Кружок «Туосчаан» как условие для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
занимательные факты по аппликации, лепке (средняя группа)

Актуальность выбранной темы

 

Одним из важнейших средств приобщения старших дошкольников к духовным ценностям является традиционное прикладное искусство. В Якутии одним из наиболее традиционных прикладных искусств является художественные изделия из бересты.

Особенно популярно сегодня изготовление сувениров, украшений и берестяных утварей. Берестяные утвари используют для хранения продуктов, сбора ягод. Все чаще встречаются берестяные изделия в интерьере дома: карандашницы, шкатулки, панно. Они делают дом уютным и эстетичным. Изделия из бересты красивы, экологичны и недороги. А овладеть способами их изготовления может каждый, даже ребенок.

         Значение и изучение по технологиям работы с берестой имеют большое значение для развития у детей интереса к культуре своего народа, его традициям и истории.  Внесение вклада в дальнейшее развитие народно-прикладного искусства передавая из поколения в поколение, применяя и создавая изделия, мы сохраняем обычаи предков, не теряя традиции народного шитья.

Воспитание эстетического вкуса художественных и технологических возможностей бересты, через умение сохранять ее и выявлять природную красоту материала.

 И эта тема сподвигла меня организовать кружок по берестяному искусству «Туосчаан» в своей возрастной группе, где мы с детьми изучаем о природном материале береста, как из этого материала изготавливать разные поделки. В частности, целях осуществления художественно-творческого развития детей я занимаюсь с детьми аппликацией из бересты.

Цель кружка: способствовать развитию художественно-творческих способностей детей в процессе аппликации из бересты.

Задачи:

-вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

- развивать творческие способности, воображение детей;

- развивать моторику рук и пальцев, глазомер, чувства цвета, формы;

-воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

- помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми, привлекать детей в оформлении выставок в группе.

Содержание работы по формированию представлений о берестяном промысле народа саха у детей старшего дошкольного возраста

 

В период 5-6 лет развивается образное мышление. Ребенок может решить задачу не только в зрительном плане, но и в уме совершить преобразование объекта. Формирование мышления сопутствуется освоением мыслительных средств (формируются схематизированные и групповые понятия, понятия о цикличности перемен).

Дети 5-6 лет способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта, как было показано в исследованиях отечественных психологов.

Старший дошкольный возраст характеризуется яркой фантазии. В игре, которой он увлечен, особенно ярко проявляется воображение. Развитие воображения становится эффективным в результате особой деятельность по его активизации. В противоположном случае данная процедура имеет возможность никак не послужить причиной к высокому уровню.

На занятиях, где педагог дает детям новые сведения, целесообразно для развития любознательности и интереса к предмету разговора, предлагать детям задавать вопросы по окончанию занятия. Ответить на все вопросы детей на одном занятии невозможно, да и нет необходимости. Поэтому, ответив на один-два вопроса, связанных непосредственно с темой сегодняшнего занятия, воспитатель записывает остальные. Он предлагает ребятам поискать ответ в иллюстрациях к книге, спросить у родителей, подумать самим и следующее занятие по данной теме начинает обязательно с ответов на эти вопросы.

Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Природный материал сам по себе кладовая для творчества и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Аппликация из бересты интересна тем, что она является связующим звеном человека и природы, вызывает интерес именно как натуральный материал, такой материал, который способствует раскрытию творческого потенциала личности. Аппликация из бересты является видом декоративно-прикладного творчества, но ее исполнитель возлагает на себя задачи не ремесленника, а художника. При этом художественные возможности мастера значительно сужены по сравнению с работой красками. Однако именно ограниченность цветовой палитры в бересте позволяет развивать творческое воображение и стимулировать поиск новых решений.

Обучение детей аппликации способствуют развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствовании координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

В.А.Сухомлинский писал: “Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

Организация и содержание работы

Кружковая работа организуется по перспективному плану, составленному к началу учебного года. Работа рассчитана на 1 год обучения детей подготовительной группы. План работы кружка по аппликации из бересты «Туос холбуйа» (см. таблицу 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylatova_a.n._samoobrazovanie_kruzhok_tuoschaan.docx374.23 КБ

Предварительный просмотр:

Центр по уходу и присмотру за детьми «Белоснежка»

ИП Софронеев Михаил Афанасьевич

Кружок «Туосчаан» как условие для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

 

Выполнила: Крылатова Анна Николаевна, воспитатель 2 младшей группы

 

Якутск, 2021

Актуальность выбранной темы

Одним из важнейших средств приобщения старших дошкольников к духовным ценностям является традиционное прикладное искусство. В Якутии одним из наиболее традиционных прикладных искусств является художественные изделия из бересты.

