Сценарии НОД по аппликации
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Погребная Ирина Витальевна

использование нетрадиционных техник в аппликации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарии НОД по аппликации30.43 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарии НОД по аппликации

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Использование нетрадиционных техник аппликации для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Занятия разработала и провела:

                           Погребная И.В. воспитатель МКДОУ Д/С № 90

 

                                       Тема: «Происшествие в лесу»

Цель: ребята к концу занятия смогут подобрать к фигурам зверей «шкурку», недостающие части их туловища и мордочки из природного материала и приклеить к фигуркам на картонке.

Задачи:

1.Создать условия для закрепления приемов работы с клеем ПВА и умения подбирать похожий природный материал для частей туловища зайки и мишки.

2.Способствовать развитию воображения и творческого мышления.

3.Способствовать воспитанию у детей доброго отношения к животным.

Материал:

1.Косточки, орехи, желуди, семечки в коробочках(природный материал),

2. Кружочки из ткани по размеру крышечек(ткань),

3.Клей ПВА

4. Картонки с заготовками фигур из крышечек от бутылок (бросовый материал)

Методы:

Предварительная работа: дидактическая игра «На что похоже?»

Цель: развивать внимательность, наблюдательность, учить находить сходство по форме, размеру.

Дети подбирают похожие семечки и косточки на изображенных предметах и раскладывают их на картинках. Можно подбирать несколько похожих семечек или косточек, если ребенок считает, что есть сходство.

Ход занятия:

Старичок-лесовичек приходит к детям и рассказывает о беде, которая приключилась у них в лесу. Зайки и мишки потеряли свои лапки, ушки, мордочки, свои шкурки и теперь они не могут бегать, прыгать, есть…»Вот пришел к вам, потому что только вы сможете помочь нашим зверушкам».

Педагог: «Ребята, сможем помочь зверушкам? (Да…) А как мы сможем им помочь? Предлагайте (предложения детей). (На столах у детей коробочки с природным материалом).

Работа детей, обыгрывание сделанной работы.

Как зовут их питомцев, почему они такие, какими их сделали дети?

«А теперь, давайте для зверушек спляшем танец, проводим их и отдадим старичку – лесовичку. Давайте позовем его».

Рефлексия

Приходит старичок – лесовичек, благодарит детей.

Расспрашивает их, как это им удалось помочь зверушкам? Из какого материала дети сделали недостающие части? (Ответы детей) А как называется эта деятельность, которой они сейчас занимались?

Обещает приходить к детям в гости. Прощается и уходит.

                                      Тема: «Морские забавы»

Цель: дети создадут из камушков и ракушек придуманных ими морских персонажей.

Задачи:

1.Предоставить детям возможность реализовывать свои идеи.

2.Создать условия для развития воображения и фантазии.

3.Способствовать воспитанию уважения к работам других детей.

Материал:

Камушки и ракушки, простые карандаши, картонки и картинка с изображением русалки.

Ход занятия:

Педагог рассказывает историю про русалку, которая осталась в своем морском царстве одна, ей очень грустно без друзей.

Что же мы можем сделать для нее, чтобы ей стало весело?

(Сделать ей друзей)

Каким образом?

Педагог предлагает детям самим справиться с этим заданием и выложить самых необычных морских обитателей.

Дети придумывают и выкладывают на картонке, используют карандаши и фломастеры, если это необходимо.

Физкультминутка на морскую тему» «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри».

Затем дети приступают к работе.

Во время объяснения педагог употребляет слова: аппликация, природный материал. Во время работы детей интересуется, что ребенок изображает, подбадривает, проявляя неподдельный интерес и восторг, помогает, если это необходимо ребенку.

Все дети рассматривают, получившихся персонажей, расхваливают каждую (помогает педагог) и подводят итог – как стало весело русалке с такими друзьями.

Рефлексия

Что мы сегодня узнали? Какое доброе дело сделали все вместе?

Чему научились, помогая русалке?

Педагог: вот как нам русалка помогла создать чудесных сказочных персонажей.

