Разработка рекомендаций по созданию условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
методическая разработка

Джагапирова Байрамхан Солтановна

Разработка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_po_tvorcheskomu_voobrazheniyu.doc285 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Буратино»»

 

Разработка рекомендаций по созданию условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Составила: воспитатель Джагапирова Б.С.

с.Мужи, 2020 г.

Данная методическая разработка составлена воспитателем Джагапировой Б.С., в ней раскрывается проблема эстетического воспитания и развития творческого воображения детей в современном обществе.

В методической разработке рассматривается характеристика воображения, возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста и некоторые техники нетрадиционного рисования. Так же в ней представлены рекомендации по созданию условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, включающие в себя серию занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

Методическая разработка будет полезной в работе педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов, руководителей изобразительной деятельностью и для родителей.

Введение

Человек, эстетически развитый искусством, тем и отличается от человека эстетически не развитого, что у него органы чувств более чуткие и «умные». Его глаза, в буквальном смысле, видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз. В этом отношении искусство участвует не только в развитии художественных, но и универсальных способностей человека и, в частности, ребенка.

В данное время остро стоит проблема эстетического воспитания и развития детей. Рисование всегда было излюбленной деятельностью детей, в которой они выражают свои чувства и отражают действительность окружающего мира. Данная тема выбрана потому, что нетрадиционные способы рисования, как и нетрадиционная деятельность в целом, является интересной для детей, увлекательной, неизведанной. В такой деятельности дети легко обучаются. Нетрадиционное рисование дает огромное место для фантазии и творчества. В наши дни ведущее место занимают цифровые технологии с «готовыми» картинками, где развитие творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, становится практически невозможным. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Воображение является неотъемлемой частью умственного развития, воспитания и обучения детей в целом. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Необходимо увлечь детей в изобразительную деятельность, что возможно при использовании в работе с детьми нетрадиционных видов рисования.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Для применения данной методической разработки педагогу необходимо:

  • провести диагностику группы детей, выявить уровень их креативности (рекомендуется использовать тест креативности по методике Е.Торренса);
  • составить последовательную систему занятий по развитию творческого воображения детей нетрадиционными способами рисования, учитывая рекомендации, представленные в данной методической разработке;
  • реализовать данные занятия на практике;
  • провести повторную диагностику детей
  • исходя из выводов, планировать последующую работу.

  1. Характеристика воображения в психолого-педагогической литературе

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Какие виды воображения бывают?

Мозг — это не только орган, который сохраняет и воспроизводит наш опыт, а также комбинирует, творчески перерабатывает и создаёт из компонентов своего опыта нечто совершенно новое. Творчество делает из человека существо, смотрящее в будущее, которое он созидает, видоизменяя своё настоящее. Творчество, основанное на комбинаторной способности мозга, называют воображением.

В психологии выделяют несколько классификаций воображения.

Каких же видов бывает воображение? По признаку активности:

  • активное (деятельное)
  • пассивное (созерцательное).

По признаку самостоятельности и оригинальности:

  • воссоздающее
  • творческое.

В основе воссоздающего воображения лежит представление человеком чего-то нового, опорой чему служит описание или условное изображение (схема, чертёж, ноты и пр.).

Основа творческого воображения — самостоятельное создание абсолютно новых образов без помощи в виде описания или изображения.

Как развивать воображение у малышей?

Начнём с развития воображения у самых маленьких. Недаром сегодня особо актуальны разные методики раннего развития, ведь ведущие психологи и педагоги считают, что в первые три года жизни человека у него формируются основные процессы и закладываются способности. Всё то, чем вы с малышом занимаетесь, непосредственно влияет на развитие его мозга.

Крохи, у которых хорошо развито воображение, обязательно вырастут личностями творческими, активными, неординарными. Они смогут легко приспособиться к миру, обществу, в котором они живут.

Воображение у новорождённых отсутствует. Знакомя малыша с миром прекрасного, открывая ему новые знания и опыт, вы создадите условия для активного развития воображения. Новую информацию и полученный опыт ребёнок будет использовать в своей творческой деятельности. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от открытия нового, от занятий творчеством. Задача родителей здесь — максимально содействовать развитию творческого воображения маленького творца.

 

Что нужно делать, чтобы начать развивать воображение у ребёнка младшего дошкольного возраста? Помогут наши рекомендации:

  1. Рассказываем сказки. А в вашей семье есть традиция читать сказку ребёнку на ночь? Используйте эту замечательную традицию с точки зрения стимулирования воображения, а именно: дочитав сказку до определённого момента, отложите книгу, позволив малышу вообразить развитие дальнейших событий. Пусть кроха попытается высказать свои догадки и подумать, чем может закончиться сюжет. Учите ребёнка размышлять.
  2. Придумываем истории. Размышления над продолжением сюжета (при помощи родителей) могут перерасти в новые сказки и истории. Новую историю можно сочинять в любое время и где угодно: на прогулке, по пути в детский сад, у кабинета педиатра, в автобусе. А прообразами для новых персонажей могут стать любые предметы, которые попадутся на глаза.
  3. Наблюдаем за людьми. Попробуйте с малышом поразмышлять, как могли бы звать мальчика, который идёт навстречу, что он любит, какая у него семья.
  4. Играем в ролевые игры. «Доктор», «Магазин», «Автобус», «Стройка», «Парикмахерская» — играя в эти знакомые всем игры, малыш отлично будет стимулировать развитие своего воображения, придумывая всё время новые сценарии.
  5. Устраиваем представление кукольного театра. Обзаведитесь пальчиковыми куклами и вовлекайте малыша в представление: пусть он будет персонажем, который ему по душе. Проигрывая знакомые народные сказки, изменяйте ход сюжета, вводя новых героев и меняя концовку. Ребёнок будет с удовольствием придумывать и развивать воображение, играя.
  6. Приобщаем к прекрасному. Включая ребёнку с раннего детства красивую музыку и показывая иллюстрации, пробуйте совместно обсуждать их, воображая целые истории, подсказанные сюжетом.
  7. Сочиняем стихи. Как только малыш заговорил, научите его рифмовать. Вот увидите, как здорово у него будет получаться.
  8. Используем развивающие наборы. Собирая узор мозаики, конструируя, играя с кубиками, малыш моделирует образ, которого хочет достичь. Чаще всего доверяется интуиции, и, таким образом, стимулирует развитие воображения.
  9. Делаем поделки. Природные материалы дают огромную свободу для творчества. Покажите ему, как делать песочные фигуры, лепить снеговика, делать кукол из веточек. Природа всегда была бездонным колодцем творческих идей.

«Совет. Для развития изображения используйте метод Леонардо да Винчи. Великий гений смотрел на облака и представлял, на что они могут быть похожи. Крохе это понравится».

 

А у детишек старшего дошкольного возраста?

Воображение ребёнка старшего дошкольного возраста несколько отличается от воображения детишек помладше: оно уже более целенаправленно. Старший дошкольник уже планирует свою творческую работу, представляя с помощью воображения, что у него получиться при конструировании, рисовании, лепке. Маленький созидатель ставить цель и ищет способы её реализации. То есть, творческую деятельность он осуществляет на основании своего замысла.

Старшим дошкольникам важно, насколько соответствуют их замыслы действительности. Это чётко можно увидеть в игре: ребёнку не всё равно, каким предметом он играет, он хочет выбрать только то, что реально подходит его замыслу. И в этом большая роль отводится воображению. Дошкольник сначала мысленно представляет себе действие, результат, а потом делает, причём действия должны быть согласованы с действительностью.

Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение:

  1. Игра.
  2. Конструирование.
  3. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, раскрашивание).

«Совет. Побольше читайте ребёнку сказки. Делайте это выразительно, используя разные интонации, паузы. Учите этому ребёнка. Важно, чтобы он проникся услышанным и выстроил у себя в голове «фильм» или «спектакль». Не забывайте знакомить ребёнка с историями о волшебных мифических персонажах: волшебницах и феях, говорящих животных, кикиморах и гномах и прочих. Лучше если это будут положительные, добрые герои».