Особенно популярно сегодня изготовление сувениров, украшений и берестяных утварей. Берестяные утвари используют для хранения продуктов, сбора ягод. Все чаще встречаются берестяные изделия в интерьере дома: карандашницы, шкатулки, панно. Они делают дом уютным и эстетичным. Изделия из бересты красивы, экологичны и недороги. А овладеть способами их изготовления может каждый, даже ребенок.

         Значение и изучение по технологиям работы с берестой имеют большое значение для развития у детей интереса к культуре своего народа, его традициям и истории.  Внесение вклада в дальнейшее развитие народно-прикладного искусства передавая из поколения в поколение, применяя и создавая изделия, мы сохраняем обычаи предков, не теряя традиции народного шитья.

Воспитание эстетического вкуса художественных и технологических возможностей бересты, через умение сохранять ее и выявлять природную красоту материала.

 И эта тема сподвигла меня организовать кружок по берестяному искусству «Туосчаан» в своей возрастной группе, где мы с детьми изучаем о природном материале береста, как из этого материала изготавливать разные поделки. В частности, целях осуществления художественно-творческого развития детей я занимаюсь с детьми аппликацией из бересты.

Цель кружка: способствовать развитию художественно-творческих способностей детей в процессе аппликации из бересты.

Задачи:

-вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

- развивать творческие способности, воображение детей;

- развивать моторику рук и пальцев, глазомер, чувства цвета, формы;

-воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

- помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми, привлекать детей в оформлении выставок в группе.

Содержание работы по формированию представлений о берестяном промысле народа саха у детей старшего дошкольного возраста

В период 5-6 лет развивается образное мышление. Ребенок может решить задачу не только в зрительном плане, но и в уме совершить преобразование объекта. Формирование мышления сопутствуется освоением мыслительных средств (формируются схематизированные и групповые понятия, понятия о цикличности перемен).

Дети 5-6 лет способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта, как было показано в исследованиях отечественных психологов.

Старший дошкольный возраст характеризуется яркой фантазии. В игре, которой он увлечен, особенно ярко проявляется воображение. Развитие воображения становится эффективным в результате особой деятельность по его активизации. В противоположном случае данная процедура имеет возможность никак не послужить причиной к высокому уровню.

На занятиях, где педагог дает детям новые сведения, целесообразно для развития любознательности и интереса к предмету разговора, предлагать детям задавать вопросы по окончанию занятия. Ответить на все вопросы детей на одном занятии невозможно, да и нет необходимости. Поэтому, ответив на один-два вопроса, связанных непосредственно с темой сегодняшнего занятия, воспитатель записывает остальные. Он предлагает ребятам поискать ответ в иллюстрациях к книге, спросить у родителей, подумать самим и следующее занятие по данной теме начинает обязательно с ответов на эти вопросы.

Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Природный материал сам по себе кладовая для творчества и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Аппликация из бересты интересна тем, что она является связующим звеном человека и природы, вызывает интерес именно как натуральный материал, такой материал, который способствует раскрытию творческого потенциала личности. Аппликация из бересты является видом декоративно-прикладного творчества, но ее исполнитель возлагает на себя задачи не ремесленника, а художника. При этом художественные возможности мастера значительно сужены по сравнению с работой красками. Однако именно ограниченность цветовой палитры в бересте позволяет развивать творческое воображение и стимулировать поиск новых решений.

Обучение детей аппликации способствуют развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствовании координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

В.А.Сухомлинский писал: “Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

Организация и содержание работы

Кружковая работа организуется по перспективному плану, составленному к началу учебного года. Работа рассчитана на 1 год обучения детей подготовительной группы. План работы кружка по аппликации из бересты «Туос холбуйа» (см. таблицу 2).