                                   Тема: «Что природа подарила»

Цель: дети познакомятся с различным природным материалом и создадут на чистом листе бумаги картины по своему желанию.

Задачи:

1.Познакомить детей с разнообразными сюжетными композициями из природного материала.

2.Способствовать развитию у детей интереса к занятиям с природным материалом

3.Способствовать воспитанию у детей бережного и благодарного отношения к родной природе

Материал:

Камушки, ракушки, семечки тыквы и дыни, косточки вишни и мандарина, картинки с изображением поделок и картин из этого материала,

чистые белые листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Ход занятия

Игровой момент – посылка с природным материалом и картинками от матушки - природы

Рассматривание природного материала - что это? Где есть это?

Рассматривание картинок

Вопросы:

1.Для чего нам это прислали?

2.Что это за материал? (Камушки, ракушки, семечки)

3. Семечки каких фруктов или ягод? (Тыквы, мандарина, …)

4.Что мы будем делать с этим материалом. ( Поделки)

5. Как называется этот материал? (Если дети не называют, то педагог знакомит их с названием)

6. Для чего нам картинки?

Педагог предлагает выбрать материал для своих картин, занять место за столом и начать работу – на чистом листе бумаги выложить какой-нибудь предмет, рисунок из природного материала, используя, если необходимо карандаши и фломастеры.

Дети выбирают понравившийся им материал и начинают работать над созданием картин.

Во время работы детей педагог поясняет, что они выполняют работу аппликативным способом, накладывая природный материал на листок.

Рассматривает работы детей, интересуется, что они изображают, подбадривает, хвалит.

По окончании дети рассказывают, что они изобразили.

Педагог оценивает все работы положительно, делая ее успешной.

Рефлексия

Закрепление того, что узнали – природный материал, аппликация, семечки тыквы, дыни, косточки мандарина и вишни.

                                   «Цветочек и божья коровка»

Цель: создадут маленькую картинку из семечек (цветочек) и ракушек (божья коровка).

Задачи:

1.Познакомить детей с различными способами наклеивания природного материала на основу.

2.Способствовать развитию у детей интереса к занятиям с природным материалом

3.Способствовать воспитанию у детей доброжелательного отношения друг к другу и положительного отношения к работам своих сверстников.

Материал:

Ракушки, семечки тыквы, косточки вишни, клей ПВА, фломастеры.

Ход занятия

Педагог приглашает детей к столу, где приготовлен необходимый природный материал для работы.

Педагог: «Ребята, сегодня мы с вами продолжим заниматься аппликацией из природного материала. Вы уже познакомились с разнообразным материалом, создали свои картинки и поделки по своему замыслу, а сегодня мы будем учиться работать с клеем ПВА и создавать композицию по образцу. Посмотрите на эти картинки, что на них? Правильно цветы, а вы хотите научиться делать такие же цветы? Хорошо. А кто знает, какого овоща эти семечки? Правильно, молодцы!

Сейчас я вам покажу, как сделать цветы из семечек».

Педагог показывает и рассказывает последовательность выкладывания цветка, начиная с сердцевины, как надо работать с клеем ПВА, используя два способа: выдавливая клей непосредственно на основу и выдавливая клей на семечко, дети работают тем способом, который им более удобен. Но сначала картинку из семечек надо выложить на основу, как они это делали без приклеивания, а потом приступать к приклеиванию.

Дети приступают к работе, сначала выкладывая цветок на основу, педагог контролирует процесс, помогает тем, кому это необходимо, по ходу поясняя, как надо выкладывать цветочек из семечек тыквы, используя тоже разные способы – разными концами семечка, тесно выкладывая семечки и не очень. Если дети сами начали выкладывать по- разному, обязательно это отметить и сказать всем детям, что хорошо, что они могут выкладывать цветочек разными способами. Когда дети приступят к приклеиванию, необходимо помочь детям справится с клеем ПВА. Показывать, рассказывать и помогать, объяснять про нажим на тюбик с клеем. Если надо маленькую капельку нажимать необходимо слегка, чуть-чуть.

Педагог: « Вот, ребята, сколько чудесных цветочков вы сделали, молодцы, сейчас оставьте свои картинки и идите ко мне.

Физкультминутка: дети танцуют под «Вальс цветов».

Педагог: « Ребята, на наши цветочки могу прилетать, отгадайте загадку, кто?

Подскажите мне отгадку на такую вот загадку:
Она будто вертолет, все стрекочет и поет,
Догадались, ребятня? Ну, конечно….(стрекоза).

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

Красный жучок в черную точку

Сел отдохнуть на красивом цветочке.

Он с крошечной маленькой черной головкой.

Зовется жучок этот … (божьей коровкой)

Далее педагог предлагает сделать божью коровку из ракушек, раскрасив их фломастерами и приклеив ее на своей картинке с цветочком.

Рефлексия

Вопросы детям:

- Чему сегодня научились?

- Из какого материала делали поделки?

- Как называется этот материал?

- Вам понравилось то, что мы сегодня делали?

- Почему?

- Что больше всего понравилось делать?

«Хорошо, ребята, все молодцы, хорошо поработали, старались и все получилось. После того, как поделки подсохнуть, можно будет раскрасить лепесточки».

 

 

 

 Тема: «Для мамочек » (комплексное занятие, коллективная работа )

Цель: ребята создадут коллективную композицию из различных цветов, созданных ими из разнообразных косточек и семечек.

Задачи:

1.Способствовать умению детей выкладывать несложные предметы (цветы) из природного материала.

2.Создать условия для творческого настроения и проявления творческих способностей.

3. Способствовать проявлению доброжелательного отношения друг к другу и работам других детей.

4.Способствовать развитию воображения, воспитанию чувства прекрасного во всех творческих проявлениях.

Материал:

1.Природный материал: косточки, семечки, орехи, шишки, сухоцвет.

2.Бросовый материал: листочки от искусственных цветов.

3.Клей ПВА

4.Картонки для каждого ребенка.

5.Картонка для коллективной работы.

Предварительная работа: создание цветков из семечек тыквы и дыни.

Ход занятия

Дети исполняют песню «Бабушке и маме»


После исполнения песни педагог спрашивает детей: «К какому празднику они разучивают стихи и песни о маме и бабушке?» (Ответы детей)

Педагог: « Ребята, а кроме песен и стихов, что можно приятного сделать для любимых мам и бабушек?» ( Ответы детей: помочь по хозяйству, сходить в магазин, обнять и поцеловать, сделать подарок, подарить танец).

Педагог хвалит детей за то, что они так много хотят сделать для своих мам и бабушек.

«Очень хорошо, что вы хотите сделать подарок, я предлагаю сделать вам одну общую картину, на которой вы изобразите цветы из семечек и косточек, которые вы уже учились делать на занятиях аппликацией, согласны? Хорошо, но прежде, чем мы приступим к работе над картиной, давайте повторим танец, который мы разучиваем к празднику».

Дети исполняют танец, затем приступают к аппликации из природного материала. Выбирают необходимый им материал и выкладывают свой цветочек на своей картонке, а после на общей картине находят для своего цветка место и приклеивают с помощью клея ПВА.

Педагог демонстрирует показ работы с клеем ПВА

Оформление картины шишками лиственницы, сухоцветом и листочками от искусственных цветов (бросовый материал).

Рефлексия:

Итак, чем мы сейчас с вами занимались? Каким видом деятельности?

Мы с вами сделали замечательную картину, как мы ее назовем?(Ответы детей – букет, поляна, цветы мамам…)

«Молодцы, хорошо, так и назовем. А скажите мне, из какого материала вы создавали цветы и картину в целом? (Если дети затрудняются ответить, то необходимо задать наводящие вопросы: «Как называется материал, который нам подарила природа? Как называется материал, который люди выбрасывают за ненадобностью, бросают его в мусор?»)

Хорошо, дети, я вами очень довольна, вы все очень хорошо поработали, ваши мамы и бабушки будут вами довольны и благодарны вам за ваш подарок». В конце занятия дети поют песню «Цветы для мамы» Юрия Верижникова.


