познавательно-исследовательский проект для старшей группы "В мире материалов"
проект по аппликации, лепке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Белогруд   Мария Викторовна

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: "Из каких материалов созданы окружающие предметы? Какими свойствами они обладают? Почему именно из этих материалов сделаны те или иные предметы?"

Цель проекта: предложить систему работы, направленную на формирование представлений детей о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны окружающие нас предметы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "В мире материалов"24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект для старшей группы «В мире материалов».

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Автор проекта: Белогруд М. В.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 5 дней.

Тип проекта: познавательный, исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Возраст детей: 5-7 лет.

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: "Из каких материалов созданы окружающие предметы? Какими они свойствами обладают? Почему именно из этих материалов сделаны те или иные предметы?»

Цель проекта: предложить систему работы, направленную на формирование представлений детей о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны окружающие нас предметы.

Задачи проекта

Для детей:

- обучающие:

Приобщение к процессу познания, побуждение интереса к предлагаемой деятельности.

Расширение и закрепление представлений о материалах, из которых сделаны окружающие нас предметы (дерево, пластмасса, стекло, глина, ткань).

Учить выделять свойства материалов: мягкость - твердость, гладкость - шероховатость, прочность - гибкость и.т.д.

Привлечь детей к участию в экспериментальной деятельности. Упражнять в умении проводить несложные опыты с  предметами, сделанными из разных материалов, на основе этого делать выводы.

 - воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.

Воспитывать и развивать эстетическое восприятие, умение любоваться красотой окружающих предметов, сделанных из разных материалов.

Воспитывать умение безопасного использования предметов, опираясь на свойства материала, из которого сделаны эти предметы.

Для педагогов:

Подбор методических, дидактических материалов по данной теме.

Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта.

Создание условий, стимулирующих развитие опытно-экспериментальной деятельности детей.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

Имеют представление о свойствах предметов из ткани, глины, стекла, дерева, пластмассы; различают  их, выделяют их качества.

Определяют, как и где могут использоваться эти материалы.

Имеют представление о безопасном и бережном использовании предметов из разных материалов (непрочные, шероховатые, хрупкие, тяжелые).

Этапы проекта

1 этап

Подготовительный: (формулировка проблемы, планирование результатов / продуктов проекта)

  • Определение темы.
  • Постановка проблемы перед детьми
  • Информирование родителей о предстоящей теме и проблеме.
  • Наблюдение за действиями  и высказываниями детей по данной теме.
  • Подбор наглядного материала  и ознакомление с методической литературой, знакомство с нетрадиционными формами работы.
  • Составление плана работы по реализации проекта

2 этап: Основной: (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

  • Формируем мотивацию, связанную с внутренним желанием узнавать что-то
  • Помогаем узнать Печкину из каких материалов сделаны окружающие предметы? Какими они свойствами обладают? Почему именно из этих материалов сделаны те или иные предметы?
  • Организация и проведение различных обучающих и развивающих форм деятельности.
  • Поощрение проявления самостоятельности в решении проблемных ситуаций.
  • Организация различных форм работы с родителями

 Вхождение в проект.

Цель: предложить систему работы, направленную на формирование представлений детей о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны окружающие нас предметы.

В гости приходит почтальон Печкин. Он приносит с собой загадочную посылку, адресованную детям группы.

В ней линейка из дерева, игрушки из стекла, пластмассы и глины, платочек из ткани.

Печкин удивлён: «почему эти вещи такие нужные и в то же время такие разные

Давайте поможем Печкину, расскажем:

"Из каких материалов сделаны окружающие предметы? Какими они свойствами обладают? Почему именно из этих материалов сделаны те или иные предметы? "

Введение детей в проблему: "Расскажем Печкину,  из каких материалов сделаны окружающие  предметы? Какими свойствами они обладают? Почему именно из этих материалов сделаны те или иные предметы? Для чего нам нужны разные материалы?  Как мы узнаем, из каких материалов они сделаны? Какими они свойствами обладают? " - рассуждения детей, вопросы - ответы.

 «Почему именно из этих материалов сделаны те или иные предметы? » - постановка главного  основополагающего  вопроса, на который хотим найти ответ.

