Тема: "Что такое осень?"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Сисина Светлана Ивановна

Цель: Формировать умение анализировать признаки осени с помощью загадок и стихов;способствовать развитию творческих способностей; воспитывать любовь к родной природе.

Интеграция образовательных областей :

Познавательно-исследовательская, речевая, художественно-эстетическое,социально-коммуникативное.

Планируемые результаты:

Выражает положительные эмоции (радость,удивление,интерес)в прослушивании стихов,разгадывает загадки,участвует в подвижных играх,различает на ощупь овощи;проявляет интерес к природному материалу.

Материалы и оборудование:

Оформление в приемной комнате,желтый березовый лист с дерева,макет "съедобные грибы",засушенные листья с разных деревьев,плакат"съедобные и несъедобные грибы",ножницы,клей ПВА и клеевой карандаш,краски акварель,овощи в мешочке.

Ход занятия:

Ребята!Я сегодня пришла в детский сад и услышала разговор в приемной комнате-ежик спрашивал у старика-боровика "а почему у тебя на шляпке желтый листик?На деревьях зеленые и только несколько листочков желтого цвета,что случилось?" и ответил старичок боровичок:"осень ежик!осень!"

И я предлагаю" Давайте детки расскажем ежику "Что такое осень?"

Передаю по кругу детям желтый березовый листик.

-С какого дерева этот лист (береза)

-Каким цветом (желтый)

-О каком времени года можно сказать (осень)

-А вы знаете почему листья на деревьях осенью желтеют (небо хмурое,часто идут дожди,сильный холодный ветер.

Да все начинается в воздухе. Как только листьям не хватает солнышка, листья начинают вянуть и быстро теряют свой зеленый цвет. Даже в безветренный совсем тихий день вдруг оборвется с ветки листочек. Тут желтый березовый, там-красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнет по земле.

-А какие приметы осени вы знаете?

Давайте вспомним загадки, стихи:

"Зеленый за ветку,

он держится крепко,

А осенью вниз

Летит желтый. (лист)"

"С ветки осенью сорвался

Полетел закувыркался

На ветку танцуя твист

Золотой, кленовый. (лист)"

З. Федоровский "Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила,

Пожелтел орешник и зардели клены,

В пурпуре осины, только дуб зеленый.

Улетает осень"Не жалейте лета!

Посмотрите, роща золотом одета!"

- О какой примете говорится (желтеют и опадают листья.

-Какую еще знаете примету (птицы перелетные улетают в теплые края,дни стали короткие,а ночи длинные).

"Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Кто скажет, кто знает

Когда это бывает?"

"Миновало лето, осень наступила

На полях и рощах пусто и уныло

Птички улетели стали дни короче,

Солнышко не видно, темны темны ночи. "

-О чем говорится в стихотворении?.

"Опустел скворечник, улетели птицы

Листья на деревьях тоже не сидится;

Целый день сегодня все летят, летят

Видно тоже в Африку улететь хотят".

-А в этом стихотворении о чем говорится?.

-"Если перелетные птицы высоко летят по осени-

снегу будет много зимой;

А низко летят- снегу будет мало. "-Детки вы дома расскажите об этой примете.

-Еще назовите примету осени (на огороде собирают урожай).

А давайте поиграем в игру "чудесный мешочек"(определить овощи на ощупь).

Показ макета грибов"Съедобные грибы".

-О какой примете это напоминает (в лесу появляется много грибов)

Какие загадки о грибах вы знаете?

Нет грибов дружней,чем эти-

Знают взрослые и дети-

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу"(опята)

-А какие грибы еще есть (подберезовики, белые, лисички.)

-Скажите,пожалуйста,а на какие группы делятся грибы (съедобные и несъедобные)

Очень важно знать и то, что многие съедобные грибы имеют ядовитых двойников.

К примеру, у белого гриба- это желчный гриб, у лисичек - ложные лисички, у опят - ложные опята. Поэтому существуют очень важные правила сбора грибов:

Незнакомых грибов не брать и даже не трогать руками!

Лисички собирала.

Скакали зайчатки (скачут стоя)

Искали опятки.

Медведь проходил (идут изображая медведя)

Мухомор раздавил.

-А есть еще вот такие приметы:

"Теплая осень к долгой зиме. "

"Много желудей на дубу в сентябре - к лютой (холодной) зиме".

"Много паутины на бабье лето - к ясной осени холодной зиме. "

"Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме. "

В лесу много рябины - осень дождливая,а если мало рябины - осень будет сухая. "

"Если первый день бабьего лета теплый - то и вся осень будет ясная и теплая. "

"В октябре гром - зима бесснежная. "

-Детки вы с родителями приготовили осенние рисунки.

- А я предлагаю сделать коллективную аппликацию на тему " Что такое осень?

-Теперь я предлагаю поставить нашу картину к ежику и он поймет " Что такое осень"

-О каких приметах мы сегодня говорили?

-Какие вам запомнились?

-А что мы сделали из опавших листьев?.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД из раздела"Формирование целостной картины мира" на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо".

Занятие из раздела " Формирование целостной картины мира" Социализация. Нравственное воспитание детей....

Интегрированное занятие на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо?" по рассказам В.Осеевой

Занятие содержит короткий рассказ о творчестве писательныцы, анализ поступков героев, инсценировку детьми рассказа "Синие листья"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Что такое хорошо и что такое плохо" 2 младшая группа

ознакомление с окружающим (ребенок и общество) тема: "Что такое хорошо и что такое плохо" 2 младшая группа...

Методическая разработка совместной деятельности педагога с детьми старшего возраста по теме «Что такое хорошо и что такое плохо.»

Совместная деятельность педагога с детьми с использованием информационных технологий...

Беседа с детьми на тему "Что такое хорошо и что такое плохо"

Образовательная область "Речевое развитие". Возрастная группа вторая младшая. используемая литература: Гербова "Развитие речи"....

Занятие по теме: "Что такое хорошо и что такое плохо".

Занятие проводилось в средней группе во втором полугодии. Данное занятие можно использовать и для старшей и для подготовительной группы, но с усложнением терминов и расширением вопросов....