 

«Сказочная птичка»

Цель: дети создадут свои работы, используя знакомый и новый природный материал (перья и скорлупа грецкого ореха) опираясь на образец и следуя своему замыслу.

Задачи:

1.Создание условий для закрепления приемов создания композиций из природного материала, приемов наклеивания и для закрепления знаний о природном материале.

2.Способствовать проявлению инициативы в создании своей поделки

3.Способствовать воспитанию у детей доброжелательного отношения к работам других детей и заботливого отношения к животным.

Материал: семечки, косточки, скорлупа грецкого ореха, перья, очищенные спички, клей ПВА, картонки.

Предварительная работа: изготовление поделок в самостоятельной деятельности детей и на предыдущих занятиях, рассматривание работ из природного материала.

Ход занятия

Педагог приходит на занятие с письмом от матушки – природы и зачитывает его.

«Дорогие ребята! Я очень рада тому, как вы полюбили занятия аппликацией с природным материалом. Я не зря вам отправила когда-то посылку и сейчас я тоже передаю вам еще материал, надеюсь, вы его знаете. Я знаю, что вы помогли уже и русалке, и зверушкам из леса, какие замечательные и отзывчивые дети. Спасибо вам за это. Я очень горжусь вами. Хочу, чтобы материал, который я вам передаю, помогал вам в воплощении ваших идей. Удачи вам!»

Педагог: «Вот, ребята, как вас хвалит матушка-природа, молодцы. Я тоже вами горжусь и очень довольна вашей работой.

- Сегодня у нас очень интересный материал, какой, кто знает, что это? (Ответы детей) Правильно, молодцы, знаете.

-Что или кого мы можем сделать, используя этот материал? (Ответы детей)

- Кто у нас в перьях? Правильно птички и я вам предлагаю изготовить птичек, но птичек необычных, райских, хотите? Но сначала я вам покажу фильм про сказочных птичек» (Презентация «Сказочные птицы»).

Дети смотрят фильм, отмечая красоту птиц.

Физкультминутка про птиц.

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

Педагог предлагает детям располагаться за столами на стульчиках, стоя, кому как удобно и начинать работу, следуя показу и инструкции педагога, но и воплощая и свои идеи в создании своей работы. Звучит музыка с щебетанием птиц.

Рефлексия:

Какие замечательные и красивые у нас птички получились, молодцы, дети.

- А скажите, из какого материала вы создавали своих птичек?

-Как вы считаете, вам удалось справиться с заданием?

-Почему вы так считаете?

-Что удалось лучше, а что хуже?

-Вам понравилось сегодняшнее занятие?

-А какое занятие было сегодня?

Педагог: « Сегодня мы познакомились с новым материалом и создали необычные поделки, давайте сфотографируем их и отошлем матушке-природе, вот ей понравится». Педагог фотографирует поделки и предлагает детям своих птичек разместить в уголке природы».

 

                                                       «Узоры»

Цель: дети создадут из семечек и косточек разнообразные орнаменты на деревянных спилах, следуя своему замыслу.

Задачи:

  1. Создание условий для закрепления знаний об орнаменте и выполнения орнамента необычным для детей способом;
  2. Способствовать проявлению активности и инициативы в выборе узора и материала для орнамента;
  3. Способствовать воспитанию у детей доброжелательного отношения к друг другу и работам других детей.

Материал: семечки, косточки, деревянные спилы, клей ПВА.

Предварительная работа: дидактическая игра «Чье семечко?» Работа с природным материалом на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Ход занятия:

К детям на занятие приходит знакомый им старичок-лесовичек и приносит деревянные спилы.

«Вот деревце в моем лесу погибло, жалко его, но я вспомнил, что у меня есть знакомые ребята в детском саду, которые любят заниматься аппликацией, используя природный материал, и вот решил вам наготовить вот такие спилы. Может на что-то сгодится, и деревце обретет вторую жизнь в ваших поделках». Дети благодарят старичка-лесовичка и обещают ему сделать что-нибудь очень интересное.

