Главные вкладки

    План-конспект занятия по речевому развитию "В гостях у Илемпи"
    план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

    Макомова Марина Анатольевна

        Введение детей в мир чувашского декоративно-прикладного искусства – вышивки, показ связи народного искусства с природой и жизнью человека.    Закрепление знаний о названии республики и его столицы.     Закрепление с детьми умения создавать образ чувашского узора «солнце», составлять симметричные узоры на квадратной форме. Развитие творческих действий и способность самостоятельного создания выразительного образа по мотивам чувашского, мордовского и татарского декоративно-прикладного искусства в технике аппликации. Воспитание эмоционально-положительного отношения к чувашскому народу, интереса к его прошлому, потребности в общении с произведениями декоративно прикладного искусства.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МАДОУ «Кугесьский детский сад «Крепыш»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    Тема:

     «В гостях у Илемпи»

    Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»

    Возраст детей: 5-6 лет

    Интегрирование с образовательной областью: «Художественно-эстетическое развитие»

    Подготовила и провела: Макомова Марина Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории.

    http://edu21.cap.ru/home/11169/novosti/mau%202017/29052017.jpg

    2019

    Обучающие задачи:

    ·        Продолжать вводить детей в мир чувашского декоративно-прикладного искусства – вышивки, показать связь народного искусства с природой и жизнью человека.

    ·        Закрепить знания о названии республики и его столицы

    ·        Закрепить умение создавать образ чувашского узора «солнце», составлять симметричные узоры на квадратной форме

     

    Развивающие задачи:

    ·        Развивать творческие действия и способность самостоятельного создания выразительного образа по мотивам чувашского, мордовского и татарского декоративно-прикладного искусства в технике аппликации

    ·        Развивать творчество в построении и цветовом строе узора, исходя из национальных особенностей чувашского декоративно-прикладного искусства.

    ·        Закрепить в речи детей названия предметов одежды на чувашском языке кепе, арсын кепе, писихи. тухья, сапата, масмак.

     Воспитательные задачи:

    ·        Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому, потребность в общении с произведениями декоративно прикладного искусства.

    Материал: деревяный сундук, предметы кукольной одежды национального принадлежания (масмак, саппун, тухья, пояс…) Квадраты красного цвета 20*20 см, треугольники желтого и зеленого зветов по 2 на каждого ребенка. клей, кисточки для клея, салфетки.

    Предшествующаяя работа: рассматривание чувашской национальной одежды в мини музее «Уголок краеведения», чтение детям чувашских легенд о трех солнца

    Ход занятия.

    Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы очень-очень рады вам, всем, кто пришел сегодня к нам! А собрались мы не напрасно, И чтобы было всё вам ясно, послушайте ребята стихотворение и  выскажите свое предположение о чем сегодня речь пойдет, что интересное нас ждет!

    Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,
    Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
    Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья,
    Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья. (Родина)

    Воспитатель: Ребята в какой республике мы с вами живем? А какой город является столицей нашей республики?( ответы детей: Чувашская Республика, Чебоксары)

    Воспитатель: посмотрите, ребята к нашей Илемпи приехали гости из соседних республик. Ребята, а вы знаете, кто такие соседи? (ответы детей: соседи – это те, кто живет рядом с нами)

    Воспитатель: А как вы думаете, кто проживает рядом с Чувашской республикой? Какие республики приходятся нам соседями? (ответы детей: Мордовская республика, Татарстан..) Как называют тех, кто живет в Чувашии? Ответы детей: чуваши, В татарстане – татарки, татары, в Марийской республике – марийцы, марийки и.т.д.

    Воспитатель: правильно, к нам приехали мордовочка и татарочка.

    Воспитатель: Ребята, давайте обратим внимание на их одежу, какие они нарядные. Как вы думаете одежда у всех одинаковая?(ответы детей: нет)

    Воспитатель: Правильно, ребята, у каждого народа своя национальная одежда. Чем же они отличаются друг от друга? (ответы детей: цветом, моделями, вышивкой)

    Воспитатель: Правильно ребята, у каждого народа свой быт, свой выдуманный узор,  переданный из поколения в поколения.

    Звучит музыка «Илемле»

    ВоспитательРебята, я слышу музыку, как вы думаете, откуда она доносится? Этот предмет похож на музыкальную шкатулку? (ответы детей: нет).

    Воспитатель: Это старинный чувашский сундук, он называется «арча». Сундук – это мебель наших предков. В старину чуваши в таких сундуках хранили свою одежду. Наша Илемпи сохранила эту традицию и тоже хранит свои ценные вещи в сундуке.

