Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию (лепка) в старшей группе по мотивам дымковских игрушек «Олешек».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Ерохина Марина Николаевна

Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративном искусстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_oleshek.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по художественно - эстетическому развитию (лепка) в старшей

группе по мотивам дымковских игрушек

«Олешек».

        

Цель:  Систематизировать и закреплять знания детей о народном декоративном искусстве.

Задачи:

  • Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек.
  • Учить лепить фигуру из целого куска, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания.
  • Обогащать и расширять художественный опыт детей.
  • Развивать творческие способности.
  • Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Материалы и атрибуты: дымковские игрушки; иллюстрации с изображением элементов дымковской росписи.

Материалы для детей:  пластилин, стека, дощечки, салфетки (бумажные, влажные).

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи; рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов.

Ход занятия

Воспитатель:  - Здравствуйте, ребята! Сегодня по дороге в детский

сад увидела я почтальона. Почтальон по парку ходил, по дорожкам бродил,

Детский сад искал. Дорогу не мог найти, заплутал.

Нёс он нам письмо. (Показывает детям письмо)

 Воспитатель: -  От кого оно? (Открывает конверт читает.)

«Здравствуйте, ребятки, - Ульянки и Ванятки, Маши и Саши,

Пети и другие дети! Если любите играть, Лепить и рисовать,

Приезжайте в гости! Милости просим! Игрушки из села Дымково».

Воспитатель: - Ребята, хотите отправиться в мастерскую дымковских игрушек?

Дети: - Да, хотим!

Воспитатель: - Так давайте полетим. На чём мы можем полететь ? (дети предлагают варианты ответов.)

Воспитатель:- А на чём мы свами полетим, вы узнаете отгадав мою загадку.

Крылатый, но не птица,

Летает в небесах.

В мгновенье может скрыться

В пушистых облаках.

Когда взлетает в небо

И набирает ход-

Закладывает уши,

Что это?...

Дети:- Самолёт!

Воспитатель: - Предлагаю воспользоваться самолётом. На нём мы все сможем уместиться.

Воспитатель: - Все готовы? Самолет взлетает (имитируем с детьми полёт на самолёте)

Физминутка «Самолёт»

Мы - отважные пилоты,

Повели мы самолёты,

Подлетаем мы к окну,

Набираем высоту.

До доски мы полетели

И к шкафу поближе сели.

Вот над столом мы покружились

И на стулья опустились.

Воспитатель: - (Рассказ о дымковской игрушке, звучит тихо мелодия на народную тему.…)

 «Давным - давно недалеко от города Вятки на берегу реки, жили в одном селе люди. Когда становилось холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливали печи.

Дым окутывал все крыши домов, да так, что ничего не было видно, только один дым. И поэтому это село назвали Дымково. Люди в этом селе трудились в поле, пасли скотину, а маленькие детки играли на лугу, шутили. У этих детей не было таких игрушек как у вас.

И задумались все взрослые, чем порадовать детишек. Они набрали на берегу реки красную глину и вылепили разные игрушки, просушили, обожгли их в печи, покрыли мелом разведённом на молоке и расписали красками. Вот так и появились эти яркие, весёлые и задорные игрушки.

В начале лепили свистульки в виде коней, медведей, баранов, козлов, уточек, а игрушки стали лепить чуть позже. Все свистульки и игрушки лепили и расписывали только женщины и девочки. Потом эти игрушки и свистульки стали продавать на ярмарке. Всем очень полюбились игрушки умельцев из Дымково и стали их называть ласково "дымка".

Воспитатель: - Узор на игрушках очень простой. Посмотрите и скажите, какие узоры вы видите?

Дети: -  Мы видим разные кружочки, полоски, точки, ромбики.

Воспитатель: - Правильно, узор состоит из клетки, кругов, точек полосок, зигзагов и ромбиков. Расписывают их самыми яркими, весёлыми красками. Каких только игрушек не лепят, посмотрите, всадники, дамы, кавалеры, птицы, звери, сказочные персонажи.

Воспитатель: - Отгадайте мою загадку и узнайте, что вы будете лепить:

Стоит на стройных ножках –

Вся краса в рожках. (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, это олешек. Обратите внимание на схему!