Старичок-лесовичок: « А я вот знаю, что вы умеете создавать красивые узоры из цветной бумаги, орнамент называется. Это правда? А что если вы и из семечек и косточек создадите орнамент на спиле, будут очень красивые и разнообразные кругляши».

Детям эта идея нравится, и они с удовольствием соглашаются воплотить ее. Старичок-лесовичек говорит, что у него много дел в лесу и прощается с ребятами, обещает придти и посмотреть, что у детей получится.

Педагог приглашает детей пройти к выставке рисуночных орнаментов, и вспомнить по каким принципам выкладывается орнамент. Затем дети проходят к рабочим местам, отбирают необходимый материал для создания орнамента по своему замыслу и начинают работу. Перед работой педагог поясняет, что необходимо выдавить совсем маленькую капельку клея на спил и на нее уже выкладывать семечку или по всему кругу маленькой ниточкой и потом друг за другом выкладывать материал. По ходу работы педагог помогает справляться с клеем.

Рефлексия:

Педагог: « Какие вы, ребята, художники, так хорошо справились с работой, очень красивые кругляши получились. Нравиться вам?» А чьи работы, кроме своей еще нравятся? Какие семечки и косточки вы использовали для орнамента? Понравилась эта работа?»

Педагог обращает внимание детей на то, как расположены на столе кругляши и на что это похожа композиция из них. Дети выдают свои идеи, самую интересную педагог предлагает воплотить после занятия.

 Тема: «детская фантазия»

Цель: дети создадут свои работы из природного материала по памяти, по воображению, используя знакомый материал.

Задачи:

1.Создание условий для закрепления приемов создания композиций из природного материала, приемов наклеивания и для закрепления знаний о природном материале.

2.Способствовать самостоятельному решению в создании своей поделки, умению выбирать из большого количества необходимый материал.

3.Способствовать воспитанию у детей доброго и заботливого отношения к родной природе.

Материал: семечки, косточки, скорлупа грецкого ореха, перья, веточки от деревьев, очищенные спички, клей ПВА, картонки.

Предварительная работа: изготовление поделок в самостоятельной деятельности детей и на предыдущих занятиях, рассматривание работ из природного материала.

Ход занятия:

Педагог: «Ребята, вы уже так много создали поделок и картин, все они очень красивые и интересные. Но все это вы создавали по образцу, используя картинки, мой показ, и вот настал день, когда я вам доверяю самостоятельно изготовить свою аппликативную работу, справитесь? Хорошо, я и не сомневалась. Перед вами разнообразный природный материал, придумайте, что вы будете создавать, из какого материала и приступайте к работе, вы справитесь, удачи».

Дети работают самостоятельно. Звучит тихая песня на тему природы:

« Давайте сохраним»

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра.

Касатку в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда и на Земле

Мы сами сохранимся!

Рабочие места и необходимый материал расположены так, чтобы дети передвигались, выбирая материал. Таким образом, они и не устанут сидя за столами. Разрешается работать стоя, если это удобно ребенку, можно уединиться за отдельным столиком.

Педагог подбадривает детей, способствует проявлению творческого подхода к работе.

Рефлексия:

Педагог: «Ребята, я очень довольна вашей работой, очень красивые поделки, некоторые можно отгадать, что это, а некоторые нет. Поделитесь своими идеями, что вы создали».

Дети делятся своими идеями, рассматривают поделки других детей, говорят о том, что им понравилось в других работах».

- Какой материал вы использовали для своих работ?

- Получилось ли выполнить то, что задумывали?

- У кого не получилось, кто так считает?

- Почему?

- Что вы хотели создать сначала?

- Что получилось в итоге?

- Вы довольны своей работой?

- Почему?

«Молодцы, вы настоящие художники и творцы».

 

 

 

«Сам себе художник»

Цель: дети создадут из разнообразного природного материала на подготовленных основах-картинках необычные картины, воплощая свои идеи, следуя своим замыслам, применяя полученные знания и умения.

