Программа доп. образования по художественно - эстетической направленности
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Смурова Светлана Борисовна

Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Веселые ладошки"230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Удомельская гимназия №3 им. О.Г.Макарова»

Рекомендовано научно- методическим советом МБОУ УГ №3 Протокол №1 ______от

 _________Козина В.А.      

Согласовано

Зам директора по ВР

     _______М.А. Антипова

Утверждаю

Директор МБОУ УГ № 3 им. О.Г. Макарова

             _________Т.А.Собина

Приказ №_____ от________

Образовательная программа дополнительного

образования детей объединения

«Веселые ладошки»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся:3 -4  года      

Педагог:  Смурова Светлана Борисовна

г. Удомля

2021 г.

                                    Пояснительная записка

Тип программы - модифицированная

Направленность – социально-гуманитарная

Актуальность программы

В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества. Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в аппликации. Поэтому особую актуальность приобретает развитие творческой личности ребёнка посредством аппликации. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.

Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.

Новизна программы.

- состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов. Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке и аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.

Задачи программы:

Образовательные:

- учить основным приемам аппликации (обрывание, сминание, скатывание в комок);

- учить создавать простейшую композицию;

- учить составлять из заготовленных геометрических элементов узоры на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге, чередуя их по цвету, форме и величине

Развивающие:

 - развивать у детей интерес к художественной деятельности;

- развивать произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

 - развить речь детей;

- развивать мелкую моторику рук

Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

- воспитывать и развивать художественный вкус;

- воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

      Отличительные особенности программы в том, что она написана на основе типовой программы, но в неё введены нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет, природный материал, крупы и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Срок реализации программы – 1 год

Объем программы – 36 часов

Режим работы:

Занятия проводятся один раз  в неделю по расписанию. Продолжительность занятия 15 минут. Наполняемость группы 8 - 10 человек, возрастной состав – дети 3 – 4 лет.

Формы  работы

Форма работа - групповая        

Методы и приемы работы

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесные (Беседа, рассказ, сказка, объяснение);

Наглядные (Рассматривание иллюстраций, работа по образцу, показ образца выполнения последовательности работы);

Практические (самостоятельная работа детей, пальчиковая гимнастика, динамические паузы);

Репродуктивные.

Проблемные.

        

 Планируемые результаты освоения Программы

Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети должны овладеть:

- основными приемами аппликации (обрывание, сминание, скатывание в комок);

- создавать простейшую композицию;

- составлять из заготовленных геометрических элементов узоры на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге, чередуя их по цвету, форме и величине.

Разовьются:

- интерес к художественной деятельности;

- произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

- речь детей;

- мелкая моторика рук;

- усидчивость, целенаправленность

Формы подведения итогов: коллективная работа «Одуванчики в траве»

Учебно – тематический план программы.

Занятия

количество часов

всего

теория

практика

1. Вводное

1

0,5

0,5

2.  Тематические занятия

35

17,5

17,5

итого

36

18

18

 Содержание изучаемого курса.

                              Учебно – тематическое планирование.

             Тема

Кол-во часов

Программное содержание

Сентябрь

1

«Волшебный мир бумаги»

1

Знакомить детей с бумагой, как художественным материалом, создать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, приклеивается). Учить приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы.

Материал: Наборы цветной бумаги, картона, клей, салфетки, клеёнки.

2

Репка

1

Учить детей составлять целое из двух частей. Закреплять умение наносить клей на детали и наклеивать их на лист, прижимая тряпочкой. Продолжать знакомить с жёлтым и зелёным цветами. Развивать память.

Колдина - Аппликация с детьми 3–4 лет стр 13

Материал: Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, настольный театр.

3

Фрукты в вазе

1

Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать её на лист. Продолжать знакомить с зелёным цветом, учить соотносить его с наименованием. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Колдина - Аппликация с детьми 3–4 лет стр 14

Материал: Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, муляжи фруктов.

4

Божья коровка

1

Развивать эстетический и художественный вкус, мелкую моторику рук, воображение, фантазию. Поощрять самостоятельность, инициативность и оригинальность работ. Поддерживать интерес с техники торцевания. Воспитывать любовь к насекомым Формировать навыки коллективного труда, закреплять и углублять знания детей о торцевании. Учить делать торцовки с помощью карандаша.

Артемьева Наталья Васильевна стр 9

Материал: готовые трафареты божьих коровок, карандаши, квадраты из креповой бумаги (2X2 красные, оранжевые и черные), клей ПВА, кисти, иллюстрации божьих коровок, лабиринт на каждого ребёнка, карточки к дидактической игре «Божья коровка».

Октябрь

5

Осенние листочки

1

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).

Носова Н.В.

Материал: Двусторонняя бумага ярких цветов(жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки.

6

Дождик, дождик – кап, кап

1

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа.

Закалина Т.Э.