 Как  мы можем найти ответ на этот вопрос? (подвожу детей  к заключению, что надо сделать опыты).

Активное непосредственное участие в формах работы, предлагаемых педагогами и самими детьми:

 Рассматривание образцов  разных материалов, иллюстраций по темам "Одежда", "Мебель", "Игрушки", «Посуда»

Рассматривание иллюстраций  изделий из разных материалов в энциклопедии для детей "Хочу все знать!" под редакцией Т.Н.Нуждиной

 Экспериментальная деятельность.

 Проявление самостоятельности и творческих способностей.

 Формирование умений устанавливать причинно- следственные связи в ходе экспериментальной деятельности. 

 Накопление  знаний  о материалах, их свойствах и области их применения.

 Проявление умения самостоятельно определять, из  каких материалов сделаны предметы, какими они обладают свойствами. почему именно из этих материалов сделаны эти предметы  и  как с ними надо обращаться.

3 этап: Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия - размышление над новым знанием или опытом)

  • Оформление  фотоматериалов  в альбом по опытно- экспериментальной деятельности
  • оформление информации для родителей "Удивительные поделки из разных материалов"
  • Оптимизация знаний  о материалах, из которых сделаны окружающие предметы.

 

План работы по реализации проекта

Мероприятие

Материалы  

Содержание работы

1

Знакомство с материалом ткань

Четверг 16 января

Платочки ситцевые белые, краски, кисточки, вода, салфетки

Просмотр мультфильмов: «Ситцевая улица» и «Как крот себе сшил штанишки»

Просмотр презентации «Одежда»

Художественно-эстетическое развитие – рисование «цветные платочки»

2

Знакомство с материалом пластмасса

Вторник 21 января

Конструктор лего, фигурки животных.

Рассматривание предметов из пластмассы

Конструктивная деятельность – вольеры для животных

Сюжетно-ролевая игра «В зоопарке»

3

Знакомство с материалом стекло

Пятница 24 января

Файлы прозрачные, краски витражные, трафареты витражей

Просмотр презентации про стекло, рассматривание предметов из стекла.

Художественно-эстетическое развитие – рисование на стекле «цветные витражи».

4

Знакомство с материалом дерево

Среда 29 января

Заготовки деревянные, цветные карандаши, краски, кисточки, баночки с водой, салфетки

Чтение художественной литературы – С.Я.Маршак «откуда стол пришёл?»;

Дидактическая игра «Найди такой же материал»

Художественно-эстетическое развитие – рисование карандашами и красками на дощечке «орнамент».

5

Знакомство с материалом глина

Понедельник 3 февраля

Песок обыкновенный, песок кинетический, глина для лепки, солёное тесто, пластилин

Чтение художественной литературы – Татьяна Кирюшатова «Про деда Филимона и волшебную глину»

Опытно-экспериментальная деятельность – сравнение материалов для лепки (песка обычного, песка кинетического, пластилина, солёного теста и глины), заполнение таблицы сравнительного анализа (Приложение)

Художественно-эстетическое развитие – лепка из глины «кружечка»

Приложение

Таблица сравнительного анализа пластичных материалов

Песок обычный

Песок кинетический

Пластилин

Солёное тесто

Глина

Сыпучесть

Твёрдость

Водопроницаемость

Растворимость

Пластичность

Степень прочности готового изделия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский краткосрочный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»

В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб...

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группы Форма организации: экспериментирование. Тема. Какая бывает вода?

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группыФорма организации: экспериментирование.Тема.  Какая бывает вода?Цель. Формировать представ...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» Познавательная исследовательская деятельность для детей старшей группы (5-6 лет) на тему: «Земля на глобусе»

Конспект НОДпо ОО «Познавательное развитие»Познавательная исследовательская деятельность  для детей старшей группы (5-6 лет)на тему: «Земля на глобусе»...

Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности "Чудо магниты" (старшая группа)

Познавательско-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста -один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает  окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и...

Проект по познавательно - исследовательской деятельности для детей старшей группы «Каменная сказка»

Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют  возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «ка...