План работы по самообразованию. 2018-2019 год Художественно-эстетическое развитие: «Бумагопластика, как средство развития творческих способностей».
материал по аппликации, лепке

Ващенко Надежда Иннокентьевна

План работы по самообразованию.  2018-2019 год

Художественно-эстетическое развитие: «Бумагопластика, как средство развития творческих способностей».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu._2018-2019_god.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию.  2018-2019 год

Художественно-эстетическое развитие: «Бумагопластика, как средство развития творческих способностей».

Пояснительная записка

Ребенок узнает мир с помощью ощущений, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, качества, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его этапа развития, является – работа с бумагой.

Работа с бумагой даёт возможность детям проявить фантазию, художественный вкус, проявить творческие способности, терпение, упорство, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Из бумаги можно создать целый мир. Детям очень нравиться творить из бумаги.

Дополнительная образовательная программа направлена на всестороннее развитие творческих способностей ребёнка, привитие интереса к искусству и совершенствование трудовых умений и навыков в области бумагопластики.

Данная программа отличается от уже существующих программ тем, что она более глубоко и подробно даёт детям знания и умения использовать нетрадиционные техники по работе с бумагой.

Программа включает в себя: аппликацию из «ладошек», объёмную аппликацию, поделки из мятой бумаги, обрывную аппликацию, аппликацию в технике торцевания, (бумагокручение, бумажная филигрань), модульное оригами.

Комплектование группы детей по дополнительному образованию в кружок проводится с учётом возраста детей, желание самих детей, которые желают проявить свою индивидуальность и творческие способности, и конечно заинтересованность их родителей.

Занятия проводятся с учётом предусмотренного разработанного плана. В учебном процессе занятия по дополнительному образованию, построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на развитие творческих способностей детей.

В структуре занятий тесно взаимосвязаны различные виды деятельности в сочетании с отдыхом. Взаимосвязь различных видов деятельности с отдыхом даёт хороший результат. При проведении занятий необходимо учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

Способ организации детей на занятиях зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются основные способы организации детей: групповой и если есть необходимость индивидуальный.

Занятия направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развитие детей. Развитие восприятия детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, способствуют целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве.

 Методы работы:

1.Словесные (сюда включены: объяснение, беседа, рассказ, загадка).

2.Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей, экскурсии);

3.Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков).

4.При организации работы кружка используется обязательно дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и обучающихся, презентации.

Данная программа является, актуальной на сегодняшний момент, так как у современных детей отмечаются эмоциональные перегрузки, недоразвитие мелкой моторики рук. Занятия бумагопластики помогают снизить не только уровень внутренней тревожности, но и требует одновременной работы обеих рук, что в свою очередь развивает речь и интеллект. Поэтому, предлагаемая  программа построена таким образом, чтобы развить способность у ребенка образно мыслить, тренировать мелкую моторику рук, наблюдательность, зрительную память, воображение, внимание, исследовательские способности, чувство цвета, гармонии, привить культуру работы с различными средствами выразительности. Все эти качества помогут ребенку успешно учиться и развиваться.

Новизна программы заключается, введение в обучающий процесс новых нетрадиционных техник по работе с бумагой: объемного конструирования, бумагокручение, складывание гармошкой, бумагопластики, бумажная филигрань, оригами.

Таким образом, акцент в работе программы делается на развитие творческих способностей, художественного вкуса, воображения детей, развитие мелкой моторики рук, исследовательские способности, чувство цвета, гармонии, привитие культуры работы с различными средствами выразительности. Все эти качества помогут ребенку успешно учиться и развиваться.

Цель программы:

- Приобретение первоначального опыта практической деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технологическими умениями и проектной деятельностью;

- Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

- Научить детей новым техникам обработки бумаги в свободное от

занятий время;

- Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности,

развитие эстетических чувств и представлений;

Задачи:

-Передача и накопление опыта эстетического отношения к миру;

-Формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

-Воспитание у детей интереса к бумагопластики, оригами, квиллингу (бумагокручение), к созданию новых образов.

-Способствование овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.

-Обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

-Развитие психических процессов - память, мышление, воображение, внимание и восприятие.

-Развитие мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии;

-Развитие трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы.

Форма работы с детьми:

Программа предназначена для детей 5-7 лет, срок реализации программы полгода. Приём детей основан на добровольном участии. Наполняемость группы 8-10  человек. Продолжительность занятий 25 минут. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.

Регулярность проведения:1 раз в неделю во второй половине дня. Всего занятий в год-23 занятия. Во время занятий соблюдается санитарно-гигиенические нормы (достаточное освещение, проветривание помещения, время проведение), техника безопасной работы с различными видами материалов и оборудования.

Ожидаемые результаты:

К концу обучающего курса по кружку дети должны углубить свои знания о происхождении бумаги, её видах. Уметь работать с инструментами, различными материалами, шаблонами и приспособлениями. Также стремиться следовать технологическим приёмам в работе с бумагой, понимать схемы, применяемые в бумагопластике, подбирать цветовую гамму и аккуратно выполнять творческое задание.