Материал: Зонтик,1/2 белого картона, цветная бумага(оттенки синего) клей, кисти, салфетки

7

Яблоки в корзине

1

Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсомоторики.

Носова Н.В.

Материал: 1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного,зеленого цветов,

клей ПВА

8

Ветка рябины

(коллективная работа).

 

1

Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. Закалина Т.Э.

Материал: ¼ тонированного листа ватмана, засушливые листья рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки

Ноябрь

9

Сладкая конфетка (подарок мамам) 

1

Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Носова Н.В.

10

Мороженое в вафельном стаканчике

1

Учить последовательно выполнять работу: скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг другу, развивать цветовое восприятие.

Закалина Т.Э.

Материал: Кукла Катя, 1/2 альбомного листа с изображением вафельного рожка, цветные бумажные салфетки, клей ПВА

11

Гриб боровик 

1

Учить детей приёмам обрывной аппликации: отрывать небольшие кусочки бумаги от основной полоски; заполнять пространство трафарета кусочками бумаги; приклеивать, не выходя за контур рисунка. Развивать моторику.

Носова Н.В.

Материал: ½ альбомного листа голубого цвета с изображением трафарете гриба; полоски белого и коричневого цвета; клейстер; муляжи грибов.

12

Петушок-золотой гребешок

(коллективная работа)

1

Упражнять в сминаниии скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).

Закалина Т.Э.

Материал: ¼ тонированного листа ватмана с силуэтом петушка, хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки

Декабрь

13

Сугробы, снег на деревьях

(коллективная работа)

1

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю),пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща.

Носова Н.В.

Материал: ¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, салфетки

14

Мы слепили снеговика

1

Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска.

Закалина Т.Э.

Материал: Картинка с изображением снеговика, картина с предыдущего занятия, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки

15

Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки

1

Учить отрывать   от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качеств. Воспитывать интерес к аппликации.

Носова Н.В.

Материал: Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза или Снегурочки, белая бумага, клей, кисти

16

Новогодняя елочка

1

Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем.

Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям.

Закалина Т.Э.

Материал: ½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов (фантики) , клей, кисти, салфетки

Январь

17

Зайка беленький сидит

1

Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми. Воспитывать дружеские отношения.

Носова Н.В.

Материал: Игрушка зайчика, ¼ тонированного листа ватмана, белые бумажные салфетки, ватные диски, разрезанные на части, клей, кисти, салфетки

18

На полянку на лужок тихо падает снежок

(коллективная работа)

1

Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца.

Закалина Т.Э.

Материал:Картина с предыдущего занятия, кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфетки

19

Покормим птичек

1

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

 Носова Н.В.

Материал: Двусторонняя коричневая бумага; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки

Февраль

20

Котенок по имени «Гав»

 

1

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным.

Закалина Т.Э.

Материал: Игрушка котенок, ½ альбомного листа с контурным изображением котенка, двусторонняя бумага цветная бумага, клей, кисти, салфетки

21

Кудрявый барашек

.

 

1

Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой.

Носова Н.В.

Материал: Тонированная бумага с контуром барашка, белые салфеткибумага, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки.

22

Игрушки

(пирамидка, неваляшка)

 

1

Продолжать учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Закалина Т.Э.

Материал: ½ альбомного листа, цветные бумажные салфетки, клей ПВА; пирамидка

23

Летят самолеты

(коллективная работа)

.

1

Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера(прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно (в виде российскогофлага). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату.

Носова Н.В.

Материал: ¼ тонированного листа ватмана, (в виде российскогофлага), заготовки для самолетов

(прямоугольники, полоски),цветная бумага

клей, кисти, салфетки

Март

24

Цветы в подарок маме

(коллективная работа)

1

Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет).в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага,развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.

Закалина Т.Э.

Материал: ¼ тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага,

клей, кисти, салфетки.

25

Смотрит солнышко в окошко

1

Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.

Носова Н.В.

Материал: Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки,бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки.

26

Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки

(коллективная работа)

1

Закреплять умение аккуратно 
и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в 
клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах.

Закалина Т.Э.

Материал: ¼ тонированного листа ватмана, желтые бумажные салфетки, кусочки цветной бумаги, ватные диски, фломастеры, игрушка курочки, клей, кисти, салфетки.

27

Колобок -румяный бок

1

Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета.

Закалина Т.Э.

Материал: Бабушка(кукольный театр) ширма, желтая двухсторонняя бумага, желтые салфетки, картон круглой формы, глаза, рот нос для колобка, клей ПВА,салфетка

Апрель

28

Облака – белогривые лошадки

1

Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща.

Носова Н.В.

Материал: ¼ тонированного листа ватмана с изображением реки,белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки.

29

Белые кораблики

(коллективная работа)

1

Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой.

Закалина Т.Э.

Материал: Картина с предыдущего занятия, заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки.

31

Корзина с пасхальными яйцами (Коллективная работа)

1

Продолжать учить детей составлять коллективную композицию, правильно располагая предметы на листе. Упражнять в порядковом счете.

