  кружева ...».

Основной задачей данной программы является воспитание творческой личности. Фундамент такой личности закладывается еще в дошкольном возрасте, т.к. дошкольные годы сенситивны для творческого развития, что способствует становлению процессов восприятия, памяти, воображения и мышления. В процессе творческой деятельности формируются зрительные образы, приобретаются знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях декоративно - прикладного искусства. Углубляются представления об окружающем мире. В процессе работы с кружевной аппликацией происходит эмоциональное развитие, у ребенка возникают положительные эмоции, чувства и переживания.

Разрабатывая методику работы с детьми, я позаботились об индивидуальном подходе, чтобы каждый ребенок мог успешно овладеть знаниями, навыками и умениями в декоративно – прикладном искусстве и его творческие способности развивались.

 Творчество кружевоплетения является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по развитию у детей художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Декоративно – прикладном искусство – это особое образное познание ребенком окружающего мира. В дошкольном возрасте закладывается фундамент всестороннего гармоничного развития ребенка, происходит приобщение к миру культуры и искусства, общечеловеческим ценностям.

В психологическом словаре определение воображения звучит так: воображение – это психический процесс, который направлен на создание образов совершенно новых или образов на основе имеющегося жизненного опыта.

С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества, т.к. это ничто иное,  как интеграция воображения с продуктивной деятельностью. Воображение в своем развитии подчинено тем же законам, каким следуют другие психические процессы. Также, как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного становится произвольным, постепенно превращается из непосредственного в опосредованное, что совершенно необходимо для процесса творчества.

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Именно развитие творческого воображения порождает новые образы, составляющие основу творчества.

Большинство людей, с которыми мне приходилось сталкиваться в жизни – люди стандартного образа мышления, зажатые в рамки, творчески проявить себя они не в состоянии. Не зря говорят, что мы все родом из детства. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития ребенка средствами искусства.

Важно не упустить момент сензитивного  развития. Тем более, что по своей природе, ребенок изначально исследователь и творец. Вопросами развития детского творчества и в этой связи воображения, занимаются многие педагоги. Но не все они рассматривают решение этой проблемы через традиционные способы творчества, через овладение детьми сенсорными эталонами, эстетическое отношение детей к произведениям искусства, через приобретенные навыки. Большинство педагогов используют при работе с детьми традиционные методы аппликации, считая, что важное условие развития детского изобразительного творчества – овладение навыками и умениями, усвоение знаний о материалах, используемых на занятиях аппликации традиционными способами.

Но есть проблема, над которой мы задумываемся крайне редко – это несоответствие педагогических требований реальным возможностям самих детей. Зачастую, мы предлагаем детям не интересные темы и сложные способы реализации, а потом сетуем на шаблонность образов и отсутствие интереса к художественному творчеству. Я считаю, что следует чаще обращаться к нетрадиционным художественным техникам. В этих способах изображения нет жесткого задания и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Это похоже на занимательную игру.

В настоящее время появилось достаточно разработок по обучению нетрадиционными способами изображения. Но проблема в том, что многие педагоги недостаточно широко используют эти разработки в практике, придерживаясь более традиционных методов.

В настоящее время появились разработки разнообразных нетрадиционных способов изображения. В своей практике, наряду с традиционным  работами по аппликацией, я практикую обучение детей  нетрадиционными способами кружевной аппликации, которые имеют ряд преимуществ:

- формируется у детей положительную мотивация  к трудовой деятельности.

- дают возможность использовать различные материалов, виды соединения и способы крепления деталей , частей;

- позволяют быстро и эффективно добиваться желаемого результата;

- способствуют развитию творческих способностей, мышления, воображения, обогащению знаний об окружающем мире и приобщению к фольклору и литературе, т.к. темы занятий предусматривают использование загадок, стихов, рассказов и сказок.

- знакомят  с правилами безопасной работы с ручным инструментом.

Цель программы: формирование у детей 5-7лет художественно-творческих способностей  в работе по  аппликации  из кружев и кружевного полотна.

Задачи программы:

- формировать первые представления о прекрасном в жизни и искусстве, способность воспринимать его;

- формировать художественно-образные представления и мышление, эмоционально-чувственные отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

- развивать творческие способности в технике по аппликации из кружевного полотна, из кружевной тесьмы.

- обучать основам создания художественных образов, формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности декоративно – прикладного искусства.

- развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма;

- познакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов.