Методическое обеспечение:

Использование дидактического, игрового материала, интерактивных ресурсов. Особое место в «Бумагопластике» в течение всего обучения, занимает построение лекал, образцы изделий и карточки со схемами складывания. На занятиях у детей формируется понятие о форме, размерах предмета, осмысливаются пластические особенности формы, фактура и свойства материалов. Важен фактор работы по представлению. Ребёнок осуществляет разработку конструкции и воплощение её в материале.

Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

- бумага офисная цветная,

- бумага офисная белая,

- бумага цветная,

- гофр бумага,

- картон цветной,

- картон белый,

- клей ПВА,

- клей-карандаш,

- ножницы,

- кисточки,

- салфетки,

- тарелочки,

- баночки, шкатулки, коробочки.

Учебный план работы кружка «Умелые ручки

на 2018-2019 учебный год

Название

курса

Кол-во

Занятий в неделю

Кол-во

занятий в месяц

Кол-во

Занятий в год

Длительность

занятий, мин

Кол-во

воспитанников

«Бумагопластика»

1

4

20

25-30

8-10

Месяц

Название разделов тем

Цели и задачи

Декабрь

1 неделя

Контурное торцевание « Снежинка».

Познакомить с техникой плоскостное торцевание, обучить основным приемам работы, развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление; воспитывать интерес к работе с гофрированной бумагой, желание порадовать композицией близких;

научить детей создавать работы в технике торцевания;

научить планировать свою работу.

Декабрь

2 неделя

Аппликация объёмная «Зима в городе».

Формировать у детей интерес к окружающему, развивать наблюдательность.

- Развивать умения согласовывать свои действия с работой всего коллектива. - Закреплять приёмы вырезывания различных предметов из журналов, газет.

-Активизация словаря: здания, транспорт, пешеход, город, улица.

- Развивать умение композиционно и эстетично оформлять свой замысел.

Декабрь

3 неделя

Аппликация объёмная «Снеговик».

Закрепить прием "обрывания" (снежные хлопья), наклеивать их на поверхность листа. Способствовать созданию образа снеговика, по возможности точно передавая форму и пропорциональное соотношение его частей; из ватных палочек и ваты изготовить снежные деревья, снеговика.

Развивать у детей творчество, мелкую моторику пальцев рук, умение композиционно располагать "снег" на листе бумаги, из ватных дисков или ушных палочек делать руки снеговика.

Декабрь

4 неделя

Аппликация объёмная «Новогодняя открытка».

Учить приемам изготовления новогодних открыток. Закрепить умение сравнивать формы, составлять композицию, несколько видов сгибания и складывания.

Учить дополнять композицию открытки различными элементами.

Январь

2 неделя

Модульное оригами. Просмотр работ в этой технике. Приёмы работы. Базовые элементы модульного оригами. Изготовление базовых элементов модульного оригами.

Познакомить детей с новой техникой

работы с бумагой - модульное оригами. Просмотр работ в этой технике. Показ основных приёмов по работе с бумагой. Познакомить с базовыми элементами модульного оригами (прямоугольник, треугольник). Учить детей складыванию бумаге по схемам.

Январь

3 неделя

Модульное оригами «Самолет»

Учить самостоятельно, складывать треугольник, закреплять линии сгиба.

Способствовать развитию движении пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, целеустремленность.

Январь

4 неделя

Модульное оригами «Лиса»

Учить самостоятельно, складывать квадрат, закреплять линии сгиба. Развивать у детей творческие возможности, воображение, мышление, развивать мелкую моторику рук, интерес к предмету, к оригами.

Февраль

1 неделя

Модульное оригами «Подарок для мамы «Тюльпан»»

Учить детей изготовлять тюльпан в технике оригами. Учить самостоятельно, складывать квадрат, закреплять линии сгиба. Развивать у детей творческие возможности, воображение, мышление, развивать мелкую моторику рук, интерес к предмету, к оригами.

Февраль

2 неделя

Модульное оригами «Птица»

Учить детей изготовлять птицу в технике оригами. Учить самостоятельно, складывать квадрат, закреплять линии сгиба. Развивать у детей творческие возможности, воображение, мышление, развивать мелкую моторику рук, интерес к предмету, к оригами.

Февраль

3 неделя

Закладка для книг «Лисичка» в технике оригами.

Учить детей умению использовать способ складывания бумаги пополам, совмещение противоположных сторон и углов.

Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления общей поделки.

Активизировать воображение детей.

Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа из создания.

Февраль

4 неделя

Аппликация из ладошек «Зайчик».

Учить создавать образ сказочного, мультяшного персонажа.

Закрепить умения обводить ладошку и вырезать по контуру.

Воспитывать желание создать интересный образ, развивать воображение.

Март

1 неделя

Аппликация в техники оригами «Букет  тюльпанов». 

Повторять за педагогом точно его действия, создавать гармоничную композицию. Освоение приемов складывания, цветовосприятие.

Март

2 неделя

Аппликация объёмная « Подснежники в корзинке».

Учить детей создавать поделку путем переплетения разноцветных полосок бумаги, развивать внимательность, мелкую моторику.