 

Полезные игры и упражнения

Активизировать развитие творческого воображения ребёнка можно, использую полезные упражнения и игры:

  • «Сказка наоборот». Назовите малышу любую известную ему сказку. Пусть малыш расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал величиной со слона и т. д.
  • «Фантастическое животное». Предложите ребёнку нарисовать животное, которого в природе не существует. Как вариант: необычный сказочный домик, самую добрую на свете волшебницу.
  • «Новая сказка». Пусть мама назовёт одного сказочного персонажа (например, кот Леопольд), а папа — другого (Буратино). Они должны быть из разных произведений. Попросите малыша сочинить новую сказку с участием этих двух героев.
  • «Гномик». Скажите малышу: «Представь, что у нас на люстре сидит маленький озорной гномик. Расскажи, то он видит сверху?
  • «Необычное применение». Сказав маленькому изобретателю название какого-то обычного предмета (палка, телефон, очки…), попросите его придумать, как можно необычно использовать этот предмет. Делая это упражнение, родители и сами потренируются в развитии воображения.
  • «Дорисуй рисунок». Нарисовав закорючку на бумаге, предложите малышу доделать рисунок, нарисовав нечто — по его представлению. Покажите, как это делается на личном примере: полукруг может превратиться в грибок, две параллельные линии — в автомобиль и т. д.
  • «Представь себе». Поиграйте с ребёнком: «А давай представим, что бы было, если бы сейчас полился дождь из леденцов? А если бы мыши говорили? А если бы людей было 4 руки?»
  • «Вообрази себе». Пусть ребёнок представит, что он стал королём Англии или роботом или волшебником или жирафом… Вариантов — сколько угодно. Пусть придумывает и воображает.

Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения — Фантазия.

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

Функции воображения

– представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;

– регулирование эмоциональных состояний;

– произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

– формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;

– планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия.

Определяя особенность воображения, связанную с приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.

  1. Возрастные особенности психического развития детей

Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до её начала. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются черты не случайные, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные. Преобразование может протекать как акцентирование, заострение каких-либо сторон в виде их преуменьшения или преувеличения, а также как типизация – выделение существенного в группе однородных явлений и воплощение их в конкретном образе. В зависимости от степени активности различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о творческом и воссоздающем воображении. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ выделяют преднамеренное и непреднамеренное воображение.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинировние материала, хранящегося в памяти. А у дошкольника знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления. Это недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте. (Л.С. Выгодский).

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте (Григорьева)

До достижения детьми 5-7 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Ребенка привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающую мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове.

Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей.

Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они начинают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников.

Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия.

Воображение позволяет ребенку познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как подчеркивал Л.С.Выгодский, «эти два процесса развиваются взаимосвязано».

Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом.

Кроме того, что воображение значительно расширяет границы познания, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, не встречавшихся в обыденной жизни. Это «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать окружающее, природную, предметную и социальную действительность.

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов – это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего не может. Реалистический подход к фантастике в сказке возникает в дошкольном возрасте.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях.

Творческий характер зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

При создании образов дети используют прием антропоморфизации – одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов. Смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к созданию оригинальных образов.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными.

Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте.

Таким образом, можно определить несколько особенностей развития воображения в дошкольном возрасте:

– воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

– оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

– ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

– воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

В старшем дошкольников возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребёнок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него не велик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.

Учить ребёнка видеть мир – вот одна из задач воспитателя, а это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать удивительное, т.е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать анализировать, делать выводы.

Ребёнок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы, но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на их характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке.

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка всё больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса и изображения.

Вначале познание окружающего в изобразительной деятельности ребёнка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребёнок: карандаши и краски оставляют следы на бумаге.

Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал этот период играет важную роль, т.к. ребенок знакомиться с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.

Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка есть замысел и цель, которые он стремиться осуществить.

