Самообразование
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Никифорова Антонина Николаевна

"Тестопластика - это полезное и увлекательное занятие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-samoobrazovanie.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………………...2

2. Структура программы

  1.  Целевая группа……………………………………………………………. 3

2.2 Сроки реализации программы…………………………………………… .3

  1.  Цель и задачи……………………………………………………………… 3
  2.  План мероприятий на 2019-2023гг…………………………………….. 4-5
  3.  Этапы работы над темой…………………………………………………. .6
  4.  Технологии, методы, формы работы……………………………………...6
  1.  Материалы и инструменты………….……………………………………. 7

2.9 Прогнозируемые результаты………………………………………………7

3. Список литературы………………………………………………………... 8

                                               

Пояснительная записка

Самообразование – это необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Технологии современного мира непрерывно меняются, усовершенствуются, поэтому система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний. Как утверждал К.Д. Ушинский - учитель живет до тех пор, пока учится. В настоящее время имеется большой спектр источников самообразования – это специальная научно-популярная литература, интернетресурсы, МО, семинары.

Повысить свое самообразование я предпочла в области – тестопластика. Актуальность выбора темы связана с тем, что у большинства воспитанников приюта наблюдается слабое развитие мелкой моторики рук. Учеными доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка, является развитие рук, ручных умений. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее мозга.

Тестопластика является одним из нетрадиционных видов художественного творчества и мощным способом развития у детей умственной активности, учит ребенка терпеливому достижению цели, спокойное сосредоточенное занятие способствует усидчивости, снижению возбуждения, хорошему сну и многим другим качествам, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. Создавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это   способствует развитию речи, подготовки руки к письму.

       Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, где продукт создается руками ребенка, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом, ножницами или кисточкой. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям.  
В процессе работы с тестом можно использовать разнообразные виды материалов: бусинки, семена, пуговицы, создавать оттиски своих ладошек, а также различных предметов. При этом у детей улучшается координация и точность движений, кончики пальцев становятся более чувствительными.

          Работа с соленым тестом имеет ряд преимуществ: экономично, безопасно, не липнет к рукам, не оставляет следов, легко отмывается, можно окрашивать пищевыми красителями.

         Система мероприятий по программе самообразования предназначена для

детей 5-6лет.

Целевая группа:

Основным звеном программы являются воспитанники, имеющие слабо развитую мелкую моторику рук, в возрасте от пяти до семи лет, педагог - руководящий реализацией программы, родители.

Сроки реализации программы:

Программа реализуется в течение пяти лет – 2018-2022гг.

Цель: Повысить уровень педагогического мастерства, профессиональной

            компетенции в направлении – тестопластика и внедрить в работу с            

            детьми.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме самообразования.
  2. Разработать программу по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук, посредством тестопластики у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Подготовить перспективный план работы на 2019-23гг.
  4. Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
  5. Создать условия для активной самостоятельной деятельности детей,

для работы с соленым тестом.

  1. Подготовить и провести комплекс занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
  2. Провести консультацию для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей и привлечь их к совместной деятельности с детьми.
  3. Подготовить и распространить материал по обмену положительным опытом по теме самообразования.
  4.  Выявить результативность проведенной работы по итогам реализации программы.

                                 

                                         

                                Перспективный план работы

    Срок

Форма работы

с детьми

с педагогами

с родителями

самообразование

Сентябрь – ноябрь

2018

- Знакомство с материалом «соленое тесто»

- Технология изготовления теста для лепки

-Техника безопасности

Консультация

«Развитие мелкой моторики рук посредством

тестопластики у детей дошкольного возраста»

« Работа с литературой-

С   Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движения пальцев рук» -Антакова-Фомина Л.В.

Декабрь –февраль

2018

Изучить виды лепки (предметная, декоративная, сюжетная)

Доклад на педагогическом совете «Развитие мелкой моторики рук у детей посредством тестопластики»

Составить перспективный план работы на 2019-2022гг.

Март-май

2018

Развлекательное занятие:

«Бал короля –соленое тесто

Консультация «Технология соленого теста»

Провести диагностику детей в начале работы по программе

Июнь-август

     2018

Развлекательное занятие:

«Бал короля –соленое тесто

-Изучить опыт работы по теме, через использование Интернет-ресурсов

Сентябрь-ноябрь

2019

 Лепка героев по сказке «Три поросенка»

Консультация «Секреты соленого теста»

Работа с  литературой Лыкова И.А. "Азбука лепки».

