Кружок по пескографии
рабочая программа по рисованию (младшая группа)

Ломеева Нина Сергеевна

Для детей с 2  до 3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_peskografii_72_chasa.docx71.4 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Благовещенского района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр дополнительного образования детей Благовещенского района»

УТВЕРЖДАЮ  

Директор МДОАУ Детский сад с.Усть-Ивановка

__________ Лимайкина Л.А.

____________ 2022 г.

Расмотрена на заседании методического объединения

«__»____________2022 г.

Протокол №___________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ ЦДОД

Благовещенского района

__________Сидорова Н.С.

____________2022 г.

ПРОГРАММА

дополнительной образовательной услуги

 «Чудесный песок»

В группе раннего развития

Воспитатель:

 Ломеева Нина Сергеевна

 

 

с. Усть-Ивановка, 2022г.

Пояснительная записка.

     

        Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребенка. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей в значительной степени зависит от уровня эмоционально-волевой и познавательной сфер. Одной из составляющих развития познания и эмоций является сенсорное развитие и развитие микромоторики. Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

        Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Песок является универсальным строительным материалом, с его помощью можно быстро реализовать свои идеи, выстроить замок, слепить фигуру, придумать и воплотить в жизнь новую идею. Рисование песком, или пескография, новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки.

         Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка:

сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, которые действуют на человека завораживающе. Рисуя песком, ребенок входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по настоящему расслабиться, отдохнуть.

       Пескография развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки. Хорошо известна практика рисования для развития мелкой моторики рук, которая взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико -пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

       Сухой песок можно использовать в песочной анимации, дошкольник сможет проявить свои художественные таланты. При помощи песочной анимации в работе с детьми дошкольного возраста, психолог детского дошкольного учреждения может спокойно распознать имеющиеся проблемы каждого из детей, так как рисунки на песке являются подсознательно всплывающими образами ребёнка.

       Кинетический или живой песок (материал, который движется) – это смесь силиконовой составляющей и обычного кварцевого песка. Игра с этим материалом способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, творческого воображения, концентрации внимания. Манипуляции с кинетическим песком так же оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка.

       Песочная терапия для детей может стать лекарством от ряда заболеваний, помощником в решении затруднительных вопросов, оказать благотворное влияние на их психо-эмоциональное состояние. Она раскрывает скрытые потенциалы ребёнка и корректирует дефекты развития.

        Рисунки ребенка на песке не могут быть просто произвольными, в них скрываются страхи, переживания, конфликты и другие эмоциональные всплески. У детей это выявляется намного легче, так как находится на поверхности сознания, нежели у взрослых.

        Сегодня игра с песком становится все более популярной. Работа с песком успокаивает (особенно тревожных и гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

          Программа предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на  осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.

Цель: формировать положительную эмоциональную среду в детском коллективе в ходе экспериментирования с песком.

Задачи:

1.        Изучение правил поведения при игре с песком (работа в команде);

2.        Формирование представлений детей о свойствах сухого и влажного песка;

3.        Развитие творческих способностей и фантазии детей, с помощью самостоятельной деятельности ребят;

4.        Воспитание положительного отношения к своей работе и работе своих товарищей;

5.        Создание мини – музея, в результате совместной деятельности детей и воспитателя + родители (выставка, конкурс в форме фотографий);

6.        Установление контакта и доверия с детьми;

7.        Объединение участников в группу;

8.        Снижение психофизического напряжения;

9.        Развитие тактильно-кинестетической чувствительности;

10.        Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;

11.        Использование расслабляющих упражнений с использованием музыкотерапии.

Содержание  программы кружка

НОД в соответствии с программой  проводятся 2 раз в неделю.

В месяц – 8 занятия. В год проводится 72 занятия. Длительность занятия  в пределах 15 минут.

При разработке программы кружка учитывались следующие принципы:

Игровая деятельность

- формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

- побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;

- учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.

- в сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.