Таблица

План работы кружка по аппликации из бересты «Туос холбуйа»

Месяц

Тема

Методы

Сентябрь

1.«Береза белоствольная» экскурсия к берёзе (Приложение 1)

2.Тема «Эбээм иһиттэрэ»;

Наблюдение за берёзкой.

Рассказ, беседа, чтение художественной литературы.

Знакомство с берестяными изделиями: посуда, картины (рисунок на бересте, аппликация из бересты), поделки

Финягин В.В. «Изделия из бересты»

Октябрь

1. «Особенности работы с берестой»

2.«Гусеница»

3. «Листопад»

Ознакомление с берестой, подготовка к работе, сортировка бересты по цвету, оттенку.

Кочев М. «Секреты бересты»

 Техника безопасности.

Коллективная работа

Ноябрь

1. «Грибы»

2. «Земляника»

3. Панно «Лесная полянка» коллективная работа

Рассказ, беседа, чтение художественной литературы, комментирование наглядного материала

Декабрь

1.Зайчик

2. Мишка

3. Панно «Заюшкина избушка»

Рассматриваются готовые поделки мастеров из бересты.

Наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, слайды, видеозаписи)

Черныш И.В. «Поделки из природных материалов».

Январь

1.Чороон

2. «Ыаҕайа»

3. Панно «Түһүлгэ» коллективная работа

Предметы, картины, фото.

Инструкции по подготовке материала

Собирают бересту в начале лета: в конце мая – в начале июня. Когда она легко снимается и имеет самый лучший цвет, причем с берёз и веток, которые повалены в бурю или спилены. Береста легко расслаивается и поддается обработке, особенно если поместить в горячую воду (распарить). После распаривания полоски бересты необходимо положить под доску с грузом, тогда она будет ровной. От тепла и солнца она теряет гибкость и скручивается.

Организация предметно-развивающей среды:

Любое дело начинается с организации. Прежде чем приступить к работе, следует подобрать материалы и инструменты.

Для работы понадобятся: тонкая береста (распаренная в горячей воде), простой карандаш, образцы, клей ПВА, кисти клеевые, ножницы, салфетки. Для основы берем темный фон: картон, бархатная бумага, лист фанеры.

Рабочий стол застелить клеенкой, с правой стороны на край стола поставить подставку с карандашом и кисточкой, положить рядом ножницы, салфетку, поставить клей, разложить бересту. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.

Методика организации работы детей с берестой

Детям предлагается работать с берестой после того, как они уже знакомы с бумагой и знают приёмы работы с ней. Вначале проводится предварительная работа: наблюдение за берёзкой. Используем словесные методы и приёмы: рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, чтение стихотворений, слушание музыки, комментирование наглядного материала, а также вопросы к детям.

Береста материал очень тёплый и приятный на ощупь. Детям даются кусочки бересты разных оттенков для рассматривания, потрогать, почувствовать её теплоту, бархатистость, сравнить на ощупь с бумагой. Рассматриваются готовые поделки мастеров из бересты. К группе наглядных методов обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, слайды, видеозаписи).

Вся работа опирается на принцип дидактики: от простого к сложному. В начале используем бересту в аппликации, начиная с простого (листочки, грибочки) и постепенно переходя к более сложному. Важное значение имеет многократность действий.

Технология работы

Процесс выполнения аппликации делится на следующие этапы:

1. Выбор эскиза.

2. Изготовление деталей: сделать копию и разрезать ее на детали – шаблоны

3. Подбор бересты по тону, перенесение выкройки на материал

4. Составление композиции на фоне, уточнение формы деталей, соединив их друг с другом встык.

5. Закрепление композиции с помощью клея ПВА на фоне: поочередно, на каждую деталь, на всю поверхность ровным слоем нанести клей, положить деталь на нужное место, при этом накрывая ее чистым листом бумаги, прижать.

6. Сушка под прессом.

При занятиях аппликацией по бересте необходимо знать некоторые особенности и свойства бересты. Так, светлые части рисунка на темном фоне обычно кажутся крупнее, а темные на светлом фоне – мельче истинных размеров. Если на однотонную поверхность бересты нанести рисунок яркого, интенсивного цвета, то цвет фона приобретет оттенок, близкий к цвету рисунка.