Декабрь-февраль

2019

Лепка героев по сказке «Волк и семеро козлят»

Консультация

из опыта работы «Путешествие в мир тестопластики»

Разработать технологические карты

Март-май

2019

Участие в конкурсе детских работ

Выставка детских работ

М.Новацкая  «Секреты - Как за 30 минут слепить сказку»

Июнь-август

2019

Лепка героев по сказке «Три медведя»

-Разработать технологические карты по работе с соленым тестом

Сентябрь-ноябрь

2020

Мастер-класс «Оберег» в стиле народных традиций

Выставка детских работ

Мастер-класс с участием родителей «Оберег» в стиле народных традиций

Создать мини-библиотеку литературы и альбомов по тестопластике

Декабрь-февраль

2020

Лепка героев по сказке «Колобок»

Выставка детских работ

Посетить мастер-класс коллег по теме «тестопластика»

Март-май

2020

Лепка поделок «Зимние фантазии»

Консультация «Как просушить изделия из соленого теста»

«Солёное тесто Шаг за шагом» - В. А. Хоменко, Харьков: «Клуб Семейного Досуга

    Июнь-    

    август

2020

Лепка поделок «Любимое животное»

Сентябрь-ноябрь

2021

Лепка героев по сказке «Лиса и журавль»

Выставка детских работ

Мастер-класс «Роспись изделий из соленого теста»

Участие на выствках

Декабрь-февраль

2021

Лепка героев по сказке «Гуси –лебеди

Оформление фотоальбома

«Чудо – тесто»

Март-май

2021

Лепка героев по сказе «Теремок»

Посещение мастер-класса коллег

Июнь-август

2021

Лепка по замыслу

(свободная тема)

Выставка детских работ

Работа с литературой

Колдина  Д.Н. «Лепка с детьми 6-7 лет

Сентябрь-ноябрь

2022

Лепка по сказке «Репка»

Видеопрезентация

«Путешествие в мир сказки из соленого теста»

Работа с литературой

«Чудеса из солёного теста» -  А. Фирсова

Декабрь-февраль

2022

Лепка по сказке

«Маша и медведь»

Мастер-класс

«Символ нового года»

«Путешествие в мир искусств» - Кожохина С. К.

Март-май

2022

Мастер-класс «Золотая рыбка»

Анализ приобретенных

навыков у детей

Июнь-август

2022

Посещение выставки детских, творческих работ

Выставка детских работ

Анализ приобретенного опыта педагога

Этапы работы над темой по самообразованию:

Диагностический

- Постановка проблем

- Изучение материала, имеющегося опыта по данной теме, изучение литературы

- Анализ затруднений

Прогностический  

- Определение цели и задач работы над темой

- Разработка системы мероприятий, направленных на решение задач

- Прогнозирование результатов

Практический    

- Посещение семинаров, методических объединений для педагогов

- Проведение открытых занятий, выступлений, практикумов для детей, родителей и педагогов

Внедренческий   

- Использование современной литературы, интернетресурсов, опыта коллег.

Обобщающий: 

- Анализ работы

Технологии:

- Игровое обучение

- Педагогика сотрудничества

- Личностно — ориентированный подход

Методы:

- Наглядный (показ, образцов поделок, иллюстрации);

- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

- Практический

Формы работы:

Совместная работа с детьми и родителями

- Консультация для родителей о пользе тестопластики  

- Изготовление подарочных изделий

- Организация выставки

Самостоятельная деятельность детей

- Приготовление соленого теста по рецепту

- Работа с технологическими картами

- Создание поделок, композиций по сказкам с применением иллюстративного материала  

Материалы и инструменты:

- Специальная литература

- Соленое тесто

- Стеки

- Доски

- Кисти

- Краски

- Шаблоны

- Дополнительные материалы

Прогнозируемы результаты реализации программы:

Педагог - повысит свою профессиональную компетенцию,

  уровень педагогического мастерства

Воспитанники освоят следующие знания и навыки:

- У детей появится устойчивый интерес к занятиям тестопластикой

- Освоят конструктивный, скульптурный - методы лепки предмета

- Освоят метод лепка на форме – использование формы под основу

- Научатся пользоваться технологическими картами, формами, шаблонами

- Научатся декорировать работу дополнительным материалом

- Научатся самостоятельно контролировать качество готовности изделия

- Научатся объединять предметы в коллективную композицию

Родители – У родителей сформируется положительное отношение к занятиям тестопластикой с детьми.

Формами подведения итогов, приобретенных детьми навыков являются-

Результативное участие в конкурсах, выставках, самостоятельная работа детей, анализ творческих работ, презентация  педагога по теме самообразования.        

        

     

                                    Список литературы:

1. Лыкова И.А. "Азбука лепки». Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества" серия "Мастерилка", 2005

2. Колдина  Д.Н. «Лепка с детьми 6-7 лет», Мозаика-Синтез, 2009

3. Марья Новацкая « Секреты тестопластики. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2010.

4. «Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движения пальцев рук» -Антакова-Фомина Л.В.

    5. «Путешествие в мир искусств» - Кожохина С. К.
6. «Солёное тесто Шаг за шагом» - В. А. Хоменко, Харьков: «Клуб Семейного Досуга». 2007.- 64с
7. «Чудеса из солёного теста» -  А. Фирсова,  АЙРИС - ПРЕСС Москва 2008.
8. «Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движения пальцев рук» -Антакова-Фомина Л.В.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...