Эмоционально – волевое

Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:

- снизить уровень нервно – психического напряжения;

- способствовать возникновению положительных эмоций.

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;

- помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

- развивать умение слушать и слышать друг друга

Сенсомоторное

Создавая игровую среду в песочнице:

- знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;

- учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

- учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);

- развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;

- совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)

 Посредством игр и игровых упражнений с песком:

- формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;

- учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;

- помочь детям  овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.

Развитие речи

Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:

-  развивать точность понимания речи;

- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;

- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;

- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;

- используя  игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;

- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

В течение занятия можно выяснить:

•  уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;

•  уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);

•  эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);

•  стиль семейных отношений (диалоги между героями);

•  уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;

•  устойчивость и распределение внимания, работоспособность;

•   воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).

Ожидаемые  результаты.

•        Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

•        Расширение и обогащение художественного опыта.

•        Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

•        развитие мелкой моторики пальцев рук

•        Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

•        Развитие творческой  активности на занятиях, самостоятельности.

•        Развитие инициативности

•        Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.

•        Развитие креативности.

•         Индивидуальный «почерк» детской продукции.

•        Способность к активному усвоению художественного опыта.

•        Развитие общей  ручной  умелости .

•         Нахождение  адекватных выразительно-изобразительных  средств для создания художественного образа.

•          Склонность к экспериментированию  с разными художественными материалами и инструментами.

•          Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.

•         Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

Таким образом, кинетический песок не просто детская игрушка, а полезный инструмент, который может помочь нашему мозгу высвободить и выплеснуть полезную креативную энергию.

Учебно - тематический план.

Сентябрь

 

1.Песочек



Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования песком. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница

 

2.Мой любимый дождик

Показать приемы получения точек и коротких линий (мелкий, капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница

 

3.Пятнышки


Учить детей проводить четкие пятна при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница

 4.Бабочка-Красавица

Рисование бабочки  двумя руками различными способами: ладонями, пальцами. Украшение дополнительными деталями (камушки, палочки, кусочки ткани).

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница ,камушки, платочки, кусочки ткани


5.Кучки


Познакомить детей со способом сгребания песка в кучки. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница,


6.Солнышко лучистое





Рисование лучиков солнышка различными способами (на целом полотне, насыпью).

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница,


 7.Насыпушки


Приучать детей набирать песок в кулак и сыпать его струйкой. Воспитывать аккуратность в работе.

  песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница.


8.Точки

Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования кончиком пальцев. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница


Октябрь

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование


 1.Ягодка-малинка

Рисование точек (ягодки) симметрично образцу

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница


 2.Палочки


Учить детей проводить четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница.


 3.Сад-огород

Рисование фруктов и овощей по трафарету и без него.

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты


 4.Цветы-ладошки

Ознакомить детей с новым видом рисования на песке – рисование ладонью. Закреплять умение рисовать пальцем и ладонью. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

 формочки, специальные инструменты, лоток, песок.

 5.Весёлая полянка

Равномерное нанесение песка. Рисование грибов различных по величине и форме по трафарету. Снятие напряжения рук.

 песок, лоток, деревянные палочки,трафареты.


6.Веточки деревьев

Учить детей указательным пальцем рисовать линии на песке с наглядной опорой.

песок, декоративные камни, специальные формочки, салфетки,


7.Шуршащие ёжики

Дыхат./г «Как дышит ёжик» (след на песке). Рисование колючек для ёжика.  

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты


8.Тарелка с баранками

Учить рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

 кинетический песок, специальные инструменты


Ноябрь

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

 1.Солнышко




Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты


 2.Кошечка


Рисование усиков, лапок кошки. Симметричное отражение линий.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

 3.Забор

Приучать применять несколько техник совместно, повторяя изображение. Развивать творческое мышление. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

 4.Будь здоров!

Рисование градусника – одна длинная прямая и маленькие деления на одинаковом расстоянии

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

 5.Дорожки

Приучать применять несколько техник совместно. Развивать творческое мышление. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков. Развивать внимание.

