Статья "Пластилинография в детском саду"
статья по аппликации, лепке

Наседкина Елена Евгеньевна

«Пластилинография» сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_plastilinografiya.docx34.34 КБ
Файл statya_plastilinografiya.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

gerb

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ  САД № 99

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНК-ПЕТЕРБУРГА

Статья

«Пластилинография

в детском саду»

Подготовила: воспитатель

 Савенкова Е.Е.1кв/к.

 «Пластилинография» сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности.

     Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

        Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, в этом учебном году в средней группе «Ласточки», мы взяли вариативный компонент по художественной направленности “Пластилиновые чудеса”– основной идеей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография. Нами был разработан перспективный план, в котором отражены темы, на основании государственной программы воспитания и обучения детей 3-5 лет, на весь учебный год в соответствии с возрастными особенностями детей. Вариативный компонент проводится 1 раз в неделю, длительность занятия 20-25 минут в свободное от ОУД время.

Цель вариативного компонента «Пластилиновые чудеса»: развитие ручной умелости, творческих способностей, воображения, эстетического вкуса, умению создавать прекрасное и видеть красоту данной техники в выполнении работ у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.  

Задачи:                                                              

  • Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
  • Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
  • Учить работать на заданном пространстве.
  • Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
  • Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
  • Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
  • Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
  • Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  • Развивать изобразительную деятельность детей.
  • Развивать сюжетно – игровой замысел.
  • Развивать интерес к процессу и результатам работы.
  • Развивать интерес к коллективной работе.

         Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

        Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

       Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

      На занятиях по вариативному компоненту «Пластилиновые чудеса» у детей мы развиваем такие психические процессы, как: внимание, память, мышление и творческие способности. Данная техника - пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занятия  по вариативному компоненту мы проводим в форме игры. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально мы  используем  все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

      Эти занятия помогают  развивать у детей  умелость рук, укрепляют силу рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

      Но не всем детям нашей группы удается работать по данной технике-пластилинографией. Можно отметить детей,  которые с удовольствием работают по данной технике и выполняют задания, фантазируют, самостоятельно выбирают цвет пластилина, дополняют свою композицию отдельными деталями: Белова Виолетта, Досмаилова Аружан, Ширина Валерия, Кущугулов Мансур, Кузмина Ева, Бальцевич Дарья, Фомовская Мария, Слепченко Елизавета. Но есть и такие дети: Кенжебай Нурсулу, Кульшманов Рахат, Гевейлер Артем, Турсунов Маулен, Баяхметов Ильяс, Казбекова Жанель, которым тяжело овладеть данной техникой и развить у себя навыки работы с пластилином, этому способствует слабая мышечная нагрузка на руки и пальцы рук. Мы для этого проводим с ними индивидуальные занятия, на которых проводим: пальчиковые гимнастики, разные упражнения, выполняют дети задания для работы с пластилинов в технике пластилинографиия, а также чтобы развить у ребенка мелкую моторику рук.

       Мы считаем, что лепка играет огромное значение в образовательной и воспитательной деятельности, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор детей, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Так, средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности.

           Главной особенностью вариативного компонента «Пластилиновые чудеса» является то, что в нем успешно совмещены 2 любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение. Ведь практически все дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рисовать и лепить, но часто стесняются своей неумелости.

       Для развития кругозора родителей по технике – пластилинография, проводились беседы, консультации, интегрированные занятия с использованием данной техники, где родители принимали активное участие.    

      Можно сделать вывод, что в вариативном компоненте «Пластилиновые чудеса» главной особенностью является еще и то, что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.

     



Предварительный просмотр:

gerb

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ  САД № 99

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНК-ПЕТЕРБУРГА

Статья

«Пластилинография

в детском саду»

Подготовила: воспитатель

 Наседкина Е.Е. В.кв/к.

 «Пластилинография» сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности.

     Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

        Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, в этом учебном году в средней группе «Ласточки», мы взяли вариативный компонент по художественной направленности “Пластилиновые чудеса”– основной идеей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография. Нами был разработан перспективный план, в котором отражены темы, на основании государственной программы воспитания и обучения детей 3-5 лет, на весь учебный год в соответствии с возрастными особенностями детей. Вариативный компонент проводится 1 раз в неделю, длительность занятия 20-25 минут в свободное от ОУД время.

Цель вариативного компонента «Пластилиновые чудеса»: развитие ручной умелости, творческих способностей, воображения, эстетического вкуса, умению создавать прекрасное и видеть красоту данной техники в выполнении работ у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.  

Задачи:                                                              

  • Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
  • Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
  • Учить работать на заданном пространстве.
  • Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
  • Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
  • Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
  • Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
  • Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  • Развивать изобразительную деятельность детей.
  • Развивать сюжетно – игровой замысел.
  • Развивать интерес к процессу и результатам работы.
  • Развивать интерес к коллективной работе.

         Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

        Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

       Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

      На занятиях по вариативному компоненту «Пластилиновые чудеса» у детей мы развиваем такие психические процессы, как: внимание, память, мышление и творческие способности. Данная техника - пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занятия  по вариативному компоненту мы проводим в форме игры. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально мы  используем  все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

      Эти занятия помогают  развивать у детей  умелость рук, укрепляют силу рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

      Но не всем детям нашей группы удается работать по данной технике-пластилинографией. Можно отметить детей,  которые с удовольствием работают по данной технике и выполняют задания, фантазируют, самостоятельно выбирают цвет пластилина, дополняют свою композицию отдельными деталями: Белова Виолетта, Досмаилова Аружан, Ширина Валерия, Кущугулов Мансур, Кузмина Ева, Бальцевич Дарья, Фомовская Мария, Слепченко Елизавета. Но есть и такие дети: Кенжебай Нурсулу, Кульшманов Рахат, Гевейлер Артем, Турсунов Маулен, Баяхметов Ильяс, Казбекова Жанель, которым тяжело овладеть данной техникой и развить у себя навыки работы с пластилином, этому способствует слабая мышечная нагрузка на руки и пальцы рук. Мы для этого проводим с ними индивидуальные занятия, на которых проводим: пальчиковые гимнастики, разные упражнения, выполняют дети задания для работы с пластилинов в технике пластилинографиия, а также чтобы развить у ребенка мелкую моторику рук.

       Мы считаем, что лепка играет огромное значение в образовательной и воспитательной деятельности, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор детей, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Так, средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности.

           Главной особенностью вариативного компонента «Пластилиновые чудеса» является то, что в нем успешно совмещены 2 любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение. Ведь практически все дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рисовать и лепить, но часто стесняются своей неумелости.

       Для развития кругозора родителей по технике – пластилинография, проводились беседы, консультации, интегрированные занятия с использованием данной техники, где родители принимали активное участие.    

      Можно сделать вывод, что в вариативном компоненте «Пластилиновые чудеса» главной особенностью является еще и то, что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...