цикл занятий НОД по художественно-эстетическому развитию «Безопасность на дороге» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Долгова Елена Владимировна

Конспект образовательной деятельности по аппликации в подготовительной группе

Тема: «Безопасная дорога» (коллективная композиция)

Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Цель: Создание коллективной композиции «Безопасная дорога» для закрепления знаний о правилах дорожного движения и элементах дорожной инфраструктуры.

Задачи:

  • Образовательные:

    • Закреплять знания о составных частях дорожного полотна (проезжая часть, пешеходный переход, разделительная полоса, тротуар) и дорожных знаках.

    • Упражнять в умении создавать коллективную композицию, распределяя элементы и согласовывая свои действия с другими детьми.

    • Совершенствовать навыки работы с бумагой и клеем: аккуратное вырезывание, наклеивание.

  • Развивающие:

  • Развивать пространственное мышление, умение ориентироваться на плоскости (слева, справа, в центре, вверху, внизу).

  • Развивать мелкую моторику, чувство цвета и композиции.

  • Развивать связную речь через построение рассказа о дороге и правилах поведения на ней.

  • Воспитывать осознанное, безопасное поведение на улице в качестве пешехода.

  • Воспитывать умение работать в команде, договариваться, помогать друг другу.

  • Воспитывать аккуратность и самостоятельность.

  • Воспитательные:

Планируемые результаты (Целевые ориентиры):

  • Ребенок знает и называет основные элементы дороги и правила перехода проезжей части.

  • Ребенок умеет создавать изображения из бумаги и составлять из них общую композицию.

  • Ребенок активен в коллективной деятельности, умеет договариваться со сверстниками.

  • Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность.

Материалы и оборудование:

  • Для воспитателя: большое полотно-основа (ватман или полоса обоев) с условно намеченной проезжей частью; образцы дорожных знаков («Пешеходный переход», «Светофор», «Дети»), иллюстрации с изображением улицы; аудиозапись («Звуки улицы» или детские песни о ПДД); две корзиночки со смайликами.

  • Для детей: цветная бумага (черная, серая, белая для зебры, красная, желтая, зеленая для светофора), ножницы, клей-карандаш, салфетки, простые карандаши.

Предварительная работа:

  1. Беседы о правилах дорожного движения.

  2. Наблюдение за движением транспорта и пешеходов на прогулке.

  3. Чтение художественной литературы (С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», «Моя улица»).

  4. Дидактические игры («Дорожные знаки», «Светофор», «Угадай, какой знак»).

  5. Разучивание стихов и загадок о ПДД.

Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД):

I. Мотивационно-организационный этап (4-5 минут)

  1. Организационный момент.

    • (Дети собираются вокруг воспитателя. Звучат звуки города: шум машин, гудки).

  2. Введение в тему. Создание проблемной ситуации.

  3. Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение и догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить.
    «Дорогу так перехожу:...»

  4. Воспитатель: О чем это стихотворение? (О правилах перехода дороги). Верно! А чтобы правила было легче соблюдать, что должно быть на дороге? (Разметка, знаки, светофоры). Посмотрите, у нас есть заготовка для улицы. Как вы думаете, готова ли она для движения? Безопасна ли она? (Нет). Чего не хватает? (Ответы детей: нет «зебры», светофоров, знаков). Давайте все вместе превратим эту заготовку в безопасную и понятную для всех улицу!

II. Основной этап (25-30 минут)

  1. Беседа и планирование работы.

    • Воспитатель: Давайте вспомним, из каких частей состоит дорога?

      • Проезжая часть – для чего? (Для движения транспорта). Какого она цвета? (Черного, темно-серого).

      • Разделительная полоса – для чего? (Разделяет потоки машин). Как ее изобразить? (Белыми линиями или полосками).

      • Пешеходный переход («зебра») – как его сделать? (Из белых полосок, наклеенных параллельно друг другу).

      • Тротуар – где он находится? (По бокам дороги, для пешеходов).

      • Что помогает регулировать движение? (Светофоры, дорожные знаки).

    • Воспитатель: Мы разделимся на группы: одна группа будет делать пешеходные переходы, другая – светофоры, третья – дорожные знаки и машины.

  2. Объяснение и показ способов создания элементов.

  3. Воспитатель показывает, как сделать:

    • «Зебру»: нарезать из белой бумаги несколько полосок одинаковой ширины и длины.

    • Светофор: наклеить на черный прямоугольник три круга (красный, желтый, зеленый).

    • Дорожный знак «Пешеходный переход»: на белый треугольник с красной каймой наклеить черную фигурку пешехода и «зебру».

  4. Воспитатель напоминает о технике безопасности при работе с ножницами и об аккуратности при наклеивании.