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

 

 6.Рыбки

Научить детей новому способу - отпечаток ладони. Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

 

7.Игра с песком

Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение.

Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации.

Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику р

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

 8.Транспорт


Рисование колес, дорожек для транспорта (круги, овалы, прямые и волнистые линии).

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты


Декабрь

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование


1.Снежок


Рисование падающего снега, снежинок (на целом полотне, насыпью) при помощи пальцев, мячиков-ёжиков.

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

 2.Узоры от мороза

Рисование узоров, снежинок по образцу.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты


3.Ветер



Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

4.Сказка на песке:

«Колобок»




Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице, располагать материалы по всей поверхности песка.

Способствовать возникновению игровых взаимодействий между детьми.

Развивать творческие способности, диалогическую речь, коммуникативные навыки.

Песочница, фигурки театра игрушек по сказке «Колобок», дополнительный материал, салфетки.

 

5.Упражнение

«Что спрятано?»




Учить находить на ощупь спрятанные в песке игрушки, называть их, ориентироваться на «песочном листе».

Развивать тактильно-кинестическую чувствительность.

Способствовать повышению самооценки у детей.

Развивать речь.

Песочница, набор различных игрушек, предметов, салфетки, кинетический песок



 6.Снеговик



.Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие воображения и творческого мышление.

.Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

 

 7.Новогодняя ёлочка

Развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Развитие воображения и творческого мышление. Развитие всех ВПФ. Снижение психоэмоционального напряжения. Положительный эмоциональный настрой, сплочение

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

 8.Новогодние игруки


Рисование новогодних елочных игрушек по трафарету. Украшение дополнительными деталями (камушки, палочки, кусочки ткани).

Песочница, набор формочек, лопатки, кинетический песок, цветной песок, камушки, палочки, кусочки ткани.


Январь

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

 

1.Сказка на песке

«Заюшкина избушка.»



Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице.

Рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика.

Развивать творческие способности, воображение, речь, умение работать в коллективе.

Песочница, фигурки сказочных персонажей, деревья, дом, дополнительные материалы, салфетки.

 2.Упражнение «Портрет на песке»


Расширять представления детей об эмоциях. Упражнять в рисовании пальчиком на песке выражений лиц с различными эмоциями.

Развивать мелкую моторику.

Гармонизировать эмоциональную сферу детей.

  песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

 3.Колобок

Продолжать закреплять умение рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

 4.Мячики


Закреплять умение рисовать круги с использованием декоративных элементов. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

5.День Рождение котёнка

Закреплять умение работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

6.Сыпем-лепим

Формировать знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формочки.

Учить способам обследования.

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику рук.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

7.Морской мир. Волны.

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, симметрично двумя руками.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

8.Свободная тема

Уточнить приобретенные навыки детей в рисовании. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

Февраль

1.Море-корабль

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев. Учить различать кол. предметов (много - мало, много - один). Учить сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине). Снятие тонуса кистей рук.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

2.Домашние животные

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Продолжать изучать домашних животных. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

3.Лес дремучий

Рисование следов зайца, лисы, волка, медведя по образцу. Учитывать дистанцию между следами в зависимости от размера животного.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

4.Семья

Рисование лица членов семьи. Проговаривание – добрый или злой, почему?

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

5.Улиточки

Закреплять умение рисовать круги и спирали нужного размера. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

6.Папин праздник

Рисование цветным песком подарка для папы на трафарете.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты, трафареты.

7.Дом

Рисование квадратов кулачком. Украшение.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

8.По замыслу

Совершенствовать умения и навыки  в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты, трафареты.

                   

Март

1.Здравствуй, весна!

Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию. Продолжать знакомить с временами года. Развивать чувство радости, успеха.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

2.Птицы прилетели домой

Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами. Развивать любовь к птицам.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

3.Мамин день

Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. Любовь к родителям.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

4.Птичка-невеличка

Рисование формы яйца различными способами (на целом полотне, насыпью).

