цикл занятий НОД по художественно-эстетическому развитию «Безопасность на дороге» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)
Конспект образовательной деятельности по аппликации в подготовительной группе
Тема: «Безопасная дорога» (коллективная композиция)
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Цель: Создание коллективной композиции «Безопасная дорога» для закрепления знаний о правилах дорожного движения и элементах дорожной инфраструктуры.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания о составных частях дорожного полотна (проезжая часть, пешеходный переход, разделительная полоса, тротуар) и дорожных знаках.
Упражнять в умении создавать коллективную композицию, распределяя элементы и согласовывая свои действия с другими детьми.
Совершенствовать навыки работы с бумагой и клеем: аккуратное вырезывание, наклеивание.
Развивающие:
Развивать пространственное мышление, умение ориентироваться на плоскости (слева, справа, в центре, вверху, внизу).
Развивать мелкую моторику, чувство цвета и композиции.
Развивать связную речь через построение рассказа о дороге и правилах поведения на ней.
Воспитывать осознанное, безопасное поведение на улице в качестве пешехода.
Воспитывать умение работать в команде, договариваться, помогать друг другу.
Воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Воспитательные:
Планируемые результаты (Целевые ориентиры):
Ребенок знает и называет основные элементы дороги и правила перехода проезжей части.
Ребенок умеет создавать изображения из бумаги и составлять из них общую композицию.
Ребенок активен в коллективной деятельности, умеет договариваться со сверстниками.
Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя: большое полотно-основа (ватман или полоса обоев) с условно намеченной проезжей частью; образцы дорожных знаков («Пешеходный переход», «Светофор», «Дети»), иллюстрации с изображением улицы; аудиозапись («Звуки улицы» или детские песни о ПДД); две корзиночки со смайликами.
Для детей: цветная бумага (черная, серая, белая для зебры, красная, желтая, зеленая для светофора), ножницы, клей-карандаш, салфетки, простые карандаши.
Предварительная работа:
Беседы о правилах дорожного движения.
Наблюдение за движением транспорта и пешеходов на прогулке.
Чтение художественной литературы (С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», «Моя улица»).
Дидактические игры («Дорожные знаки», «Светофор», «Угадай, какой знак»).
Разучивание стихов и загадок о ПДД.
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД):
I. Мотивационно-организационный этап (4-5 минут)
Организационный момент.
(Дети собираются вокруг воспитателя. Звучат звуки города: шум машин, гудки).
Введение в тему. Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение и догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить.
«Дорогу так перехожу:...»Воспитатель: О чем это стихотворение? (О правилах перехода дороги). Верно! А чтобы правила было легче соблюдать, что должно быть на дороге? (Разметка, знаки, светофоры). Посмотрите, у нас есть заготовка для улицы. Как вы думаете, готова ли она для движения? Безопасна ли она? (Нет). Чего не хватает? (Ответы детей: нет «зебры», светофоров, знаков). Давайте все вместе превратим эту заготовку в безопасную и понятную для всех улицу!
II. Основной этап (25-30 минут)
Беседа и планирование работы.
Воспитатель: Давайте вспомним, из каких частей состоит дорога?
Проезжая часть – для чего? (Для движения транспорта). Какого она цвета? (Черного, темно-серого).
Разделительная полоса – для чего? (Разделяет потоки машин). Как ее изобразить? (Белыми линиями или полосками).
Пешеходный переход («зебра») – как его сделать? (Из белых полосок, наклеенных параллельно друг другу).
Тротуар – где он находится? (По бокам дороги, для пешеходов).
Что помогает регулировать движение? (Светофоры, дорожные знаки).
Воспитатель: Мы разделимся на группы: одна группа будет делать пешеходные переходы, другая – светофоры, третья – дорожные знаки и машины.
Объяснение и показ способов создания элементов.
Воспитатель показывает, как сделать:
«Зебру»: нарезать из белой бумаги несколько полосок одинаковой ширины и длины.
Светофор: наклеить на черный прямоугольник три круга (красный, желтый, зеленый).
Дорожный знак «Пешеходный переход»: на белый треугольник с красной каймой наклеить черную фигурку пешехода и «зебру».
Воспитатель напоминает о технике безопасности при работе с ножницами и об аккуратности при наклеивании.
Красный – стоим на месте, (Руки на поясе, шаг назад)
Желтый – руки на пояс. (Руки на поясе, повороты туловища)
А зеленый загорелся – (Шагаем на месте)
Мы вперед пустились в путь! (Бег на месте)
Дети делятся на подгруппы и распределяют, кто что будет делать.
Под спокойную музыку дети вырезают и наклеивают элементы на общее полотно.
Воспитатель выполняет роль координатора:
Помогает распределить элементы на плоскости.
Напоминает о расположении пешеходного перехода (на перекрестке или там, где много людей), светофоров (у перехода).
Поощряет взаимопомощь и совместное обсуждение композиции.
Физкультминутка «Светофор» (2-3 минуты)
Самостоятельная творческая деятельность детей.
III. Рефлексивно-оценочный этап (4-5 минут)
Выставка и анализ коллективной работы.
Готовую композицию «Безопасная дорога» вывешивают на видное место.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая понятная и безопасная улица у нас получилась! Теперь здесь можно смело играть (имеются в виду игрушки) и переходить дорогу.
Вопросы для детей:
Расскажите, как теперь пешеходу правильно перейти нашу дорогу? (Подойти к светофору, дождаться зеленого сигнала, посмотреть налево, потом направо, перейти по «зебре»).
Какой элемент дороги вы создавали? Было ли трудно?
Почему важно, чтобы на дороге были все эти элементы? (Чтобы не было аварий, чтобы все были в безопасности).
Понравилось ли вам работать вместе, как одна команда?
Метод «Корзина настроения»: Воспитатель: Если вам было интересно и вы довольны нашей общей работой, положите веселый смайлик в корзиночку. Если что-то не понравилось или было сложно – грустный.
Воспитатель: Вы сегодня были не просто художниками, а инспекторами безопасности! Вы создали отличную дорогу, где все правила соблюдаются. Молодцы

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе
Тема: «Улица полна неожиданностей» (коллективная композиция)
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Цель: Создание коллективной композиции «Улица полна неожиданностей» в технике пластилинография для моделирования и закрепления правил безопасного поведения на дороге.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять знания о правилах дорожного движения для пешеходов и водителей, сигналах светофора, назначении основных дорожных знаков.
Совершенствовать умение работать в технике пластилинография: использовать приемы отщипывания, размазывания, надавливания для создания выразительных образов транспорта и пешеходов.
Закреплять знания о свойствах пластилина (мягкий, пластичный, принимает заданную форму).
Развивающие:
Развивать умение ориентироваться на плоскости, создавать сюжетную композицию, соотнося размеры изображаемых объектов (машины, люди, деревья).
Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, творческое воображение.
Развивать связную речь через составление рассказов-описаний смоделированной дорожной ситуации.
Воспитывать сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
Воспитывать умение работать в коллективе, договариваться, учитывать общий замысел.
Воспитывать отзывчивость и желание помогать другим.
Воспитательные:
Планируемые результаты (Целевые ориентиры):
Ребенок знает и объясняет основные правила безопасного поведения на дороге.
Ребенок умеет создавать изображения транспорта и людей в технике пластилинографии, используя освоенные приемы.
Ребенок активен в коллективной деятельности, умеет согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Ребенок проявляет инициативу в обсуждении смоделированных ситуаций.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя: готовое коллективное панно «Дорожное полотно», созданное на предыдущем занятии; иллюстрации с изображением городского транспорта и пешеходов; дидактические картинки с дорожными ситуациями; аудиозапись («Звуки города»); две корзиночки со смайликами (веселыми и грустными).
Для детей: пластилин разных цветов; стеки; доски для лепки; салфетки матерчатые; влажные салфетки для рук.
Предварительная работа:
Рассматривание коллективной работы «Дорожное полотно».
Беседы о видах транспорта, профессии водителя, работе светофора.
Сюжетно-ролевые игры «Мы – пешеходы», «Мы – водители».
Наблюдение за движением транспорта и пешеходов на прогулке.
Чтение стихотворений и рассказов по ПДД.
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД):
I. Мотивационно-организационный этап (4-5 минут)
Организационный момент.
(Дети собираются вокруг ранее созданного панно «Дорожное полотно». Звучат звуки города).
Введение в тему. Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о чем оно.
«У проезжей части Девочки играют. Это же опасно! Все об этом знают...»Воспитатель: О чем предупреждает нас это стихотворение? (Опасные ситуации на дороге). Правильно! Посмотрите на нашу улицу. Она красивая, с разметкой и знаками. Но она пустая. Как вы думаете, что может произойти на пустой улице? (Дети могут придумать опасные ситуации: кто-то побежит через дорогу в неположенном месте, водитель не заметит пешехода и т.д.). Давайте «населим» нашу улицу и покажем, как правильно и безопасно вести себя на дороге!
II. Основной этап (25-30 минут)
Беседа и планирование работы.
Воспитатель: Кого и что мы можем изобразить на нашей улице? (Машины, пешеходов, регулировщика, детей с мячом, бабушку с коляской).
Воспитатель: Давайте распределим, кто какую ситуацию будет изображать. Кто-то будет лепить машины, которые едут по правилам и останавливаются на красный свет. Кто-то – пешеходов, которые переходят дорогу по «зебре» на зеленый сигнал светофора. А может, кто-то покажет, как НЕЛЬЗЯ делать? (Например, ребенка, который пытается перебежать дорогу в неположенном месте).
Воспитатель: Вспомним, как мы будем лепить? Какие приемы пластилинографии мы используем? (Размазывание для заполнения больших площадей, например, кузова машины; отщипывание и скатывание мелких деталей; надавливание для крепления деталей).