 (на плакате – образцы и приемы лепки)

Показ воспитателя:

Лепить будем из пластилина. В первую очередь нужно разделить кусок пластилина на две части, так, чтобы одна часть была больше другой. Теперь скатайте из них две колбаски. Длинная и толстая колбаска – это туловище и ноги, а короткая и тонкая – это шея и голова. Толстую колбаску

зрительно делим на три равные части. Разрезаем стекой толстую

колбаску с двух сторон (первую и третью части).

Выгибаем среднюю часть толстой колбаски (это туловище). Ножкам придаем

округлую форму. Берем тонкую колбаску и отрезаем небольшой

сегмент наискосок. Скошенной стороной прикрепляем колбаску к туловищу. Хорошо разглаживаем места соединения. Верхнюю часть тонкой колбаски

сгибаем и формируем голову олешка. Делаем два треугольных ушка методом отщипывания от большого куска пластилина. Ушки должны быть толстенькие иначе они сломаются при покраске. Делаем рожки. Раскатываем колбаску, она так же не должна быть очень тонкой, иначе может сломаться при покраске. Колбаску (рожки) сгибаем пополам и закрепляем между ушек.

Хорошо сглаживаем места креплений. Делаем маленький хвостик

и прикрепляем к туловищу.

Воспитатель:  - Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши

работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. А перед работой сделаем разминку.

 

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

Вот этот самый толстый пальчик у меня,

(сгибаем и разгибаем большой палец)

Вместе с ним танцуют все мои друзья.

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Это самый ловкий пальчик у меня,

(сгибаем и разгибаем указательный палец)

Вот это самый длинный пальчик у меня

(сгибаем и разгибаем средний палец)

Вместе с ним танцуют все мои друзья.

(сжимаем и разжимаем кулачки)

А это пальчик – мальчик, лучший у меня,

(сгибаем и разгибаем мизинец)

Вместе с ним танцуют все его друзья.

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Все мои пять пальцев – дружная семья,

(сжимаем и разжимаем кулачки по очереди)

И, когда они танцуют, танцую с ними я!

(хлопки в ритме текста)

Воспитатель: - Вот и размяли пальчики, приготовились к работе. А чтобы было легко работать, мы послушаем русскую народную мелодию. (самостоятельная работа детей)

(Воспитатель во время работы старается помочь тем детям, которые затрудняются советами, если необходимо прибегает к показу).

Воспитатель: - Ребята посмотрите, интересный у вас получился дымковский олешек. Давайте поставим их на поднос и посмотрим вместе, что у нас вышло. (дети встают вокруг стола)

Воспитатель: - Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

Воспитатель: - Все ли игрушки ладные? Чья работа больше всех нравится? Почему? (ответы детей)

Воспитатель: - Что же, ребята! Много интересного мы узнали в Дымковской слободе, встретились с игрушками, сами попробовали себя в роли мастеров. Пора нам обратно возвращаться. Садитесь скорей на самолёт. Ещё минута – и он оторвётся от земли.

Дети садятся на самолет

Воспитатель: - Раз, два, три! Лети!

Воспитатель: - Повторяйте за мной прощальные слова:

Мы о дымковской игрушке

Будем вспоминать не раз.

А сейчас, друзья – подружки,

Мы закончим наш рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно- эстетическому воспитанию (лепка) в старшей группе Тема: Пернатые наши добрые соседи.

Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно- эстетическому воспитанию (лепка) в старшей группеТема: Пернатые наши добрые соседи. С использованием природного материала....

Снегири.( конспект непосредственно- образовательной области " Художественно- эстетическое развитие" аппликация в старшей группе)

Обрывная аппликация «Снегири». Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Художественно-эстетическое развитие (лепка) Вторая младшая группа Тема: «Репка на грядке»

Конспект непосредственно образовательной деятельностиХудожественно-эстетическое развитие (лепка)Вторая младшая группаТема: «Репка на грядке»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Художественно-эстетическое развитие (лепка) Вторая младшая группа Тема: «Грибочки на пенечке»

Конспект непосредственно образовательной деятельностиХудожественно-эстетическое развитие (лепка)Вторая младшая группаТема: «Грибочки на пенечке»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Художественно-эстетическое развитие (лепка) Вторая младшая группа Тема: «Лесной магазин»

Конспект непосредственно образовательной деятельностиХудожественно-эстетическое развитие (лепка)Вторая младшая группаТема: «Лесной магазин»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно-эстетическому развитию (аппликация) в старшей группе "Альбом одежды"

Конспект НОД  по художественно-эстетическому развитию ( аппликация)  в старшей группе "Альбом одежды". Этот материал будет полезен воспитателям ДОУ....