Конспект семинара-практикума "Лепка"
учебно-методический материал по аппликации, лепке

Логинова Анна Евгеньевна

Семинанр-практикум для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №28

«Колокольчик» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Конспект

семинара-практикума

 тема: «Лепка»

 для педагогов

Составила:

Логинова Анна Евгеньевна,                                

воспитатель                                                                                

                                                                                                                                                                   

                                                                                         

2018-2019 учебный год

Я весь мир слепить готов –

                                                                                     Дом, машину, двух котов.

                                                                               Я сегодня властелин –

                                                                                У меня есть пластилин.

Лепка – это вид  изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объемно, трехмерно, при помощи мягких пластических материалов.

Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.)

Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.).

Занятие лепкой  комплексно воздействует на развитие ребёнка:

- повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, цвета, фактуры, пластики;

- развивает воображение, пространственное  мышление,  общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизирует  работу обеих рук;

- формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

- развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты;

- благотворно влияет  на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют  заниматься лепкой.

Выделяются следующие способы лепки: конструктивный, пластический (скульптурный), комбинированный, рельефная скульптура.

Конструктивный способ – это когда предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. При лепке животного  сначала вылепить туловище, затем ноги или лапы (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки пластилина. Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали.

Пластический способ - это лепка из целого куска пластилина, из которого вытягиваются все мелкие детали, части изделия и др. Начинают дети лепить этим способом со средней группы (овощи, фрукты, игрушки). Например, во время лепки мышки из общего кусочка пластилина ребёнок создаёт нужную форму, вытягивает мордочку, ушки, хвостик, лапки и с помощью стеки придаёт ей характерные признаки. Пластическим способом дети лепят на протяжении всего дошкольного возраста.

Комбинированный способ – этот способ объединяет в себе и лепку из целого куска пластилина и из отдельных деталей или частей. Например, из куска пластилина лепим часть курочки: туловище, голову, а мелкие детали и подставку готовим отдельно, потом соединяем их. Комбинированный способ лепки используется в создании композиционных работ.
Прием
рельефной лепки используют для создания шерсти животных, перьев птиц, чешуи рыб, крыльев птиц:
- путем нанесения рисунка;
- путем наложения формы на основу;
- путем выбирания глины.

Модульная лепка напоминает составление объемной мозаики или конструирование из большого количества одинаковых деталей.

Технику лепки составляет перечень тех действий руками, которыми дети постепенно овладевают.

Младший дошкольный возраст:
- раскатывание;
- скатывание;
- вдавливание пальцем;
- прищипывание;
- сплющивание;
- оттягивание;
- присоединение.
Средний дошкольный возраст:
- примазывание;
- защипывание;
- вытягивание;
- сглаживание
Старший дошкольный возраст:
- совершенствование техники лепки;                                                                                         - использование знакомых приемов лепки.

Различают следующие виды лепки: предметная, сюжетная, декоративная.

Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.  Воспитателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объемную подставку и логично, красиво распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.

Чаще всего сюжетом для лепки служат эпизоды из окружающей обстановки, отдельные эпизоды некоторых сказок. Выразительность сюжетным композициям придает не только то, как умело дети изображают форму, но и то, как они объединяют фигуры в одну композицию изображением действия.

Декоративная лепка.  Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания. В процессе познания различных его видов дети могут приобрести много полезных навыков. К примеру, красивые собранные формы, представляющие зверей, кукол, птиц с обусловленной красочной росписью, веселят детей и позитивно влияют на формирование их художественного вкуса, обогащают        детские суждения и фантазию. Хорошо и с удовольствием малыши лепят бусы и другие украшения для кукол, изготавливают декоративные сосуды: подставки для яиц, солонки и вазы для небольших весенних цветов, подносы и стаканы для ручек и карандашей. Также дети лепят животных, птиц, фигурки людей по мотивам народных игрушек.

Задачи по лепке.

В младшей группе:

1. Совершенствовать у детей умения раскатывать ком пластилина между ладонями прямыми движениями (карандаши, столбики для забора, колбаски);

 2. Учить соединять концы валика, для получения кольца (бублик, баранки, колёсики);

 3. Учить раскатывать между ладонями конусообразную форму (морковка), путём вытягивания одной стороны;

 4. Учить лепить предметы округлой формы, скатывать ком пластилина круговыми движениями (шарики, мячики, яблочки);

 5. Учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких частей (пирамидка, снеговик), накладывание одной части на другую и придавливается (соединение частей).

В средней группе:

1. Закреплять приёмы лепки, освоенные в предыдущих группах;

2. Уточнять вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей;

3. Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки;

4. Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы;

5. Познакомить с приемами использования стеки; поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

В старшей группе:

1. Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности;

2. Учить лепить посуду ленточным способом;

3. Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами;

4. Учить лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях);

5. Формировать умения лепить по представлению героев литературных произведений;

6. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали;

7. Побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.);

8. Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек.

В подготовительной группе:

1. Учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее;

2. Развивать у детей чувство композиции, умение лепить структурные группы из 2-3 фигур, передавать пропорции, динамику, соотношение предметов по величине;

3. Продолжать развивать навыки декоративной лепки;

4. Учить использовать разные способы лепки (налеп,    углубленный рельеф), применять стеку;

5. Учить создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.

Рассмотрим приёмы лепки посуды, животных и фигурки людей в разных возрастных группах.

Посуду  в младшей группе лепят приёмами раскатывания пластилина кругообразными движениями (шар), сплющивания шара, оттягивания краев вверх (мисочка).

В средней группе дети используют приём вдавливания и расплющивания стенок пальцами.

В старшей группе учатся лепить посуду ленточным способом, в подготовительной к школе группе – способом кругового  налепа.

При лепке животных в младшей группе дети учатся делить кусок глины на 2-3 неравные части и составлять фигурку из отдельных частей конструктивным способом.

В средней группе дети изображают животных, форма туловища которых представляет собой овоид, конусы, цилиндры, шары. Учатся лепить четвероногое животное.

В старшей группе используются приемы раскатывания столбика, сгибания его и разрезания стекой с двух концов (ноги, лапы), и из целого куска глины, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания.

В подготовительной – дети используют для создания образа различные выразительные средства, изобразительные и технические приемы. Передают изображение характерной формы, пропорций, деталей, изображение движения, пластичность формы.

Фигурка человека в младшей группе представляет собой шар - голова, столбик – туловище (шубка). В средней группе добавляются руки.

Дети старшей группы выполняют фигурку человека, передавая более точные пропорции, добавляя ноги. А дети 6-7 лет передают в своих работах движение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....