Задачи:

1.Создание условий для самостоятельного творческого процесса детей.

2.Способствовать проявлению активности и инициативы в выборе сюжетов и материалов.

3.Создание теплой и дружественной атмосферы для демонстрации творческих способностей детей.

Материал: разнообразный природный материал: семечки, косточки, ракушки, засушенные растения, бросовый материал: искусственные цветы, клей ПВА.

Предварительная работа: самостоятельная деятельность с использованием нетрадиционных техник аппликации.

Ход занятия

На занятие приходит старичок - лесовичок, приносит от матушки - природы основы – картинки с изображением аквариумов, полянок, лесных опушек.

Старичок – лесовичок: «Вот, ребята, я снова у вас, мне очень нравится, как вы работаете, творите, какие интересные картины и поделки делаете. Матушка – природа тоже наблюдает за вами и она очень довольна вами и в знак благодарности дарит вам эти картинки».

Педагог: «Картинки очень красивые, летние, яркие, но чего-то в них не хватает, как вы думаете, ребята? Старичок – лесовичок, а ты как думаешь?»

Старичок – лесовичок: «А я думаю, что, если на них чего- то не хватает, это для вас, ребята совсем не проблема, правда ведь? Вы обязательно что-нибудь придумаете и сделаете прекрасную аппликацию из любого материала».

Педагог: «Раз так, то мы готовы, да, ребята? Скажем большое спасибо старичку – лесовичку, передадим спасибо матушке – природе и приступим к работе».

Дети выбирают для себя картинку – основу из множества предложенных, подходят к столу, на котором размещен разнообразный материал, выбирают подходящий для воплощения своей идеи, замысла. Затем выкладывают на основе сюжет, подбирают, пробуют другие идеи. После того, как сюжет выложен, дети приступают к приклеиванию материала на основу. Когда картина будет готова, дети придумывают название своей картине.

Во время работы дети передвигаются по группе, выбирая на одном столе картинки – основы, затем за другим столом материал, кто-то работает стоя, кто- то располагается за столом, если есть необходимость, снова идут выбирать материал, а так же увлечены творческим процессом, поэтому надобности в физкультминутке нет.

Рефлексия:

Педагог: «Жаль, что старичок – лесовичок незаметно удалился, видимо опять много дел у него в лесу, и не увидел, какие прекрасные произведения искусств вы создали. Но он опять обязательно вернется и посмотрит на ваши картины.

- Расскажите, как называются ваши картины, что на них изображено?

-Нравятся вам ваши картины?

- Получилось воплотить то, что задумали?

- Нравятся вам картины других детей?

- Чем они вам нравятся?

Мы с вами много работали, вы стали настоящими художниками и теперь можете сами придумывать свои сюжеты, подбирать любой материал для аппликации, это не сложно. Желаю вам удачи и творческих побед!»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий НОД по аппликации "Остров князя Гвидона" в подготовительной к школе группе (коллективная работа)

В данном  материале предлагается сценарий коллективной аппликации по известной сказке А.С. Пушкина....

Сценарий НОД по аппликации из ниток

Сценарий НОД по аппликации из мелко нарезанных ниток...

Сценарий открытого занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Непоседы» Аппликация из ниток «Подарок папе. Парусник»

  ·        Продолжать раскрывать творческий потенциал личности ребенка;·        Продолжать развивать воображение, прос...

Сценарий открытого занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Непоседы» Аппликация из ниток «Подарок для мамы. Букет»

·        Продолжать раскрывать творческий потенциал личности ребенка;·        Продолжать развивать воображение, пространственное м...

Сценарий занятия по Художественному творчеству(аппликация) в старшей группе.

Аппликация из бумаги «Флаг России» можно сделать к 12 июня или любому другому патриотическому празднику. Можно приурочить ее и к знакомству детей с символами государства – гербом, гимном и флагом....

Сценарий интегрированной образовательной деятельности музыка+аппликация "Краски осени"

Данное занятие было показано на МО музыкальных руководителей города...