Технологическая карта занятия по лепке
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Замятина Светлана Александровна

Технологическая карта занятия по лепке с детьми ОВЗ (нарушение зрения)

Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие в интеграции с образовательными областями: Физическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие.

Тема занятия: Аквариумные рыбки (пластилинография).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие в интеграции с образовательными областями: Физическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие.

Тема занятия: Аквариумные рыбки (пластилинография).

Возрастная группа: подгруппа детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет с нарушением зрения (слабовидение).

Цель занятия: сформировать умения передавать характерные особенности аквариумных рыб, используя нетрадиционную технику работы – пластилинографию.

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательные: закрепить знания об аквариумных рыбах; закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы пластилинографии (отщипывание, надавливание, сглаживания); совершенствовать умения передавать особенности внешнего облика аквариумных рыб (форму головы, строение туловища, плавников, хвоста, глаз, характерную окраску); продолжать учить аккуратности в работе с пластилином; закрепить умение использовать пиктограммы в работе.

Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики рук, согласованность в работе обеих рук, согласованность глаз и рук, тактильной чувствительности,  пространственной ориентировки (на плоскости); развитие формовосприятия, цветовосприятия, зрительной памяти, внимания, умения выполнять правильно инструкции педагога; развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, воображения;  развитие словарного запаса детей, умения рассказывать о своих ощущениях.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; воспитывать аккуратность, целеустремлённость; воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

Дополнительные задачи:

Игровая: Развитие тонкой моторики, глазомера. тактильных ощущений, осязания.

Дидактическая: Совершенствовать изобразительные навыки и умения.

Активизировать умственные способности детей.

Словарная работа: пластилинография,  аквариум, чешуя, переливается, блестит,  плавает, плавник, меченосец, гуппи, скалярия.

Планируемый результат занятия: создание коллективного панно «Аквариум»

Подготовительная работа: беседа «Кто живет в аквариуме?»; рассматривание альбома «Аквариумные рыбы»; разучивание пальчиковой гимнастики «Юбилей у окуня»; чтение сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «По щучьему велению», «Лиса и волк»; дидактические и пальчиковые игры; рассматривание картинок, беседы о подводном мире, о водоемах, словесные игры по лексической теме «Рыбы», дидактическая игра «Собери рыбку».

Материалы и оборудование: : иллюстрации с различными аквариумными рыбками на белом фоне, ширма «Аквариум» с одной рыбкой, резиновые рыбки на каждого ребенка, мягкий пластилин,  музыкальный центр, музыкальная запись «Шум моря» и соната Бетховена, магнитная доска, пиктограммы, шаблоны рыб для каждого ребенка, солнышки – грустные и веселые, магнитная игра «Рыбалка».

Раздаточный: резиновые рыбки красного, желтого, зеленого, оранжевого цветов, набор мягкого пластилина, шаблоны рыб для каждого ребенка, солнышки – грустные и веселые, стека, влажные салфетки для рук, доска для лепки на каждого ребенка,  колпачки от фломастеров, пиктограммы.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Продолжительность: 1мин.

Подготовка к совместной деятельности

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка.

Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов и т.д.

Колокольчиком приглашаю детей встать в круг.

- Здравствуйте, девчонки, добрый день, мальчишки! Наигрались в куклы, полистали книжки. А сейчас мы вместе отдохнём немного,

В добрый путь, ребята, в добрую дорогу!

Посмотрели все на меня, встретились со мной глазками.

А сейчас поздороваемся друг с другом.

 К солнышку потянулись, лучик взяли,

К сердцу прижали, другу отдали.

 Игровой моменты «Здравствуйте, девчонки»

Приветствие, участие в игре и пр. Настрой на работу.

Дети выполняют.

Психологическая готовность.

Настрой на занятие, создание позитивного настроения

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

2 мин

Создание проблемной ситуации направление внимания детей;

- Ой, ребята, что я слышу… (запись с шумом моря) Правильно, это шум моря…

- Ребята, как вы думаете, что в морских глубинах мы можем увидеть? Какие морские жители живут в море?

Вы загадку отгадайте, Правильный ответ мне дайте.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком. По земле я не хожу, Рот есть, но не говорю.

Глаза есть - не мигаю,

Крылья есть - не летаю.

Кто это?

Беседа, анализ

Ответы на вопросы воспитателя. 

Отгадывание загадки.

- Медузы, водоросли, морские звезды и т.д

- Рыба.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

2.2

Этап ознакомления с материалом

5мин.

Гимнастика для глаз

Физкультминутка

Направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи.

Усвоение закрепление, расширение, обобщение, систематизация знания об аквариумных рыбах.

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

-Ребята, давайте вспомним сказки, которые мы с вами прочитали, в которых тоже говориться о рыбах.

 - Ребята у нас в группе есть необычный аквариум. (Показываю сделанную заранее ширму-аквариум, на которой изображена одна рыбка). 

Кто в нём живёт?

- Ребята, рыбке очень скучно одной плавать в аквариуме, что мы можем сделать. чтобы ей стало  веселее?

- Правильно.

- Садитесь на свои места. Давайте вспомним, какие рыбки живут в аквариуме. Показываю иллюстрации аквариумных рыб.

- А сейчас пусть отдохнут наши глазки.

Предлагаю детям снять очки.

Закрываем мы глаза,
Вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,
Упражненья выполняют. 

Мы глазки открываем,

И дружно поморгаем.

Вправо - влево посмотрите,

Вниз и вверх все поглядите.

- Отдохнули? Хорошо.

Предлагаю для рассматривания каждому ребенку резиновую рыбку.

- Какой формы тело рыбки?

- Какие по форме плавники?

- Какой хвост?

- Сколько глаз?

- Есть ли у рыбки рот?

- Чем покрыто тело рыбок?

- Какие чешуйки по цвету и форме? Какого цвета рыбки?

- Молодцы.

- Вокруг меня скорей вставайте и со мною поиграйте.

В синем небе облака,

Под горой бежит река,

Рано утром из реки,

Тянут сети рыбаки.

Много рыбы наловили,

Вкусную уху сварили.

Беседа,  показ, рассматривание,

Решение проблемной ситуации.

гимнастика для глаз

ощупывание, вычленение частей тела.  

Физ.минутка

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы.

- Рыбка.

- Мы можем нарисовать, слепить ей друзей.

Дети садятся за столы. рассматривают, называют: гуппи, золотая рыбка, телескоп и т.д.

Дети снимают очки, выполняют гимнастику для глаз. Закрывают глаза

продолжают сидеть с закрытыми глазами.

массаж круговыми движениями указательного пальца

Одевают очки.

Дети рассматривают рыбок, ощупывают, отвечают на вопросы.

- Овальная.

- Треугольные.

- Два.

- Есть рот.

- Чешуйками.

- Круглые, блестящие.

Выполнение физ. минутки.

Поднимают руки, присели, руки вперед.

Имитируют движения, как бы перебирая сеть.

Руки в стороны

Круговые движения руками, как бы помешивая уху.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Овладение способами познавательной деятельности. Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки.

2.3

Этап практического решения проблемы

10 мин.

Пальчиковая гимнастика

П\игра «Стая рыбок»

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений.

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Выбрать фон (в соответствии

Закрепление правил, овладение практическими навыками с использованием выведенных правил.

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата.

- Я предлагаю для нашей рыбки нарисовать друзей, а рисовать мы будем, не красками, не карандашами, а пластилином. Скажите, как эта техника рисования называется?

Но сначала давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать при работе в пластилиновой технике и последовательность работы. Предлагаю детям схему(рис 1)

- Молодцы, вы хорошо знакомы с этапами работы.

- Прежде, чем мы начнем работать, мы разомнем наши пальчики.

- Пальчики мы разминаем, и работать начинаем.

Пальчиковая гимнастика "Юбилей у окуня"

Всю семейку пескарей

Окунь звал на юбилей

Он за стол их посадил,

Чаю в чашки им налил,

 

Подал в вазочках варенье,

И на блюдечке – печенье.

Щука мимо проплывала,

И застолье увидала.

 Окунь щуку в дом позвал,

Чаем щуку угощал.

Щука чай не захотела: «Пескарей бы я поела!»

 Им пришлось уплыть скорей.

Вот так славный юбилей!

- А теперь, выбирайте шаблон и приступайте к работе. Пластилин можете брать любого цвета.

Работу выполняйте, за помощью обращайтесь.

-Выполнять последовательность работы нам поможет  табличка.

Каждому ребенку даю схему выполнения.

Включаю музыку.

Оказываю индивидуальную помощь.

Обращаю внимание на осанку.

- Потрудились вы на славу, Предлагаю поиграть.

«1-2-3 в рыбок нас ты преврати».

 В голубой водице плывет рыбок вереница.

Чешуей златой сверкая, кружится, играет стая.

П/игра «Стая рыбок»

Пять маленьких рыбок ныряли в реке

Лежало большое бревно на песке

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

Третья сказала:- мне хочется спать .

Четвертая стала чуть-чуть замерзать

Пятая крикнула:- здесь крокодил Плывите скорее, чтоб не проглотил.

Беседа, работа с пиктограммами.

Пальчиковая гимнастика

Работа с пиктограммами

Подвижная игра

Отвечают на вопросы

- Пластилинография.

Дети рассматривают схему. Объясняют технику выполнения.

- начинать с самых маленьких деталей;

 - кусочки пластилина отщипывать маленькие;

 - скатывать шарики можно на доске или между ладошками;

- наложить шарик пластилина на рисунок и растереть, не выходя за контур рисунка.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

ладонями показываем «рыбку».

делаем приглашающие жесты обеими ладонями,

кладем ладонь на кулак,

складывают ладони чашечкой,

округляем ладони, растопыриваем пальцы,

округляем ладони, вкладываем одну в другую.

ладонями показываем «рыбку»,

показываем «бинокль»,

делаем приглашающие жесты обеими ладонями,

кладем кулак на ладонь,

грозим пальчиками

складываем пальцы в щепотку.

ладонями показываем «рыбку»,

разводим руки в сторону.

Выбор детьми шаблонов.

Самостоятельная деятельность детей, опираясь на схему.

Дети работают под музыку.

Выполнение упражнений

имитация рыб.

развести руки в стороны,

имитация ныряния,

грозят указательным пальцем,

руки лодочкой под ухо.

потереть кистями плечи.

имитируют пасть крокодила,

убегают.

Выполнение практической работы.

 Получение информации, необходимой для успешного решения проблемы.

Овладение умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию.

Овладение определенным объемом практических навыков и умений

при обучении продуктивным видам деятельности.

 

Овладение навыка работы с пиктограммами

Заключительный этап

Рефлексия. Оценка выполненных работ. 2 мин.

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки, самоконтроля

-  Поиграли, потрудились. А теперь пришла пора, Выставку создать друзья. Ну вот, теперь у нашей рыбки есть друзья!

- Что мы сегодня делали?

-  Какой приём использовали?  

- Все справились с заданием?

- Молодцы ребята. У вас получились хорошие работы, аккуратные и самое главное красивые.

- Ребята, если вам понравилось сегодня работать, покажите веселое солнышко. Если не понравилось, то грустное.

-А в награду за Ваш труд, я дарю Вам игру «Рыбалка».

Беседа, рассматривание.

Рефлексия

Дети выставляют свои работы на ширму-аквариум.

- Лепили рыбок

- Пластилинография

- Да, все.

Оценивают работы, радуются работам друг друга, делятся впечатлениями.

Дети выбирают солнышко.

 Выражение личной позиции, оценки. Дети обладают положительным отношением к окружающему миру

Рисунок 1.

                       

           

                                                 

Рисунок 2.

1

2

3

4

5

https://shkola7gnomov.ru/upload/iblock/bf8/bf81672d0945166ec2f9b40bf132bb6a.jpeghttps://www.deloks.ru/upload/iblock/7e3/1ciz9gpuvdz2cwkns88s2tp5yvl0fmm5/doska_dlya_lepki_a5_200_170_mm_yunlandiya_sinyaya_6_otdeleniy_dlya_plastilina_2_steka_7_full.jpg

6

https://razrisyika.ru/wp-content/uploads/2021/02/applikatsiya-rybka-s1200_54.jpg https://1.bp.blogspot.com/-Yf7uR3A14dI/XzyXTgEDQyI/AAAAAAAB4F8/vhkgrgffomUXHO7l-g5RUgDjy3nUUeFbgCLcBGAsYHQ/s1600/Raskraska-Rybka-Dlia-Detei-3-Let-3482.jpghttps://www.indiaparenting.com/coloring-pages/uploads/5fcdb96675689.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по лепке "Зернышки для цыплят" в первой младшей группе

Дети в игровой форме подготавливаются к предстоящему занятию, разогревают ручки и лепят зернышки для цыплят...

Технологическая карта занятия по лепке "Пингвин на льдине"

Технологическая карта занятия по лепке "Пингвин на льдине"....

Технологическая карта занятия по лепке старшая группа

Задачи: Образовательные:  совершенствовать умение детей лепить по представлению знакомые предметы, передавая их характерные особенности, расположение частей по величине; закреплят...

Технологическая карта занятия по лепке для детей второй младшей группы 3-4 года на тему «Пожарная лестница»

Цель занятия:  формировать умение у детей лепить предмет, состоящих из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины.Цель занятия для ребенка: отработать умение раскатывать пластилин, со...

Технологическая карта занятия по лепке тема: «Зернышки для петушка » первая младшая группа

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Учеными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой...

Технологическая карта занятия по лепке для детей младшего возраста

Образовательные области: Продуктивный вид деятельности ( лепка) Тема занятия: «Солнышко из теста для Незнайки»Возрастная группа: Младшая группа Цель занятия: Формировать у младше...