    Воспитатель: Ребята, а вы хотите заглянуть в этот сундук? Чтобы открыть сундук, давайте мы с вами сосчитаем до пяти на чувашском языке (дети хором: перре, икке, виссе, таватта, пиллек).

    Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите сколько тут одежды. Давайте мы возьмем по одному предмету одежды и расскажем нашим гостям про нашу национальную одежду.

    Д/и «Посмотри и назови) (дети называют обозначение орнамента).

    После игры дети кладут салфеточки на стол

    Воспитатель: Молодцы, мальчики и девочки, постарались. Посмотрите, ребята, оказывается наши гости пришли не с пустыми руками. Давайте посмотрим, что же они с собой принесли?

    Воспитатель: Какие красивые иллюстрации, да, ребята? Что здесь изображено? (ответы детей: солнце)

    Воспитатель: Издавна мастера вышивок славились умение создавать узоры невиданной красоты. Эти узоры имели определенное значение. Важное значение имели знаки огня, светил, земли, горы и небосвода. Каждый народ по-разному изображал узор. Вот у чувашей в вышивке главным элементом был узор солнца. Солнце изображалось в виде круга, крестика, квадратика, восмиугольника. Чуваши считали, что сила солнца в его лучах и от его сияния зависит жизнь на земле. Солнце греет землю, а земля дает хороший урожай.

    Воспитатель: Как вы думаете, ребята узор солнца – добрый знак? (ответы детей: да, добрый) Наши гости тоже считают узор солнца добрым знаком, и поэтому они решили показать нам их. Посмотрите на изображения, назовите сходства и различия трех солнц. (сравнение иллюстраций образов солнц татарского, мордовского и чувашского). Ответы детей: на всех солнцах имеются лучи, присутствуют теплые цвета: красный, оранжевый…)А какой характер у этих солнц?(ответы детей: добрый, ласковый)

    Физкультминутка :»Тух-ха, Ванюк, урама»

    Воспитатель: Молодцы ребята, как мы весело с вами поиграли и станцевали.

    Воспитатель: Ребята, наша Илемпи очень хочет подарить подарки своим гостям, но не успела приготовить. Вы хотите помочь ей. У нее в сундуке лежат готовые элементы, нам нужно определиться какой же узор выбрала Илемпи для подарка.

    Дети выполняют аппликацию

    Воспитатель: Ребята, как мы уже сказали в узоре солнца мы видим добрый знак, а если дарим вещь на котором есть узор солнца, значит желаем добра и счастья человеку. (дарят присутствующим и гостям)

    Итог занятия.

    Воспитатель:

    ·        Ребята, в какой республике мы с вами живем?. (Чувашская Республика)

    ·        Кто сегодня к нам приехал в гости к Илемпи? (мордовочка, татарочка)

    ·        А откуда они приехали? (Республика Татарстан, Республика Мордовия)

    ·        Ребята у всех народов одежда одинаковая? (у каждого народа своя)

    ·        Чем украшают одежду разные национальности. (Узорами)

    ·        Какой узор у чувашей является самым главным знаком. Как оно раньше изображалось? Солнце, круг, квадрат, восьмиугольник)

    ·        Все народы одинаково представляли солнце? (Солнце каждый народ рисовал, вышивал по-разному, но одинаково значило для всех)

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята»

           План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи  детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята» в страшей группе предназначен для педагогов, ...

    План-конспект интегрированного занятия(развитие речи подготовительная группа) "В гостях у сказки"

    Закреплять знаниядетей о сказках, активизировать желание детей перессказывать, вспоминая знакомые сказки. Формировать умение строить диалог между сказочными героями....

    План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

    Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

    План-конспект физкультурного занятия во второй младшей группе "В гости к бабушке"

    Программное содержание:Расширять представление детей о диких и домашних животных;Обогащать словарь детей словами: курочка, дятел, гуси, клюет, закреплять умение подражать голосам птиц;Воспитывать добр...

    План – конспект интегрированного занятия физкультурно – речевого цикла «Зимушка – Зима!», для подготовительной к школе группы.

    Цель:Содействие стремлению детей к преодолению нарушений в речевой и двигательной сфере.Задачи:  Коррекционно - воспитательные: - воспитывать устойчивый интерес к занятиям, - стрем...

    План – конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «В гостях у Песочной Феи» в средней группе.

    Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательнос...