Кружковая работа "Волшебница бумага"
рабочая программа по аппликации, лепке

Костина Надежда Владимировна

Рабочая программа кружковой работы "Волшебница бумага"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_bumaga.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено

Педагогическим советом №1

от__________________2018 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 113

__________________/Ю.Г.Бубнова/

«__»________________2018г.

Программа дополнительного образования:

кружковая работа

«Волшебница бумага»

на 2018 – 2019 учебный год

Руководитель кружка:

Костина Надежда Владимировна

воспитатель, Высшая кв. категория

Архангельск, 2018

Наименование программы: «Волшебница бумага»

Возрастная группа: 4 – 5 лет

       «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», - так говорил В.А.Сухомлинский.

       В настоящее время педагоги, специалисты настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.

       Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действиями с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития еле является –  работа с бумагой.

       Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребёнка.

       Предлагаемая программа имеет художественно – эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

       Программа кружка построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий з бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, оригами, бумажный комочек, квиллинг, конструирование)

       Исходя из этого, была определена цель программы:

Цель: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Задачи:

  1. Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.
  2. Обучать различным приёмам работы с бумагой.
  3. Формировать умения следовать устным инструкциям.
  4. Расширять словарный запас специальными терминами.
  5. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  6. Развивать художественный вкус, образное восприятие, творческие способности детей.

Расписание занятий:

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка «Волшебница бумага». Понедельник 15.40 – 16.00

Оборудование, материалы:

- цветная бумага, гофрированный картон, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши цветные, линейка, кисточка для клея, салфетки, клеёнка.

Критерии эффективности, цель достигнута, если:

  • Дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой и ножницами;
  • Подбирают бумагу нужного цвета;
  • Умеют рационально использовать цветную бумагу, правильно находить место на листе для выполнения работы;
  • Знают название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона и других материалов;
  • Составляют композицию из готовых поделок;
  • Умеют красиво, выразительно, эстетически грамотно оформить игрушку.

Календарное планирование на 2018 – 2019 учебный год

Месяц

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

17.09

«Волшебная бумага»

Познакомить детей со свойствами бумаги: мнётся, рвётся, складывается и т.д. Показать, что можно сделать из бумаги (аппликация, оригами, цветы и пр.). Вспомнить, что мы делали при помощи бумаги, побеседовать на тему, для чего нам ещё нужна бумага. Развивать творческое воображение и фантазию; рассказать детям о технике безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

Цветная бумага, ножницы, клей

24.09

«Гусеница»

Мозаичная аппликация

Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали.

Лист бумаги А5 с силуэтом гусеницы, полоски бумаги зелёного цвета, ножницы, клей ПВА, клеёнки, салфетки.

Октябрь

1.10

«Воздушные шары»

Мозаичная аппликация

Закреплять умение резать полоску бумаги по прямой. Составлять изображение из частей. Учить подбирать цвета, правильно располагать части аппликации, аккуратно наклеивать детали, используя салфетку. Развивать творческие способности, воображение, самостоятельность.

Лист бумаги А5 с силуэтом воздушных шаров, разноцветные полоски бумаги, ножницы, клей ПВА, клеёнки, салфетки.

8.10

«Цветы»

Мозаичная аппликация

Продолжать закреплять умения нарезать полоски на квадраты. Учить формировать из частей целое, правильно наносить клей, аккуратно наклевать детали. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

Лист бумаги А5 с силуэтом цветка, цветные полоски бумаги, ножницы, клей ПВА, клеёнки, салфетки.

15.10

Коллективная работа

 «На дороге»

Мозаичная аппликация

Упражнять детей в вырезании. Учить подбирать цвета, составлять целое из частей. Развивать эстетическое восприятие. Формировать положительное эмоциональное отношение к созданным работам. Учить работать в коллективе, уметь договариваться.

Полоски бумаги разного цвета, клей, ножницы, салфетки, ватман с эскизом дороги, светофора, машины и пешеходного перехода, цветные карандаши.

22.10

Бумажный комочек

Познакомить детей с новой техникой: бумажный комочек. Научить детей отрывать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек. Показать детям способы применения бумажного комочка: поделка на бумаге, объёмная поделка. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость и внимание.

Полоски бумаги разного цвета, клей, ножницы, цветные карандаши, работы в технике бумажный комочек.

29.10

«Рыбка»

Бумажный комочек

Продолжать учить детей формировать комочки из бумаги. Наносить клей кистью. Учить переносить кусочки бумаги на капли клея ватной палочкой, смоченной в воде. Развивать композиционные умения. Закреплять приёмы наклеивания.

Полоски бумаги разного цвета, ножницы, ватные палочки, альбомные листы с трафаретом рыбки, образец работы, клей, цв. карандаши, тарелочка с водой, иллюстрации с изображением рыб.

Ноябрь

5.11

«Ёжик»

Бумажный комочек

Закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе. Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Полоски бумаги коричневого и чёрного цвета, ножницы, ватные палочки, альбомные листы с трафаретом ёжика, игрушка ёжик, клей, цв. карандаши, тарелочка с водой, образец работы

12.11

Коллективная работа «Осенний лес»

Бумажный комочек

Вызывать желание работать в коллективе, формировать положительное отношение к созданной работе. Способствовать эмоциональной оценке своих работ и работ своих товарищей.

Полоски бумаги разных цветов, ножницы, ватные палочки, ватман с изображением деревьев, грибочков, ёжиков, кисточка, клей, цв. карандаши, тарелочка с водой, игрушка ёжик .

19.11

«Ромашка»

Бумажная полоска «Петля»

Показать детям новое использование бумажной полоски – складывание в форме «петли» и выполнение из неё поделок. Продолжать закреплять умения работы с ножницами, аккуратному отношению к созданной поделке. Развивать усидчивость, терпение и воображение.

Полоски бумаги белого цвета, фон голубого или зелёного цвета, жёлтые круги,  ножницы, клей, работы в технике бумажная петля.

26.11

Поделка «Петушок»

Бумажная полоска «петля» и бумажный комочек

Вспомнить с детьми технику формирования бумажного комочка. Учить детей создавать объёмную поделку, применяя уже знакомые техники работы с бумагой. Развивать умение создавать красивую композицию, аккуратному обращению с клеем и ножницами. Учить соотносить детали поделки по размеру и цвету.

Бумага жёлтого цвета, разноцветная бумага, белый картон для фона, клей, ножницы, салфетка, цв. карандаши, работы в технике бум. петля и бум. комочек, игрушечный дом, игрушка на руку Петушок, игрушки домашних животных с детёнышами.

Декабрь

3.12

Новогодняя поделка «Еловые ветки»

 (2 занятия)

Бумажная полоска «петля»

Продолжать учить детей вырезать полоски бумаги, закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ. Развивать воображение, творчество, композиционные навыки.

Бумага зелёного цвета, белый картон с конурами веток ёлки для фона, клей, ножницы, салфетка, иллюстрация снежного леса, ёлки.

10.12

Новогодняя поделка «Еловые ветки»

Бумажная полоска «петля»

Закончить начатую на прошлом занятии поделку к новому году. Наклеивать готовые петли на эскиз композиции. Показать детям, что чем больше рядов петель, тем пышнее ёлочная ветка. Развивать эстетическое чувство, желание доводить начатое дело до конца.

Бумага зелёного цвета, белый картон с контурами веток ёлки для фона, клей, ножницы, салфетка, иллюстрация снежного леса, ёлки.

17.12

«Белая берёза»

Квиллинг

Познакомить детей с новой техникой работы с бумагой – квиллинг. Показать основные приёмы. Научить детей накручивать узкую длинную полоску на карандаш или палочку, использовать накрученные спиральки для выполнения объёмной аппликации. Развивать композиционные навыки и умения, мелкую моторику и усидчивость.

Шаблон, нарисованный на картоне голубого цвета, берёзы – ствол, ветки. Полоски белой бумаги, клей, салфетка, карандаш, вата, иллюстрация зимнего леса.

24.12

«Снегирь и рябина»

Квиллинг

Продолжать учить детей накручивать на палочку узкую длинную полоску. Познакомить с основной формой, на основе которой делаются все остальные формы в технике квиллинг – «Таблетка». Учить плотно накручивать полоску на карандаш, аккуратно наносить клей, прижимать. Развитие цветового восприятия, совершенствованию композиционного построения изображения в зависимости от формы основы.

Шаблон, нарисованный на картоне белого цвета, ветка рябины, снегирь. Полоски красной бумаги, клей, салфетка, карандаш, вата, иллюстрация зимнего леса.