Новизной и отличительной особенностью программы  по развитию у детей 5-7 лет художественно – творческих способностей в деятельности по аппликации из  кружевного полотна и кружевной тесьмы, является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются природные  и бросовые материалы для нетрадиционного искусства, поли художественный подход, синтезируя  некоторые  виды  деятельности. Ценность использования различных материалов, том числе  кружев и кружевного полотна, при изготовлении самостоятельных  коллажей, и коллективных работ заключается в том , что это открывает безграничные возможности детского воображения, а также  позволяет выявить конструктивные особенности материалов, влияние формы , цвета. размера на выразительность поделки. Новизной данной программы является и  комплексное использование ИКТ в работе с родителями, как с полноценными участниками программы, слайдовая  презентация;  проведение занятий  мультимедийных технологий,;  применение  проблемно – поискового метода и самое главное применение поли художественного подхода  в работе по  аппликации  с кружевом и кружевного полотна. Совокупность разнообразных искусств позволяет создать условий для интеграции видов детской деятельности. Проводя НОД в развивающей, познавательной деятельности  работу по кружевной аппликации использовать как часть занятия для того чтобы детям предоставить возможность радость творческого созидания.

 Создание интересных композиций и поиск интересных материалов доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, а также развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Принципы, лежащие в основе программы

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют  развитие творческих способностей детей.

3. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

4. Принцип индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

5. Принцип природосообразности - адекватность методики возрастным особенностям детей с преобладанием игровых, воображаемых ситуаций.

6. Принцип вариативности в выборе задания и способа его выполнения.

7. Принцип сотворчества, сотрудничества воспитателя и детей, обеспечение условий, при которых ребенок не боится высказывать свои мысли, чувства.

8. Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества.

9. Принцип систематичности, так как только в системе может быть достигнуто точность восприятия;

10. Принцип длительности;

11.Принцип умеренности;

12. Принцип цикличности;

13.​ Принцип интеграции.

Критериями результативности программы:

 В итоге развития творческих способностей у старших дошкольников, являются:

-  дети познакомятся с нетрадиционными техниками аппликации, научатся понимать и создавать художественные образы с применением разнообразных материалов,

 получат возможность для самовыражения и воплощения своих эмоций и фантазии при работе с нетрадиционными материалами аппликации,

повысится уровень самостоятельности, инициативности, активности; разовьется творческое воображение, дети испытают чувства удовлетворения и гордости за созданные ими рисунки, что несомненно повысит их самооценку.

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Основные характеристики деятельности: 

1. Изложение материала рассчитано на три года обучения.

2. Программа рассчитана на группу детей 5-7 лет.

Возрастные особенности детей.

Старший дошкольный возраст - период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни - обучению в школе. В этом возрасте ребенок практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.

Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

Планируемые результаты освоения программы:

 - развитие мелкой моторики рук;

- овладение нетрадиционными методами аппликации  (кружевная аппликация);

- умение самостоятельно подбирать технические приемы аппликации в работе;

- умение передавать выразительность в работе по аппликации;

- обострение тактильного восприятия;

- улучшение  цветовосприятия;

 -  концентрация внимания;

- повышение уровня воображения и самооценки.

 -расширение и обогащение художественного опыта.

-формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

-активность и самостоятельность детей в работе по кружевной аппликации.

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы  поможет детям дошкольного возраста  творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.

Кружевная аппликация  располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Предполагаемый результат:

- дети познакомятся с нетрадиционными техниками аппликации из кружев.

- научатся понимать и создавать художественные образы с применением разнообразных материалов,

- получат возможность для самовыражения и воплощения своих эмоций и фантазии при работе с нетрадиционными материалами аппликации,

- дети испытают чувства удовлетворения и гордости за созданные ими  работами что несомненно повысит их самооценку.

ЗАДАЧИ ТЕХНИКИ «Кружевная аппликация»:

1.Развитие мелкой моторики.

2.Освоение сенсорных эталонов: цвет, форма, величина.

3.Развитие речевых и коммуникативных навыков.

4.Формирование личностных качеств: внимания, терпения, сочувствия, заботы, фантазии, понимания, доброжелательности.

5. Развитие творческих способностей.

6.Формирование навыков пространственной ориентировки.        

7. Развитие индивидуальных качеств ребенка (умение работать в коллективе, быть самостоятельными в выборе решений, быть сдержанными, доброжелательными и т. д.)

                        Содержательный раздел.

Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Речевое развитие предполагает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Методы работы с детьми:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные;

- практические;

- игровые.

Используемые методы

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

-

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу  аппликации.

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

        СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Тип программы: развивающая, творческая.

По продолжительности: долгосрочная.

По характеру контактов: внутригрупповая.

По количеству участников: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Участники программы: дети, родители, воспитатели.

Материалы и оборудование для работы: кружева, кружевное полотно, ткани, тюль, картон, бусы, вата, цветная бумага, искусственные мелкие цветы ,бисер,  колечки, браслеты и др.

           Продолжительность занятий: 15-20 минут; 2 раза в неделю; во второй половине дня.

     Каждое занятие желательно заканчивать импровизированной выставкой результатов практической работы.

Форма реализации программы:

  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Познавательно-игровая образовательная деятельность;
  • Продуктивная деятельность.
  • Рассматривание иллюстраций, рисунков, выполненных воспитателем.
  • Знакомство с различными художественными материалами.
  • Чтение стихов, загадок.
  • Прослушивание музыкальных произведений.

Продукт:

  • Картотека «Кружевная аппликация»;
  • Коллаж из  кружев и кружевного полотна;
  • Разработка буклетов.

Презентация:

  • Оформление выставки «И тонкой нити кружева"»;  «Вологодские кружева».
  • Создание фото, видео материалов по результатам работы по программе.

Оценка результатов программы:

  • Индивидуальный и творческий подход при работе с детьми;
  • У детей формируется стойкий интерес к сочинению сказочных историй с изображением сказочных узоров.
  • Активное участие детей в оформлении героев инсценировок сказок и составлении рассказов.

     Реализация содержания осуществляется как в непрерывной непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной, самостоятельной деятельности, и индивидуальной работе с детьми.

         

        Область применения техники «Кружевная аппликация»:

Совместная деятельность:

-НОД

-Проекты

-Праздники, развлечения

-Художественно – творческая деятельность

-Подвижные игры

-Дидактические игры

-Пальчиковые игры

-Индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность

     Для создания творческой атмосферы рекомендуется использовать музыкальное сопровождение со спокойной, классической или народной мелодией.

     

                 Этапы реализации программы:

I этап – Подготовительный:  Знакомство с кружевом и кружевным полотном.

II этап – Конструктивный: Строится на выкладывании отдельных элементов кружев, сопровождается стихами и речевыми упражнениями, музыкой.

III этап – Творческий: Самостоятельное составление картин. коллажей, заполнение контуров, придумывание сказок, историй.

     Выкладывать узоры и различные картины можно не только кружевами, но и: цветными нитями, бусинками, бисером, веревочками, колечками, камушками, пробочками, крышечками, браслетами и т.д.      

        Взаимодействие с семьями воспитанников

Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется по следующим направлениям:

родительские собрания ;

открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

вечера вопросов и ответов;

проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);

факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса художественно-эстетического воспитания в семье;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в развитии творческого потенциала детей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

МЕСЯЦ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ

I этап – Подготовительный:

Знакомство с кружевами и с кружевным полотном.

сентябрь

Привить интерес к работе с кружевами.

Рассказ о «Вологодских , Елецких кружевах»

Знакомство с работой  кружевниц.

Знакомство детей с техникой «Кружевная аппликация»

.    Познакомить детей с новым видом аппликации – кружевной         аппликацией,             техникой этой работы. Развивать композиционные         навыки.

         «Что такое кружевная аппликация»

       2.   Тема: Беседа о вологодских, Елецких кружевах.

        Программное содержание: Познакомить детей с кружевами,         рассмотреть рисунки,         отметить отличие и сходство.

        Продолжать  знакомить детей с нетрадиционным видом аппликации.         Развивать творчество.

        3.Рассматривание иллюстраций, фотографий (как работают         кружевницы, образцы изделий по мотивам Елецких , вологодских         кружев, музей вологодского кружева), готовые изделия с элементами         кружева (воротники, мужские галстуки, сорочки, блузки и т.д.).

        Программное содержание:  рассмотреть  элементы русских костюмов,         отметить           изящество кружев.
     


       4.    Рассматривание экспозиций «Елецкие кружева».

        Разучивание стихотворения «Кружево  Елецкое», чтение                                     стихотворения         «Вологодские кружева»


Дидактические упражнения с цветными нитями: «Волшебный сундучок», «Спрячь предмет»,«На что это похоже?»Любая музыка на релаксацию.

октябрь

Используя кружева, строим простые фигуры (музыкальные инструменты): круг-бубен, треугольник- музыкальный треугольник, прямоугольник – металлофон и т.д.

Знакомство с разными группами музыкальных инструментов, игра на некоторых из них; стихи, загадки о музыкальных инструментах.

ноябрь

При помощи кружев выкладываем более сложные фигуры, отражающие последовательно события в сказке, рассказанной педагогом: снег, птица, клин, море,

остров, цветы. Расширяем понятийный словарь ребенка.

Знакомство с  тканями.                     Лото: «Составь узор из ткани».

Коллаж из кружев по сказке: «Путешествие в кружевную сказку»

(совместная деятельность)

Дидактическая игра:                       «Кто остается?»

Викторина:                «Кто лишний?»

II этап – Конструктивный:

Строится на выкладывании отдельных элементов,                             сопровождается стихами и речевыми упражнениями.

декабрь

Дети учатся передавать фантазийные образы, навеянные зимними наблюдениями: снежинка, сугробы, морозные узоры, снеговик.