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

5.Пружинки-резинки

Рисование спирали без отрыва различные по диаметру.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

6.Сердечко

Упражнение для развития чувства симметрии. Дуги.Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).Группировать по форме, цвету, величине.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты,

7.Весенние цветы

Рисование одуванчика линиями от центра к краю с соблюдением пропорций.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты.

8.По замыслу

Совершенствовать умения и навыки  в свободном экспериментировании с песком. Развивать способность работать парами. Развивать фантазию, интерес. Снятие тонуса.  

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты, трафареты.

Апрель

1.Игра с песком «Строим космодром».

Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать. Совершенствовать развитие пальцевой моторики

Песочница, наборы «Лего», фигурки, пульверизаторы, дополнительный материал, салфетки

2.Космос

Коллективное рисование космоса с трафаретами и без них (звезды, планеты, ракеты)

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты, трафареты.

3.Мои любимые животные сказок

Совершенствовать умения в рисовании. Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Вспомнить любимые сказки, животных.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

4.Божьи коровки на травке

Рисование пальчиками. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

5.Пасха

Рисование узоров двумя руками на форме яйца. Симметричное выполнение узоров двумя руками.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

6.Циплёнок

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.

Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

7.Формы

Рисование фигур круг, овал, квадрат, треугольник по трафарету и без него.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты, трафареты

8.Размер

Рисование предметов различной величины, сравнение.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

Май

1.Радуга

Рисование цветным песком радуги на трафарете.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты, трафареты.

2.Паучок

Рисование паука. Составление узора паутины.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

3.День Победы

Учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к Родине, старшему поколению.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

4.Лягушка

Учить рисовать двумя руками. Развивать мелкую моторику рук. Обогащать тактильный опыт детей. Вызвать интерес к созданию изображения на песке. Повышать тактильную чувствительность. Развитие воображения и творческого мышление

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

5.Радуга

Рисование цветным песком радуги на трафарете.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты,трафареты.

6.Луг

Рисование способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони, насыпание из кулачка, пальцев.Уметь различать кол. предметов (много - мало, много - один).

Уметь сравнивать предметы (по размеру, длине, ширине).

Группировать по форме, цвету, величине.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

7.Золотая рыбка.

Рисование рыбки по образцу. Повторение контуров фигуры.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

8.Мы рисуем, что хотим

Совершенствовать умения и навыки  в свободном экспериментировании с песком. Развивать воображение, интерес. Снятие эмоционального напряжения.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

Предполагаемый результат

  1. Освоение детьми элементарных правил владения пескографией.

Создание рисунков в данной технике.

  1. Умение аккуратно действовать с песком.

Более четкие и развитые движения пальцев рук.

Список литературы

1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое со¬провождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.

2. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007

3. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).

5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,  Коррекционные, развиваю¬щие и адаптирующие игры. — СПб 2004.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005г.

7. З.Мариэлла Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница.(адапт.перевод с англ. Качанова И.А.) – М.: ИНТ, 2010 – 94с.

8. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.

9. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.

10. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005

11. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного обра¬зовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.

Стихотворения для занятий с песком

Приветствие педагога

Давайте поздороваемся друг с другом:
Рано солнышко встаёт
И спешит скорей в обход.
Как, ребятушки, живете?
Как здоровье, как животик?
Одолела вас дремота?
Шевельнуться неохота?
Всем командую: Подъём!
В Песочную страну пойдём!

Правила поведения с песком (слова педагога)

Я вас слушал, я вас слышал,
Вы такие молодцы!
Вы — волшебники-творцы.
Я открою вам секреты,
Только знать надо при этом
Правила моей страны.
Очень все они просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
Значит, можно начинать?
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить (Т. М. Грабенко)

Правила поведения с песком (слова детей)

Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить.

Стихотворение для вступления

В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А ещё желательно
Делать все внимательно! (А. Густышкин)

Прощание с Песочной страной

В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
До свиданья, песок.
До свиданья, дружок.

Развивающие и образовательные игры и упражнения с песком

«Волшебные узоры»

Упражнение поможет вернуть сказочному миру красоту и счастье.
Ребята рисуют пальчиками причудливые узоры по собственному творческому замыслу, а затем декорируют их камушками, разноцветными бусинками и пуговичками. Педагог может подсказать графическую идею, например, изобразив волнистую линию, кружочки и лесенки, но дети выполняют задание самостоятельно с опорой на собственную фантазию.

«Поможем миру стать добрее»

Упражнение с терапевтическим эффектом.
Педагог предлагает детям вылепить из мокрого песка плотный шарик, нарисовать лицо злого волшебника, одновременно проговаривая характеристики персонажа, который является олицетворением злобы и враждебности (злой, страшный, пугает маленьких детей, несёт разрушение, не любит красоту). Вылепив злой песочный шарик, дети затем разрушают его руками, символически побеждая зло.

«Архитекторы»

Ребёнку предлагают построить дома для жителей песочного города, расселить игрушечных человечков, озвучивая при этом свои действия, придумать жизненную историю одного из человечков, разыграть сцену, например, знакомство с соседями, визит в гости, приём гостей и т. д.

«Что изменилось»

Взрослый вместе с ребёнком создаёт рисунок на песке, затем стирает часть изображения и просит рассказать, что изменилось. В процессе рассказа ребёнок закрепляет навыки использования имён существительных в родительном падеже.

«Подбери слово»

Ребёнок раскапывает спрятанные в песке игрушки и самостоятельно подбирает слова для характеристики предмета, например, мячик — маленький, круглый; машинка — легковая, красная и т. д.

«Там, на неведомых дорожках»

Игра способствует развитию диалоговой речи.
Педагог показывает игрушечного зайчика, рассказывает, что он живёт в сказочном лесу, он очень любознательный, любит путешествовать, но ещё совсем неразумный и непослушный. Однажды во время прогулки он забрёл далеко и заблудился. Каких зверей он встретит на своём пути, о чём они будут говорить? Детям предлагают выбрать фигурку животного и спрятать за деревом, педагог играет роль зайчика, который встречает разных лесных жителей и вступает с ними в диалог.

«Остров сокровищ»

Упражнение стимулирует развитие пространственного мышления.
Педагог держит в руках игрушку, символизирующую Сказочника, который очень любит преподносить сюрпризы. В песочной стране он спрятал множество подарков, но самое главное, что где-то в песочнице находится таинственный клад. Искать можно только двумя пальчиками, строго следуя указаниям Сказочника. Дети проводят поисковую операцию в индивидуальном порядке, проговаривая свои действия.

«Дорисуй картинку»

С помощью рисования песочных картин можно отрабатывать навыки построения предложений. Педагог рисует на песке домик, самолёт, воздушный шарик и предлагает ребёнку дорисовать картинку и составить по ней простое или сложное предложение.

«Исправь ошибку»

Упражнение на закрепление навыков слогового анализа слова.
Педагог чертит на песке заведомо ошибочное количество полосок, ребёнок подсчитывает количество слогов в слове, сравнивает с количеством полосок и исправляет ошибку, дорисовывая или стирая лишнюю полоску.

«Напиши слово»

Ребёнок прорисовывает печатными буквами слово и вертикальными линиями делит его на слоги.

«Ступеньки»

На холмиках, насыпанных из песка, разместить одноэтажный, двухэтажный и трёхэтажный домики. Задача ребёнка — выложить ступеньки из картинок с изображением односложных, двухсложных и трёхсложных слов.

«Волшебный Город Букв»

Игра закрепляет знание букв, но аналогичным образом можно работать и с цифрами.
Педагог и ребёнок берут себе по букве, называют их, обмениваются, затем обращаются друг к другу с просьбой вылепить букву из песка. На поверхности песочницы игроки формируют рельефы букв, сверяют с образцом и приступают к лепке следующей пары букв. Постепенно песочница преобразится в настоящий Город Букв.