Январь

14.01

Коллективная работа «Золотая рыбка»

Квиллинг

Закреплять умения накручивать основную форму «таблетка», «свободная спираль». Развивать умение работать в коллективе, договариваться с товарищами. Развивать чувство ритма и цвета, самостоятельность, способствовать игровому общению.

Ватман, тонированный светло синей гуашью, контуры рыб, полоски бумаги жёлтого, оранжевого и золотистого цвета, карандаш клей, салфетка.

21.01

«Паучок»

Квиллинг

Продолжать учить детей основным приёмам квиллинга: «свободная спираль», «таблетка». Закреплять умение работы с ножницами, аккуратному наклеиванию, составлять изображение из частей, приёмы аккуратного наклеивания. Развивать усидчивость и воображение.

Лист А4 белого или светло – голубого цвета с нарисованной паутиной, клей, ножницы, салфетка, на каждого ребёнка: одна длинная чёрная полоска (склеенная из нескольких полосок) и восемь не длинных А5

28.01

«Весёлые утята»

Квиллинг

Закреплять умение работать в технике квиллинг. Учить выполнять объёмную работу, дополнять поделку деталями, воспитывать умение доводить работу до конца. Развивать творческие способности, воображение.

Лист А; белого или зелёного цвета. Клей, ножницы, салфетка, на каждого ребёнка: полоски жёлтой бумаги, краски, карандаши, кисти.

Февраль

4.02

«Ракета»

Квиллинг

Продолжать учить аккуратному обращению с ножницами, вырезать полоски нужной ширины, скручивать их в основные формы квиллинга. Формировать композицию, аккуратно наклеивать детали. Воспитывать у ребят гордость и любовь к своей Родине, формировать положительное отношение к результатам своей деятельности.

Лист А4 синего цвета с наклеенной заготовкой ракеты, клей, ножницы, салфетка, на каждого ребёнка: полоски жёлтой и красной бумаги, краски, карандаши, кисти.

11.02

«Светофор»

Квиллинг

Повторение правил дорожного движения, техника безопасности. Формирование деталей приёмом «свободная спираль». Правильно располагать детали, развивать чувство ритма и цвета. Аккуратно наклеивать детали на заготовку. Формирование эстетического чувства.

Лист А4 белого цвета, клей, ножницы, салфетка, на каждого ребёнка: полоски жёлтой, зелёной и красной бумаги, краски, карандаш, кисти.

18.02

Объёмные поделки «Ждём гостей»

Приём складывание

Познакомить детей с приёмом складывания квадрата (прямоугольника) пополам, по прямой с делением боковых сторон пополам и совмещением противоположных верхних и нижних сторон и углов. Условно назвать этот приём складывания «книжечка». Воспитывать усидчивость, терпение.

Прямоугольная заготовка А5, вырезанная из бумаги готовая деталь ручки, материал для украшения бокалов (полоски, круги и квадраты разного размера из цветной бумаги), клей ПВА, клеевые кисти, клеёнка, тряпочка, поднос

Март

4.03

Объёмные поделки «Автобус»

Приём складывание

Продолжать учить детей мастерить объёмные поделки, используя приём складывания «Книжечка». Закреплять умение делить полоску на части приёмом складывания пополам, вырезать круги из квадрата, плавно закругляя его углы при срезании. Развивать творческие способности, воображение.

Квадратная заготовка (10х10см.) из цветной плотной бумаги (основа поделки), 2 полоски из более тонкой бумаги жёлтого цвета (2х4см.) и 4 квадрата чёрного цвета (3х3 см.), клей ПВА, кисть для клея, клеёнка, тряпочка, поднос, ножницы, иллюстрации с транспортом.

11.03

Объёмные поделки «Медвежонок»

Приём складывание

Закреплять умение мастерить поделки, используя приём складывания «книжечка». Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.

Прямоугольная заготовка А5, ножницы

18.03

Объёмные поделки

«Слон»

Игрушка из картона

Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – конструировать из бумаги объёмные фигуры, при помощи надрезов, без клея. Развивать пространственные воображение. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Лист бумаги белого или серого цвета, ножницы.

25.03

«Грибок»

Оригами из кругов

Познакомить детей с техникой оригами. Познакомить с условным обозначением «долина» (линия, по которой следует делать сгиб на себя; научить детей складывать круги пополам, правильно располагать части на листе, формируя композицию.