Чтение стихов о зиме, беседа о признаках зимы.                    Наблюдения на улице.

Наклеивание кружевами морозных узоров, снеговиков.

Коллаж  из кружев: «Зимняя сказка»

Пальчиковые игры: «Снежок»                           «Как на горке снег…»

январь

Дети с помощью кружев украшают костюм снегурочки создают и . В процессе работы к бусам добавляются дополнения – камушки. Дети учатся придавать фигуре объем с помощью ее наполнения.

Рассказ о традициях русского народа, его праздниках, предшествующих современному Новому году.

Детям предлагается составить фантазийный рассказ на тему:                                                 «Если бы я жил в то время»

Рождественские песенки, колядки.

Коллаж из кружев: «Моя рождественская елка»

Дидактическая игра: «Отгадай, что это?»

февраль

Детям дается задание на ориентацию в пространстве. Сначала мы учимся по отдельности изображать с помощью вырезания из накрахмаленного кружева : деревья зимнего леса и т.д. Затем детям предоставляется возможность самим выложить композицию  « Зимний лес»и наклеить   её на лист цветной бумаги.

Предложить детям вспомнить наблюдения на прогулке. Слушание и подпевание «Ах ты, зимушка – зима», «Пряха».                Стихи, загадки о зиме. Иллюстративный материал на тему «»зимние забавы».

Наблюдения в природе.

Музыкально-ритмическое движение:  «Снежинки»,

«Снегопад».

Дидактические игры :                        «Отгадай на ощупь»,

«Выложи снежинку »,

«Снежный колобок (нитки белые)»

«Бабушкин сундучок»

Коллаж из кружев:    «Избушка в зимнем лесу»

III этап – Творческий:

Самостоятельное составление картин, заполнение контуров,            придумывание сказок, историй.

март

С помощью кружев дети изготовляют «картины», украшают их подручным материалом (бусины, резинки, шарики, бантики).

Делаем из кружев тарелки (круг, квадрат) и украшаем их внутри узорами.

Дидактическая игра: «На что похоже» упражнение:  сумей отличать ткань от бумаги на ощупь:                        «Распиши тарелку»,

Коллаж из кружев:     (совместная работа): «Магазин  одежды»

апрель

Дети делают сложную фигуру «Бабочка», затем украшают ее крылья, заполняя пространство внутри узорами. Задание на свободное творчество.

Беседа о многообразии насекомых и их отличительных признаках.                     Стихи, загадки о насекомых. Рассматривание коллекций насекомых.

Чтение сказки             К. Чуковского               «Муха-Цокотуха»

Коллаж из кружев с о стразами  и поньетками: «Вальс бабочек».

май

Дети выкладывают из вырезанного накрахмаленного кружевного полотна сложные 8-ми лепестковые, двойные цветы, сами выбирают подходящие цветовые сочетания. В процессе работы добавляем к цветку стебель и листок.

Стихи, загадки о цветах.

Рассматривание иллюстративного материала по теме: «Цветы».

Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик».

Слушание музыки:            «Вальс цветов» П.Чайковского.

Музыкально-ритмическое упражнение: «Волшебный цветок».

Подвижные игры: «Садовник»

«Бабочки и цветы»

«Веночек»

Коллаж из кружев:                       «На нашей весенней полянке» (совместная работа)

        

                       КАЛЕНДАРНЫЙ  ПЛАН  ПО ПРОГРАММЕ

                                «И ТОНКОЙ НИТИ КРУЖЕВА...»

МЕСЯЦ

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1.

сентябрь

«  В гостях у Вологодских кружевниц»

  • Просмотр мультимедийного фильма Вологодские кружева»:

«Завитушки»

«Капельки»

«Узоры»

  • Музыка для релаксации.
  • Пальчиковая гимнастика.

2.

октябрь

«Осенний калейдоскоп»


1.Образовательная деятельность по формированию целостной картины мира: «Всему миру загляденье, наши чудо-кружева». (Чтение рассказа «Кружевница»)

2.Рассказывание стихотворения «Кружева». Показ  фотографий  на  тему : «Вологодские кружева.

3. Слушание произведения П.И.Чайковского «Времена года

 4.  Рассматривание картины «Рябина осенью». Наблюдение рябины в природе.

 5. Выкладывание рисунка из готовых вырезанных из тюля форм, подбор фона бумаги. Выполнение работ

   

  1.  Викторина «Что мы знаем о кружевах

   2. Рассматривание в природе осенние листья. Отметить. Что каждый художник по-      своему может передать  эту красоту.  Рисовать акварелью : «Осенние листья».

   а).Выбрать  фон бумаги, выложить рисунок из готовых форм (тюль цветной – желтый, оранжевый) «Осенние листья», наклеить.

б).Напомнить правила работы , последовательность .

3. По желанию детей работа  «Рябина» Отобразить в работе с кружевом и бусами свои наблюдения в природе

4. Интересная информация для родителей в папках-передвижках.

6.Дидактическая игра «Что нужно для работы  по кружевной аппликации».

Выставка иллюстраций «Нет в мире краше Елецкого кружева нашего»

Продолжать  знакомить детей с нетрадиционным видом аппликации.         Развивать творчество.

        3.Рассматривание иллюстраций, фотографий (как работают         кружевницы, образцы изделий по мотивам елецких , вологодских         кружев, музей вологодского кружева), готовые изделия с элементами         кружева (воротники, мужские галстуки, сорочки, блузки и т.д.).

        Программное содержание:  рассмотреть  элементы русских костюмов,         отметить           изящество кружев.
     


       4.    Рассматривание экспозиций «Елецкие кружева».

        Разучивание стихотворения «Кружево елецкое», чтение                                     стихотворения         Вологодские кружева»

  • Пальчиковая игр «Пальчик листья собирал».

  • Дыхательная гимнастика: «Подуй на листочки»

  • Дидактическая игра:»Собери на пуговичку»
  • Игры:

«Дары осени»

«Чудеса на грядке»

«С какого дерева листочек?»

  • Загадки, стихи об осени, овощах, фруктах.
  • Хороводные, русские народные мелодии.

3.

ноябрь

1. Просмотр мультимедиа «Вологодские кружева».

2. Д/ игра: «Что лишнее».

3.Пальчиковая игра «Нитка белая  - кружево плетет»

1..«Берёза зимой»»

 Помочь детям освоить способы вырезания элементов  кружев и создания на их основе  простых композиций.

2.«Берёзовая роща зимой».

 Уметь отражать в работе с кружевом контрастные сочетания черного и белого фона, для активизации творческого процесса предложить детям  кружевное полотно и тесьму разной фактуры.

3. «Рыбка»

Отобразить в работе с кружевом силуэт рыбы. Беседа о жизни рыб зимой. Сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Выложить бусами рыбку.

4.»Зайка в лесу». Посредством кружев и ватных шариков передать в работе сюжет. Рассматривание сюжетных картин  Е. Чарушина о животных, беседа о жизни животных в зимнем лесу.                                

  • Физминутка

Музыка для релаксации. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»;  «Удочка»

Подвижная игра «Хитрая лиса»  Дыхательная гимнастика «Сдуй снежинку».

  • Слушание и подпевание «Зимушка – зима»

4.

декабрь

«Путешествие зимний лес»

1.   Воспитывать  любовь к природе, к природным явлениям  - изморозь.            «Морозные узоры»  на стекле. Познакомить детей  с природным явлением  - изморозь. Показать как различные  находят отражение в произведениях народного творчества; пробудить  интерес к созданию своего отражения увиденного.

2.«Зимняя ёлочка» .

Развивать творческую активность и воображение; формировать эстетическое отношение к действительности; подбирать кружевную тесьму для украшения в соответствии с размером ёлочки.

3. Зимушка – зима.

 Отражать в работе увиденное впечатление от увиденного.

4. « Белый снег пушистый»

Знакомить детей с разными оттенками фона, отражать  то ,что снег пушистый.

  • Рассказывание стихотворения «Зимние узоры» С. .Дрожина
  • Ритмические упражнения  «Снежные  комочки».
  • Дидактические игры: «Назови правильно».

  •  Слушание мелодии

  • «Как на тоненький ледок»

 Дидактическая игра «Кто ответит».

Пальчиковая игра:

« Ходит  Ваня»

Рассматривание картины

5.

январь

«Зимние истории»

1.«Новогодняя ёлочка»

Знакомить с обычаями и традициями русского народа ; показать как природные

явления отражаются в произведениях искусства.

2. «Украшаем сумочку  для Новогоднего подарка».

Продолжаем знакомить детей с обычаями  празднования Нового года

Слушание мелодии из альбома П.И. Чайковского «Времена года «Январь»

«У камелька»

Рассматривание картины И.И Шишкина «На далеком Севере»

  • Игры с бусами:

«Новогодняя игрушка»

«Ёлка»

«Зимний город»

«Новогодний подарок»

  • Песни про Новый год.
  • Загадки про зимние забавы. Чтение прибауток:

Ой, да зимушка-зима,

Принесла снега,

Мы саночки возьмём,

Да кататься пойдём!

Автор: Леонов В.А

6.

февраль

1.« Снегурочка и снеговик»».
Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; рассмотреть иллюстрации и произведения устного фольклора; учить детей передавать в работе по аппликации характерные черты любимого героя.

  • Игры:

«Снежное море»

 «Отгадай на ощупь»

  • Музыка для релаксации.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Слушание и подпевание песни «Русская зима»
  • Людмилы Олиферовой.

7.