Для развития детского творчества ученые-педагоги выделяют следующие условия:

  1. Необходимо не спешить давать ребенку правильные ответы, а давать время воображению;
  2. Насыщать ребенка яркими впечатлениями, обогащая эмоциональный опыт ребенка.
  3. Учитывать индивидуальные особенности детей.
  4. Создавать интересную предметную среду.
  5. Бережное отношение руководителя к процессу и результату детской деятельности.
  6. Наличие творческого родителя и педагога.
  7. По возможности необходимо специальное обучение (комплексное использование методов и приемов обучения)
  8. Доброжелательная атмосфера.
  9. Необходимо общение детей кс искусством.
  10. «Свобода», т.е. не принудительное что-либо, а возникающее из интересов детей.

Таким образом, старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет, главное задать стимул и условия для дальнейшего и более глубокого развития творчества.

Рекомендации по созданию условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта составлен примерный перечень рекомендаций по созданию условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста:

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Для решения данной проблемы разработана серия занятий с использованием нетрадиционных техник рисования у детей старшего дошкольного возраста

 «Волшебные кляксы»

Занятие с использованием техники Кляксография

- способствовать развитию фантазии и воображения детей;

- обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с гуашью.

Альбомный лист, жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, баночки с водой, трубочки.

Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и вливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Получаются кляксы. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Недостающие детали дорисовываются.

«Мир, который я вижу»

Занятие с использованием техники Монотипия

- способствовать развитию творчества и воображения детей;

- развивать чувство цвета и формы.

Гуашь разных цветов, баночка с водой, толстая и тонкая кисть, несколько листов бумаги на каждого ребенка.

Ребенок наносит на лист белой бумаги разноцветные пятна и накрывает еще одним листом. А затем проглаживает ладошкой и снимает верхний лист. Получается замысловатый узор. Пятна можно наносить так же на половину листа, согнуть левую сторону к правой, а затем разогнуть. Недостающие детали дорисовываются.

«Цветные ниточки»

Занятие с использованием окрашенных нитей

- способствовать развитию фантазии и воображения детей;

- развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности

Бумага, жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка.

Ребенок опускает в краску нитку, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

«В стране мыльных пузырей»   рисование мыльными пузырями

- продолжать развивать воображение детей;

- формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок.

Шампунь, гуашь, вода, лист бумаги, трубочка.

В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды, все хорошо перемешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Прикладываем к пене лист бумаги. Полученные пятна дорисовываем до целостного образа.

«Фантастический силуэт»

Занятие по рисованию с использованием отпечатков ладошек

- развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей;

- вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Гуашь разных цветов, тарелочки под краску, тряпочки, кисти.

Обмакнем всю ладонь или ее часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. Или раскрасить ладонь в разные цвета. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Рассмотреть полученный отпечаток, определить, на что похож. Кисточкой добавить необходимые детали.

Рекомендации для родителей и педагогов

  1. Приоритетное внимание должно быть уделено игре, рисованию, лепке, аппликации, театрализованной, конструктивной, музыкальной деятельности. Это способствует всестороннему развитию личности, позволяет создать атмосферу максимального эмоционального благополучия.
  2. Содержательная составляющая образования должна быть интересной для ребенка.
  3. Необходимо создать художественную эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимает ребенок. Рекомендуется широко использовать детские рисунки.
  4. Полезно постоянно включать в детскую деятельность разнообразные игры, игровые приемы, ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения.
  5. Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые ребенку.
  6. Следует исключить из занятий формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета.
  7. Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать доброжелательную атмосферу к детскому творчеству.
  8. Взрослый должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений ребенка.
  9. Необходимо расширять кругозор, обогащать эмоционально-чувственый опыт ребенка;
  10. Обогащать знание ребенка о составных частях предмета, умение выделять главные и второстепенные признаки;
  11. Использовать вариативность одних и тех же элементов для создания различных образов;
  12. Увеличивать объем словаря ребенка;

В заключение заметим, что важное значение имеет поддержка и одобрение любых конструктивных идей, поступающих от детей, закрепление любых, пусть даже минимальных успехов каждого ребенка, развитие собственной индивидуальности в условиях различных форм сотруднической деятельности.

  • Игры с заменителями предметов
  • Воображение ребенка-дошкольника должно легко оперировать в игре заменителями предметов: геометрическими фигурками, знаками. Развить это умение помогут данные игры.
  • Игра: «Шкатулка со сказками»
  • В эту игру лучше играть одновременно с несколькими детьми. Приготовьте коробочку с цветными геометрическими фигурками и предложите детям сочинять вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки первый предмет. Теперь надо придумать. Кто или что это будет в сказке (человек, животное, предмет и т. д.).
  • Например, если ребенок вытащил красный прямоугольник, то можно предложить рассказать сказку про лисичку или белочку. После того как первый играющий сказал 2–3 предложения, следующий вытаскивает другую фигурку, говорит, кто это или что это такое, и продолжает начатую сказку. Затем фигурку вытаскивает следующий играющий и т. д. Когда у каждого играющего будет по  фигурке, то новые фигурки не вытаскиваются. Сказка сочиняется дальше по очереди: каждый игрок придумывает действия со своим персонажем или предметом, но так, чтобы они ложились в общее русло произведения. В итоге должна получиться не очень длинная, но обязательно законченная история. Следите за тем, чтобы персонажи и предметы не повторялись. Желательно, чтобы их было не более 5–6. Когда сказка закончится, разложите на столе использованные геометрические фигурки и попросите детей вспомнить, какая фигурка какую роль играла (кем или чем она была).
  • В заключение похвалите детей. Обратите внимание, какую интересную сказку они придумали все вместе.
  • Игра «Фигурки-заменители»
  • Для игры понадобятся карточки с изображением геометрических фигур и различные игрушки или предметы, которые у вас есть.
  • Предложите малышу поиграть в игру, где вместо игрушек нужно пользоваться карточками с фигурками. Для начала можно взять три фигурки и три игрушки и с помощью первых – обозначить вторые.
  • Например, кукла будет квадратом, мячик – треугольником, а машинка – кругом. Разложите карточки с фигурками возле соответствующих игрушек. Когда ребенок запомнит все обозначения, покажите ему первую карточку-задание, на которой все фигурки изображены в определенной последовательности (эта последовательность должна отличаться от той, в которой реально размещены ваши игрушки). Задача состоит в том, чтобы малыш разместил игрушки в такой же последовательности, в какой идут фигурки на карточке–задании. После того как первое задание выполнено, дайте малышу вторую карточку (с другой последовательностью) и т. д.
  • Если малыш легко замещает игрушками фигурки и наоборот, то эти задания не вызовут у него особых проблем. В случае затруднений поиграйте в эту игру несколько раз, меняя игрушки и фигурки. Причем желательно постепенно перейти от заменителей, которые по форме чем-то напоминают замещаемый предмет, к заменителям, которые на такой предмет совершенно не похожи.
  • Игра «Путешествуем по дороге»
  • Эта игра тоже на использование заменителей.
  • Приготовьте 5–10 карточек с дорожными знаками, обозначающими: движение на велосипедах запрещено.
  • Скажите малышу, что сейчас он будет водителем такси. Эта профессия очень интересная. Водителю приходится много ездить, и в дороге его могут поджидать разные неожиданности. Например, пассажир может почувствовать себя плохо, и его нужно срочно доставить в больницу,  или дорога проходит мимо школы или детского сада, и маленькие дети могут нечаянно выбежать на дорогу, или в машине заканчивается бензин, и ее нужно срочно заправить и т. д.
  • Пусть ребенок представит себе, что он едет на машине и ему встречается первый знак. Что он обозначает? Предложите малышу подумать и высказать свои предположения. Затем «едем» дальше и определяем назначение второго знака и т. д.
  • Если у малыша будут возникать затруднения, подскажите ему и детально проанализируйте, почему данный знак обозначает именно это, а не что-то другое. Скажите ребенку, что эти  и другие знаки он может встретить на улице, когда будет куда-нибудь идти или ехать на автобусе, трамвае или троллейбусе. Пусть обращает внимание на эти знаки и подсказывает взрослому, что они означают.
  •  
  • Игра «Подарки из мешочка»
  • Игра развивает воображение, исходя из словесного описания и тактильного восприятия.
  • Приготовьте два мешочка и игрушки или предметы небольшого размера. Лучше, если это будут предметы, которые вы купили ребенку в подарок, и о которых он еще не знает. Нужно положить по несколько игрушек в каждый мешочек. Причем один мешочек готовите вы, а другой – ребенок.