Для выполнения аппликаций по образцам народных орнаментов можно использовать геометрические, растительные и роговидные фигуры, широко распространенные в декоративно-прикладном искусстве разных народов нашей страны.

Для развития мышцы кисти руки, включая мелкую моторику пальцев, я составила упражнения, которые провожу во время занятий. За основу взяты дидактические принципы из пособия для учителя. Упражнение - массаж с берестой:

- трубочки из бересты держать между ладонями и делать движения обеими руками вверх- вниз;

- трубочку из бересты, связанную длинной ниткой, в конце которой подвешена шишка, держать пальцами обеих рук и закручивать до тех пор, пока шишка не коснётся бересты.

На занятиях используем игровые мотивации (путешествия, встречи с героями), музыкальное сопровождение, игры. Навыки, приобретенные во время работы кружка, дети используют в других видах продуктивной деятельности (в аппликации, конструировании, самостоятельной художественной деятельности).

По моим наблюдениям, особое удовлетворение вызывают у детей коллективные композиции. Так как на таких занятиях дети видят общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуальная работа. Коллективное панно используем для оформления интерьера детского сада, выставок.  

 

Ожидаемые результаты:

Воспитание любви к предкам, сохранение и приумножение обычаев и традиций народов саха влечёт за собой умственное, эстетическое и художественное развитие. Для успешного проведения кружка необходима серьезная подготовка к ней руководителя. Следует определить тему, ее цель, составить план конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы и продумать методику ее организации и проведения.

Очень важно правильно формулировать и задавать вопросы, в форме беседы. Они должны иметь логическую связь между собой, раскрывать в совокупности сущность изучаемого вопроса, способствовать усвоению знаний в системе.

В 5-7-летнем возрасте совершенствуется трудовая деятельность. Формируются основы для будущей производственной работы. У ребенка появляются представления о труде и профессии взрослых, формируются некоторые трудовые умения и навыки, мотивы исполнения трудовых поручений, развивается способность самостоятельно ставить и поддерживать цель деятельности, формируются определенные личностные качества – трудолюбие, настойчивость, целенаправленность, старательность и прочее.

Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у детей старших групп интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал кружка.

Для формирования экономического мышления дошкольников, научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания, в следующем учебном году планирую открыть в группе ларек, где будут продаваться сувенирные изделия, изготовленные детьми. Таким образом, наглядно показать и объяснить формулу экономических категорий: труд, товар, деньги, стоимость, цена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бакушинский А.В. Художественное и творческое воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Карапуз, 2009. 240 с.
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. – С. 31-40.
  3. Геленда Н.О., Иванова Т.Ф., Кравченко Н.Н. Использование народных художественных промыслов России в художественно-эстетическом воспитании дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. № 1. С.
  4. Захарова Л.С. Золотые руки. - Як.: Бичик, 1993. –С. 48
  5. Корчинова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в дошкольных учреждениях / О.В. Корчинова. – Ростовна-Дону: Феникс, 2012. – 320 с.
  6. Неустроев Б.Ф. Мандар. Узоры шитья. -Якутск: Бичик, 2002. - С.58
  7. Неустроев, Б.Ф. Якутские орнаменты / Б.Ф. Неустроев. – Якутск: Ситим, 1994. – 72 с.
  8. Николаева, Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Л.В. Николаева. – Якутск: ИД СВФУ. – 2013. – 163 с.
  9. Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Деревянное зодчество Якутии. - Якутск, 1983.
  10. Финягин В.В. Изделия из бересты. -М., 2001. - С.52

Приложение 1

Вопросы к беседе:

1. Что это? (показываю бересты). Где используется? Для чего?

2. Из чего делают шкатулку? (показываю шкатулку)

3. Красиво? Что красиво? Из чего состоит?

4. Тебе (нам) это нужно? Это полезно? (шкатулка)

5. Что еще можно сделать из бересты своими руками?

(показываю картины: плоские чашки для еды, ведро, посуду, ведра для сбора ягод и т.д.)

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования «по мокрому»

В процессе своей работы я не ставила целью повысить уровень технических навыков и умений детей и поэтому из множества изобразительных техник  способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно....

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

Реферат на тему: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»

Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста....

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Как разные виды деятелности, такие как игры с цветом, лепка и рисование влияют на развите творческого воображения....