Перспективный план кружка "Мастерская теста"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Иванова Юлия Анатольевна

Научить детей создавать произведения малой формы из соленого теста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testoplastika_2019-2020.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

          «УТВЕРЖДАЮ»

                                                        Ззаведующий  МБДОУ № 218

                                                         ___________ О.Н.Васильева

                                                         «____» ____________20_19__г.

       

         Рабочая программа

            «Мастерская теста»

          в старшей группе №2

                  «Радуга»

                    на 2019-2020уч.год

Направление: художественно - эстетическое.

Образовательная область: «Художественное творчество».

                                                     

                                                            Воспитатели: Ю.А. Иванова

                                                                                   Е.Г. Сиверцова

                                   

                                                  г.Красноярск

                   Пояснительная записка.

 Рабочая программа направлена на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет в процессе работы с соленым тестом.

 Актуальность.

 Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач.

Работа с тестом оказывает неоценимую роль в развитии ребенка. С давних времен для изготовления всевозможных игрушек, сувениров использовали тесто. Ласточки, голуби, зайчики, из теста имели ритуально-обрядовое значение – их использовали для зазывания весны или для рождественских поздравлений. Однако поделкам из теста находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

В последние годы очень популярным материалом для лепки стало соленое тесто. Почему именно тесто? Тесто – материал очень эластичный, мягкий, легко приобретает форму, изделия из него достаточно долговечны, он более удобен для детской руки и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Дети имеют возможность видеть реальные плоды своего труда, фантазии, вкуса. К тому же, настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы из соленого теста создадут уют в помещении, наполнят его душевным теплом.

 Лепка из теста способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, умению ориентироваться в пространстве, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Тестопластика развивает эстетический вкус, фантазию развивает чувство прекрасного, и, что немаловажно, усидчивость – ребенок доводит начатое дело до конца, чтобы получить результат и просто не отстать от других сверстников. Детская работа уникальна и неповторима.

Игры с тестом особенно полезны для детей с повышенным или пониженным тонусом рук, так как они способствуют нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

      Количество занятий.

 Занятия проводятся 1 раз в неделю до 30 минут. Всего занятий в год – 31. Максимальное количество детей в группе - 15 человек.

 Цель: научить детей создавать произведения малой формы из соленого теста.

Задачи:

1. Научить технологии изготовления различных изделий, из соленого теста используя пластический, конструктивный, комбинированный способ лепки.

2. Развивать умение лепить изделия, используя разные виды лепки (предметная, сюжетная, декоративная).

3. Развивать представления о композиции, основах цветоведения, технике росписи акриловыми красками.

4. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.

Рецепт соленого теста: 

Классический рецепт:

1.Мука – 300 г (2 чашки),Соль – 300 г(1 чашка),Вода – 200 г(200мл)

2. 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.

Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).
          
Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

      Методы и приемы

1. Последовательное знакомство с различными способами лепки:

• конструктивный - является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей.

• скульптурный – изделия выполняют из целого куска.

• комбинированный – этот способ лепки включает в себя как конструктивный, так и скульптурный. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.

2. Словесные методы:

• беседа, рассказ;

• объяснение, пояснение;

• вопросы;

• словесная инструкция.

3. Наглядные методы:

• рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);

• показ выполнения работы (частичный, полный);

• работа по технологическим картам.

4. Интеграция тестопластики с другими видами непосредственной образовательной деятельности детей:

• формированием элементарных математических представлений

• развитием речи

• художественной литературой

• физической культурой.

Ожидаемые результаты обучения.

должны знать:

-историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;

-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;

– инструменты и приспособления для лепки;

– правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;

– правила оборудования рабочего места;

– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;

– понятие теплого и холодного цвета;

должны уметь:

– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;

– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;

– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;

–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;

– соблюдать технику безопасности;

– оценивать свою работу и работы своих товарищей;

– работать в коллективе.

Условия проведения кружка по тестопластике.

Занятия проводятся 2 раза в месяц, во вторую половину дня. Длительность занятий в зависимости от возраста.

Литература.

