Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия по теме «Осень» для детей старшего дошкольного возраста.
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Горохова Ольга Ильинична

    Цель: Закреплять представления детей о характерных признаках осени.

    Задачи:

    1. образовательные:

    - закрепить представления об изменениях, происходящих осенью в природе; учить устанавливать связь между временем года и изменениями в жизни растений.

    - продолжать формировать умение различать некоторые деревья;

    - формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»);

    2. развивающие:  Продолжать обобщать и систематизировать знания детей об осени, подбирать прилагательные к существительным, упражнять монологической и доказательной речи. Развивать художественное видение, творческое восприятие. Развитие мелкой моторики.

    3. воспитательные:

     - воспитывать познавательный интерес; стремление доводить начатое дело до конца.

     

    Интеграция областей - развитие: речевое, познавательное, физическое, художественно-эстетическое.

    Предварительная работа:

    - наблюдения за деревьями на прогулке; беседы об осени;

    - чтение художественных произведений: , «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина.

    - разучивание стихов и поговорок об осени;

    - прослушивание музыки и разучивание песен об осени;

    - рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин с изображением осенней природы;

    - изобразительная деятельность групповая и индивидуальная по теме: «Природа осенью»; поделки из природного материала.

    - Покраска тыквенных семечек в «осенние»цвета.

    Материалы и оборудование: запись музыкальных произведений: П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня», окрашенные тыквенные семечки, картинки с изображением деревьев.

    Демонстрационный: картина «Золотая осень»

     

     

    Ход занятия

    Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие. Проходите и садитесь на стульчики.

    Послушайте музыкальное произведение великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Как плавно льется нежная музыка, в ней сожаление об увядающей природе.

     

     

     

     

    (звучит музыка). Какие слова можно подобрать к этой музыке? (Задумчивая, яркая, замечательная). А какое время года она вам напоминает? (Осень)Показ картины)

     

    Воспитатель: Молодцы, ребята, Давайте теперь закроем глаза и представим, что мы попали в сказочный лес. (Звучит музыка)

    Сюрпризный момент. Раздается стук(появляется кукла Лесовик)

    Воспитатель: Здравствуйте, дедушка! Кто же вы такой?

    Лесовик: Здравствуйте, ребята! Я старичок - лесовичок. Живу в лесу и охраняю его. Скучно мне стало в лесу, хочу с вами поиграть  и узнать: Что вы знаете об осенней природе?

    Воспитатель: Лесовичок интересуется еще что вы знаете про осень? Расскажите об осени, какая она бывает?

    Если осенью идет дождь, то она…(дождливая).

    Если дует ветер, то она…(ветреная).

    Если тепло, то она…(теплая).

    Если сыро, то она …(сырая).

    Если пасмурно, то она… (пасмурная).

    Если холодно, то она… (холодная).

     

    Лесовик: Присаживайтесь (дети садятся на коврик).

    Лесовик:

    Скажите на какие 3 периода делится осень? (Ранняя, золотая, поздняя)

    - Ранняя осень к какому осеннему месяцу относится? (К сентябрю; золотая -к октябрю; поздняя- к ноябрю)

    Какой период осени сейчас?

     Какой период осени наступит? (период поздней осени)

    Какая она, поздняя осень? Вспомним приметы поздней осени. Отвечайте полными предложениями. (Часто идут дожди, иногда снег, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (Сапоги, куртки, шапки). Птицы улетают в теплые края… С деревьев опадают листья - почти облетели, деревья потемнели, гнутся от сильного ветра, по небу плывут темные тучи. Вам нравится поздняя осень? Почему?

     

    А сейчас мы поиграем в игру об осени, которая называется «Закончи предложение». Готовы?

     

    Листья на деревьях пожелтели, потому что… (наступила осень).

    Люди на улице раскрыли зонты, так как… (пошел дождь).

    Малыш промочил ноги , потому что… (наступил в лужу).

    Птицы улетают на юг, потому что… (наступили холода).

    Мальчик посмотрел в окно ему стало грустно… (так как погода стояла пасмурная, и на улицу нельзя было пойти и поиграть во дворе).

    Люди одели теплые куртки ,потому что..

     

       - Давайте встанем в осенний хоровод и еще раз вспомним осенние месяцы.

    Физ. минутка:

    Листья на ветках

    Всё лето висели. (Руки подняты вверх и раскачиваются влево - вправо)

    Сентябрь наступил

    И они пожелтели. (Руки на верху, повороты кистями "шарики-фонарики")

    Октябрь с собою

    Принес листопад. (Плавно опускаем руки вниз)

    Листья слетают

    И в танце кружат. (Вращение вокруг себя в одну и в другую стороны)

    Ноябрь пришел,

    Весь листья облетели (Присели)

    И под ногами

    У нас зашумели. (Трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев)

     

     

    Лесовик: Подойдите к столу картинки с изображением деревьев.

     

     

    Лесовик: Ребята, а вы любите загадки отгадывать? У меня тут припасены кое-какие. (Дети находят картинки с изображением отгаданных деревьев).

    .Я – богатырь, в лесу расту,

    Для белки домиком служу,

    А те плоды, что упадут,

    Кабанчики всегда найдут. (Дуб)

     

    Меня сажают вдоль аллей,

    Ты обижать, смотри, не смей,

    Медок мой пчелки собирают,

    И чаем вкусным угощают

    Кора моя на лапти гожа,

    Скажи, я на кого похожа? (Липа)

     

    Плакучая, ветвистая,

    Как речка серебристая,

    Я у прудов, озер расту,

    Меня ты встретишь и в лесу,

    Я ветками к земле склоняюсь,

    На бал осенний собираюсь. (Ива)

     

     

    Осень в сад к нам пришла,

    Красный факел зажгла.

    Здесь дрозды, скворцы снуют,

    И, галдя, его клюют. (Рябина.)

     

    Это дерево- трусишка.

    Вся трясется, как зайчишка.

    Листья- красные монетки.

    Целый день дрожат на ветке. (Осина)

     

    Что за дерево- краса,

    Ниже пояса –коса?

    Да волшебный стройный стан,

    Да беленый сарафан,

    Да сережки, словно слезки,

    У красавицы…. (Березки)

     

    Вот колючка- недотрога!

    Лучше ты ее не трогай,

    Ой, остры иголочки,

    У зеленой…. (Елочки)

     

    У меня в лесу много деревьев.

    Лесовик: Чем деревья похожи между собой (У всех деревьев есть ствол, корень, ветки) А чем отличаются друг от друга? (Лиственные - у деревьев есть листочки, а у других иголочки- хвойные. А еще они отличаются по цвету коры (Береза).

    Дидактическая игра «Назови листочек» (Воспитатель бросает мяч и называет дерево, а дети называют листок данного дерева)

    дуб – дубовый

    клён – кленовый

    осина - осиновый

    рябина – рябиновый

    берёза – берёзовый

    тополь – тополиный

    калина - калиновый

     

     

     

    Воспитатель: Лесовичок, в лесу сейчас листопад и ребята очень хорошо знают признаки осени, они много рисовали осенних картин. А сегодня мы хотим показать тебе аппликацию из природного материала. Как можно показать осень в аппликации? Какие цвета нужны для изображения осени? (Осенью больше всего желтого, красного, коричневого цветов)

    А листики осеннего дерева мы будем из тыквенных семечек , которые мы свами  ранее приготовили. Выбирайте нужный цвет - это будут листочки, оставшиеся на дереве. (Дети выполняют работу, воспитатель помогает при затруднении).

    Звучит музыка. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет».

     

    Раз, два, три, четыре, пять(поочередно загибают пальчики на руке, начиная с большого)

    Будем листья собирать (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

    Листья березы, - поочередно сжимают и разжимают кулачки.

    Листья рябины, - поочередно загибают пальчики на руке, начиная с большого.

    Листики тополя,

    Листья осины,

    Листики дуба мы соберем - шагают по столу средним и указательным пальчиками.

    Маме осенний букет отнесем.

     

    Коллективная работа «Соберем осеннее дерево».

    Посмотрите, какое красивое осеннее дерево! Мы эту работу подарим Лесовику. Когда он заскучает в своем лесу, то, посмотрев на эту картину, вспомнит, как приходил к нам в гости, играл с нами и ему сразу станет весело. (Ответы детей).

    Лесовик: Ой, ребята, разве можно такую красоту отдавать? Давайте вы оставите ее у себя и родителям покажите, а я буду к вам в гости приходить. Часто-часто, каждый год! Буду играть с вами и веселиться. И вы ко мне в гости приходите. А теперь мне пора. Нельзя лес без присмотра оставлять. До свидания, ребятушки!

    Рефлексия : Молодцы, справились с заданиями Лесовичка! Какое задание вам больше всего понравилось? Запомнилось?

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное занятие на тему "Осень" для детей старшего дошкольного возраста

    Составляя занятие, ставила перед собой следующие задачи:-систематизировать знания детей об осенних месяцах, перелетных птицах; -развитие кругозора, речи и мышления; -развитие слухо-моторной ко...

    Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие по солнечному Узбекистану".

    Предлагается конспект обобщающего занятия по ознакомлению детей старшей и подготовительной группы с культурой республики Узбекистан. Задачи занятия - воспитание толерантного отношения к людям других н...

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Хантыйский орнамент - как элемент декоративно-прикладного искусства".

    Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с жизнью и бытом коренных народов той местности, в которой они проживают, с историей появления предметов и изделий с орнаментами. В конспекте даётся ...

    Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Космическое путешествие»

    Применяемая технология: ИКТ, презентация «Космическое путешествие»Цель:  Продолжать знакомить  детей с планетами, с историей освоения космоса и первым космонавтом, воспитывать чувство патрио...

    Конспект интегрированного занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры на тему: «Дерево доброты».

    Программные задачи:- формировать чувство восхищения родной природой, воспитывать бережное отношение к ней , отзывчивость на богатство её проявлений;-закреплять умение передавать в рисунке эстетические...

    Конспект интегрированного занятия «Краски Осени» для детей старшего дошкольного возраста

    Цель: формировать у детей представления о признаках осени, умение узнавать и называть их, активизировать речь детей, расширять представление об окружающем через опытно-экспериментальную деятельность, ...