Д.Н. Колдина

Материал: Лист ватмана, вырезанная из цветной бумаги корзина, разноцветные бумажные овалы-яйца, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

32

Веселый клоун

1

¼ листа ватмана с изображением клоуна, фантики от конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки

Май

33

Праздничный салют

(коллективная работа)

1

Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.

 Носова Н.В.

Материал: Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА

34

Божья коровка-

лети на небко

1

Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым.

Закалина Т.Э.

Материал: Игрушка божья коровка,

½ альбомного листа,

красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки

35

Гусеница

1

Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым. Носова Н.В.

Материал: ½ альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.

36

Одуванчики в траве(коллективная работа)

1

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща.

Закалина Т.Э.

Материал: ¼ тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисточки, салфетки.

Календарно-тематическое планирование.

Тема

Вид образовательной

деятельности

Дата проведения

теория                

практика

По плану

По факту

1

 Волшебный мир бумаги

0.5

0.5

2

Репка

0.5

0.5

3

Фрукты в вазе

0.5

0.5

4

Божья коровка

0.5

0.5

5

Осенние листочки

0.5

0.5

6

Дождик, дождик – кап, кап

0.5

0.5

7

Яблоки в корзине

0.5

0.5

8

Ветка рябины (коллективная работа).

0.5

0.5

9

Сладкая конфетка (подарок мамам)

0.5

0.5

10

Мороженое в вафельном стаканчике

0.5

0.5

11

Гриб боровик        

0.5

0.5

12

Петушок-золотой гребешок

(коллективная работа)

0.5

0.5

13

Сугробы, снег на деревьях

(коллективная работа)

0.5

0.5

14

Мы слепили снеговика

0.5

0.5

15

Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки

0.5

0.5

16

Новогодняя елочка

0.5

0.5

17

Зайка беленький сидит

0.5

0.5

18

На полянку на лужок тихо падает снежок (коллективная работа)

0.5

0.5

19

Покормим птичек

0.5

0.5

20

Котенок по имени «Гав»

0.5

0.5

21

Кудрявый барашек

0.5

0.5

22

Игрушки (пирамидка, неваляшка)

0.5

0.5

23

Летят самолеты

(коллективная работа)

0.5

0.5

24

Цветы в подарок маме

(коллективная работа)

0.5

0.5

25

Смотрит солнышко в окошко

0.5

0.5

26

Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки (коллективная работа)

0.5

0.5

27

Колобок - румяный бок

0.5

0.5

28

Облака – белогривые лошадки

0.5

0.5

29

Белые кораблики

(коллективная работа)

0.5

0.5

31

Корзина с пасхальными яйцами (Коллективная работа)

0.5

0.5

32

Веселый клоун

0.5

0.5

33

Праздничный салют

(коллективная работа)

0.5

0.5

34

Божья коровка-

лети на небко

0.5

0.5

35

Гусеница

0.5

0.5

36

Одуванчики в траве (коллективная работа)

0.5

0.5

ИТОГО

18

18

Методическое  и материально- техническое обеспечение программы

Описание материально-технического обеспечения программы

 Помещение (групповая комната, кабинет творчества);

Наглядные пособия (игрушки, картинки, иллюстрации к темам);

Аудиозаписи.

Материалы и оборудование

Принадлежности для аппликации: альбомные листы А-4,заготовки из бумаги,  цветная бумага и цветной картон, клей, кисточки, краска, мягкие салфетки вата.

• Самоклеящаяся и гофрированная бумаги, наборы для детского творчества.

• Простые и цветные карандаши

Список литературы

1.        Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010

2.        Гришина Н.Н, Анистратова А.А. «Поделки из кусочков бумаги»  – М.,Оникс, 2009 г.

3. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет Мозаика синтез2012г.

3.НевилькоН. «Волшебные салфетки» - Обруч,2003,№1

4. Рябко Н.Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика».  Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.

5. https://nsportal.ru/zakalina-tamara

6. http://suetuk-detsad.ermuo.ru/wp-content/uploads/2017/06/netradicionnue.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования дошкольников художественно-эстетической направленности "Мастерская чудес" (работа с фетром)

Реализуемая цель: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации, через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и и...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Радуга» (художественно-эстетическому направлению детей 6-7 лет) Декоративно-прикладное творчество (один год обучения)

quot; Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия" М И Калинин...

ПРОГРАММА дополнительного образования дошкольников художественно – эстетической направленности «Волшебная мастерская»

рабочая программа дополнительного образования дошкольников художественно – эстетической направленности «Волшебная мастерская»...

Парциальная программа дополнительного образования по художественно-эстетической направленности «Умелые руки (аппликация)» для детей 4-5 лет

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личност...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по художественно – эстетическому направлению «ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ» для детей 3-5 лет

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие и эстетические способности,  положительно-эмоциональное восприятие окружающего...