  5. Красный – стоим на месте, (Руки на поясе, шаг назад)

  6. Желтый – руки на пояс. (Руки на поясе, повороты туловища)

  7. А зеленый загорелся – (Шагаем на месте)

  8. Мы вперед пустились в путь! (Бег на месте)

  9. Дети делятся на подгруппы и распределяют, кто что будет делать.

  10. Под спокойную музыку дети вырезают и наклеивают элементы на общее полотно.

  11. Воспитатель выполняет роль координатора:

    • Помогает распределить элементы на плоскости.

    • Напоминает о расположении пешеходного перехода (на перекрестке или там, где много людей), светофоров (у перехода).

    • Поощряет взаимопомощь и совместное обсуждение композиции.

  12. Физкультминутка «Светофор» (2-3 минуты)

  13. Самостоятельная творческая деятельность детей.

III. Рефлексивно-оценочный этап (4-5 минут)

  1. Выставка и анализ коллективной работы.

    • Готовую композицию «Безопасная дорога» вывешивают на видное место.

  2. Рефлексия.

  3. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая понятная и безопасная улица у нас получилась! Теперь здесь можно смело играть (имеются в виду игрушки) и переходить дорогу.

  4. Вопросы для детей:

    • Расскажите, как теперь пешеходу правильно перейти нашу дорогу? (Подойти к светофору, дождаться зеленого сигнала, посмотреть налево, потом направо, перейти по «зебре»).

    • Какой элемент дороги вы создавали? Было ли трудно?

    • Почему важно, чтобы на дороге были все эти элементы? (Чтобы не было аварий, чтобы все были в безопасности).

    • Понравилось ли вам работать вместе, как одна команда?

  5. Метод «Корзина настроения»: Воспитатель: Если вам было интересно и вы довольны нашей общей работой, положите веселый смайлик в корзиночку. Если что-то не понравилось или было сложно – грустный.

  6. Воспитатель: Вы сегодня были не просто художниками, а инспекторами безопасности! Вы создали отличную дорогу, где все правила соблюдаются. Молодцы

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе

Тема: «Улица полна неожиданностей» (коллективная композиция)

Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Цель: Создание коллективной композиции «Улица полна неожиданностей» в технике пластилинография для моделирования и закрепления правил безопасного поведения на дороге.

Задачи:

  • Образовательные:

    • Закреплять знания о правилах дорожного движения для пешеходов и водителей, сигналах светофора, назначении основных дорожных знаков.

    • Совершенствовать умение работать в технике пластилинография: использовать приемы отщипывания, размазывания, надавливания для создания выразительных образов транспорта и пешеходов.

    • Закреплять знания о свойствах пластилина (мягкий, пластичный, принимает заданную форму).

  • Развивающие:

  • Развивать умение ориентироваться на плоскости, создавать сюжетную композицию, соотнося размеры изображаемых объектов (машины, люди, деревья).

  • Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, творческое воображение.

  • Развивать связную речь через составление рассказов-описаний смоделированной дорожной ситуации.

  • Воспитывать сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

  • Воспитывать умение работать в коллективе, договариваться, учитывать общий замысел.

  • Воспитывать отзывчивость и желание помогать другим.

  • Воспитательные:

Планируемые результаты (Целевые ориентиры):

  • Ребенок знает и объясняет основные правила безопасного поведения на дороге.

  • Ребенок умеет создавать изображения транспорта и людей в технике пластилинографии, используя освоенные приемы.

  • Ребенок активен в коллективной деятельности, умеет согласовывать свои действия с действиями сверстников.

  • Ребенок проявляет инициативу в обсуждении смоделированных ситуаций.

Материалы и оборудование:

  • Для воспитателя: готовое коллективное панно «Дорожное полотно», созданное на предыдущем занятии; иллюстрации с изображением городского транспорта и пешеходов; дидактические картинки с дорожными ситуациями; аудиозапись («Звуки города»); две корзиночки со смайликами (веселыми и грустными).

  • Для детей: пластилин разных цветов; стеки; доски для лепки; салфетки матерчатые; влажные салфетки для рук.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание коллективной работы «Дорожное полотно».

  2. Беседы о видах транспорта, профессии водителя, работе светофора.

  3. Сюжетно-ролевые игры «Мы – пешеходы», «Мы – водители».

  4. Наблюдение за движением транспорта и пешеходов на прогулке.

  5. Чтение стихотворений и рассказов по ПДД.

Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД):

I. Мотивационно-организационный этап (4-5 минут)

  1. Организационный момент.

    • (Дети собираются вокруг ранее созданного панно «Дорожное полотно». Звучат звуки города).

  2. Введение в тему. Создание проблемной ситуации.

  3. Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о чем оно.
    «У проезжей части Девочки играют. Это же опасно! Все об этом знают...»

  4. Воспитатель: О чем предупреждает нас это стихотворение? (Опасные ситуации на дороге). Правильно! Посмотрите на нашу улицу. Она красивая, с разметкой и знаками. Но она пустая. Как вы думаете, что может произойти на пустой улице? (Дети могут придумать опасные ситуации: кто-то побежит через дорогу в неположенном месте, водитель не заметит пешехода и т.д.). Давайте «населим» нашу улицу и покажем, как правильно и безопасно вести себя на дороге!

II. Основной этап (25-30 минут)

  1. Беседа и планирование работы.

    • Воспитатель: Кого и что мы можем изобразить на нашей улице? (Машины, пешеходов, регулировщика, детей с мячом, бабушку с коляской).

    • Воспитатель: Давайте распределим, кто какую ситуацию будет изображать. Кто-то будет лепить машины, которые едут по правилам и останавливаются на красный свет. Кто-то – пешеходов, которые переходят дорогу по «зебре» на зеленый сигнал светофора. А может, кто-то покажет, как НЕЛЬЗЯ делать? (Например, ребенка, который пытается перебежать дорогу в неположенном месте).

    • Воспитатель: Вспомним, как мы будем лепить? Какие приемы пластилинографии мы используем? (Размазывание для заполнения больших площадей, например, кузова машины; отщипывание и скатывание мелких деталей; надавливание для крепления деталей).

  2. Демонстрация способов создания образов.

  3. Воспитатель: Чтобы слепить машину, можно размазать пластилин основного цвета по форме кузова, а затем добавить детали: окна, колеса, фары.

  4. Чтобы слепить человека, можно вылепить голову (шарик), туловище (столбик или размазать каплевидную форму), руки и ноги (тонкие колбаски). Одежду можно показать с помощью цвета.

  5. Едем, едем на машине, (Имитировать руль)

  6. Нажимаем на педаль. (Ногой нажать на воображаемую педаль)

  7. Газ включаем, выключаем, (Движение рукой вперед-назад)

  8. Смотрим пристально мы вдаль. (Ладонь ко лбу, «вглядываться»)

  9. Дворники счищают капли. (Руки согнуть в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки вправо-влево)

  10. Влево, вправо – чистота!

  11. Волосы ерошит ветер. (Подуть на ладони)

  12. Мы шоферы – хоть куда! (Показать большой палец)

  13. Дети самостоятельно или небольшими подгруппами создают фигурки транспорта и пешеходов.

  14. Воспитатель помогает советами, напоминает о пропорциях, поощряет создание разнообразных сюжетов.

  15. По мере готовности дети размещают свои работы на общем панно, обыгрывая дорожные ситуации.

  16. Пальчиковая гимнастика «Мы шоферы» (2-3 минуты)

  17. Самостоятельная творческая деятельность детей.

III. Рефлексивно-оценочный этап (4-5 минут)

  1. Анализ коллективной работы.

    • Готовая композиция вывешивается на всеобщее обозрение.

  2. Рефлексия.

  3. Воспитатель: Ребята, наша улица ожила! Давайте теперь составим рассказ по нашей картине. Что здесь происходит? Кто соблюдает правила, а кто их нарушает?

  4. Вопросы для детей:

    • Расскажи о своем персонаже. Что он делает? Правильно ли он поступает?

    • Как нужно было бы поступить в этой ситуации?

    • Какой прием в лепке тебе сегодня пригодился больше всего?

    • Понравилось ли тебе работать всем вместе над одной большой картиной?

  5. Метод «Корзина настроения»: Воспитатель: Если вам было интересно и вы узнали что-то новое, положите веселый смайлик в корзиночку. Если было сложно или неинтересно – грустный.

  6. Воспитатель: Вы сегодня были не просто скульпторами, а создателями безопасности! Вы наглядно показали, как важно соблюдать правила на дороге. Спасибо вам за вашу работу и ответственность

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в технике «пластилинографии» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Флаг России"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в технике «пластилинографии» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Флаг России"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы» для детей старшего дошкольного возраста.  Интеграция образовательных областей:...

Сценарий практического занятия «Безопасная дорога» для детей старшего дошкольного возраста

Занятие включает в себя задания на формирование основных знаний по правилам дорожного движения для детей 5-7 лет. На протяжении всего занятия в игровой форме, с детьми путешествуют два героя: Регулиро...

Конспект интегрированного занятия в области речевого развития и художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект интегрированного занятия в области речевого развития и художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста....

Коррекционно-развивающее занятие по формированию и развитию познавательной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с использованием элементов сказкотерапии и техники правополушарного рисования.

Коррекционно-развивающее  занятие по формированию и развитию познавательной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста(6-7 лет) с использованием элементов сказкотерапии итехники пра...