 1. Кискальт И. Соленое тесто/ Пер. с нем. — М.: АСТ-пресс книга, 2003 — 144 с.

 2. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное модедирование. — М.: Профиздат 2002. — 80 с.

 3. Колотова О. Тестопластика // Позашкiлля.– 2007. – №7. – с. 40 – 42.

 4. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.— М: Эксмо, 2004. — 160 с.

 5. Хананова И. Соленое тесто. — М.: АСТ-пресс книга, 2004 — 104 с.

 6. И.В.Гусева «Игрушки из соленого теста», 2011г

Перспективный план работы кружка « Мастерская теста» на 2019-2020 уч.г. в старшей группе №2.

Кружок по тестопластике проводится 1 раз в неделю, в четверг, в 15.30 .

Дата

Тема

Цели и задачи

Содержание

19.09

История развития тестопластики. Техника безопасности. Технология изготовления соленого теста.

Познакомить детей с историей тестопластики. Научить детей соблюдать правила техники безопасности.

Рассказать детям об истории возникновения и развития тестопластики. Беседа о технике безопасности. Замесить соленое тесто, дать детям подержать его в руках. Предложить высказать свои ощущения.

26.09

Угощение для кукол «Плюшки-завитушки».

Показать приемы лепки различных продуктов. Развивать умение лепить из теста, приучать воспитанников к аккуратной работе за столом. Формировать положительное отношение к труду пекаря, воспитывать бережное отношение к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми

Развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами и инструментами. Учить детей доводить начатое дело до конца, изготавливать атрибуты для предметно-развивающей среды группы и сюжетно-ролевых игр

3.10

«Дары осени.

«Гроздь рябины».

Научить детей лепить полые  предметы, используя приемы вдавливания и прищипывания. Учить раскатывать маленькие шарики (ягодки) между пальцами. Закрепить у детей название ягод.

Рассматривание картинок с ягодами, сравнение.

Чтение стихотворения.

Пальчиковая гимнастика.

Лепка миски с ягодами.

10.10

Продолжение темы. Раскрашивание готовых изделий.

Раскрашивание «Грозди рябины». Учить раскрашивать изделие после просушки. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании работы, умение содержать свое рабочее место в порядке. Учить видеть конечный результат задуманной работы.

Загадывание загадок про ягоды.

Пальчиковая гимнастика.

Раскрашивание.

Игра «У медведя во бору».

17.10

Лепка на плоскости персонажей сказки «Три поросенка».

Продолжать учить детей создавать нужный образ из соленого теста.

Учить выделять характерные особенности персонажа

(пятачок, копытца, хвостик-закорючка).

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Лепка на плоскости фигурки поросенка.

24.10

Продолжение темы. Раскрашивание.

Учить раскрашивать готовые изделия, используя необходимый цвет. Смешивать разные цвета красок для получения необходимого (розового).

Беседа «Как можно получить розовый цвет».

Смешивание двух цветов.

Раскрашивание. Дорисовывание необходимых деталей.

31.10

«Зайка».

Раскатывать длинные жгутики, скручивая их по кругу и овалу, формируя части тела зайки. Дополнять фигурку необходимыми деталями.

Загадывание загадки про зайчика.

Беседа  «Зайчик – персонаж  каких сказок?».

Лепка зайки на плоскости (И.В.Гусева с.11)

07.11

«Вкусное печенье».

Продолжать учить детей лепить шары и придавать им форму лепешки, расплющивая их между ладонями. По желанию использовать готовые формы для вырезания печенья. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Беседа «Что можно купить в кондитерском отделе?».

Рассматривание иллюстраций.

Лепка печенья – угощение для гостей к чаю.

14.11

«Мячики»

Вызвать у детей интерес к лепке из теста. Учить раскатывать шар между ладонями. Развивать мелкую моторику. Научить правильно хранить изделия из соленого теста.

Загадать детям загадку про мяч. Рассмотреть его. Пальчиковая гимнастика.

Лепка мячей - больших и маленьких.

21.11

«Посуда. Миски для трех медведей»

Продолжать учить детей изображать из теста необходимую форму, самостоятельно применяя знакомые способы лепки. Развивать речь и мышление.

Рассказывание сказки «Три медведя».

Пальчиковая гимнастика.

Лепка мисок для трех медведей.

28.11

«Солнышко для мамочки».

Продолжать учить лепить: шар, раскатывая его и расплющивая его между ладонями; колбаски для солнечных лучиков. Воспитывать любовь и доброту к родному человеку, желание доставить радость.

Игра «Ласковые слова».

Пальчиковая гимнастика.

Лепка солнышка для мамочки.

05.12

Продолжение темы. Раскрашивание готовых изделий.

Использовать гуашь разного цвета для раскрашивания готовых изделий из теста.

Вспомнить, что лепили на прошлых занятиях.

Рассмотреть изделия и раскрасить их по желанию детей любым цветом.

12.12

Зима. Снежинка. Техника «налеп» из цветного теста.

Продолжать учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа. Развивать глазомер и воображение.

Прочитать отрывок из стихотворения К.Бальмонта. поговорить как описана в нем снежинка? Как еще можно описать снежинку?

Предложить нарисовать снежинку и из колбасок сконструировать ее, как на рисунке.

19.12

«Нарядная ёлочка».

Учить детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения - шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.

Учить передавать строение елочки. Развивать умение переключать внимание

26.12

Новогодний праздник. «Елочка зеленая».

Продолжение темы. Раскрашивание.

Раскрашивание красками «Нарядная ёлочка». Учить раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы.

.

Чтение стихов про елочку.

Лепка елочки различными способами: налеп, лепка ствола и отдельных веточек.

Раскрашивание готовых изделий.

09.01

«Пряничные фигурки»

Познакомить детей с народными традициями.

Рассматривание образцов пряничных фигурок. Пение колядок.

Вырезание фигурок по шаблону. Украшение фигурок орнаментом.

16.01

«Снеговик»

Продолжать учить детей раскатывать шары и расплющивать их между ладонями. Создавать композицию на плоскости.

Загадка про снеговика.

Игра «Чего не хватает?».

Лепка снеговиков.

Украшение дополнительными деталями.

23.01

«Избушка для зайчика». Техника «налеп».

Продолжать учить детей лепить столбики и выкладывать из них нужное изображение в виде барельефа. Закрепить умение работать стекой, отрезая лишние части столбиков.

Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Лепка столбиков и раскладывание их на картонном силуэте избушки. Лишние концы обрезать стекой.

30.01

Продолжение темы. Раскрашивание.

Раскрашивать изделие, используя в работе необходимые цвета.

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».

Раскрашивание.

06.02

«Сердечки»

Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности. Учить проявлять заботу о своих близких, любимых людях.

И.В.Гусева «Игрушки из соленого теста»(с.47)

13.02

Продолжение темы. Раскрашивание и оформление готовых изделий.

Вызвать интерес детей к раскрашиванию готовых изделий, используя необходимые цвета краски. Учить проявлять любовь и заботу о близких.

Беседа о близких и любимых детьми людях. Пальчиковая гимнастика. Раскрашивание и оформление готовых работ.

20.02

«День Защитника Отечества. Самолет для папы».

Продолжать учить раскатывать столбики на столе движениями вперед-назад и соединять их.

Рассматривание иллюстраций и беседа о Дне Защитника Отечества.

Лепка самолетика. Соединение деталей при помощи воды.

27.02

«Полезные продукты – овощи и фрукты»

Вызвать у детей интерес к лепке. Побуждать передавать форму, строение, характерные детали фруктов и овощей.

Беседа «Полезные продукты в жизни человека». Пальчиковая гимнастика.

И.В.Гусева «Игрушки из соленого теста»(с.36-37)

05.03

«Изготовление бус для мамы». Лепка шариков из цветного теста.

Закреплять умение детей лепить шарики одинаковой величины. Воспитывать любовь к маме.

Чтение стихотворения о маме. Предложить сделать для мам красивые бусы.

Лепка бусин из цветного теста. Прокалывание их зубочистками.