Март

3 неделя

Аппликация обрывная « Ваза с цветами».

Создание вазы с цветами из цветной бумаги:

- совершенствовать умения детей работать с цветной бумагой;

- развивать творческое воображение, мышление, фантазию;

- воспитывать у детей желание трудиться и добиваться намеченной цели.

Март

4 неделя

Аппликация объёмная «Одуванчики на лужайки»

Продолжать учить детей изготавливать объёмные поделки, развивать мелкую моторику, воображение, фантазию;

воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес работы в коллективе.

Апрель

1 неделя

Аппликация в техники оригами «Ракета»

Изготовить с детьми ракету с помощью техники оригами. Продолжать знакомить детей с техникой оригами. Развивать аккуратность, глазомер.

Апрель

2 неделя

Аппликация из ладошек «Паучок».

Продолжать учить детей изготавливать поделки в технике аппликация из ладошек;

развивать мелкую моторику, воображение, фантазию;

воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес к работе в технике аппликация из ладошек.

Апрель

3 неделя

Аппликация из мятой бумаги «Божья коровка».

Продолжать учить детей формировать способности скатывать комочки округлой формы разной величины и использования элемента – дорисовывая.

Апрель

4 неделя

Декупаж на емкости (баночка, коробочка, шкатулка)

Познакомить с техникой, обучить основным приемам работы, развивать моторику, чувство вкуса, воображение, творческое мышление; воспитывать интерес к работе с материалом, желание порадовать композицией близких;

научить детей создавать работы в технике декупаж;

научить планировать свою работу.

Май

2 неделя

Декупаж на тарелочки

Закреплять приемы работы в техники декупаж.

Итоговое мероприятие

Выставка детских работ

Список используемой литературы

1.Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ., 2008. - 164с., ил.

2. Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги – С - П.: Детство-

ПРЕСС 2009г.

3. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги-М.:2008

4.Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.

5.Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ., 2006.- 107с., ил.

6. Петрова И.М. Объёмная аппликация – С - П.: Детство-Пресс 2002г.

7. Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009 г.

8.Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил.

9.Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.

10. Гусакова М.А. "Подарки и игрушки своими руками" (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ "Сфера", 2000. – 112 с. (Серия "Вместе с детьми".)

11. Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника.: Методическое пособие для педагогов ДОУ.-СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс»,2013.-96 с.

12.Мусиенко С.И. Оригами в детском саду.: пособие для воспитателей дет. сада-М.: Обруч,2010.-96с.

13.Быстрицкая А.И. «Бумажная филигрань».:-Издательство: Айрис-Пресс, 2010 г.

Приложение

Методические рекомендации

О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К.Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Платон говорил, что: «…от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к АБСОЛЮТНОЙ КРАСОТЕ».

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.

Для реализации потенциальных творческих возможностей ребенка я решила взять аппликацию. Занятия с бумагой предоставляют неограниченные возможности для детского творчества.

Виды аппликации.

Обрывная аппликация: этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый котенок, кудрявое облачко). Мы разрываем бумагу на кусочки  и составляем из них изображение. Для детей 5-7 лет усложняю технику; не просто рвать бумажки, а выщипывать или обрывать контурный рисунок, который они сами рисуют на обратной стороне цветной бумаги.

Накладная аппликация: эта техника позволяет получать многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру. Применяя частичное наклеивание, получаем объемную работу (цветы, фрукты). Малышам даю готовые детали (с запасом, чтобы у детей был выбор). Старшие дети вырезают сами.

Модульная аппликация (мозаика): при такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации использую вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки. Старшие дети нарезают модули  сами ленточным способом.

Аппликация комочками, жгутиками бумаги: основа этой техники – создание объемных изображений с помощью комочков и жгутиков. Отрывая кусочки салфетки или другой мягкой бумаги, катаем в ладошках комочки или жгутики, в соответствии с замыслом, а потом аккуратно наклеиваем на эскиз. Особенно удобно работать в этой технике с малышами, когда навыки работы с ножницами слабые или отсутствуют вообще, или после летних отпусков.

Оригами: это складывание фигурок из бумаги без ножниц и клея. Само слово «оригами» переводится как «сложенная бумага». Достоинством этой техники является то, что она не требует больших материальных затрат, поскольку для поделок необходима только бумага. Это интересное занятие очень полезно. С его помощью развиваются аккуратность, художественный вкус, логика, мышление, формируются пространственное воображение и творческие способности.

Изобразительная деятельность помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Работа по художественно-эстетическому  воспитанию в детском саду  тесно связана  со всеми  сторонами воспитательно-образовательного  процесса. Формы организации  эс...

Художественно –эстетическое воспитание как одно из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, поэтому мы, педагоги, заинт...

План работы по самообразованию. 2018-2019 год Художественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию.  2018-2019 годХудожественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста...

Индивидуальный план работы по самообразованию 2018 - 2019 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию....

Индивидуальный план работы по самообразованию.2018-2019 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков осознанного поведения детей  дошкольного возраста на основе знаний о безопасности жизнедеятельности».Средняя ...