Демонстрация способов создания образов.
Воспитатель: Чтобы слепить машину, можно размазать пластилин основного цвета по форме кузова, а затем добавить детали: окна, колеса, фары.
Чтобы слепить человека, можно вылепить голову (шарик), туловище (столбик или размазать каплевидную форму), руки и ноги (тонкие колбаски). Одежду можно показать с помощью цвета.
Едем, едем на машине, (Имитировать руль)
Нажимаем на педаль. (Ногой нажать на воображаемую педаль)
Газ включаем, выключаем, (Движение рукой вперед-назад)
Смотрим пристально мы вдаль. (Ладонь ко лбу, «вглядываться»)
Дворники счищают капли. (Руки согнуть в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки вправо-влево)
Влево, вправо – чистота!
Волосы ерошит ветер. (Подуть на ладони)
Мы шоферы – хоть куда! (Показать большой палец)
Дети самостоятельно или небольшими подгруппами создают фигурки транспорта и пешеходов.
Воспитатель помогает советами, напоминает о пропорциях, поощряет создание разнообразных сюжетов.
По мере готовности дети размещают свои работы на общем панно, обыгрывая дорожные ситуации.
Пальчиковая гимнастика «Мы шоферы» (2-3 минуты)
Самостоятельная творческая деятельность детей.
III. Рефлексивно-оценочный этап (4-5 минут)
Анализ коллективной работы.
Готовая композиция вывешивается на всеобщее обозрение.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, наша улица ожила! Давайте теперь составим рассказ по нашей картине. Что здесь происходит? Кто соблюдает правила, а кто их нарушает?
Вопросы для детей:
Расскажи о своем персонаже. Что он делает? Правильно ли он поступает?
Как нужно было бы поступить в этой ситуации?
Какой прием в лепке тебе сегодня пригодился больше всего?
Понравилось ли тебе работать всем вместе над одной большой картиной?
Метод «Корзина настроения»: Воспитатель: Если вам было интересно и вы узнали что-то новое, положите веселый смайлик в корзиночку. Если было сложно или неинтересно – грустный.
Воспитатель: Вы сегодня были не просто скульпторами, а создателями безопасности! Вы наглядно показали, как важно соблюдать правила на дороге. Спасибо вам за вашу работу и ответственность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в технике «пластилинографии» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Флаг России"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в технике «пластилинографии» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Флаг России"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы» для детей старшего дошкольного возраста. Интеграция образовательных областей:...

Сценарий практического занятия «Безопасная дорога» для детей старшего дошкольного возраста
Занятие включает в себя задания на формирование основных знаний по правилам дорожного движения для детей 5-7 лет. На протяжении всего занятия в игровой форме, с детьми путешествуют два героя: Регулиро...

Конспект интегрированного занятия в области речевого развития и художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект интегрированного занятия в области речевого развития и художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста....

КОНСПЕКТ Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с интеграцией в области речевого и художественно-эстетического развития. на тему: «Космос» для детей старшего дошкольного возраста
комплексное занятие с элементами экспериментирования для старшего дошкольного возраста по теме "Космос"...

Коррекционно-развивающее занятие по формированию и развитию познавательной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с использованием элементов сказкотерапии и техники правополушарного рисования.
Коррекционно-развивающее занятие по формированию и развитию познавательной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста(6-7 лет) с использованием элементов сказкотерапии итехники пра...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Я рисую радугу!» для детей старшего дошкольного возраста
Выполнение картины акварельными красками с изображением радуги....