  • Суть игры состоит в следующем. Вы описываете один из предметов, лежащих в вашем мешочке, а затем предлагаете малышу найти его на ощупь. «Подарки», находящиеся в мешочке ребенка, таким же образом отгадываете вы.
  • Например, вы купили ребенку конструктор. Опишите его так: «Это игра, из которой можно составить множество башенок, замок или  что-то другое, что захочется». Если ребенок не отгадает, добавьте к описанию какие-нибудь детали предмета (скажите, «он имеет множество деталей»). В последнюю очередь описывайте все функции игры. Когда малыш отгадает, что это такое, и найдет его на ощупь, наступает ваша очередь отгадывать.
  • Наибольшие затруднения могут возникнуть при описании малышом предмета, находящегося в мешочке. Ребенку еще довольно трудно выделять существенные признаки предмета, поэтому описания могут быть неточными и даже не совсем отражающими данный предмет. В таких случаях не следует сразу поправлять ребенка, подсказывать ему, так как это исказит естественный ход игры. После того как вы угадаете, что это за предмет, и получите его в подарок, можете вместе с ребенком обсудить, действительно ли названные им признаки являются существенными и какие детали были упущены.
  • Игра «Собери картинку»
  • Эта игра на умение конструировать целое из частей. Материалом к игре могут стать любые цветные рисунки из старых книг, из альбомов с детскими иллюстрациями, можно взять коробки от конфет или цветные упаковки для игрушек.
  • Разрежьте эти картинки на несколько частей (начать лучше с 4–5 частей), но оставьте пока в виде целой картинки. Попросите ребенка внимательно посмотреть на картинку и запомнить, что и где на ней изображено. Затем перемешайте ее части и предложите малышу собрать целую картинку. При этом обратите внимание на то, что существует только одно единственное решение.
  • Усложнить игру можно, если не показывать ребенку картинку в «собранном» виде, а сразу предъявить перемешанные части. Узнать, что на ней нарисовано, он сможет только тогда, когда соберет ее.
  • Если в игру одновременно играет несколько детей, то можно ввести еще и соревновательный момент – «Кто быстрее соберет картинку». Дети в конвертах получают картинки, разрезанные на одинаковое количество частей.
  • По вашей команде они высыпают составленные элементы на стол и складывают их.
  • Побеждает тот, кто первый соберет картинку правильно. После того как дети поменяются конвертами, игру можно повторить еще раз. Если ребенку не удается собрать картинку, возьмите любые две  части и предложите ему их соединить.
  • При этом вместе с ним последовательно прикладывайте эти части разными сторонами и рассуждайте вслух, почему они подходят или не походят друг другу. Затем оставьте одну часть и поменяйте другую. И так, пока не достигнете совпадения.
  • Научите ребенка последовательно и терпеливо сопоставлять эти части по цвету, контуру, по изображенному на них рисунку.
  • Игра «Разверни салфетку»
  • Суть игры состоит в том, чтобы ребенок мысленно развернул салфетку, которая изображена, сложенной вдвое или вчетверо. Ребенку нужно определить, как она будет после этого выглядеть.
  • Что делать, если малыш не может найти правильный ответ? Не спешите объяснять ему суть задания «на пальцах» и, тем более, давать готовый ответ. Предложите ему сначала вырезать похожую (но не такую же) салфетку из листочка бумаги. Затем, пусть малыш сам сложит круглый листочек пополам и сделает какой-нибудь простой вырез. Возможно, для этого ему понадобится ваша помощь, например, чтобы начертить линию выреза. Но разворачивать готовую салфетку малыш должен сам. Только так он сможет усвоить, что в процессе вырезания появляются одинаковые прорези на каждой из двух (или четырех, если салфетка была сложена вчетверо) ее частей. Кроме того, важно обратить внимание на то, что вырезы по форме зеркально отражают друг друга. Как только это станет понятным, можно вернуться к игре с нарисованной салфеткой.
  • Варианты игр с детьми можно показывать в виде фильма, в котором будут проигрываться рекомендуемые игры. Можно проигрывать их взрослым, представляя, что они – дети. Другой вариант – родители приходят на собрание вместе с детьми и проигрывают в паре 2-3 игры. Остальные игры выполняются дома в кругу семьи по полученным печатным рекомендациям.