«Песочные змейки»

Педагог проговаривает и выкладывает с помощью верёвочки слово, ребёнок читает, затем засыпает песком любой фрагмент слова и самостоятельно восстанавливает силуэты букв. Усложнённый вариант игры: ребёнок видит только часть слова, на основе фрагмента он прописывает всё слово.

Эксперименты и опыты с песком и водой

Цель:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

 

Опыты и эксперименты с песком:

№1 «Откуда берётся песок»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

  • Как вы думаете, что это сыплется?
  • Возьмите лупы, рассмотрите это.
  • Как мы получили песок?
  • Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

 

№2 «Из чего состоит песок»

Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.

Ход эксперимента:

Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
  • Как выглядят песчинки?
  • Похожи ли песчинки одна на другую?

Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

 

№3 «Легко ли сыпется песок»

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента:

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.

  • Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

 

№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»

Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.

Ход эксперимента:

Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку.

  • Что происходит и почему?

Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

 

№5 «Куда исчезла вода»

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента:

В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.

  • Каким он стал?
  • Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

 

№6 «Лепим из песка»

Материал: подносы с мокрым песком.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания

  • Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

 

№7 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»

Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.

Ход эксперимента:

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.

  • Какие фигурки получились?
  • Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

 

№8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента:

Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.

  • Хорошо видны отпечатки?

Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек.

  • Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

 

На рабочих столах стоят ёмкости с песком, педагог предлагает рассмотреть песок в лупу и провести интересные и познавательные опыты.

№ 9 «Камень и песок»

Дети высыпают камушки в первую ёмкость с водой (стаканчик, детское ведёрко), а песок во вторую ёмкость и приходят к выводу, что камень тяжелее песка, поскольку он быстрее опускается на дно.

№ 10«Сухой песок»

  • Дети прикасаются ладошками к песку и делятся своими ощущениями (ласковый, тёплый, нежный, мягкий, сыпучий). Педагог предлагает отыскать спрятанные в песочнице игрушки. Вывод: песок легко копается, поэтому в нём удобно что-либо прятать и закапывать сокровища.
  • Ребята пытаются сформировать пирожки из сухого песка и убеждаются в том, что это сделать очень сложно, поскольку песок рассыпается и не держит форму. Вывод: сухой песок не лепится.

Практическое знакомство со свойствами сухого песка приводит детей к заключению, что он не лепится

№ 11«Вода и песок»

  • Дети поливают песок водой и замечают, что вода очень быстро уходит в песок. Вывод: песок с лёгкостью впитывает воду.
  • Одну треть ёмкости с водой засыпать песком, после гимнастики дети сливают воду и замечают, что песок остался на дне. Вывод: песок не растворяется в воде.

№ 12«Песочная кулинария»

Из увлажнённого песка дети лепят пирожки и тортики и получают наглядное подтверждение тому, что смешанный с водой песок прекрасно передаёт и сохраняет форму. Вывод (формулирует педагог): вода вытесняет воздух между песчинками и грани плотно скрепляются, поэтому мокрый песок держит форму.

№ 13«Кирпичики»

Педагог смешивает песок, воду и добавляет немного цемента, из получившейся массы формирует кирпичик, затем демонстрирует сделанный накануне кирпичик с добавлением цемента. Вывод: цемент помогает сохранять форму очень долго, поэтому такой материал издавна используют при строительстве мостов, дорог, домов.

Во время экспериментальной деятельности дети изучают свойства песка, земли, воды и глины

№14. Песчаный конус.

Цель: Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

Оборудование:

1. Сухой песок.

2. Поднос, на который можно высыпать песок.

Опыт: Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплывы» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.

Вывод: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.

№15. Своды и тоннели.

Цель: Показать, что песчинки могут образовывать своды и тоннели.

Оборудование:

1. Поднос с сухим песком.

2. Лист тонкой бумаги.

3. Карандаш.

4. Клеевой карандаш.

Опыт: Возьмем тонкую бумагу и склеим из нее трубочку по диаметру карандаша. Оставив карандаш внутри трубочки, осторожно засыплем их песком так, чтобы конец трубочки и карандаша остались снаружи (разместим их наклонно в песке). Аккуратно вынем карандаш и спросим детей, смял ли песок бумагу без карандаша? Дети обычно считают, что да, бумага смялась, ведь песок достаточно тяжелый и мы насыпали его много. Медленно вынимаем трубочку, она не смялась! Почему? Оказывается, песчинки образуют предохранительные своды, из них получаются тоннели. Именно поэтому многие насекомые, попавшие в сухой песок, могут там ползать и выбираются наружу целыми и невредимыми.

Вывод: Песчинки могут образовывать своды и тоннели.

№16. Свойства мокрого песка.

Цель: Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.

Оборудование:

1. Сухой песок и мокрый песок.

2. 2 подноса.

3. Формочки и совки для песка.

Опыт: Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.

Вывод: Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.

№17. Погружение предметов в мокрый и в сухой песок.

Цель: Показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

Оборудование:

1. Сухой песок и мокрый песок.

2. Сито.

3. Два тазика.

4. Тяжелый стальной брусок.

5. Маркер.

Опыт: Равномерно через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности его дна толстым слоем. Осторожно, без надавливания, положим на песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок. В другом тазике расположим мокрый песок, разгладим его поверхность и также осторожно положим на песок наш брусок. Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в сухой песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? У сухого песка между песчинками был воздух, брусок своей тяжестью сжал песчинки, вытеснив воздух. У мокрого песка песчинки склеены водой, поэтому сжать их намного сложнее, именно поэтому в мокрый песок брусок погружается на меньшую глубину, чем в сухой.

Вывод: В сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

№18. Погружение предметов в плотный и в рыхлый сухой песок.

Цель: Показать, что в рыхлый сухой песок предметы погружаются глубже, чем в плотный сухой песок.

Оборудование:

1. Сухой песок.

2. Сито.

3. Два тазика.

4. Деревянная толкушка.

5. Тяжелый стальной брусок.

6. Маркер.

Опыт: Равномерно через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности его дна толстым слоем. Осторожно, без надавливания, положим на получившийся рыхлый песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок. Таким же образом насыплем сухой песок в другой тазик и плотно утрамбуем его деревянной толкушкой. Осторожно положим на получившийся плотный песок наш брусок. Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в рыхлый сухой песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? В рыхлом песке между песчинками много воздуха, брусок его вытесняет и погружается глубоко в песок. А в плотном песке воздуха осталось мало, песчинки уже сжались, и брусок погружается на меньшую глубину, чем в рыхлом песке.

Вывод: В рыхлый сухой песок предметы погружаются глубже, чем в плотный сухой песок.

Итоговое мероприятие: «Песочная страна» (рисование сухим песком)

Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.

Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.

  • Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.

Вывод: Сухим песком можно рисовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект -сценарий "осень" с использованием пескографии

итоговое занятие   ОСЕНЬ  с детьми ЗПР...

Конспект занятия по пескографии "Веселый Дед Мороз" + работы детей.

ПЕСКОГРАФИЯРабота с песком-развивает мелкую моторику, координацию движений, устойчивость внимания, аккуратность и эстетический вкус.  Учить намазывать клеем ПВА участки силуэта (Деда Мороза)...

Занятие по пластилинографии с элементами пескографии « Рыжая лисица»

Цели занятия:1.Познакомить детей с характерными особенностями рыжей лисицы: местом обитания. Строением тела, образом жизни, с привычками.2.Продолжить расширять кругозор детей. Рассказать о разнообразн...

Пескография для детей 2-3 лет

Комплексно- тематическое планирование....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ПЕСКОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Пескография как средство обучения и развития детей,  имеет огромный дидактический потенциал, который необходимо использовать как положительную составляющую коррекционно-развивающего процесса....

«Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое». Л.С. Выго...