март

«Вестники весны»

1. « Вот он одуванчик»

Продолжать  формировать навык замечать изменения в природе; учить новой технике аппликации одуванчиков, развивать фантазию, творческие способности.

Слушание  произведения П.И Чайковского «Времена года» «Весна»

Рассматривание картины и  составление рассказа по картине Константина Юона «Мартовское солнце».

2. «Белые узоры на темном фоне».

Продолжать  знакомить детей  с выбором элементов для узора, соблюдать технику безопасности.

Слушание произведения П.И. Чайковского «Пробуждение весны» «Март».

Потешки, потешалки,

Про весну шептали,

Ой, даря, даря, даря,

Будет тёплая заря!

Автор: Леонов В.А.

 
 

Весна, весна, черна земля,

Мы на улицу пойдём,

Много веточек найдём,

Будем их собирать гнездо свивать!

Автор: Леонов В.А.

 
 

Долгожданная весна,

К нам в гости пришла,

Мы её встречаем,

Песенки спиваем!

Автор: Леонов В.А.




 
 

Ароматна, хороша,

На дворе ура весна,

С малышом гуляем,

Травку примечаем!

Автор: Леонов В.А.

 
 

Бегут ручейки,

Это вестники весны,

Ой, люли, люли, люли,

Лужи радость принесли!

Автор: Леонов В.А.

 
 

За окном весна,

Гулять пора,

Одевайся дружок,

Возьми пирожок!

Автор: Леонов В.А.

 

.

.

8.

апрель

1.«Свободны, как птицы».

2.«Пришла весна».

3. «Ветка яблони в цвету»

Учить выполнять работу , передавая дерево и цветы на ветке.

4.»Лебёдушка плывёт»

Продолжать отображать  свои наблюдения в природе. Уметь использовать материалы при работе с кружевной аппликацией. Воспитывать любовь к родной природе.

Игры :

«Птицы»

«Насекомые»

«Птичий остров»

«Скворечник»

Стихи, загадки о

птицах, насекомых.

Пальчиковая игра «Скворушка»

9.

май

«Цветочные чудеса»

1.«Тюльпан»

Уметь вырезать цветы из накрахмаленного кружева Создавать композицию и распределять рисунок на бумаге.

2.»Цветы в вазе»

Учить детей подбирать фон соответствующий , работать с разной фактурой материала.

3. « Совенок»

Уметь точно подбирать необходимые детали для работы. Воспитывать эстетический вкус. Слушание  произведения П.И. Чайковского «Времена года»  «Весна».

4.» Чудо птица»

Учить самостоятельно придумывать украшение для птицы, используя различные ткани. Закрепить правила безопасности

Слушание произведения  И. Ставицкого  «Весна спящая» ; рассматривание эскиза Николая Рериха «Весна спящая».

Чтение стихотворения Н.Некрасова  «Весна уж начинается».

  • Игры с бисером и  другими материалами:

«Фонтан» «Одуванчик»

«Создай свой цветник»

«Волшебный цветок»

  • Стихи, загадки о цветах, весне.
  • Музыка для релаксации.  

Подвижная игра «Совушка сова» 

За окном весна,

Гулять пора,

Одевайся дружок,

Возьми пирожок!

Автор: Леонов В.А.

Чтение коротких стихов о  весне.

 Игры: «Картинки и названия» ;Четвертый лишний»;

«Выложи ряд»

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Критерии уровней сформированности творческой активности

Показатели оценки уровней сформированности

творческих способностей у детей

Эмоционально-ценностный компонент                                                      

I год обучения

Средняя группа

Когнитивный компонент

II год обучения

Старшая группа

Деятельностный компонент

III год обучения

Подготовительная

группа

Высокий

Ребенок эмоционально отзывчив, имеет собственные размышления в процессе восприятия произведений искусства; процесс творчества доставляет удовольствие, чувства радости и наслаждения.

Ребенок стремится к полученных ранее знаний, делает собственные открытия, продуцирует собственные идеи для создания творческого продукта.

Ребенок само реализуется в процессе творческой деятельности без поддержки взрослого.

Средний

Ребенок эмоционально отзывчив в процессе восприятия произведений искусства; процесс творчества доставляет удовольствие, чувства радости и наслаждения.

Ребенок пытается к преобразованию полученных ранее знаний для создания творческого продукта с подсказкой взрослого.

Ребенок старается само реализоваться в процессе творческой деятельности с небольшой поддержкой

взрослого.

Низкий

Ребенок эмоционально не отзывчив; процесс творчества не доставляет удовольствие.

Ребенок не пытается к преобразованию полученных ранее знаний для создания творческого продукта, даже под руководством взрослого.

Ребенок не старается само реализовываться в процессе творческой деятельности даже с поддержкой взрослого.

Оценочная шкала мониторинговых индикаторов:

Высокий уровень – 2 балла

Средний уровень – 1 балл

Низкий уровень – 0 баллов

Диагностика развития творческих способностей у дошкольников, разработанная В.Т. Кудрявцевым:

1. «Странная картинка»

Цель: выявление умения видеть целое раньше частей.

Материал: картинка с изображением человечка, солнца, луны и звезд, карандаш.

Инструкция к проведению: Ребенку предъявляется картинка с изображением человечка, над головой которого одновременно сияет солнце и светит луна со звездами. Воспитатель говорит ребенку: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи: что здесь нарисовано?» После того как ребенок ответил, ему задается другой вопрос: «Как ты думаешь, правильно ли нарисована эта

картинка, или же художник что-то напутал? Так может быть?» Если ребенок считает картинку «неправильной», то воспитатель предлагает ему объяснить и показать, как сделать ее «правильной».

Обработка данных: В ходе обследования фиксируются особенности подхода ребенка к содержащемуся в задании противоречию. Решения оцениваются по четырех балльной системе:

- Ребенок считает картинку правильной, игнорируя имеющееся в ней противоречие - 0 баллов.

- Ребенок видит противоречие, но не знает, как его устранить и тем самым исправить картинку - 1 балл.

- Ребенок замечает противоречие и пытается его избежать путем разрушения целостного изображения, разделения одной картинки на две, или другими способами - 2 балла.

- Ребенок предлагает переделать картинку так, чтобы одни элементы изображения остались прежними, а другие были превращены в нечто принципиально иное - 3 балла.

- Ребенок творчески преобразует целостное изображение. Он предлагает вписать "небесные тела" в рамки или овалы, «тогда это будут картинки, которые могут висеть на стене комнаты, где живет человечек». Таким же способом, по мнению ребенка, можно превратить солнце в «картинку на стене», а луну со звездами - в «вид из окна - 4 балла.

2. «Сказка про чернильницу» (модификация методики А.В. Запорожца)

Цель: оценка переноса воображением специфических свойств знакомого предмета в новую (сказочную) ситуацию.

Инструкция к проведению: Воспитатель рассказывает ребенку сказку: «В одной деревне жил старенький доктор. Как-то летом крестьяне ушли работать в поле. Вдруг прибегает человек из соседней деревни и зовет доктора к маленькому мальчику, который сильно заболел. Доктор быстро собрался в дорогу, но не знал, как ему поступить со своим домиком: дверь у него не

запиралась, в деревне никого не оставалось, а у него не было даже собаки, которая могла бы посторожить дом. Тогда доктор попросил посторожить дом большую чернильницу, что жила у него на столе. Удивилась чернильница. Говорит: «Не мое это дело - дом сторожить». Но ничего ей не оставалось, как подчиниться хозяину.

Вот доктор и пошел к больному мальчику. В это время злой разбойник, который прятался в лесу, подкрался к дому и захотел похитить все вещи старенького доктора. А тут чернильница как выскочит, да как залает на разбойника. Тот испугался и убежал».

Рассказав сказку, воспитатель задает ребенку вопрос: «Может ли так быть? Может ли чернильница лаять?» Если ребенок отвечает на этот вопрос отрицательно, то ему задается другой: «Ну, хорошо, это на самом деле чернильница лаять не может, а в сказке - может?»

В случае получения утвердительного ответа воспитатель говорит: «Действительно, в сказке возможно все. А если так, то как еще чернильница может прогнать злого разбойника и спасти домик доброго доктора? Попробуй придумать для нашей сказки новую концовку».

Обработка данных: В ходе обследования фиксируются типы ответов, оцениваемые по четырех балльной системе.

1 балл. Данный тип ответов включает в себя два подтипа.

А. Чернильница не только не может залаять и прогнать разбойника, но и вообще сделать что-либо для спасения.

Б. Ребенок считает, что чернильница может залаять и прогнать разбойника, потому что «в сказке можно все».

2 балла. С точки зрения ребенка, чернильница лаять не может. Однако в ней может сидеть какое-либо живое существо, которое выскочит оттуда, напугает и прогонит разбойника.

3 балла. Ребенок творчески переносит свойство известного ему предмета в новую ситуацию. По его мнению, чернильница лаять не может, она должна облить разбойника чернилами, и тогда тот испугается и убежит.

4 балла. Высшая форма творческого решения задачи – «развитие»

ситуации на основе перенесенного свойства: пусть чернильница разольет чернила по полу, разбойник испачкает ноги, оставит след, а по следам его потом будет легко найти; пусть она нарисует чернилами собаку (черта, череп и кости и др.), которая покусает (напугает) грабителя, или напишет письмо доктору, чтобы он скорей возвращался, и т.п.

Таким образом, из выбранной нами диагностики, предложенной В.Т. Кудрявцевым следует, что творческие способности детей могут  проявиться:

  1. В умении видеть целое раньше частей;
  2. В умении переносить специфические свойства знакомого предмета в новую (сказочную) ситуацию.
  3. В умении переносить задачу на выбор в задачу на преобразование.

В каждом испытание могут проявиться такие критерии творческих способностей как:

- оригинальность;

- беглость;

- гибкость;

- вариативность.

Предложенные методики требуют бальной системы оценки, на основе которой будут выявлены уровни развития творческих способностей детей.

Уровнями развития творческих способностей детей дошкольного возраста явились следующие:

1. Высокий – от 11 до 8 баллов. Ребенок эрудит, он порождает новые нестандартные идеи, раскрывая при этом их многообразие и максимальное количество.

2. Средний – от 8 до 5 баллов. Ребенок не отличается высокой степенью эрудированности, способность предлагать новые нестандартные идеи не всегда отличается оригинальностью. Количество предлагаемых идей в той или иной ситуации обычно не превышает двух. Высказываемые ребенком идеи не отличаются широким многообразием.

3. Низкий – ниже 5 баллов. Ребенок не эрудирован, лишь изредка предлагает новые идеи. Идеи, предлагаемые ребенком, бедны и не отличаются оригинальностью.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

1.Бумага – альбомная  для рисования, цветная, мягкая, твердая, картон      разных оттенков по цвету;

              2.Тюль разного цвета;

3.Кружева разного цвета (больше белого);

4.Кружевное полотно;

5.Фетр, бисер, бусы, капроновые сетки;

6.Ножницы с тупыми концами;

7. Клей ( клеящий карандаш) или клей ПВА. можно использовать  клейстер, сваренный из картофельного крахмала;

8.Подстилка, клеёнка или скатерть специальная;

9.Клеевая кисть, подставка

10. Чистые  тканевые салфетки.

11. Влажные салфетки для рук.

Важно знать, что все используемые материалы должны быть нетоксичными и совершенно безопасными и неукоснительно соблюдать правила безосности.

Список используемой литературы

1.Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека //Познавательные процессы: ощущения, восприятие /Под ред. А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова В.П. Зинченко. - М., Педагогика, 2012. - С.7-31.

2. Белая И.М. Уроки в природе: Методическое пособие. - Каменец-Подольский, 2015. - Ч.1. - 80 с.

3. Выгодский Л.С. Воображение  и творчество в детском возрасте – СПб.: Союз, 2007,- 96с.

4. Дубровский Е.А.  С.А. Козлова Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / - М.: Академия, 2012. - 256 с.образование. - 2012. - № 1. - С. 28-38

5.Жукова О.Г.  Пособие по развитию практических навыков и творческих способностей у детей  старшего дошкольного возраста. ООО «Издательство «Детство - пресс»  Гл. редактор С.Д.Ермолаев

 6. Митителло К. "Чудо - Аппликация".  Эксмо:, 2008 г.

7. Митителло К.  Аппликация: техника и искусство. «Эксмо»: Москва, 2005

 8.Наталия В.Д.; Большая книга аппликаций из природных материалов; «Сова»:          2008г.

9.Самолдина К.А., Марков Е.П. Полихудожественный подход воспитанию дошкольников. – Новосибирск, НИПК и ПРО:2007. -66с.

10. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учебник для студентов высших  педагогических учебных заведений: в 2т. Т. 1 /Н.М.

11. Тойбнер А. Аппликация: Цветы для любимой мамочки: Из цветного   картона; «Астрель Академия развития»: 2008.

12. Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. «БАО-Пресс»:   2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ комплексных программ с точки зрения опытно-экспериментальной деятельности

В помощь педагогам мной был проведен анализ программ по направлению опытно-экспериментальная  деятельность:- комплексные: «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильев...

Инновационная технология в работе с детьми с нарушением зрения. Ниткография (выкладывание с помощью шнурка или толстой (тонкой) нити контур).

Инновационная технология в работе с детьми с нарушением зрения. Ниткография  (выкладывание с помощью шнурка или толстой (тонкой) нити контур)....

Кружева, кружева, кружева...

quot;Окружают меня кружева". Л. Яхнин.Окружают меня кружева.Одуванчик дрожащий едва.Пенный гребень на гладкой волнеИ узор на морозном окне.Кружева в стрекозиных крылах,И в летящих сквозных облак...

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ)

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ)...

Дополнительная общеразвивающая программа по рисованию нитью в технике "джутовая филигрань" "Талантики"

Программа для детей дошкольного возраста по рисованию нитью в технике "джутовая филигрань"...

Ниткография в работе с детьми с нарушением зрения. (выкладывание с помощью шнурка или толстой (тонкой) нити контур).

В статье рассматривается использование техники ниткографии , выкладывания с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. "рисование" с помощью нити, как ср...