Круги белого и коричневого цвета, картон (основа), клей, салфетка

Апрель

1.04

«Божья коровка»

Оригами из кругов

Продолжать учить складывать базовую форму круг пополам; выделять части тела – крылья, тело, голова. Развивать художественный вкус., творческие способности и фантазии детей.

Круги красного цвета, картон (основа), клей, салфетка

8.04

«Разноцветный зонтик»

Оригами из кругов

Учить детей складывать круг пополам, и ещё раз пополам, получая при этом ¼ круга; складывать в виде зонта из нескольких четвертинок кругов. Развивать пространственное воображение. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Разноцветные круги, картон (основа), клей, салфетка, цв. карандаши.

15.04

Коллективная работа «Аквариум»

Оригами из кругов

Продолжать учить детей работать с круглым листом бумаги, закрепить умение складывать круг пополам и ещё раз пополам. Формировать композицию, дополняя её разными деталями. Учить работать совместно, делая одно общее дело.

22.04

История о любопытном уголке

Оригами из кругов

Учить детей конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали, учить сгибать треугольник по схеме, воспитывать у детей внимание и терпение.

Квадрат

29.04

«Парус и рыбка»

Оригами из квадрата

Продолжать учить складывать квадрат по диагонали. Развивать воображение, помогать видеть разное из одной и той же фигуры. Украшать готовое изделие, дополняя его деталями. Развивать эстетическое чувство.

Лист А5 с силуэтом парусной лодки, волн, 2 квадрата разных цветов и размеров.

Май

6.05

 «Бабочка»

Оригами из квадрата

Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, показать, что треугольник можно складывать ещё раз и всё равно получится треугольник. Учить детей составлять небольшую композицию из оригами, дополняя её по мере необходимости различными деталями, сделанными из бумаги. Развивать фантазию и воображение.

Квадрат,

 цв. карандаши

13.05

Гофрированная модель

«Павлин»

Оригами из квадрата

Учить детей гофрировать полоску цветной бумаги, собирать полоску «гармошкой», составлять небольшую композицию, дополняя её по мере необходимости различными деталями, сделанными из бумаги.

Квадрат, клей, салфетка, ножницы

Литература:

  1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
  2. Ханна Линд. Бмажная мозаика. – М: Айрисс-пресс, 2012 г.
  3. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. – М: Айрисс-пресс, 2012 г.
  4. Новикова И.В. Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
  5. Долженко Г.И. 200фигурок и игрушек из бумаги и оригами. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
  6. Анистратова А.А., Гришина Н.И. поделки из кусочков бумаги. – М: Издательство Оникс, 2010 г.
  7. Просова Н.А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. – М.: Эксмо

Список детей:

  1. Антонова Ульяна
  2. Брюшинин Паша
  3. Горина Даша
  4. Ежов Никита
  5. Зыкова Кира
  6. Иванова Лилия
  7. Ижмяков Тимофей
  8. Ким Герман
  9. Королёв Вадим
  10. Кузенко Даниил
  11. Минкин Рудольф,
  12. Монастырских Ксения
  13. Молчанова Ангелина
  14. Пестова Полина
  15. Поваляева Ева
  16. Русакова Анна
  17. Симаков Макар
  18. Собашникова Варя
  19. Третьякова Маша
  20. Фисюнова Даша
  21. Черепанова Света
  22. Шарковкин Миша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"

В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные  виды продуктивной деятельности, в частности работа с...

Кружковая работа с бумагой - оригами

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей.Дети овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, ...

Методические рекомендации кружковой работы Конструирование из бумаги в технике « Квиллинг» для детей комбинированной группы с тяжелыми нарушениями речи (5-7 лет) на 2013-2014 и 2014-2015 учебный год. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

По наблюдениям педагогов в настоящее время у многих детей наблюдается нарушения речевого развития. Российскими и зарубежными учёными доказано, что развитие речи напрямую зависит от степени развитости ...

Презентация кружковой работы "Мастерская чудес из бумаги"

Замечательная, интересная техника по работе с бумагой, детям чень нравится квиллинг. Работы  наших детей....

Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»

Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...

Программа кружковой деятельности «Чудеса из бумаги» с детьми средней группы

Цель: развивать детское творчество, используя технику оригами, которая способствует развитию мелкой моторики детей, а также важнейшие психические способности, как внимание, память, мышление, вооб...

Кружковая работа «ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА»

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежи...