НОД. Аппликация "Украсим рубашку Алдуне"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Панкратова Светлана Вячеславовна

Конспект НОД по аппликации. «Украшение мордовской рубахи (панар)»

Программное содержание:

Формировать интерес и технические навыки в аппликации, как отдельных элементов мордовского орнамента, так и в построении отдельных композиций узора.
Учить создавать мордовский орнамент, используя  полоски,  собирать узор  из отдельных элементов.
Учить пользоваться трафаретом для создания элементов узора (звездочка).
Продолжить учить детей работе с ножницами, клеем.
Воспитывать интерес к аппликации, развивать творческие способности детей. Воспитывать патриотические чувства, прививать бережное отношение к истории и культуре мордовского народа, эстетическое восприятие.

Словарная работа: 
Панар (рубаха),  орнамент, элемент.

Материал:

Мордовский народный костюм, кукла в национальной одежде, альбом с образцами мордовских национальных костюмов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,  к нам в гости пришла кукла - мордовочка. Зовут ее Алдуне.  Посмотрите, какая она красивая, в яркой одежде. Такую одежду мордовские красавицы надевали на праздники. Что это за одежда?
(ответы детей)

Воспитатель: Это рубаха – панар, головной убор – панго, пояс-каркс или пулай.

Воспитатель: Когда мордовочки шли по улице, про них в старину говорили: «Мордовочку сначала слышали, а потом только видели…»

Сегодня мы будем украшать одежду для подружек нашей мордовочки,  не простую одежду, а праздничную.
Как украшалась одежда? (предполагаемые ответы детей)
(Узорами, вышивкой мордовских мастеров)

  - В каких местах на рубахе вышивали мордовский орнамент?
(На вороте, рукавах, подоле)

  - Какие элементы (знаки) вышивали на мордовских рукавах?
(Кресты, галочки, полоски, ромбы)

  - Ребята, какие цвета использовали мордовские мастерицы?
(дети называют)
В мордовской вышивке выделяют три цвета: Желтый, черный, красный.
-Желтый цвет - цвет тепла и жизни на земле (зарождение).
-Черный цвет- цвет земли, земледелия (хлебороба).
-Красный цвет- цвет любви и жизнелюбия (согласия и мира, созидания)

Воспитатель: В старые времена на подол рубахи пришивали узорные полосы, на которых вышивали элементы – знаки. Знаки были разные.
Что они означали? (Знак солнца, знак земли, знак воды, знак засеянного поля - крестики, галки)

 -  Посмотрите, какие красивые узорные полосы были на мордовской народной одежде.
- Для чего изображались эти знаки? Ответы детей (они оберегали женщин).

Поэтому сегодня мы будем украшать рубаху мордовским орнаментом. Не секрет что природа вдохновляла мордовских мастериц на творчество. Поэтому давайте сначала поиграем.

Физкультминутка «В лесу»

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

А сейчас пройдем к столам. Дети под музыку садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат заготовки нашей будущей рубашки (панар). А так же, лежит цветная бумага двух цветов красная и черная, её мы и будем использовать в работе. Разрезаем узкие прямоугольники красного и черного цвета, чтоб получились полоски. Этими полосками будем украшать рукава и подол рубахи.

Из широкого красного прямоугольника  с помощью шаблона вырезаем  элементы звездочки. Их должно быть 4 штуки.
Составляем узор на наших «панарах», соблюдая композицию мордовского орнамента и только потом, поэтапно начинаем приклеивать все детали к рубахе (панар). Клеем работаем аккуратно, пользуйтесь салфеткой.

У вас на столах лежат наши любимые массажные шарики, давайте поиграем.

Су-Джок терапия.

 Ребенок катает шарик между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник».

 Самостоятельная работа детей проходит под музыку. Дети аккуратно вырезают полоски, элементы для звездочки. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно работали ножницами, соблюдали композицию орнамента.

Воспитатель: Молодцы ребята, мы немного отдохнули, можем работать дальше.
Дети заканчивают свои работы.

Под веселую мордовскую музыку входит мордовочка и созывает всех детей. Дети выстраиваются полукругом.

Итог занятия. 
Мордовочка просит примерить у детей «панар». Дети сами выбирают ту или иную работу. Мордовочка хвалит  «примеряет» замечательные, яркие, красивые  мордовские рубахи «панар».
Спрашивает, что дети делали сегодня в своих мастерских. Как называется рубаха на мордовском языке?
Что понравилось детям во время работы?

Ребенок: Язык родной – как небо голубое.
Традиции, культура – родниковая вода
Работы наши это встреча с красотою.
Подарим же улыбки друг другу навсегда!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_applikatsii.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по аппликации. «Украшение мордовской рубахи (панар)»

Программное содержание:

Формировать интерес и технические навыки в аппликации, как отдельных элементов мордовского орнамента, так и в построении отдельных композиций узора.
Учить создавать мордовский орнамент, используя  полоски,  собирать узор  из отдельных элементов.
Учить пользоваться трафаретом для создания элементов узора (звездочка).
Продолжить учить детей работе с ножницами, клеем.
Воспитывать интерес к аппликации, развивать творческие способности детей. Воспитывать патриотические чувства, прививать бережное отношение к истории и культуре мордовского народа, эстетическое восприятие.

Словарная работа: 
Панар (рубаха),  орнамент, элемент.

Материал:

Мордовский народный костюм, кукла в национальной одежде, альбом с образцами мордовских национальных костюмов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,  к нам в гости пришла кукла - мордовочка. Зовут ее Алдуне.  Посмотрите, какая она красивая, в яркой одежде. Такую одежду мордовские красавицы надевали на праздники. Что это за одежда?
(ответы детей)

Воспитатель: Это рубаха – панар, головной убор – панго, пояс-каркс или пулай.

Воспитатель: Когда мордовочки шли по улице, про них в старину говорили: «Мордовочку сначала слышали, а потом только видели…»

Сегодня мы будем украшать одежду для подружек нашей мордовочки,  не простую одежду, а праздничную.
Как украшалась одежда? (предполагаемые ответы детей)
(Узорами, вышивкой мордовских мастеров)

  - В каких местах на рубахе вышивали мордовский орнамент?
(На вороте, рукавах, подоле)

  - Какие элементы (знаки) вышивали на мордовских рукавах?
(Кресты, галочки, полоски, ромбы)

  - Ребята, какие цвета использовали мордовские мастерицы?
(дети называют)
В мордовской вышивке выделяют три цвета: Желтый, черный, красный.
-Желтый цвет - цвет тепла и жизни на земле (зарождение).
-Черный цвет- цвет земли, земледелия (хлебороба).
-Красный цвет- цвет любви и жизнелюбия (согласия и мира, созидания)

Воспитатель: В старые времена на подол рубахи пришивали узорные полосы, на которых вышивали элементы – знаки. Знаки были разные.
Что они означали? (Знак солнца, знак земли, знак воды, знак засеянного поля - крестики, галки)

 -  Посмотрите, какие красивые узорные полосы были на мордовской народной одежде.
- Для чего изображались эти знаки? Ответы детей (они оберегали женщин).

Поэтому сегодня мы будем украшать рубаху мордовским орнаментом. Не секрет что природа вдохновляла мордовских мастериц на творчество. Поэтому давайте сначала поиграем.

Физкультминутка «В лесу»

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

А сейчас пройдем к столам. Дети под музыку садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат заготовки нашей будущей рубашки (панар). А так же, лежит цветная бумага двух цветов красная и черная, её мы и будем использовать в работе. Разрезаем узкие прямоугольники красного и черного цвета, чтоб получились полоски. Этими полосками будем украшать рукава и подол рубахи.

Из широкого красного прямоугольника  с помощью шаблона вырезаем  элементы звездочки. Их должно быть 4 штуки.
Составляем узор на наших «панарах», соблюдая композицию мордовского орнамента и только потом, поэтапно начинаем приклеивать все детали к рубахе (панар). Клеем работаем аккуратно, пользуйтесь салфеткой.

У вас на столах лежат наши любимые массажные шарики, давайте поиграем.

Су-Джок терапия.

 Ребенок катает шарик между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник».

 Самостоятельная работа детей проходит под музыку. Дети аккуратно вырезают полоски, элементы для звездочки. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно работали ножницами, соблюдали композицию орнамента.

Воспитатель: Молодцы ребята, мы немного отдохнули, можем работать дальше.
Дети заканчивают свои работы.

Под веселую мордовскую музыку входит мордовочка и созывает всех детей. Дети выстраиваются полукругом.

Итог занятия. 
Мордовочка просит примерить у детей «панар». Дети сами выбирают ту или иную работу. Мордовочка хвалит  «примеряет» замечательные, яркие, красивые  мордовские рубахи «панар».
Спрашивает, что дети делали сегодня в своих мастерских. Как называется рубаха на мордовском языке?
Что понравилось детям во время работы?

Ребенок: Язык родной – как небо голубое.
Традиции, культура – родниковая вода
Работы наши это встреча с красотою.
Подарим же улыбки друг другу навсегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия во второй младшей группе "В гости к Алдуне"

Развивать: речевую, мыслительную активность; слуховое и зрительное внимание; конструктивные и творческие способгости; умение составлять узоры по мотивам народного орнамента.   Закреплять уме...

Занятие по изодеятельности "Варежки для Алдуни"

Программное содержание: воспитывать любовь к национальной культуре; прививать любовь к родному краю; активизировать словарь; ввести в лексику новое слово на мордовском языке (якстере); закрепить...

Конспект НОД в средней группе "Бусы для Алдуни"

Данный материал может быть полезен для воспитателей, руководителей кружков по ручному труду,родителей....

Конспект открытого интегрированного занятия «Инжикс Алда бабань шири вели» («В гости к бабушке Алдуня в деревню»)

Цель: знакомство с национальным бытом мордовской деревни.Задачи:Воспитательные:1. Воспитывать любовь к Родине.2. Воспитывать дружелюбные взаимоотношения и умение действовать в коллективе.Образовательн...

занятие по художественно-эстетическому развитию: «Украсим фартук для Алдуни» ( средняя группа )

НОД по художественно-эстетическому развитию: «Украсим фартук для Алдуни» ( средняя группа )Программное содержание:расширить и углубить знания детей о Республике Мордовия.;учить украшать изделия мордов...

Конспект развлечения с детьми подготовительной группы на тему: «Посиделки у Алдуни».

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с играми и хороводами народов Поволжья.Развивать патриотические чувства, физические качества, двигательные навыки и умения детей. Обучать детей народн...

День рождения Алдуни"

Конспект занятия в средней группе по знакомству с культурой и традициями мордовского народа в средней группе...