12.03

Продолжение темы. Сборка бус.

Учить детей пользоваться ленточкой или ниткой (по необходимости с иголкой) для нанизывания бусинок. Научить завязывать узелки.

Рассказы детей о своих мамах.

Сборка бусин на ленточку или ниточку.

19.03

«Аквариум с рыбками».

Продолжать учить детей работать в коллективе, умению договариваться между собой, используя в работе необходимые навыки и приемы.

Беседа о морских обитателях. Рассматривание фото и иллюстраций. Лепка рыбок, морских коньков, звезд и т.д.

26.03

Продолжение темы. Раскрашивание готовых изделий.

Вызвать интерес детей к раскрашиванию готовых изделий, используя необходимые цвета краски.

Оформление фона. Использование цветной бумаги, ракушек, крупы или песка.

Раскрашивание обитателей аквариума.

09.04

«Ракета».

Продолжать развивать навыки работы с соленым тестом. Побуждать детей к творческой активности.

Беседа о космосе, профессиях, связанных с космосом. Рассматривание фото и иллюстраций о космосе. Лепка ракеты.

16.04

«Космос. Звездное небо». Коллективная работа.

Научить детей из шариков вылепливать звездочки.

Рассказ о первом космонавте. Рассматривание фото и иллюстраций неба.

Лепка звездочек и приклеивание их на «ночное небо» (из цветного картона).

23.04

Праздник «Пасхи». Декоративное панно «Корзинка с пасхальными яйцами».

Продолжать знакомить детей с традициями своего народа. Использовать для украшения дополнительный материал (бисер, бусинки, семена).

Рассказ о празднике «Пасха».

Лепка корзинки и яиц.

Украшение дополнительными деталями.

30.04

«Машины»

Закреплять удетей умение работы с соленым тестом. Побуждать передавать форму, строение, характерные детали машины.

Беседа о транспорте. Рассматривание иллюстраций. Игра «Светофор». Лепка машины.

07.05

Продолжение темы. Раскрашивание готовых изделий

Вызвать интерес детей к раскрашиванию готовых изделий, используя необходимые цвета краски.

Загадка про машину. Пальчиковая гимнастика. Раскрашивание и оформление готовых работ.

14.05

«Божья коровка»

Учить детей бережному отношению ко всему живому на Земле.

Рассказ о пользе божьих коровок. Рассматривание иллюстраций.

Лепка божьей коровки на листочке. Раскрашивание мокрого теста. Сушка.

21.05

«Красивая бабочка».

Использовать в работе приобретенные навыки и умения. Украшать готовые изделия. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Загадка про бабочку.

Рассматривание иллюстраций и фото.

Лепка бабочек и украшение дополнительным материалом (стразами, бусинками и т.д.)

28.05

По желанию детей.

Использовать в работе приобретенные навыки и умения. Развивать творчество и фантазию детей.

Лепка по желанию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план Образовательной деятельности лепке из соленого теста с детьми раннего возраста. Воспитатель Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Перспективный план Образовательной деятельности лепке из соленого теста с детьми раннего возраста.Воспитатель Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Перспективный план по рисованию с использованием техники «рисование на тесте» для младшего дошкольного возраста.

Перспективный план разработан для 1 -ой младшей и 2-ой младшей группы с учетом работы в центре искусства....

Перспективный план работы КРУЖКА «КОЛОБОК» (лепка из солёного теста) для детей среднего дошкольного возраста на 2013-2014 учебный год

Мною представлен план работы кружка "Колобок" (лепка из соленого теста) для детей средней группы...

Перспективный план по лепке из соленого теста (средний возраст)

Перспективный план по лепке из соленого теста (средний возраст) разработан педагогом МБДОУ детский сад №412 Молоковой Светланой Викторовной...

Перспективный план "Соленое тесто"

Перспективный план "Соленое тесто" Работа с детьми с соленым тестом....

Перспективный план кружковой работы по лепке из соленого теста "МУКОСОЛЬКА" для детей средней группы

Перспективный план кружковой работыпо лепке из соленого теста "МУКОСОЛЬКА"для детей средней группы...