Ценные советы родителям

Ценные советы помогут сделать развитие творческого воображения эффективным:

  1. Используйте больше наглядных примеров. Рассказывая о дальних странах или волшебных героях, показывайте красочные изображения.
  2. Играйте в игры с вымышленными персонажами. Так ребёнок научиться творчески мыслить, моделировать выход из различных ситуаций. Воображение поможет справиться даже с самыми сложными обстоятельствами.
  3. Находите реквизит. Изображая с ребёнком каких-то персонажей или готовясь к представлению домашнего театра, найдите дома элементы, которые помогут лучше вжиться в образ. Так ребёнку будет интересней.
  4. Позволяйте небольшой творческий беспорядок. Да уж, иногда надо что-то построить, соорудить для игры. Старайтесь не прерывать творческий полёт воображения ребёнка.
  5. Хвалите за оригинальность. Отмечайте положительные моменты, которые ребёнок проявляет в игре и при занятии творчеством.
  6. Слушайте с удовольствием. Всё, что малыш придумывает, рассказывает – выслушивайте внимательно, с радостью. Поддерживайте детский порыв к творчеству, фантазии, и он станет настоящей творческой личностью.

Воображение является одним из путей познания мира. Именно воображение дало человечеству комфорт и уют, цивилизацию. Уважаемые родители, учитывайте важность развития воображения при организации учебно-воспитательного процесса ребёнка. Не забывайте, что важно заниматься его формированием с раннего возраста.

Заключение

В данной методической разработке были раскрыты и выявлены специфика и своеобразие детского творчества, их возрастные особенности, развитие воображения, показана необходимость изобразительной деятельности в жизни ребенка, раскрыты некоторые виды нетрадиционного рисования.

Было выяснено, что, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка. Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых.

Обработав и проанализировав литературу по методике изобразительной деятельности, педагогике и психологии было выявлено влияние нетрадиционного рисования на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей.

На этом основании были составлены рекомендации по созданию условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Они содержат разработку системы занятий с использованием нетрадиционных видов рисования, которые способствуют развитию творческого воображения детей пяти – семи лет.

Процесс изобразительной деятельности создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.

Список литературы

  1. Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы [Текст]/ О. А. Белобрыкина. – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993. – 62 с.
  2. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. / Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.
  3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]/ Г. Г. Григорьева.– 3-е изд., испр. – М.: «Академия», 1999. – 272 с.
  4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М.. Слепцова В.Ю., Смагина Т.В., Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] /Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
  5. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) [Текст]/ Т. Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с. с ил.
  6. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.С. Комарова. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  7. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/ В. С. Мухина. – 3-е изд. – М.: «Академия», 1998. – 456с.
  8. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.
  9. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
  10. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования «по мокрому»

В процессе своей работы я не ставила целью повысить уровень технических навыков и умений детей и поэтому из множества изобразительных техник  способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно....

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

Доклад на тему: «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медве...

методическая разработка«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства.»

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития с...

Кружок «Туосчаан» как условие для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Актуальность выбранной темы Одним из важнейших средств приобщения старших дошкольников к духовным ценностям является традиционное прикладное искусство. В Якутии одним из наиболее традиционных при...

Доклад «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...