Развитие творчества дошкольника в музыкальной деятельности
консультация (подготовительная группа)

Кондратенко Татьяна

Развитие творчества дошкольника в музыкальной деятельности

                                                                                            Генрих Нейгауз

«Таланты создавать нельзя, но можно создать почву, на которой особенно успешно они произрастают», - говорил выдающийся музыкант.

Я музыкальный руководитель детского сада, и главная цель моей работы - развитие творческих способностей детей через радостное познание музыки. Только игра и радость! Только умение слышать и уважать ребёнка!

Ведь это счастье – наблюдать за ребенком, как он воспринимает музыку, как выражает свои чувства.

Обучение творчеству, или, вернее, обучение через творчество, может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям, сколько для воспитания думающего человека.

Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к приятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно.

Во времена быстрых перемен дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, в мужестве пробовать и ошибаться, пока нужное решение не будет найдено.  Для достижения этой цели нет лучшего средства, чем уроки музыки, уроки музыкальной импровизации, активного творческого музицирования, которые станут для детей уроками жизни.

Исследования известных учёных, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребёнка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Важно не пропустить этот период в жизни ребёнка. Если эти качества не развивать вовремя, то в последующем наступает быстрое снижение активности этих функций, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

До 1989 года все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, а сейчас имеется широкий выбор разнообразных программ, инновационных технологий, поскольку социальные изменения коснулись всех уровней образования.

Стало больше внимания уделяться фольклору, местным традициям и обычаям, развитию логического мышления, экологическому воспитанию и эстетическому развитию детей с привлечением всех видов искусств: театра, хореографии, музыки, живописи.

Действительно, хочется воспитывать детей по-новому!

Творческая среда рождает у детей чувство повседневного общения с чем-то необычным и удивительным, воспитывает вкус, вызывает положительные эстетические эмоции.

У нас в саду большой, просторный,  светлый музыкальный зал в мягких тонах. В зависимости от темы занятий или  праздника выставочные экспозиции и оформление зала меняются. Такие обновления - неиссякаемый источник детского интереса. Входя в зал, дети не могут удержаться от восклицания: «Как красиво!»

Музыкальные занятия. Именно здесь обязательно присутствует игровая ситуация, либо проблемная, что вызывает у детей определённую мотивацию. С помощью этого происходит побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развивается способность применять усвоенное в новых условиях. Таким образом, этот приём позволяет создать и сохранить интерес у детей, увлечь ребёнка в мир музыки, ввести его в разные виды музыкальной деятельности, открыть ему познавательно-эстетическую ценность музыки.

К каждому виду музыкальной деятельности прилагаются различные задачи, направленные на развитие творческих способностей (от импровизации в пении до исполнения ритмически-образных действий, музыкально-драматических игр). Подобные занятия, как правило, делают жизнь детей более интересной и занимательной, помогают им сдружиться в процессе творческой подготовки, по-разному проявив себя. Приведу некоторые примеры из своей практики.

Песенное творчество:

  1. Прошу ребёнка спеть, самостоятельно находя то высокие интонации (поёт маленькая кукушка, мяукает котёнок и т. д.), то более низкие (поёт большая кукушка, мяукает кошка и т.д.)
  2.  Импровизировать простейшие попевки, подражая звучанию, например, дудочки (ду-ду-ду).
  3.  Играть на металлофоне придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.
  4.  Петь своё имя (или другие имена) на 2-х звуках, передавая разнообразные интонации.
  5.  Вести певческую перекличку. Я пою: « Маша,  где была?» Ребёнок отвечает: «Я была у бабушки». Затем очерёдность меняется. Придумываются новые интонации.
  6.  Импровизировать мотив из 2-3-х звуков на слоги «ля-ля», взрослый или другой ребёнок придумывает свой мотив. Идёт соревнование: кто больше придумает попевок.
  7.  Закончи мелодию. Я пою: «В гости к нам пришёл сосед», ребёнок: «И принёс нам всем конфет».

Творчество в движениях, пантомиме и театрально-игровой деятельности:

«Игра с платком»  развивает воображение, выразительность движений, артистизм. Предлагаю ребёнку любой из имеющихся платков (можно заменить шарфом). С помощью платка, движений, мимики изобразить: бабочку, лисичку, принцессу, волшебника, бабушку, фокусника, больного с зубной болью.

Игровые задания для развития пластической выразительности при создании образа:

  1. Предлагаю детям пройти по камушкам через ручей от лица любого персонажа (зайчика, Чебурашки и т. д.).
  2. Предлагаю ребёнку от лица любого персонажа подкрадываться к спящему зверю.
  3. Предлагаю ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.
  4. Изобразить прогулку семейства трёх медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.

Задания для развития речевой интонационной выразительности:

  1. Исполнить песенку козы из сказки « Волк и семеро козлят» от лица волка: «Козлятушки, ребятушки, отомкнитеся, отворитеся,

     Ваша мать пришла, молочка принесла…»

2. Произнести следующие стихи то удивлённо, то насмешливо, то недоумевая: «Кумушка, послушай! Вправду, кроме шуток,

              Открывают школу для утят-малюток».

  1. Произнести фразы «Оторвали мишке лапу», «Побежал ёж по комнате» и «Это моя бабушка» так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялась по смыслу и вся фраза.
  2. Предлагаю ребёнку попросить у друга игрушку так, чтобы всякий раз можно было определить, с каким отношением или в каком состоянии он её попросил: вежливо, с обидой, умоляя и т. п.
  3. Предлагаю ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чём спрашивают.

 

В. А. Сухомлинский

 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

У нас в саду проводится очень много мероприятий с родителями. Это и праздники, и досуги, и развлечения, и совместные проекты, и выставки, и экскурсии. Родители - самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

Чем раньше и больше разных ролей ребёнок «перепробует» на сцене детского сада, тем легче ему будет на «сцене» жизни.

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа:«Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности».

Размещаю свою дипломную работу. Хочу поделится педогагическим опытом, работаю преподавателем изостудии по авторской программе. Работа была принята на "Отлично". В приложении: сценарий интегрирова...

«Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности.»

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности....

Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности

Главная роль в развитии у детей правильной речи ложится на родителей и педагогов образовательных учреждений. Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыв...

Развитие речи дошкольника через музыкальную деятельность

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских ...

Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности

В истории  дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Поэтому творчество, развитие творческости- одна из главных задач дошкольного воспитания....