План-конспект занятия по речевому развитию "В гостях у Илемпи"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Макомова Марина Анатольевна

    Введение детей в мир чувашского декоративно-прикладного искусства – вышивки, показ связи народного искусства с природой и жизнью человека.    Закрепление знаний о названии республики и его столицы.     Закрепление с детьми умения создавать образ чувашского узора «солнце», составлять симметричные узоры на квадратной форме. Развитие творческих действий и способность самостоятельного создания выразительного образа по мотивам чувашского, мордовского и татарского декоративно-прикладного искусства в технике аппликации. Воспитание эмоционально-положительного отношения к чувашскому народу, интереса к его прошлому, потребности в общении с произведениями декоративно прикладного искусства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Кугесьский детский сад «Крепыш»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема:

 «В гостях у Илемпи»

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»

Возраст детей: 5-6 лет

Интегрирование с образовательной областью: «Художественно-эстетическое развитие»

Подготовила и провела: Макомова Марина Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории.

http://edu21.cap.ru/home/11169/novosti/mau%202017/29052017.jpg

2019

Обучающие задачи:

·        Продолжать вводить детей в мир чувашского декоративно-прикладного искусства – вышивки, показать связь народного искусства с природой и жизнью человека.

·        Закрепить знания о названии республики и его столицы

·        Закрепить умение создавать образ чувашского узора «солнце», составлять симметричные узоры на квадратной форме

 

Развивающие задачи:

·        Развивать творческие действия и способность самостоятельного создания выразительного образа по мотивам чувашского, мордовского и татарского декоративно-прикладного искусства в технике аппликации

·        Развивать творчество в построении и цветовом строе узора, исходя из национальных особенностей чувашского декоративно-прикладного искусства.

·        Закрепить в речи детей названия предметов одежды на чувашском языке кепе, арсын кепе, писихи. тухья, сапата, масмак.

 Воспитательные задачи:

·        Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому, потребность в общении с произведениями декоративно прикладного искусства.

Материал: деревяный сундук, предметы кукольной одежды национального принадлежания (масмак, саппун, тухья, пояс…) Квадраты красного цвета 20*20 см, треугольники желтого и зеленого зветов по 2 на каждого ребенка. клей, кисточки для клея, салфетки.

Предшествующаяя работа: рассматривание чувашской национальной одежды в мини музее «Уголок краеведения», чтение детям чувашских легенд о трех солнца

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень-очень рады вам, всем, кто пришел сегодня к нам! А собрались мы не напрасно, И чтобы было всё вам ясно, послушайте ребята стихотворение и  выскажите свое предположение о чем сегодня речь пойдет, что интересное нас ждет!

Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья. (Родина)

Воспитатель: Ребята в какой республике мы с вами живем? А какой город является столицей нашей республики?( ответы детей: Чувашская Республика, Чебоксары)

Воспитатель: посмотрите, ребята к нашей Илемпи приехали гости из соседних республик. Ребята, а вы знаете, кто такие соседи? (ответы детей: соседи – это те, кто живет рядом с нами)

Воспитатель: А как вы думаете, кто проживает рядом с Чувашской республикой? Какие республики приходятся нам соседями? (ответы детей: Мордовская республика, Татарстан..) Как называют тех, кто живет в Чувашии? Ответы детей: чуваши, В татарстане – татарки, татары, в Марийской республике – марийцы, марийки и.т.д.

Воспитатель: правильно, к нам приехали мордовочка и татарочка.

Воспитатель: Ребята, давайте обратим внимание на их одежу, какие они нарядные. Как вы думаете одежда у всех одинаковая?(ответы детей: нет)

Воспитатель: Правильно, ребята, у каждого народа своя национальная одежда. Чем же они отличаются друг от друга? (ответы детей: цветом, моделями, вышивкой)

Воспитатель: Правильно ребята, у каждого народа свой быт, свой выдуманный узор,  переданный из поколения в поколения.

Звучит музыка «Илемле»

ВоспитательРебята, я слышу музыку, как вы думаете, откуда она доносится? Этот предмет похож на музыкальную шкатулку? (ответы детей: нет).

Воспитатель: Это старинный чувашский сундук, он называется «арча». Сундук – это мебель наших предков. В старину чуваши в таких сундуках хранили свою одежду. Наша Илемпи сохранила эту традицию и тоже хранит свои ценные вещи в сундуке.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите заглянуть в этот сундук? Чтобы открыть сундук, давайте мы с вами сосчитаем до пяти на чувашском языке (дети хором: перре, икке, виссе, таватта, пиллек).

Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите сколько тут одежды. Давайте мы возьмем по одному предмету одежды и расскажем нашим гостям про нашу национальную одежду.

Д/и «Посмотри и назови) (дети называют обозначение орнамента).

После игры дети кладут салфеточки на стол

Воспитатель: Молодцы, мальчики и девочки, постарались. Посмотрите, ребята, оказывается наши гости пришли не с пустыми руками. Давайте посмотрим, что же они с собой принесли?

Воспитатель: Какие красивые иллюстрации, да, ребята? Что здесь изображено? (ответы детей: солнце)

Воспитатель: Издавна мастера вышивок славились умение создавать узоры невиданной красоты. Эти узоры имели определенное значение. Важное значение имели знаки огня, светил, земли, горы и небосвода. Каждый народ по-разному изображал узор. Вот у чувашей в вышивке главным элементом был узор солнца. Солнце изображалось в виде круга, крестика, квадратика, восмиугольника. Чуваши считали, что сила солнца в его лучах и от его сияния зависит жизнь на земле. Солнце греет землю, а земля дает хороший урожай.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята узор солнца – добрый знак? (ответы детей: да, добрый) Наши гости тоже считают узор солнца добрым знаком, и поэтому они решили показать нам их. Посмотрите на изображения, назовите сходства и различия трех солнц. (сравнение иллюстраций образов солнц татарского, мордовского и чувашского). Ответы детей: на всех солнцах имеются лучи, присутствуют теплые цвета: красный, оранжевый…)А какой характер у этих солнц?(ответы детей: добрый, ласковый)

Физкультминутка :»Тух-ха, Ванюк, урама»

Воспитатель: Молодцы ребята, как мы весело с вами поиграли и станцевали.

Воспитатель: Ребята, наша Илемпи очень хочет подарить подарки своим гостям, но не успела приготовить. Вы хотите помочь ей. У нее в сундуке лежат готовые элементы, нам нужно определиться какой же узор выбрала Илемпи для подарка.

Дети выполняют аппликацию

Воспитатель: Ребята, как мы уже сказали в узоре солнца мы видим добрый знак, а если дарим вещь на котором есть узор солнца, значит желаем добра и счастья человеку. (дарят присутствующим и гостям)

Итог занятия.

Воспитатель:

·        Ребята, в какой республике мы с вами живем?. (Чувашская Республика)

·        Кто сегодня к нам приехал в гости к Илемпи? (мордовочка, татарочка)

·        А откуда они приехали? (Республика Татарстан, Республика Мордовия)

·        Ребята у всех народов одежда одинаковая? (у каждого народа своя)

·        Чем украшают одежду разные национальности. (Узорами)

·        Какой узор у чувашей является самым главным знаком. Как оно раньше изображалось? Солнце, круг, квадрат, восьмиугольник)

·        Все народы одинаково представляли солнце? (Солнце каждый народ рисовал, вышивал по-разному, но одинаково значило для всех)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята»

       План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи  детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята» в страшей группе предназначен для педагогов, ...

План-конспект интегрированного занятия(развитие речи подготовительная группа) "В гостях у сказки"

Закреплять знаниядетей о сказках, активизировать желание детей перессказывать, вспоминая знакомые сказки. Формировать умение строить диалог между сказочными героями....

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

План – конспект интегрированного занятия физкультурно – речевого цикла «Зимушка – Зима!», для подготовительной к школе группы.

Цель:Содействие стремлению детей к преодолению нарушений в речевой и двигательной сфере.Задачи:  Коррекционно - воспитательные: - воспитывать устойчивый интерес к занятиям, - стрем...

План-конспект открытого занятия по речевому развитию вторая младшая группа

План-конспект по речевому развитию на тему "Путешествие к бабушке в деревню" вторая младшая группа...

План-конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Программное содержание:  развитие фонематического слуха и восприятия звука [ц], формирование правильного его произношения....

Технологическая карта. План - конспект открытого занятия по речевому развитию Тема: итоговое по проекту «Наши любимые питомцы»

Технологическая карта по речевому развитию - старшая группа. Мероприятие итоговое, открытое по теме проекта"Наши любимые питомцы". В занятии использованы: таблица Н.А. Зайцева - для чтения с...